Судья: Трухин А.П. Дело №33а-11587/2018
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 26 сентября 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бушминой А.Е.,
судей: Есыревой Е.В., Ворониной Т.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО11,
с участием административного истца Соловьева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Есыревой Е.В. в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционной жалобе Соловьева Виктора Александровича на решение Городецкого городского суда Нижегородской области от 16 февраля 2018 года по административному делу по административному иску Соловьева Виктора Александровича к администрации Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области и Сельскому Совету Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области о признании незаконными решения сельского совета Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 29.04.2013 года № 14 «О закрытии кладбища в с. Зарубино», ответа администрации Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 01.09.2016 года № 311 и ответа администрации Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 31.10.2016 года № 408,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Соловьев В.А. обратился в суд с вышеуказанным административным иском в обосновании, которого указал, что 27.08.2016 года умерла его мать – Соловьева Анна Архиповна и на семейном совете было принято решение о её захоронении на кладбище с. Зарубино Городецкого района Нижегородской области в районе церкви рядом с её супругом, отцом истца, умершим 16.12.1995 года, так как это была её просьба при жизни и для получения разрешения на захоронение в родственную могилу, сын административного истца 29.08.2016 года обратился с заявлением к главе администрации Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области.
Администрацией Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области в адрес административного истца был направлен письменный ответ от 01.09.2016 года № 311, из которого следует, что на основании решения ФИО1 сельсовета Городецкого муниципального района ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О закрытии кладбища в <адрес>» кладбище в <адрес> ФИО5 <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ закрыто и захоронения производятся на новом кладбище.
29 и 30 сентября 2016 года административный истец вновь обратился в администрацию Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области с заявлениями об отмене решения от 29.04.2013 года № 14, так как оно лишило его и других жителей с. Зарубино прав на семейное захоронение и соблюдение семейных традиций, ответом от 31.10.2016 года № 408 администрации Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области дано разрешение на проведение подзахоронения Соловьевой А.А. на закрытом кладбище в существующую могилу ее умершего супруга Соловьева А.Н., путем подзахоронения урны с прахом после кремации в родственную могилу, с условием не производить захоронение на расстоянии менее трех метров от фундамента здания Вознесенской церкви, являющейся памятником архитектуры областного значения.
Административный истец Соловьев В.А. посчитал, что вышеуказанное письмо не содержало ответа на вопрос, касающийся правовых обоснований вынесения решения от 29.04.2013 года № 14, административный истец вновь обратился в администрацию Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района с заявлениями от 25.11.2016 года, однако в письме администрации от 21.12.2016 года № 479, было сказано, что ответ уже был дан в письменном виде 31.10.2016 года № 408.
Административный истец Соловьев В.А. считает, что решение сельского совета Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 29.04.2013 года № 14 «О закрытии кладбища в с. Зарубино», ответы администрации Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 01.09.2016 года № 311 и от 31.10.2016 года № 408 являются незаконными, так как нарушают его права на захоронение матери рядом с отцом.
Кроме того, Соловьев В.А. указал, что оспариваемым им решением и ответами ему причинены нравственные страдания, которые он оценивает в сумме 20 000,00 рублей, помимо этого, ему предстоит понести убытки, связанные с перезахоронением в сумме 39000,00 рублей, также им были понесены судебные расходы в сумме 11114,00 рублей, состоящие из 2000,00 рублей – стоимость составления искового заявления, 6000,00 рублей – услуги представителя, 294,00 рублей – фото услуги, 640,00 рублей – услуги по изготовлению копий документов, 300,00 рублей расходы по оплате государственной пошлины, 1 800,00 рублей – транспортные расходы.
Административный истец Соловьев В.А. с учетом измененных административных исковых требований просил суд: признать решение сельского Совета Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 29.04.2013 № 14 «О закрытии кладбища в с. Зарубино», ответы администрации Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 01.09.2016 года № 311 и от 31.10.2016 года № 408 – незаконными; обязать администрацию Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской <адрес> дать разрешение на проведение подзахоронения тела Соловьевой Анны Архиповны, умершей ДД.ММ.ГГГГ на кладбище при церкви Вознесения Господня <адрес> ФИО5 <адрес> в существующую могилу её супруга Соловьева Александра Николаевича, умершего ДД.ММ.ГГГГ без захоронения урны с прахом после кремации; взыскать с административного ответчика судебные расходы в размере затрат, произведенных на оплату слуг представителя- 6000 рублей, на оплату транспортных расходов - 1112 рублей, на оплату юридических услуг по составлению искового заявления- 2000 рублей, на оплату слуг по изготовлению копий документов - 640 рублей и фотографий - 294 рубля, на оплату государственной пошлины - 300 рублей.
Определением Городецкого городского суда Нижегородской области от 02 июня 2017 года прекращено производство по административному делу в части требований Соловьева В.А. о взыскании с администрации Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области в его пользу убытков в сумме 39 000,00 рублей, компенсации морального вреда в сумме 20 000,00 рублей, поскольку указанные требования не подлежат рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства.
Решением Городецкого городского суда Нижегородской области от 16 февраля 2018 года постановлено: в удовлетворении административных исковых требований Соловьеву Виктору Александровичу отказать. Взыскать с Соловьева Виктора Александровича в пользу администрации Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области судебные расходы в сумме 5000 (пять тысяч) рублей.
В апелляционной жалобе Соловьев В.А. просит решение Городецкого городского суда Нижегородской области от 16 февраля 2018 года отменить и принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции Соловьев В.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, полагает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, подлежит отмене.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей, с полномочиями, оформленными в порядке, предусмотренном ст.ст.55-57 КАС РФ, в суд не направили.
В соответствии со ст.150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан, основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине. Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Заслушав доводы административного истца, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
В соответствии с этим суд согласно ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ верно распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела применительно к названным в судебном акте нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
В силу ст. 1 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (в дальнейшем - Федеральный закон от 12 января 1996 года) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает:
1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников;
2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего;
3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения;
4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.
Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством (ст. 2 того же Федерального закона).
Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям (ст. 3).
Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее - волеизъявление умершего) - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, включает, в частности, быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими (ст. 5 Федерального закона от 12 января 1996 года).
На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 года).
Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения (ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 года).
Таким образом, право на захоронение в избранном месте является коррелятивным понятием, содержание которого уясняется при сопоставлении его, среди прочего, с санитарными и экологическими требованиями к выбору места погребения, без соблюдения которых оно утрачивает свою императивную природу.
В соответствии с этим, пунктом 4.3 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 N 84; зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 31.08.2011 N 21720) установлен запрет производить захоронения на закрытых кладбищах, за исключением захоронения урн с прахом после кремации в родственные могилы, а также в колумбарные ниши.
Указанная норма, не допуская двойственного толкования, устанавливает прямой запрет на все захоронения на закрытом кладбище, за исключением захоронения урн с прахом после кремации в родственные могилы и колумбарные ниши.
Необходимость данной меры обусловлена отсутствием возможности обеспечения на таком кладбище соблюдения обязательных гигиенических требований к размещению кладбищ, что и является основанием для его закрытия.
Иное толкование указанной нормы, при котором запрет распространяется только на новые захоронения и допускает подзахоронения в родственные могилы не только урн с прахом, но и тел умерших, не имеет под собой никаких объективных причин (оснований) и может быть объяснено исключительно желанием лиц дающих подобные толкования придать этой норме желаемое значение.
Деятельность на местах погребения, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п. 1).
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 12.02.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Согласно п. 2.5. СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Частью 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселений), 21, 28, 30, 33 ч. 1 указанной статьи.
Согласно ст.4 Закона Нижегородской области от 08.08.2008 № 97-З «О погребении и похоронном деле в Нижегородской области» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Для осуществления погребения умерших, а также для предоставления на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления. Предоставление услуг по погребению, а также предоставление на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению может осуществляться и иными лицами, оказывающими услуги по погребению.
Кроме того, согласно п. 4.14 Рекомендаций о порядке похорон и содержания кладбищ в Российской Федерации, утвержденных протоколом Госстроя Российской Федерации от 25.12.2001 №01-НС-22/1, определено, что в сельских поселениях, где отсутствуют специализированные службы по вопросам похоронного дела, такие функции исполняет лицо или группа лиц, назначаемые органом местного самоуправления или сходом жителей.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяющей порядок вступления в силу муниципальных правовых актов, муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
В соответствии с п.1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.
Пунктом 1.5 данного СанПиНа предусмотрено, что указанные санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Главой VII указанных Правил установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы в отношении объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания.
Согласно п.7.1.12 данного СанПиНа закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища должны иметь санитарно-защитную зону размером 50 м.
В соответствии с Уставом Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области, принятым сельским Советом Зиняковского сельсовета 18.12.2009 года (с изменениями от 22.03.2016 № 6) (далее – Устав), сельский Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Нижегородской области, настоящим Уставом, принимает устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельсовета, а также решения по вопросам организации деятельности сельского Совета (ч. 3 ст. 45 Устава).
Согласно ч. 7 ст. 47 Устава, муниципальные правовые акты сельсовета, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после процедуры обнародования решения.
В соответствии со ст. 48 Устава, обнародование муниципальных правовых актов осуществляется путем их размещения в общедоступных местах (в здании администрации Зиняковского сельсовета, в здании представительства администрации Зиняковского сельсовета в с.Зарубино, в помещении бухгалтерии МУП «ЖКХ Зиняковское» в с.Воронино), обеспечивающего возможность ознакомления с ними граждан. Ответственные лица за своевременность и достоверность обнародования информации, сроки обновления информации, порядок ознакомления с муниципальными правовыми актами жителей сельсовета определяется нормативно-правовым актом сельского Совета.
Решением Сельского совета Зиняковского сельсовета Городецкого района Нижегородской области №7 от 18.12.2009 года утверждено положение о порядке обнародования муниципальных правовых актов. Согласно п.2.4 указанного порядка, официальным обнародованием муниципального правового акта признается официально размещение полного текста правового акта для всеобщего сведения на срок не менее 10 дней на информационных стендах в следующих местах: в здании администрации Зиняковского сельсовета, в Зиняковском Доме культуры, в Воронинском доме культуры, в помещении бухгалтерии МУП «ЖКХ Зиняковское» с.Воронино, «ЖКХ Зарудинское, в почтовом отделении с Зиняки, с.Воронино, с.Зарубино.
Решением сельского совета Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 29.04.2013 №14 кладбище в с. Зарубино по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, Зиняковский сельсовет, с. Зарубино, в районе церкви Вознесения Господня закрыто для захоронений, а для захоронений открыто новое кладбище, расположенное по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, Зиняковский сельсовет, село Зарубино, в районе д. Киреево.
Из материалов дела следует, что 27.08.2016 года умерла мать административного истца – Соловьева Анна Архиповна.
ДД.ММ.ГГГГ сын административного истца - Соловьев Ю.В. обратился в администрацию Зиняковского сельсовета с просьбой дать разрешение на подзахоронение Соловьевой А.А. в родственную могилу своего мужа Соловьева А.Н. на сельском кладбище с.Зарубино (старее кладбище возле церкви).
Место для захоронения Соловьевой А.А. было выделено на новом кладбище, где она и была захоронена.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в администрацию ФИО1 сельсовета с двумя заявлениями: от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, содержащими просьбу обосновать решение о закрытии кладбища в районе старой церкви <адрес> и запрете подзахоронения на нем Соловьевой А.А., а так же просьбу отменить это решение.
Судом первой инстанции установлено, что причиной закрытия кладбища в с. Зарубино, возле церкви, послужило, помимо отсутствия свободных для захоронения мест, нарушение санитарно-защитной зоны кладбища, поскольку в санитарно-защитной зоне кладбища расположен жилой дом, принадлежащий Волковой О.П., что подтверждается представленными административным ответчиком доказательствами.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что на основании решения сельского совета Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 29.04.2013 года № 14 «О закрытии кладбища в с. Зарубино» кладбище в <адрес> ФИО5 <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ закрыто и захоронения производятся на новом кладбище, на котором Соловьевой А.А. было выделено, где она и была захоронена, соответственно, решение принято сельским советом Зиняковского сельсовета в пределах своих полномочий и соответствует требованиям нормативных актов, в связи, с чем отсутствуют основания для признания указанного решения незаконным. Суд признал оспариваемое решение органа законным и обоснованным, учитывающим санитарные нормы и правила.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, оценивая указанные оспариваемые административным истцом ответы администрации Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области на предмет их соответствия нормативным правовым актам, указал на то, что в ответе от 31.10.2016 года № 408 глава администрации Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области дала разрешение на проведение подзахоронения умершей Соловьевой А.А. в родственную могилу ее покойного супруга Соловьева С.Н., при соблюдении п.3.13 п.3.16 СанПин 2.1.2882-11 «Гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» и в соответствии с требованиями п. 4.3 СанПин 2.1.2882-11 – провести захоронение урны с прахом после кремации в родственную могилу, с указанием на необходимость обеспечения безусловного соблюдения действующего законодательства по охране и использованию историко-культурного наследия.
Кроме того, отказывая Соловьеву В.А. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с заявленными требованиями об оспаривании ответов администрации Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской от 01.09.2016 года № 311 и от 31.10.2016 года № 408, а также решения сельского совета Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области от 29.04.2013 года № 14 «О закрытии кладбища в с. Зарубино».
Исходя из положений ч.ч.1, 7, 8 ст.219 КСА РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с ч.5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Судебная коллегия полагает данные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
С доводами апелляционной жалобы судебная коллегия согласиться не может, поскольку они направлены на неверное применение закона.
В силу ст. 1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает:
1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников;
2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего;
3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения;
4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.
Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством (ст. 2 того же Федерального закона).
Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям (ст. 3).
Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее - волеизъявление умершего) - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, включает, в частности, быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими (ст. 5 Федерального закона от 12 января 1996 года).
На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 года).
Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения (ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 года).
Аналогичные нормы содержатся в законодательстве Нижегородской области.
Таким образом, право на захоронение в избранном месте является коррелятивным понятием, содержание которого уясняется при сопоставлении его, среди прочего, с санитарными и экологическими требованиями к выбору места погребения, без соблюдения которых оно утрачивает свою императивную природу.
В соответствии с этим пунктом 4.3 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84; зарегистрировано в Минюсте РФ 31.08.2011 N 21720) установлен запрет производить захоронения на закрытых кладбищах, за исключением захоронения урн с прахом после кремации в родственные могилы, а также в колумбарные ниши.
По этой причине доводы жалобы, игнорирующие требования санитарных и экологических требований, не могут служить правовым основанием для отмены решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании административным истцом примененных судом норм права, неправильном определении административным истцом обстоятельств, имеющих значение для дела, и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Городецкого городского суда Нижегородской области от 16 февраля 2018 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Соловьева Виктора Александровича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: