Дело № 2а-2878/2019
88а-4127/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владивосток 17 июня 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.,
судей Зайцевой О.А., Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Масюкова В.И. на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 19 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 3 октября 2019 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Масюкова В.И. к призывной комиссии муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» об оспаривании решения о признании непрошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Масюков В.И. обратился в Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области с административным исковым заявлением к призывной комиссии муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» об оспаривании решения от 25 декабря 2018 года о признании непрошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и возложении обязанности рассмотреть вопрос о зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, как не подлежащего призыву на военную службу по достижению 27-летнего возраста, и выдаче военного билета.
В обоснование заявленных требований Масюков В.И. указал, что он состоит на учете в военном комиссариате г. Южно-Сахалинска. В период с 2009 года по май 2013 года ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в учреждении высшего образования. После окончания отсрочки и до достижения 27 лет он не получал повесток о необходимости явки в военный комиссариат. Между тем 25 декабря 2018 года призывной комиссией муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» в отношении него вынесено заключение о признании не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований и вместо военного билета выдана справка.
Он считает данное решение призывной комиссии незаконным, нарушающим его право на получение военного билета и влекущим за собой ограничения, предусмотренные действующим законодательством, связанные с возможностью поступления на государственную гражданскую и муниципальную службу. С даты окончания отсрочки (2013 год) и по дату достижения возраста 27 лет (2018 год) в отношении него военным комиссариатом и призывной комиссией не совершалось никаких действий, направленных на проведение мероприятий по призыву на военную службу. Действующим законодательством предусмотрена обязанность граждан являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву, отсутствует. Гражданин, подлежащий призыву на военную службу, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в случае, если военным комиссариатом такому гражданину не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом на службу.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 19 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 3 октября 2019 года, в удовлетворении административных исковых требований Масюкова В.И. отказано. Принимая данные судебные акты, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о законности оспариваемого решения призывной комиссии, поскольку Масюков В.И. с даты окончания отсрочки и до достижения им 27-летнего возраста, несмотря на принятые военным комиссариатом меры, направленные на его призыв, не исполнил обязанность по прохождению военной службы, не имея законных оснований для освобождения от призыва либо отсрочки.
3 апреля 2020 года Масюковым В.И. через Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 29 апреля 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела и принятии по делу нового решения.
В обоснование кассационной жалобы административный истец указал, что он не уклонялся от прохождения и медицинского освидетельствования и прохождения военной службы. По решению комиссии по постановке граждан на воинский учет от 28 января 2008 года № 12/42 рекомендовано зачислить его в запас с категорией годности к военной службе «В», что свидетельствует о том, что военный билет ему должны были выдать в тот же период времени. Судом не дана надлежащая оценка доказательствам административного ответчика, вызывающим сомнения в его уклонении от прохождения военной службы и принятии военным комиссариатом мер к его розыску.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений, влекущих отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке, допущено не было.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ).
Формой реализации указанной выше конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ).
Статья 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении таких граждан одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 (далее – Положение о призыве).
Пунктом 34 Положения о призыве предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования – на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения о призыве).
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19 Положения о призыве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
При этом на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ).
На основании пунктов 1, 2, 4 статьи 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 октября 2014 года № 26-П, неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Помимо этого, Конституционный Суд Российской Федерации в приведенном постановлении указал, что призывная комиссия, вынося заключение о признании гражданина, не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Допускается признание гражданина не прошедшим военную службу по призыву независимо от привлечения его к административной или уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету или уклонение от призыва на военную службу. В свою очередь, оценка доказательств, позволяющих определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении гражданина заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, и отражение ее результатов в судебном решении выступает одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти.
Как следует из материалов дела, 28 января 2008 года, Масюков В.И., 20 июля 1991 года рождения, поставлен на воинский учет в военном комиссариате по г. Южно-Сахалинску. Решением призывной комиссии от 27 декабря 2010 года № 38-32 ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2013 года – на время учебы в высшем учебном заведении.
На основании приказа от 16 апреля 2013 года № 103с Масюков В.И. отчислен из учебного заведения за академическую неуспеваемость.
Повесткой от 27 февраля 2013 года Масюков В.И. был вызван в военный комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования на 13 мая 2013 года. Тогда же ему была вручена повестка о необходимости явки 23 мая 2013 года в военный комиссариат с результатами обследования для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. В назначенное время Масюков В.И. в военный комиссариат не прибыл.
Согласно представленным административным ответчиком доказательствам в период с 2013 года по 2018 год, то есть до достижения 27-летнего возраста Масюков В.И. уклонялся от получения повесток военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в связи с чем в отношении него проводились розыскные мероприятия. Достигнув 20 июля 2018 года 27-летнего возраста, Масюков В.И. 24 декабря 2018 года обратился в военный комиссариат с заявлением о выдаче военного билета с зачислением в запас.
Решением призывной комиссии муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» от 25 декабря 2018 года Масюков В.И. зачислен в запас по достижении предельного возраста, как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, что оформлено протоколом № 9у/2.
Разрешая требования о признании указанного решения незаконным, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о призыве на военную службы граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 год № 663, Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года № 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации» и установив, что после окончания предоставленной в 2013 году отсрочки и до достижения 27-летнего возраста в 2018 году Масюков В.И. не исполнил обязанность, предусмотренную статьей 59 Конституции Российской Федерации, в военный комиссариат для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, не являлся, тогда как знал о том, что подлежит призыву на военную службу, сведения о месте работы либо изменении фактического места жительства в военный комиссариат не сообщал, в течение длительного времени уклонялся от получения повесток по месту регистрации, тем самым воспрепятствовал проведению в отношении него мероприятий, связанных с призывом на военную службу, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу, что призывная комиссия при зачислении Масюкова В.И. в запас правомерно признала его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Оснований не согласиться с данными выводами у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с нормами материального права, регулирующими порядок исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности и прохождения военной службы.
Доводы кассационной жалобы Масюкова В.И. об отсутствии с его стороны факта уклонения от призыва на военную службу ввиду того, что военный комиссариат надлежащим образом не уведомлял его о необходимости являться для проведения мероприятий по прохождению военной службы, что к административной или уголовной ответственности за уклонение от явки в военный комиссариат и за нарушение правил воинского учета он не привлекался, правильность выводов судебных инстанций, изложенных в обжалуемых постановлениях, не опровергают, по существу сводятся к субъективной переоценке исследованных судами доказательств, что в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Утверждение заявителя кассационной жалобы о нарушении судами норм процессуального права при даче оценки представленным в материалы дела доказательствам является несостоятельным, поскольку из содержания обжалуемых судебных актов следует, что судами исследованы все представленные в материалы дела письменные доказательства, отвечающие требованиям статей 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которым дана оценка в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 19 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 3 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Масюкова В.И. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи