Дело № 2а-631/2021 (УИД 37RS0022-01-2020-004366-09)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации11 февраля 2021 года г. Иваново
Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи: Каманиной Н.П.,
при секретаре: Корчагиной Я.П.,
с участием:
административных истцов Баталиной Т.В., Денисова С.В., Ухановой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Баталиной Т.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Баталина А.А., Денисовой М.С., Денисова С.В., Ухановой С.В. к Администрации г.Иваново, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Иваново об оспаривании решения органа местного самоуправления
у с т а н о в и л :
Баталина Т.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Баталина А.А., Денисова М.С., Денисов С.В., Уханова С.Б. (далее по тексту – административные истцы) обратились в суд с административным иском к Администрации г.Иваново об оспаривании решения органа местного самоуправления.
В обоснование требований указано, что 14.10.2020 г. административными истцами в Администрацию г.Иваново было подано уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: г.Иваново, ул. 12-я Березниковская, д.29. Индивидуальный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером № площадью 948 кв.м., разрешенное использование «для индивидуальной жилой застройки». Земельный участок находится в долевой собственности административных истцов. 21.10.2020 г. Администрацией г.Иваново в адрес административных истцов направлено уведомление о несоответствие указанного в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции индивидуального жилого дома в связи с недопустимостью размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, в связи с тем, что участок расположен в территориальной зоне П-3 – зона озеленения. Размещение индивидуального жилищного строительства в указанной зоне не предназначено. Данное уведомление административные истцы полагают незаконным, нарушающим положения ст.8 Конституции РФ, а также положения ст.ст. 209,260,263 Гражданского кодекса РФ, положений ст.ст. 40,85 Земельного кодекса РФ, поскольку нарушено их право как собственников земельного участка на свободное пользование, владение и распоряжение принадлежащей им собственностью. В отношении принадлежащего административным истцам земельного участка каких-либо ограничений их прав не существовало и не существует, в связи с чем лишение их права на реконструкцию жилого дома, расположенного на земельном участке, противоречит общеправовым и конституционными принципам, так как лишает права на улучшение жилищных и бытовых условий. Изложенное послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Административными истцами заявлены требования признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № от 21.10.2020, вынесенное Администрацией г.Иваново о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 948 кв.м., с разрешенным использованием «для индивидуальной жилищной застройки». Обязать Администрацию г.Иваново повторно рассмотреть документы, представленные административными истцами в Администрацию г.Иваново от 14.10.2020 г. рег. № в порядке и сроки, установленные Градостроительным кодексом РФ.
Протокольным определением Фрунзенского районного суда г.Иваново от 21.01.2021 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Иваново, в качестве заинтересованного лица – начальник Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Иваново Косорукова Ю.А.
Административные истцы Баталина Т.В., Денисов С.В., Уханова С.Б. в ходе судебного заседания административные исковые требования поддержали в полном объеме, по доводам, указанным в административном исковом заявлении. Пояснили, что намерены произвести реконструкцию жилого дома с целью улучшения жилищных условий, в связи с чем обратились с соответствующим уведомлением в Администрацию г.Иваново. Пояснили, что об изменении территориальной зоны, в которой находится принадлежащий им земельный участок, не были уведомлены, в связи с чем также полагают оспариваемое уведомление незаконным.
Административные ответчики Администрация г.Иваново, Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Иваново, уведомленные надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, в судебном заседании не участвовали, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административных ответчиков.
Ранее, присутствуя в судебном заседании, представитель Администрации г.Иваново, начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Иваново Щедрина Н.Д. полагала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемое решение принято в соответствии с нормами действующего законодательства РФ. Решением Ивановской городской Думы №694 от 27.02.2008 г. утверждены Правила землепользования и застройки города Иваново. Согласно карте градостроительного зонирования Правил в редакции решения Ивановской городской Думы №234 от 29.06.2016 г., земельный участок с кадастровым номером 37:24:040944:7 был отнесен к зоне озеленения специального назначения П-3, в которой не предусмотрен вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство». Таким образом, оспариваемое решение было принято в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, нарушений прав и законных интересов административных истцов не допущено.
Заинтересованное лицо начальник Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Иваново Косорукова Ю.А., уведомленная надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, в судебном заседании не участвовала, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в с вязи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.
Исследовав материалы административного дела, выслушав участников судебного заседания, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам, законам и нарушение оспариваемым решением, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
Относительно срока обращения в суд, судом установлено, что с настоящим административным исковым заявлением административные истцы обратились в суд 26.11.2020 г., оспариваемое уведомление вынесено 21.10.2020 г., то есть административными истцами не пропущен срок для обращения с административным исковым заявлением, установленный ч.1 ст.219 КАС РФ.
В ходе судебного заседания также установлено, что Ухановой С.Б., Баталиной Т.В., Денисову М.С., Денисову С.В., Баталину А.А. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок, площадью 948 кв.м., расположенный по адресу: г.Иваново, ул. 12-я Березниковская, д.29, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство.
На указанном земельном участке по адресу: г.Иваново, ул. 12-я Березниковская, д.26 расположен жилой дом, площадью 90,7 кв.м., кадастровый №, принадлежащий также Ухановой С.Б., Баталиной Т.В., Денисову М.С., Денисову С.В., Баталину А.А. на праве общей долевой собственности.
14.10.2020 г. Баталина Т.В. обратилась в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Иваново с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Уведомлением Администрации г.Иваново №0474-2020 от 21.10.2020 г. Баталина Т.В, уведомлена о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Иванова, утвержденной решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008 г. №694, земельный участок с кадастровым номером 37:24:040944:7 по адресу: г.Иваново, ул. 12-я Березниковская, д.29 расположен в зоне озеленения специального назначения П-3. Размещение индивидуальных жилых домов не предусмотрено в перечне основных, вспомогательных и условно разрешенных видов разрешенного использования земельных участков вышеуказанной территориальной зоны.
Решением Ивановской городской Думы №105 от 29.09.2010 г. утверждено Положение об Управлении архитектуры и градостроительства Администрации г.Иваново (далее – Положение).
В силу п.7.10 Положения в соответствии с возложенными задачами Управление выполняет функции по подготовке документов и материалов для принятия Администрацией города Иванова решений о выдаче, продлении и внесении изменений в разрешения на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории города Иванова.
Таким образом, оспариваемое уведомление Администрации г.Иваново №0474-2020 от 21.10.2020 г. за подписью начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Иваново Косоруковой Ю.А., принято уполномоченным органом, подписано должностным лицом, к компетенции которого отнесен вопрос о выдаче (отказе в выдаче) разрешений на строительство, в т.ч. уведомлений в порядке ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ.
Оценивая доводы административных истцов, послуживших основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением, суд исходит из следующего.
В силу ч.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В силу п.2 ч.10 ст.51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Согласно п.8 ст.1 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства РФ является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п.6 ст.1 ГрК РФ).
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п.9 ст.1 ГрК РФ).
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
В соответствии со ст.8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления. Документов градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки.
Решением Ивановской городской Думы №694 от 27.02.2008 г. утверждены Правила землепользования и застройки г.Иваново, которые являются нормативным правовым актом, устанавливающим границы территориальных зон и градостроительный регламент (виды разрешенного использования земельных участков) для каждой территориальной зоны в пределах г.Иваново.
В силу ч.3 ст.85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно ст.40 ЗК РФ строительство новых объектов, реконструкция должны осуществляться в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Частями 8,9 ст.36 ГрК РФ также установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом. Реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
Согласно положений ч.4 ст.85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Из приведенных правовых норм следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут быть использованы по прежнему виду фактического разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, действующее законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории.
При этом реконструкция или строительство объекта недвижимости может осуществляться только путем приведения их в соответствии с градостроительным регламентом.
Из материалов дела следует, что согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г.Иваново в редакции решения Ивановской городской Думы №234 от 29.06.2016 г., земельный участок с кадастровым номером 37:24:040944:7 был отнесен к зоне озеленения специального назначения П-3.
Данное обстоятельство административными истцами не оспаривалось, соответствует содержанию оспариваемого уведомления.
Строительство и реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства в указанной территориальной зоне не предусмотрено.
С учетом установленных обстоятельств, приведенного правового регулирования, суд полагает, что у Администрации г.Иваново имелись достаточные основания для выдачи административному истцу Баталиной Т.В. уведомления о недопустимости размещения объекта капитального строительства на земельном участке по адресу: г.Иваново, ул. 12-я Березниковская, д.29. При этом суд полагает, что оспариваемое решение органа местного самоуправления не может быть расценено как нарушающие права и законные интересы административных истцов, поскольку принятие Администрацией г.Иваново оспариваемого решения в форме уведомления направлено на выполнение императивных требований градостроительного и земельного законодательства РФ.
Доводы административных истцов о том, что они не были уведомлены об изменении территориальной зоны принадлежащего им земельного участка, а также о том, что реконструкция жилого дома возможна, поскольку из правоустанавливающих документов на земельный участок следует, что земельный участок расположен на землях населенного пункта с разрешенным использованием «индивидуальное жилищное строительство», суд полагает несостоятельными, поскольку к моменту приобретения административными истцами земельного участка с кадастровым номером 37:24:040944:7, земельный участок уже располагался в иной территориальной зоне, о чем истцы могли и должны были знать, поскольку карта градостроительного зонирования г.Иваново находится в открытом доступе.
Кроме того, из материалов дела следует, что на основании заявления административного истца Баталиной Т.В. от 26.09.2019 г. Администрацией г.Иваново ей был выдан градостроительный план земельного участка, площадью 948 кв.м., кадастровый номер 37:24:040944:7, в котором также было указано, что земельный участок расположен в зоне озеленения специального назначения П-3, а также указаны основные, условно разрешенные, вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка, которыми индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено.
Данный факт административными истцами в ходе рассмотрения дела не оспаривался.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных административных исковых требований по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названныхусловийрешения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
На основании изложенного, поскольку при рассмотрении настоящего административного дела судом не была установлена необходимая совокупность вышеуказанных условий, оснований для удовлетворения административного искового заявления, у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления Баталиной Т.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Баталина А.А., Денисовой М.С., Денисова С.В., Ухановой С.В. к Администрации г.Иваново, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Иваново об оспаривании решения органа местного самоуправления – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ивановского областного суда через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Н.П. Каманина
Решение изготовлено в окончательной форме 24 февраля 2021 года.