Решение по делу № 33-228/2018 от 21.12.2017

Дело № 2-364/2017 Председательствующий – судья Горбарчук С.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е № 33-228/2018 (№ 33-5199/2017)

гор. Брянск 16 января 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего          ПЕТРАКОВОЙ Н.П.

судей областного суда              ДЕНИСЮКА О.Н.

                                 КАТАСОНОВОЙ С.В.

при секретаре                 СОНЬКИНОЙ М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Главы администрации Навлинского района Брянской области на решение Навлинского районного суда Брянской области от 30 октября 2017 года по делу по иску прокурора Навлинского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Навлинского района Брянской области об обязании принять меры по постановке на учет бесхозяйных источников водоснабжения.

Заслушав доклад судьи Петраковой Н.П., прокурора Корниенко Я.В., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

    Прокурор Навлинского района Брянской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Навлинского района Брянской области об обязании принять меры по постановке на учет бесхозяйных источников водоснабжения.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующими субъектами законодательства в сфере обеспечения граждан качественной питьевой водой.

В ходе проверки установлено, что в <адрес> расположен бесхозяйный источник водоснабжения – общественный колодец, который используется населением в питьевых и иных бытовых целях. Указанный объект расположен на территории <адрес> и не имеет собственника, который бы обеспечил его надлежащее состояние. В реестре муниципальной собственности объект не числится, на балансе не состоит. В силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципалитет должен обеспечить постановку на учет колодца как бесхозяйное имущество, однако ответчик от обращения в органы государственной регистрации с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества уклоняется, колодец не обслуживается, в связи с чем, прокурор просил суд обязать администрацию Навлинского района Брянской области принять меры по постановке бесхозяйного объекта – источника водоснабжения - общественного колодца, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, на учет в учреждении юстиции по государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним.

30 октября 2017 года Навлинским районным судом Брянской области принято решение, которым заявленные требования прокурора Навлинского района Брянской области удовлетворены.

Суд обязал администрацию Навлинского района Брянской области принять меры по постановке на учет в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии бесхозяйного объекта водоснабжения – общественного колодца, расположенного по адресу: <адрес>.

В апелляционной жалобе Глава администрации Навлинского района Брянской области просит отменить решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального права. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что суд не учел то обстоятельство, что администрация не может являться ответчиком по делу. Выражает несогласие с принятым судом решением по доводам, изложенным в суде первой инстанции.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Навлинского района Брянской области просит оставить решение суда от 30 октября 2017 года без изменения, апелляционную жалобу Главы администрации Навлинского района Брянской области без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции прокурор Корниенко Я.В. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия не представили, об отложении слушания по делу не ходатайствовали. При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав прокурора Корниенко Я.В., судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения Навлинского районного суда Брянской области от 30 октября 2017 года по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующими субъектами законодательства в сфере обеспечения граждан качественной питьевой водой.

В ходе проверки было установлено, что на территории Соколовского сельского поселения в <адрес> расположен бесхозяйный источник водоснабжения – общественный колодец, который используется населением в питьевых и иных бытовых целях. Указанный колодец расположен на территории <адрес> и не имеет собственника, который бы обеспечил его надлежащее состояние. В реестре муниципальной собственности объект не числится, на балансе не состоит. Администрацией Навлинского района Брянской области меры по обеспечению безопасности колодца на подведомственной территории предприняты не были, не обеспечивается участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций, что создает угрозу жизни и здоровью населения.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации, положениями статей 2, 18, 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», положениями Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исходил из того, что непринятие мер по оформлению права собственности на бесхозяйный источник нецентрализованного водоснабжения (шахтный колодец), мер по установлению владельца, приведет к отсутствую контроля за состоянием колодца и его работоспособности, создаст угрозу санитарному благополучию граждан.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

В силу пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Из вышеприведенных норм права следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию источников нецентрализованного водоснабжения (шахтного колодца), в том числе, бесхозяйных.

Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», вступившим в силу с 1 января 2017 года.

Согласно пункту 5 Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Согласно статьям 3, 6, 8, 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 7 декабря 2011 года № 416 государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение ряда целей, в том числе охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, бездействие администрации Навлинского района Брянской области в части обращения в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии источника нецентрализованного водоснабжения (шахтный колодец), расположенного по адресу: <адрес>, на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенной на него обязанности, вытекающей из положения пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования, обязав администрацию Навлинского района Брянской области принять меры по постановке на учет в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии бесхозяйного объекта водоснабжения – общественного колодца, расположенного по адресу: <адрес>.

При рассмотрении настоящего спора суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.

Доводы апелляционной жалобы правового значения для отмены решения суда первой инстанции не имеют. Решение суда является законным и обоснованным, принятым с соблюдением норм материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

    Решение Навлинского районного суда Брянской области от 30 октября 2017 года по делу по иску прокурора Навлинского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Навлинского района Брянской области об обязании принять меры по постановке на учет бесхозяйных источников водоснабжения - оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы администрации Навлинского района Брянской области - без удовлетворения.

Председательствующий          ПЕТРАКОВА Н.П.

Судьи областного суда              ДЕНИСЮК О.Н.

КАТАСОНОВА С.В.

33-228/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Навлинского района Брянской области
Ответчики
администрация Навлинского района Брянской области
Другие
Соколовская с/администрация
Суд
Брянский областной суд
Судья
Петракова Надежда Петровна
Дело на странице суда
oblsud.brj.sudrf.ru
21.12.2017Передача дела судье
16.01.2018Судебное заседание
22.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2018Передано в экспедицию
16.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее