Решение по делу № 2а-4010/2018 от 17.07.2018

Дело № 2а-4010/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2018 года                       город Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Милованова А.С., при секретаре Усовой Ю.В., с участием представителей административного ответчика Комаровой О.В. и Мозловой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пряникова С.В к Комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области о признании бездействия незаконным,

установил:

Пряников С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Гомитету государственного регулирования тарифов Саратовской области о признании незаконным бездействия должностных лиц.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что по мнению административного истца с 28 декабря 2010 г. по 30 апреля 2018 г. административным ответчиком совершено бездействие, выразившееся в неустановлении норматива потребления – услуги водоотведения для населения г.Саратова и не издании нормативного правового акта, которым орган субъекта был бы утвержден такой тариф. Полагает, что указанные бездействия стали причиной выставления административному истцу и членам его семьи счетов управляющей организацией ООО «Прогресс» на оплату коммунальной услуги – водоотведения исходя из норматива потребления, установленного решением Саратовской городской Думы от 8 апреля 2004 г. «О нормативах потребления населением услуг водоснабжения и канализации». Указанный норматив решением Саратовского областного суда от 16 января 2018 г. по делу а-2/2018 признан не соответствующим действующему законодательству, а решение Саратовской городской Думы в части установления данного норматива – не действующим с момента вступления решения суда в законную силу. Указанное решение суда вступило в законную силу 18 апреля 2018 г.

Новый норматив потребления услуги по водоотведению на территории г.Саратова определен и утвержден постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 20 апреля 2018 г. и вступил в действие с 1 мая 2018 г.

В судебное заседание административный истец не явился, доказательств уважительности причин неявки суду не представил в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Представители административного ответчика возражали против удовлетворения заявленных истцом требований в обоснование указанной позиции пояснили, что в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 08 декабря 2010г. -П «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Саратовской области» уполномоченным органом, осуществляющим разработку и утверждение нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии у потребителей приборов учета, является комитет государственного регулирования тарифов (далее – Комитет). Порядок расчета и установления нормативов потребления установлен постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее – Правила). При этом в действующей на момент указанный в иске редакции Правил под органами, уполномоченными на расчет и установление нормативов, являлись органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 года «О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг внесены изменения и изложены в новой редакции, которые вступили в силу с 1 июля 2012 года. Согласно вступившим с 01 июля 2012г. Правилам, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, возможность исполнения закрепленных ЖК РФ за органами государственной власти субъектов Российской Федерации в 2010 году полномочий по установлению нормативов потребления коммунальных услуг по расчету и установлению нормативов могла быть реализована с точки зрения исполнения порядка их расчета и утверждения, установленного Правительством Российской Федерации, только с 1 июля 2012 года. При этом данные требования носят рекомендательный характер (п. 5 постановления Правительства РФ от 06 мая 2011г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). На общественном совете при комитете государственного регулирования тарифов области, состоявшемся 28 августа 2012 г., членами Совета единогласно было принято решение рекомендовать Комитету при расчете нормативов потребления использовать метод аналогов. Данное решение не противоречит законодательству, что также подтверждается определением Верховного суда Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. -АПГ15-7. Расчет нормативов аналоговым методом требует значительных временных затрат, так как данный метод предусматривает сбор данных приборного учета со всей области. В 2012 году главам администраций муниципальных районов Саратовской области было направлено письмо от 27 июня 2012г. о представлении информации с целью выражения своей позиции, утверждения на территории области единых нормативов, а также представления своих предложений по возможной дифференциации данных нормативов. В целях реализации полномочий по разработке и утверждению нормативов, а также в рамках наделенных полномочий и в соответствии с постановлением комитета от 31 августа 2012 года "О методе установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению при отсутствии у потребителей приборов учета в Саратовской области" (изм. от 18 декабря 2014 года ), Комитетом производился сбор необходимых данных приборного учета. Были направлены соответствующие запросы в Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области от 04 сентября 2013 № 01-12-1732/кгрт; главам администраций от 06 августа 2013 г. № 01-13-1633/кгрт; главе администрации МО города Балаково от 04 сентября 2013г. /кгрт; МО «Город Саратов» от 22ноября 2013г /кгрт, главам администраций муниципальных районов и городских округов от 22 ноября 2013г. /кгрт. После анализа представленной информации по указанным запросам, вопрос о реализации постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» рассматривался на Правлении государственного регулирования тарифов от 16 июля 2014 года . В рамках данного Правления государственного регулирования тарифов было принято решение, что представленных данных не достаточно для утверждения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению аналоговым методом. Повторно, в 2015 году, Комитетом был направлен запрос информации в ресурсоснабжающие организации области /кгрт от 20 марта 2015 года о предоставлении сведений о потреблении коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на начало и окончание отопительного периода 2014-2015 годов по жилому фонду, оборудованному общедомовыми приборами учета по холодному и (или) горячему водоснабжению. Также, 20 марта 2015 года в целях оказания содействия в получении сведений от ресурсоснабжающих организаций области Комитетом дополнительно направлено письмо Главам администраций муниципальных районов Саратовской области (/кгрт от 20 марта 2015 г.).

В соответствии с данным запросом ресурсоснабжающими организациями области была представлена информация о потреблении коммунальной услуги по холодному водоснабжению на начало и окончание отопительного периода 2014-2015 годов по жилому фонду, оборудованному общедомовыми приборами учета по холодному и (или) горячему водоснабжению.

Новый норматив потребления услуги по водоотведению на территории г.Саратова определен и утвержден постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 20 апреля 2018 г. и вступил в действие с 1 мая 2018 г. Обращали внимание суда на тот факт, что нормативы потребления коммунальных услуг были отменены 18 апреля 2018 года по решению суда, а не как заявлено истцом, Пряниковым С.В., с 2012 года. В 2014 году и в 2017 году прокуратурой области проводилась проверка соблюдения законности при принятии Комитетом решений об установлении нормативов потребления коммунальных услуг. Основанием для проведения проверки являлось обращение гражданина Пряникова С.В. По результатам проведенных прокуратурой области проверок нарушений со стороны Комитета не выявлено.

Заслушав объяснения представителей административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии со статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Пряников С.В. проживает по адресу <адрес>, т.е. на территории Ленинского района г.Саратова..

16 января 2018 года Саратовским областным судом принято Решение о признании недействующими пункта 1 решения и Приложение к решению Саратовской городской Думы от 08 апреля 2004 года «О нормативах потребления населением услуг водоснабжения и канализации» в редакции решения от 16 мая 2006 года в части установления нормативов потребления населением холодной, горячей воды и канализации в отношении жилых домов квартирного типа с централизованным горячим водоснабжением, с ваннами длиной от 1500 до 1700 миллиметров, оборудованными душами, с момента вступления решения суда в законную силу, признать недействующим пункт 1.2 решения и Приложение 2 к решению Саратовской городской Думы от 26 декабря 2005 года «О нормативах потребления отопления и горячего водоснабжения для населения» в редакции решения от 31 января 2007 года в части установления нормы потребления горячей воды в отношении жилых домов квартирного типа с централизованным горячим водоснабжением, с ваннами длиной от 1500 до 1700 миллиметров, оборудованными душами.

В целях недопущения пробелов в правовом регулировании указанных правоотношений, в соответствии с п. 22 Правил по причине недостаточности данных, экспертной группой принято решение о применении при установлении единых на территории области нормативов по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (потребление холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению) и водоотведению уполномоченным органом, Комитетом, было принято решение об установлении нормативов расчетным методом, но при сохранении за Комитетом обязанности пересмотреть нормативы потребления коммунальных услуг при получении Комитетом соответствующих сведений, необходимых для применения метода аналогов. Новые тарифы установлены административным ответчиком решением от 20 апреля 2018 г. и вступившем в действие с 1 мая 2018 г.

в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 08 декабря 2010г. -П «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Саратовской области» уполномоченным органом, осуществляющим разработку и утверждение нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии у потребителей приборов учета, является комитет государственного регулирования тарифов (далее – Комитет). Порядок расчета и установления нормативов потребления установлен постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее – Правила).

При этом в действующей на момент указанный в иске редакции Правил под органами, уполномоченными на расчет и установление нормативов, являлись органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 года «О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг внесены изменения и изложены в новой редакции, которые вступили в силу с 1 июля 2012 года. Согласно вступившим с 01 июля 2012г. Правилам, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, возможность исполнения закрепленных ЖК РФ за органами государственной власти субъектов Российской Федерации в 2010 году полномочий по установлению нормативов потребления коммунальных услуг по расчету и установлению нормативов могла быть реализована с точки зрения исполнения порядка их расчета и утверждения, установленного Правительством Российской Федерации, только с 1 июля 2012 года. При этом данные требования носят рекомендательный характер (п. 5 постановления Правительства РФ от 06 мая 2011г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

На общественном совете при комитете государственного регулирования тарифов области, состоявшемся 28 августа 2012 г., членами Совета единогласно было принято решение рекомендовать Комитету при расчете нормативов потребления использовать метод аналогов. Данное решение не противоречит законодательству, что также подтверждается определением Верховного суда Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. -АПГ15-7. Расчет нормативов аналоговым методом требует значительных временных затрат, так как данный метод предусматривает сбор данных приборного учета со всей области.

В 2012 году главам администраций муниципальных районов Саратовской области было направлено письмо от 27 июня 2012г. о представлении информации с целью выражения своей позиции, утверждения на территории области единых нормативов, а также представления своих предложений по возможной дифференциации данных нормативов.

В целях реализации полномочий по разработке и утверждению нормативов, а также в рамках наделенных полномочий и в соответствии с постановлением комитета от 31 августа 2012 года "О методе установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению при отсутствии у потребителей приборов учета в Саратовской области" (изм. от 18 декабря 2014 года ), Комитетом производился сбор необходимых данных приборного учета. Были направлены соответствующие запросы в Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области от 04 сентября 2013 /кгрт; главам администраций от 06 августа 2013 г. /кгрт; главе администрации МО города Балаково от 04 сентября 2013г. /кгрт; МО «Город Саратов» от 22ноября 2013г /кгрт, главам администраций муниципальных районов и городских округов от 22 ноября 2013г. /кгрт. После анализа представленной информации по указанным запросам, вопрос о реализации постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» рассматривался на Правлении государственного регулирования тарифов от 16 июля 2014 года . В рамках данного Правления государственного регулирования тарифов было принято решение, что представленных данных не достаточно для утверждения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению аналоговым методом. Повторно, в 2015 году, Комитетом был направлен запрос информации в ресурсоснабжающие организации области /кгрт от 20 марта 2015 года о предоставлении сведений о потреблении коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на начало и окончание отопительного периода 2014-2015 годов по жилому фонду, оборудованному общедомовыми приборами учета по холодному и (или) горячему водоснабжению.

Также, 20 марта 2015 года в целях оказания содействия в получении сведений от ресурсоснабжающих организаций области Комитетом дополнительно направлено письмо Главам администраций муниципальных районов Саратовской области (/кгрт от 20 марта 2015 г.).

В соответствии с данным запросом ресурсоснабжающими организациями области была представлена информация о потреблении коммунальной услуги по холодному водоснабжению на начало и окончание отопительного периода 2014-2015 годов по жилому фонду, оборудованному общедомовыми приборами учета по холодному и (или) горячему водоснабжению.

В соответствии с пунктом 11 Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях.

Согласно пункту 13 Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.

В свою очередь, пунктом 22 Правил определено, что расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

Для применения метода аналогов необходимо наличие сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки.

Представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.

После формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.

Основанием для определения представительности выборки должна являться информация о месячном (среднемесячном) расходе коммунальных ресурсов в отдельном i-м многоквартирном доме или жилом доме за наблюдаемый период в расчете на единицу измерения, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах или индивидуальных приборов учета в жилых домах по не менее чем по 10 домам по каждой группе расходования коммунальных услуг.

На основании измерений объема (количества) потребления коммунальных ресурсов приборами учета определяется месячная (среднемесячная) величина потребления коммунальных ресурсов по выбранным группам многоквартирных домов или жилых домов.

Следует отметить, для определения норматива потребления холодной воды в жилом помещении аналоговым способом необходимы условия, при которых в каждом многоквартирном доме должны быть установлены общедомовой прибор по каждой категории многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением к Правилам, а также учитывать конструктивные особенности, установленные пунктом 4 Правил.

Таким образом, при определении нормативов потребления коммунальных услуг метод аналогов имеет приоритет над расчетным методом, и последний применяется только в том случае, если нельзя применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

Также, вопрос выбора метода расчета нормативов потребления коммунальных ресурсов обсуждался с общественностью.

На общественном совете при комитете государственного регулирования тарифов области, состоявшемся 28 августа 2012 г., членами Совета единогласно было принято решение рекомендовать Комитету при расчете нормативов потребления использовать метод аналогов.

Расчет нормативов аналоговым методом требует значительных временных затрат, так как данный метод предусматривает сбор данных приборного учета со всей области.

В 2012 году главам администраций муниципальных районов Саратовской области было направлено письмо от 27 июня 2012г. о представлении информации с целью выражения своей позиции, утверждения на территории области единых нормативов, а также представления своих предложений по возможной дифференциации данных нормативов.

В целях реализации полномочий по разработке и утверждению нормативов, а также в рамках наделенных полномочий и в соответствии с постановлением комитета от 31 августа 2012 года "О методе установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению при отсутствии у потребителей приборов учета в Саратовской области" (изм. от 18 декабря 2014 года ), Комитетом производился сбор необходимых данных приборного учета. Были направлены соответствующие запросы в Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области от 04 сентября 2013 /кгрт; главам администраций от 06 августа 2013 г. /кгрт; главе администрации МО города Балаково от 04 сентября 2013г. /кгрт; МО «Город Саратов» от 22 ноября 2013г /кгрт, главам администраций муниципальных районов и городских округов от 22 ноября 2013г. /кгрт.

После анализа представленной информации по указанным запросам, вопрос о реализации постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» рассматривался на Правлении государственного регулирования тарифов от 16 июля 2014 года .

В рамках данного Правления государственного регулирования тарифов было принято решение, что представленных данных не достаточно для утверждения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению аналоговым методом.

Повторно, в 2015 году, Комитетом был направлен запрос информации в ресурсоснабжающие организации области /кгрт от 20 марта 2015 года о предоставлении сведений о потреблении коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на начало и окончание отопительного периода 2014-2015 годов по жилому фонду, оборудованному общедомовыми приборами учета по холодному и (или) горячему водоснабжению.

Также, 20 марта 2015 года в целях оказания содействия в получении сведений от ресурсоснабжающих организаций области Комитетом дополнительно направлено письмо Главам администраций муниципальных районов Саратовской области (/кгрт от 20.03.2015 г.).

В соответствии с данным запросом ресурсоснабжающими организациями области была представлена информация о потреблении коммунальной услуги по холодному водоснабжению на начало и окончание отопительного периода 2014-2015 годов по жилому фонду, оборудованному общедомовыми приборами учета по холодному и (или) горячему водоснабжению.

Однако сформировать предварительную выборку для расчета норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в жилых помещениях по 6 категориям жилых помещений не представилось возможным.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, должностным лицом, государственным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Таким образом, доводы административного истца о бездействии не имеют законных оснований, т.к. предпринятые Комитетом меры в целях принятия нормативов потребления коммунальных услуг, в соответствии с действующем законодательством свидетельствуют о принятии административным ответчиком мер к исполнению возложенных на него полномочий.

Кроме того, фактически тарифы на водоотведение в г.Саратове отсутствовали в период времени с 18 апреля 2018 г. по 01 мая 2018 г. (приняты 20 апреля 2018 г.)

В силу положений статей 218, 227 КАС РФ удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Поскольку факт бездействия административного ответчика в части непринятия тарифов по водоотведению в г.Саратове не нашел своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, заявленные административным истцом Пряниковым С.В. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Иск Пряникова С.В к Комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области о признании бездействия незаконным – оставить без удовлетворения.

На решение Ленинского районного суда г. Саратова может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                                            

2а-4010/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пряников Сергей Владимирович
Ответчики
Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области
Суд
Ленинский районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
leninsky.sar.sudrf.ru
03.05.2020Регистрация административного искового заявления
03.05.2020Передача материалов судье
03.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее