Дело № 3а-37/2016
Мотивированное решение изготовлено 17.02.2016г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 12 февраля 2016 года
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при секретаре Котовой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Сокол" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
ООО "Сокол" обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метра с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства – торговой площадки, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Административный иск обоснован следующим: ООО «Сокол» на праве аренды принадлежит указанный земельный участок на основании договора № аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Полномочия арендодателя земельного участка осуществляет МКУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля». В соответствии с условиями договора аренды арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Согласно кадастровой справке кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> рублей.
ООО «Сокол» произведена оценка рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно отчету ООО <данные изъяты> № рыночная стоимость земельного участка установлена в размере <данные изъяты> рублей.
В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным ему статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) и статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель ООО «Сокол» Медников А.А. административное исковое заявление поддержал в полном объеме.
Административный ответчик ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» представил суду на административный иск ООО «Сокол» отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Административный ответчик Управление Росреестра по Ярославской области представил суду отзыв, в котором указал, что кадастровая стоимость земельного участка установлена в соответствии с требованиями закона.
Заинтересованное лицо Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области представило суду отзыв, в котором просило отказать в удовлетворении исковых требований.
Административный ответчик Правительство Ярославской области, заинтересованное лицо МКУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля» в судебное заседание своих представителей не направили, отзывы на административное исковое заявление ООО «Сокол» суду не представили.
Заслушав представителя ООО «Сокол» Медникова А.А., исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 245, статье 246 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Судом установлено, что ООО «Сокол» принадлежит на праве аренды земельный участок площадью <данные изъяты> кв.метра с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства – торговой площадки, расположенного по адресу: <адрес>. Арендодателем земельного участка является МКУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля».
В соответствии с частью 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно частям 1 и 3 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 N 710-п, за основу при установлении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков принимается удельный показатель кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Таким образом, правоотношения заявителя по аренде земельного участка, находящегося в государственной собственности, являются публичными, вопрос определения арендной платы урегулирован нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Изменение размера арендной платы за земельный участок, в том числе ее уменьшение, для заявителя возможно путем оспаривания кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что ООО «Сокол» в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, арендатором которого оно является.
В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, частью 1 статьи 248 КАС РФ, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что земельный участок, принадлежащий административному истцу на праве аренды, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, он вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2010 года – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п. Кадастровая стоимость земельного участка согласно кадастровой справке составляет <данные изъяты> рублей.
Административным истцом представлен отчет ООО <данные изъяты> № оценки рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> рублей.
Доводы Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области опровергнуты представленными административным истцом доказательствами, в том числе ответом на отзыв Департамента оценщиков ФИО1 и ФИО2, которые пояснили, что при составлении отчета были соблюдены требования законодательства об оценочной деятельности, а также учтены все характеристики земельного участка, также указано следующее: оцениваемый земельный участок не относится к землям административно-офисного назначения, поэтому рыночная стоимость, определенная в отчете, не подлежит сравнению с кадастровой стоимостью участков административно-офисного назначения; корректировка на размер участка выполнена на основании справочных данных, справедливых для участков любого назначения, расположенных в городской черте, при чем учет их назначения данной корректировкой не предусмотрен. Замечания заинтересованного лица не влияют на установленный размер рыночной стоимости земельного участка.
Относительно доводов ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» следует указать, что административным истцом во исполнение определения Ярославского областного суда от 11 декабря 2015 года был представлен отчет об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и соответствующее положительное заключение.
Согласно части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.
Заинтересованное лицо не представило суду доказательств, свидетельствующих об иной рыночной стоимости исследуемого земельного участка.
ООО «Сокол» в обоснование своей позиции представило положительное экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении отчета. Согласно заключению отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Все произведенные расчеты являются проверяемыми, и изложенная в отчете информация достаточна для подтверждения стоимости объекта оценки, определяемой в отчете.
С учетом выводов экспертизы отчета, а также отсутствия обоснованных доводов со стороны административных ответчиков, заинтересованных лиц о необоснованности представленного отчета, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка административного истца.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден административным истцом достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление ООО «Сокол» подлежит удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в данном деле является дата обращения юридического лица с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абзац 4 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28), то есть – ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 175 - 180, Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление ООО "Сокол" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метра с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства – торговой площадки, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Нуждин С.В.