Решение по делу № 2-192/2022 от 26.01.2022

УИД № 59RS0017-01-2022-000107-20

Дело № 2-192//2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    14 февраля 2022 года                                                                                            г. Губаха

    Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Котеговой Л.А.,

    при секретаре судебного заседания Бересневой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело по иску И.Л.В. к Пермскому краевому государственному унитарному предприятию «Теплоэнерго» о возложении обязанности произвести перерасчет за не предоставленную услугу по обращению с ТКО и не производить начисления за услугу по обращению с ТКО,

у с т а н о в и л:

И.Л.В. обратилась в суд с иском к Пермскому краевому государственному унитарному предприятию «Теплоэнерго» (далее – ПКГУП «Теплоэнерго») с требованием о возложении обязанности произвести списание задолженности, образовавшейся за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и прекратить начисление указанной платы с ДД.ММ.ГГГГ до момента организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с установленными требованиями.

В обоснование требований указано, что истец является собственником жилого дома по <адрес>. Ранее собственником данного дома была моя мама В.Н.К.. В отсутствие оборудованной площадки с контейнером под твердые коммунальные отходы (далее по тексту - ТКО) вблизи моего дома, ежемесячно ПКГУП «Теплоэнерго» осуществляется начисление платы за услугу «обращение с ТКО». В связи с тем, что ни я, ни ранее моя мама не пользовались и не имели возможности пользоваться услугами ПКГУП «Теплоэнерго» (т.к. нет контейнера под мусор) оплата не осуществляется, вследствие чего образовалась задолженность в размере 2 972,10 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Жилой дом оборудован печкой, поэтому отходы частично сжигали в печке, частично использовали на огороде. Постановлением администрации Губахинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утвержден реестр размещения временных мест складирования ТКО на территории Губахинского городского округа, согласно которому жилой <адрес> не отнесен ни к одной размещенной в Губахинском округе контейнерной площадке. На неоднократные обращения в ПКГУП «Теплоэнерго» с заявлением о не начислении платы за услуги по обращению с ТКО в связи с отсутствием контейнеров вблизи дома и не оказанием услуги, даны ответы из которых следует, что ближайшие площадки для накопления ТКО к дому по пер. Школьный расположены по адресу: <адрес> и по <адрес>. Вместе с тем расстояния от дома истца до указанных ответчиком контейнерных площадок, (по прямой линии) составляет 284 метра и 722 метра соответственно, то есть предлагаемые для сбора и вывоза ТКО, контейнерные площадки расположены с нарушением требований законодательства, так как расположены более чем 100 метров. Поскольку услуга по обращению с ТКО фактически не предоставляется, в связи с чем, просит произвести списание задолженности, образовавшейся за услугу по обращению с ТКО и прекратить начисление указанной платы с ДД.ММ.ГГГГ до момента организации места (площадки) накопления ТКО.

Истец в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление, в котором просила дело рассмотреть без ее участия, исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика ПКГУП «Теплоэнерго» в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила в суд ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с занятостью представителя в ином деле, также направила письменные возражения относительно заявленных требований, указав, что ПКГУП «Теплоэнерго» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>. В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с ТКО эта сфера законодательства приобрела в основном императивный характер. Услуга по обращению с ТКО для жителей пгт. Углеуральский осуществляется с ДД.ММ.ГГГГ контейнерным способом. Ближайшие муниципальные контейнерные площадки к жилому дому по адресу: пгт. Углеуральский, пер. Школьный, <адрес>, вывоз с которых осуществляется с января 2019 года расположена по адресу: <адрес> пгт. Углеуральский (расстояние около 284). Контейнерная площадка внесена в реестр мест размещения контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов на территории пгт. Углеуральский. Иных, ближайших к дому истца мест накопления ТКО, соответствующих требованиям действующего законодательства, органами местного самоуправления не было определено. Услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов с контейнерной площадки по адресу: <адрес>, пгт. Углеуральский, <адрес> оказывает МУП Горнозаводский «Комбинат благоустройства» на основании договора на оказание услуг по транспортированию ТКО заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ПКГУП «Теплоэнерго». Удаленность расположения контейнерной площадки от жилого дома истца, не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает соответствующую услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами жителю вышеуказанного дома, поскольку обустройство контейнерных площадок, определение схемы размещения мест накопления ТКО, осуществление ведения реестра мест накопления ТКО отнесено к компетенции органов местного самоуправления (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральный закон от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 года N 1039). Вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств, опровергающих использование истцом контейнерных площадок, которые установлены вблизи её жилого дома по адресу: ул. <адрес> пгт. Углеуральский, либо подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства. Отмечают, что ДД.ММ.ГГГГ ПКГУП «Телоэнерго» направило письмо Прокуратуру <адрес> о возложении обязанности на орган местного самоуправления организовать место (площадку) накопления ТКО по адресу: <адрес> (указанный адрес находится в близи дома истца), согласно ответа прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. по результатм проверки требований законодательства в сфере ТКО главе Губахинского городского округа вынесено требованием об их устранении, которое не до настоящего времени не исполнено, в связи с чем просят в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Как установлено положениями ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Неявка представителя стороны не относится к числу обязательных оснований для отложения судебного заседания, перечисленных в статье 169 ГПК РФ.

На основании изложенного, суд не усматривает оснований для отложения судебного заседания по доводам, изложенным представителем ответчика в ходатайстве, поскольку участие стороны в другом судебном заседании не является уважительной причиной неявки стороны ответчика в судебное заседание. Являясь юридическим лицом, ответчик не лишен возможности доверить представление интересов общества любому своему работнику, в том числе, интересы общества в судебном заседании может представлять, в том числе, его руководитель.

Суд, исследовав материалы дела, читает иск подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

Судом установлено, что И.Л.В. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, что подтверждается договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из ЕГРН.

Согласно ч. ч. 1 - 4 ст. 13.4 закона "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 24.6 указанного закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

В соответствии с ч. 2 ст. 24.7 закона "Об отходах производства и потребления" по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно п. 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В соответствии с п. 15 данных Правил потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 установлено, что мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20м., но не более 100м. от входных подъездов.

П. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88. "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", действующие в спорный период, предусматривает, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.

Аналогичное положение содержится в п. 4 действующих "СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, ПКГУП «Теплоэнерго» является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей, проживающих в <адрес>.

В период с ДД.ММ.ГГГГ ПКГУП «Теплоэнерго» начисляет И.Л.В. платежи за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, задолженность по оплате которых по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 2 972,10 руб.

Постановлением администрации Губахинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утвержден реестр размещения временных мест складирования ТКО на территории Губахинского городского округа, согласно которому жилой <адрес> не отнесен ни к одной размещенной в Губахинском округе контейнерной площадке.

Сторонами не оспаривается, что на территории, прилегающей к жилому дому по пер. Школьный, рп.Углеуральский, <адрес>, отсутствует контейнерная площадка для сбора бытовых отходов и мусора на расстоянии не более 100 м от жилого дома, при этом минимальное расстояние до <адрес> и <адрес>место расположения ближайших контейнерных площадок) составляет 284 метра и 722 метра соответственно.

Ответчик не оспаривает факт отсутствия контейнерной площадки по месту жительства истца.

Таким образом, вопреки позиции ответчика, суд приходит к выводу о том, что И.Л.В. не является потребителем услуги по обращению с ТКО, поскольку ей, как собственнику жилого <адрес> горка услуга по обращению с ТКО не оказывается, в связи с чем начисление платы за данную коммунальную услугу является нарушением подпункта "а", "г" пункта 148 (22) Правил N 354. Факт отсутствия в районе дома истца контейнерных площадок для сбора ТКО удовлетворяющих требованиям Правил подтверждается материалами дела и ответчиком не опровергнут. Факт реального оказания истице спорной услуги ответчиком не подтвержден и опровергается, в том числе, представленными стороной ответчика документами, приложенными к возражениям относительно заявленных требований, а именно: обращением ответчика в прокуратуру г. Губахи и ответом прокурора, согласно которого в ходе прокурорской проверки на территории прилегающей к <адрес> установлен факт ненадлежащего обращения с ТКО, а именно отсутствуют места временного хранения ТБО, сбор и транспортирование ТБО, с учетом требований п. 2.2 СанПиН 2.1.7.3550-19 не организованы.

Аргументы ответчика о том, что истцом не представлено доказательств, опровергающих использование контейнерных площадок, расположенных вблизи её жилого дома либо подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию отходов способами не нарушающими санитарного законодательства, противоречат положениям Закона о защите прав потребителей и п. 28 Постановления Пленума ВС РФ N 17 от 28.06.2012 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", так как именно на ответчика, как на регионального оператора, являющегося исполнителем услуги, возложено бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение таких обязательств.Суду не представлено каких-либо доказательств использования истцом какого-либо контейнера вблизи её жилого дома в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, напротив, довод истца о сжигании отходов в печке, которой оборудован ее жилой дом, и частичном использовании отходов на огороде, ответчиком не опровергнут, при этом нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства со стороны истца предметом настоящего спора не является.

Доводы о том, что удаленность расположения контейнерной площадки от жилого дома истца, не свидетельствует о том, что ПКГУП «Теплоэнерго» не оказывает соответствующую услугу истцу, так как обустройство контейнерных площадок и места их размещения отнесено к компетенции органов местного самоуправления, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Действительно, обустройство контейнерных площадок и места их размещения не относится к компетенции регионального оператора, вместе с тем ответчик достоверно зная об отсутствии на территории, прилегающей к жилому дому № <адрес>, контейнерной площадки для сбора бытовых отходов и мусора на расстоянии не более 100 м от жилого дома истца, и зная об отсутствии фактического оказания истцу услуг по обращению с ТКО, а следовательно, и об отсутствии у истца обязательств перед ответчиком как регионального оператора, производил начисление платы за данную услугу, что является нарушением подпункта "а", "г" пункта 148 (22) Правил N 354.

Ссылка представителя ответчика в обоснование своих возражений на иную судебную практику суд признает несостоятельной поскольку обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 300,00 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Удовлетворить требования И.Л.В. к Пермскому краевому государственному унитарному предприятию «Теплоэнерго».

Возложить обязанность на Пермское краевое государственное унитарное предприятие «Теплоэнерго» произвести списание задолженности, образовавшейся за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 2 972,10 руб., прекратить начисление указанной платы с ДД.ММ.ГГГГ до момента организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в районе жилого дома по адресу: <адрес> соответствии с установленными требованиями.

Взыскать с Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго»в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300,00 руб.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Губахинский городской суд Пермского края.

    Мотивированное решение составлено 21.02.2022 года.

Председательствующий                                                                             Л.А. Котегова

2-192/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ильина Любовь Викторовна
Ответчики
Пермское краевое государственное унитарное предприятие "Теплоэнерго"
Суд
Губахинский городской суд Пермского края
Судья
Котегова Л.А.
Дело на странице суда
gubacha.perm.sudrf.ru
26.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2022Передача материалов судье
31.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2022Судебное заседание
21.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2022Дело оформлено
04.10.2022Дело передано в архив
14.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее