Судья Омелько Л.В. Дело № 33-1569/2023 (№ 2-348/2022)
УИД 22RS0007-01-2022-000437-97
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 февраля 2023 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Сафроновой М.В.,
судей Параскун Т.И., Назаровой Л.В.,
при секретаре Колесниченко Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Белокурихе и Солонешенскому району», третьего лица Министерства социальной защиты Алтайского края на решение Белокурихинского городского суда Алтайского края от 17 ноября 2022 года по делу
по иску прокурора города Белокурихи в интересах несовершеннолетних КЛР, КАР в лице законного представителя КЕЮ к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Белокурихе и Солонешенскому району» о признании отказа в назначении ежемесячной выплаты незаконным, возложении обязанности назначить данную выплату.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Белокурихи обратился в суд с иском к КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Белокурихе и Солонешенскому району» (далее - КГКУ УСЗН) в интересах несовершеннолетних КЛР, КАР о признании отказа в назначении ежемесячной выплаты незаконным, возложении обязанности назначить данную выплату.
В обоснование требований указано, что 15.07.2022 КЕЮ обратилась в КГКУ ««Управление социальной защиты населения по городу Белокурихе и Солонешенскому району» с заявлением о назначении ежемесячной выплаты на детей от 3 до 7 лет включительно. 26.07.2022 КЕЮ в назначении такой выплаты отказано по причине наличия дохода от вкладов в кредитных организациях, превышающих установленные нормы.
Истец полагает, что доход на каждого члена семьи заявительницы ниже прожиточного минимума, который составляет 5 271,43 руб. исходя из доходов всех членов семьи, включая доход в виде сумм выплаченных процентов, полученных по вкладам в кредитных организациях.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор просил признать незаконным отказ от 26.07.2022 в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей; обязать ответчика назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату КЕЮ на детей КЛР, КАР; расчет ежемесячной выплаты произвести не позднее месяца, следующего за месяцем принятия решения о ее назначении.
Решением Белокурихинского городского суда Алтайского края от 17 ноября 2022 года исковые требования удовлетворены частично. Признан незаконным отказ КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Белокурихе и Солонешенскому району», выданный в форме распоряжения *** от 26.07.2022 в назначении КЕЮ ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет. На КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Белокурихе и Солонешенскому району» возложена обязанность назначить и выплачивать КЕЮ, ежемесячные денежные выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет, согласно даты подачи заявления 15.07.2022, расчет ежемесячной денежной выплаты произвести в течении 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе ответчик КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Белокурихе и Солонешенскому району» просит решение суда отменить, вынести новое об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указано, что одним из самостоятельных оснований для отказа в назначении ежемесячной выплаты является наличие у заявителя и членов его семьи дохода, превышающего величину прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленную на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты, в виде процентов, начисленных на остаток средств на депозитных счетах (вкладах), открытых в кредитных организациях.
Согласно информации о суммах выплаченных физическому лицу процентов по вкладам за 2021 год, КЕЮ выплачено - 42 274,62 руб., супругу КРМ – 39 324,24 руб. На дату обращения заявителя за назначением ежемесячной выплаты, величина прожиточного минимума составила 13 919 руб., в связи с чем в назначении выплаты отказано правомерно.
В апелляционной жалобе третье лицо Министерство социальной защиты Алтайского края просило решение суда отменить, вынести новое об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что в основу решения положен необоснованный вывод суда о том, что при расчете ежемесячной выплаты у управления не имелось правовых оснований для учета дохода в виде процентов, начисленных на остаток средств на депозитных счетах, поскольку указанный доход является годовым и иного дохода семья не имеет. Указанные вывод не соответствует буквальному толкованию норм Положения о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 09.04.2020 № 54, и основных требований к порядку назначения и осуществления указанной ежемесячной денежной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384.
В случае если размер дохода от вкладов в кредитных организациях не превышает размер прожиточного минимума, установленного в целом по Российской Федерации, и не является основанием для отказа в назначении ежемесячной выплаты, то указанные доходы учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи при определении права на ежемесячную выплату в соответствии с подпунктом «и» пункта 4.4 Положения. Только в таком случае доходы от вкладов в кредитных организациях учитываются как одна двенадцатая суммы дохода, полученного в течении налогового периода, умноженная на количество месяцев, вошедших в расчетный период (п.4.7 Положения).
В возражениях участвующий в деле прокурор просил апелляционные жалобы ответчика, третьего лица оставить без удовлетворения, решение суда без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель 3-го лица Министерства социальной защиты Алтайского края – КИА настаивал на доводах апелляционных жалоб, участвующий в деле прокурор РДС просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика, третьего лица – без удовлетворений.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела КЕЮ и КРМ являются родителями КАР, ДД.ММ.ГГ года рождения и КЛР, ДД.ММ.ГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГ КЕЮ через единый портал государственных услуг обратилась с заявлением о выплате ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет в отношении детей КАР и КЛР.
Распоряжением КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Белокурихе и Солонешенскому району» *** от 26.07.2022 отказано в назначении пособия по причине наличия доходов от вкладов в кредитных организациях, превышающих установленные нормы.
Согласно сведений ФНС за 2021 год у семьи К имелся доход в виде процентов, начисленных на остаток средств на депозитных счетах (вкладах), открытых в ПАО «Совкомбанк», у КЕЮ в размере 42,62 руб., КРМ – 39 324,24 руб.
По расчету ответчика среднедушевой доход на одного члена семьи КЕЮ 5 271,43 руб. (исходя из доходов всех членов семьи включая доход в виде сумм выплаченных процентов, полученных по вкладам в кредитных организациях), прожиточный минимум на душу населения в соответствующий период составил 12 388 руб. Вместе с тем указано, что наличие дохода от вкладов в кредитных организациях превышает установленные нормы.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, установив, что размер доходов семьи КЕЮ не превышает установленную величину прожиточного минимума, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований. При этом суд первой инстанции исходил из того, что доходы семьи КЕЮ при исчислении среднедушевого дохода семьи в виде процентов от вкладов рассчитываются как одна двенадцатая суммы дохода, полученного в течении налогового периода, умноженная на количество месяцев, вошедших в расчетный период.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения, и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы апелляционных жалоб на законность судебного решения повлиять не могут, так как основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с п. 2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (здесь и далее в редакции на момент возникновения спорных правоотношений на дату обращения истца с заявлением о назначении ежемесячной выплаты), в целях повышения доходов семей, имеющих детей, постановлено (согласно п.1) установить с 1 января 2020 г. ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемую нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. «а» п.3 данного Указа Президента Российской Федерации, ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В абз. первом подпункта "а" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 Правительству Российской Федерации предписано до 1 апреля 2020 г. утвердить основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты, примерный перечень документов (сведений), необходимых для ее назначения, типовую форму заявления о назначении ежемесячной выплаты, предоставив гражданам возможность выбора способа обращения за ее назначением, в том числе через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Правительством Российской Федерации 31 марта 2020 г. издано постановление N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении".
В пунктах 21,24 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно содержится перечень видов доходов семьи, полученных в денежной форме, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи.
В частности в подпункте "к" поименованы проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях.
Во исполнение Указа Президента, Губернатором Алтайского края 09.04.2020 издан Указ № 54 «Об утверждении Положения о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно».
Пунктом 2.2 вышеуказанного положения (в редакции действующей с 01.04.2021 и на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что ежемесячная выплата назначается и осуществляется одному из родителей или иному законному представителю ребенка - гражданину Российской Федерации, проживающему (пребывающему) на территории Алтайского края (далее - "заявитель"), на каждого рожденного, принятого под опеку совместно проживающего с ним ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, в возрасте от 3 до 7 лет включительно в семьях, нуждающихся в социальной поддержке.
Ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Алтайском крае на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее - "величина прожиточного минимума на душу населения") (п. 2.2.1).
В соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 2 сентября 2021 года №323 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по краю на 2022 год» по Алтайскому краю с 1 января 2022 года по 31 мая 2022 года величина прожиточного минимума в целом по краю в расчете на душу населения - 11262 рубля, для трудоспособного населения - 12276 рублей, для пенсионеров - 10396 рублей, для детей - 11524 рубля; с 1 июня 2022 года величину прожиточного минимума в целом по краю в расчете на душу населения - 12388 рублей, для трудоспособного населения - 13504 рубля, для пенсионеров - 11436 рублей, для детей - 12676 рублей.
Пунктом 4.5 Положения предусмотрено, что среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
При расчете среднедушевого дохода семьи учитываются также и проценты, полученные по вкладам в кредитных организациях полученные в денежной форме (п.4.4. Положения).
В пп. «и» п.3.9 Положения указано, что основанием для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является, в том числе, наличие у заявителя и членов его семьи дохода, превышающего величину прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленную на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты, в виде процентов, начисленных на остаток средств на депозитных счетах (вкладах), открытых в кредитных организациях.
Вместе с тем, в п. 4.7 Положения предусмотрено, что доходы, определенные в подпунктах "з" - "м" пункта 4.4 настоящего Положения, учитываются как одна двенадцатая суммы дохода, полученного в течение налогового периода, умноженная на количество месяцев, вошедших в расчетный период.
Учитывая изложенное, суд перовой инстанции пришел к верному выводу о том, что доход КЕЮ в виде процентов по банковским вкладам должен исчисляться как одна двенадцатая суммы дохода, полученного в течение налогового периода, умноженная на количество месяцев, вошедших в расчетный период.
Вопреки доводам апелляционных жалоб ответчика и третьего лица, иного порядка расчета размера дохода в виде процентов по вкладам, Положением не установлено.
Согласно представленных документов стороной ответчика доход КЕЮ за период с марта 2021 года по февраль 2022 года составил 126 118,16 руб. (с учетом процентов по банковским вкладам в размере 42 274,62), то есть 10 509,85 руб. в месяц; КРМ – 122 439,17 руб. (с учетом процентов по банковским вкладам в размере 39 324,24), то есть 10 203,26 руб.; пособие на детей КЛР -2 235,60 руб., 186,30 руб. в месяц и КАР – 2 235,60 руб., 186,30 руб. в месяц.
Таким образом, среднедушевой доход семьи К за указанный период составил 5 271,43 руб. (126 118,16 + 122 439,17 + 2 235,60 + 2 235,60 / 12 месяцев / 4 человека), что как верно указано судом является менее величины прожиточного минимума в Алтайском крае за II квартал 2021 в расчете на душу населения (12 388 руб.).
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного постановления по доводам жалоб отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белокурихинского городского суда Алтайского края от 17 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Белокурихе и Солонешенскому району» и третьего лица Министерства социальной защиты Алтайского края – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 15 февраля 2023 года.