Решение по делу № 33-1569/2023 от 23.01.2023

Судья Омелько Л.В.             Дело № 33-1569/2023 (№ 2-348/2022)

УИД 22RS0007-01-2022-000437-97

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 февраля 2023 года                         г.Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

Председательствующего        Сафроновой М.В.,

судей                    Параскун Т.И., Назаровой Л.В.,

при секретаре                Колесниченко Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Белокурихе и Солонешенскому району», третьего лица Министерства социальной защиты Алтайского края на решение Белокурихинского городского суда Алтайского края от 17 ноября 2022 года по делу

по иску прокурора города Белокурихи в интересах несовершеннолетних КЛР, КАР в лице законного представителя КЕЮ к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Белокурихе и Солонешенскому району» о признании отказа в назначении ежемесячной выплаты незаконным, возложении обязанности назначить данную выплату.

Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор города Белокурихи обратился в суд с иском к КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Белокурихе и Солонешенскому району» (далее - КГКУ УСЗН) в интересах несовершеннолетних КЛР, КАР о признании отказа в назначении ежемесячной выплаты незаконным, возложении обязанности назначить данную выплату.

В обоснование требований указано, что 15.07.2022 КЕЮ обратилась в КГКУ ««Управление социальной защиты населения по городу Белокурихе и Солонешенскому району» с заявлением о назначении ежемесячной выплаты на детей от 3 до 7 лет включительно. 26.07.2022 КЕЮ в назначении такой выплаты отказано по причине наличия дохода от вкладов в кредитных организациях, превышающих установленные нормы.

Истец полагает, что доход на каждого члена семьи заявительницы ниже прожиточного минимума, который составляет 5 271,43 руб. исходя из доходов всех членов семьи, включая доход в виде сумм выплаченных процентов, полученных по вкладам в кредитных организациях.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор просил признать незаконным отказ от 26.07.2022 в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей; обязать ответчика назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату КЕЮ на детей КЛР, КАР; расчет ежемесячной выплаты произвести не позднее месяца, следующего за месяцем принятия решения о ее назначении.

Решением Белокурихинского городского суда Алтайского края от 17 ноября 2022 года исковые требования удовлетворены частично. Признан незаконным отказ КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Белокурихе и Солонешенскому району», выданный в форме распоряжения *** от 26.07.2022 в назначении КЕЮ ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет. На КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Белокурихе и Солонешенскому району» возложена обязанность назначить и выплачивать КЕЮ, ежемесячные денежные выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет, согласно даты подачи заявления 15.07.2022, расчет ежемесячной денежной выплаты произвести в течении 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе ответчик КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Белокурихе и Солонешенскому району» просит решение суда отменить, вынести новое об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указано, что одним из самостоятельных оснований для отказа в назначении ежемесячной выплаты является наличие у заявителя и членов его семьи дохода, превышающего величину прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленную на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты, в виде процентов, начисленных на остаток средств на депозитных счетах (вкладах), открытых в кредитных организациях.

Согласно информации о суммах выплаченных физическому лицу процентов по вкладам за 2021 год, КЕЮ выплачено - 42 274,62 руб., супругу КРМ – 39 324,24 руб. На дату обращения заявителя за назначением ежемесячной выплаты, величина прожиточного минимума составила 13 919 руб., в связи с чем в назначении выплаты отказано правомерно.

В апелляционной жалобе третье лицо Министерство социальной защиты Алтайского края просило решение суда отменить, вынести новое об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что в основу решения положен необоснованный вывод суда о том, что при расчете ежемесячной выплаты у управления не имелось правовых оснований для учета дохода в виде процентов, начисленных на остаток средств на депозитных счетах, поскольку указанный доход является годовым и иного дохода семья не имеет. Указанные вывод не соответствует буквальному толкованию норм Положения о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 09.04.2020 № 54, и основных требований к порядку назначения и осуществления указанной ежемесячной денежной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384.

В случае если размер дохода от вкладов в кредитных организациях не превышает размер прожиточного минимума, установленного в целом по Российской Федерации, и не является основанием для отказа в назначении ежемесячной выплаты, то указанные доходы учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи при определении права на ежемесячную выплату в соответствии с подпунктом «и» пункта 4.4 Положения. Только в таком случае доходы от вкладов в кредитных организациях учитываются как одна двенадцатая суммы дохода, полученного в течении налогового периода, умноженная на количество месяцев, вошедших в расчетный период (п.4.7 Положения).

В возражениях участвующий в деле прокурор просил апелляционные жалобы ответчика, третьего лица оставить без удовлетворения, решение суда без изменения.

В суде апелляционной инстанции представитель 3-го лица Министерства социальной защиты Алтайского края – КИА настаивал на доводах апелляционных жалоб, участвующий в деле прокурор РДС просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика, третьего лица – без удовлетворений.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела КЕЮ и КРМ являются родителями КАР, ДД.ММ.ГГ года рождения и КЛР, ДД.ММ.ГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГ КЕЮ через единый портал государственных услуг обратилась с заявлением о выплате ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет в отношении детей КАР и КЛР.

Распоряжением КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Белокурихе и Солонешенскому району» *** от 26.07.2022 отказано в назначении пособия по причине наличия доходов от вкладов в кредитных организациях, превышающих установленные нормы.

Согласно сведений ФНС за 2021 год у семьи К имелся доход в виде процентов, начисленных на остаток средств на депозитных счетах (вкладах), открытых в ПАО «Совкомбанк», у КЕЮ в размере 42,62 руб., КРМ – 39 324,24 руб.

По расчету ответчика среднедушевой доход на одного члена семьи КЕЮ 5 271,43 руб. (исходя из доходов всех членов семьи включая доход в виде сумм выплаченных процентов, полученных по вкладам в кредитных организациях), прожиточный минимум на душу населения в соответствующий период составил 12 388 руб. Вместе с тем указано, что наличие дохода от вкладов в кредитных организациях превышает установленные нормы.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, установив, что размер доходов семьи КЕЮ не превышает установленную величину прожиточного минимума, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований. При этом суд первой инстанции исходил из того, что доходы семьи КЕЮ при исчислении среднедушевого дохода семьи в виде процентов от вкладов рассчитываются как одна двенадцатая суммы дохода, полученного в течении налогового периода, умноженная на количество месяцев, вошедших в расчетный период.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения, и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Доводы апелляционных жалоб на законность судебного решения повлиять не могут, так как основаны на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с п. 2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (здесь и далее в редакции на момент возникновения спорных правоотношений на дату обращения истца с заявлением о назначении ежемесячной выплаты), в целях повышения доходов семей, имеющих детей, постановлено (согласно п.1) установить с 1 января 2020 г. ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемую нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. «а» п.3 данного Указа Президента Российской Федерации, ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.

В абз. первом подпункта "а" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 Правительству Российской Федерации предписано до 1 апреля 2020 г. утвердить основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты, примерный перечень документов (сведений), необходимых для ее назначения, типовую форму заявления о назначении ежемесячной выплаты, предоставив гражданам возможность выбора способа обращения за ее назначением, в том числе через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Правительством Российской Федерации 31 марта 2020 г. издано постановление N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении".

В пунктах 21,24 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно содержится перечень видов доходов семьи, полученных в денежной форме, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи.

В частности в подпункте "к" поименованы проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях.

Во исполнение Указа Президента, Губернатором Алтайского края 09.04.2020 издан Указ № 54 «Об утверждении Положения о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно».

Пунктом 2.2 вышеуказанного положения (в редакции действующей с 01.04.2021 и на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что ежемесячная выплата назначается и осуществляется одному из родителей или иному законному представителю ребенка - гражданину Российской Федерации, проживающему (пребывающему) на территории Алтайского края (далее - "заявитель"), на каждого рожденного, принятого под опеку совместно проживающего с ним ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, в возрасте от 3 до 7 лет включительно в семьях, нуждающихся в социальной поддержке.

Ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Алтайском крае на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее - "величина прожиточного минимума на душу населения") (п. 2.2.1).

В соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 2 сентября 2021 года №323 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по краю на 2022 год» по Алтайскому краю с 1 января 2022 года по 31 мая 2022 года величина прожиточного минимума в целом по краю в расчете на душу населения - 11262 рубля, для трудоспособного населения - 12276 рублей, для пенсионеров - 10396 рублей, для детей - 11524 рубля; с 1 июня 2022 года величину прожиточного минимума в целом по краю в расчете на душу населения - 12388 рублей, для трудоспособного населения - 13504 рубля, для пенсионеров - 11436 рублей, для детей - 12676 рублей.

Пунктом 4.5 Положения предусмотрено, что среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

При расчете среднедушевого дохода семьи учитываются также и проценты, полученные по вкладам в кредитных организациях полученные в денежной форме (п.4.4. Положения).

В пп. «и» п.3.9 Положения указано, что основанием для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является, в том числе, наличие у заявителя и членов его семьи дохода, превышающего величину прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленную на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты, в виде процентов, начисленных на остаток средств на депозитных счетах (вкладах), открытых в кредитных организациях.

Вместе с тем, в п. 4.7 Положения предусмотрено, что доходы, определенные в подпунктах "з" - "м" пункта 4.4 настоящего Положения, учитываются как одна двенадцатая суммы дохода, полученного в течение налогового периода, умноженная на количество месяцев, вошедших в расчетный период.

Учитывая изложенное, суд перовой инстанции пришел к верному выводу о том, что доход КЕЮ в виде процентов по банковским вкладам должен исчисляться как одна двенадцатая суммы дохода, полученного в течение налогового периода, умноженная на количество месяцев, вошедших в расчетный период.

Вопреки доводам апелляционных жалоб ответчика и третьего лица, иного порядка расчета размера дохода в виде процентов по вкладам, Положением не установлено.

Согласно представленных документов стороной ответчика доход КЕЮ за период с марта 2021 года по февраль 2022 года составил 126 118,16 руб. (с учетом процентов по банковским вкладам в размере 42 274,62), то есть 10 509,85 руб. в месяц; КРМ – 122 439,17 руб. (с учетом процентов по банковским вкладам в размере 39 324,24), то есть 10 203,26 руб.; пособие на детей КЛР -2 235,60 руб., 186,30 руб. в месяц и КАР – 2 235,60 руб., 186,30 руб. в месяц.

Таким образом, среднедушевой доход семьи К за указанный период составил 5 271,43 руб. (126 118,16 + 122 439,17 + 2 235,60 + 2 235,60 / 12 месяцев / 4 человека), что как верно указано судом является менее величины прожиточного минимума в Алтайском крае за II квартал 2021 в расчете на душу населения (12 388 руб.).

При таких обстоятельствах основания для отмены судебного постановления по доводам жалоб отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Белокурихинского городского суда Алтайского края от 17 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Белокурихе и Солонешенскому району» и третьего лица Министерства социальной защиты Алтайского края – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 15 февраля 2023 года.

33-1569/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Колтакова Е.Ю., законн.пред-ль Колтакова Л.Р., Колтаковой А.Р.
Прокурор города Белокурихи
Ответчики
КГКУ Управление социальной защиты населения по г. Белокурихе
Другие
Колтаков Р.М.
Министерство социальной защиты Алтайского края
Суд
Алтайский краевой суд
Судья
Параскун Тамара Ивановна
Дело на странице суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
26.01.2023Передача дела судье
14.02.2023Судебное заседание
17.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2023Передано в экспедицию
14.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее