Решение по делу № 8Г-25296/2023 [88-98/2024 - (88-25254/2023)] от 01.11.2023

    ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

88-98/2024 - (88-25254/2023)

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    г. Кемерово    16 января 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего: Лавник М.В.,

судей: Раужина Е.Н., Новожиловой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело№ 2-1276/2023 (УИД 55RS0001-01-2023-000402-02) по иску Мельник Елены Валентиновны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, включении в страховой стаж периодов работы, назначении страховой пенсии по старости,

по кассационной жалобе представителя Мельник Елены Валентиновны – Ивахненко Елены Анатольевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 30 августа 2023 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Мельник Елена Валентиновна (далее - Мельник Е.В., истец) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости.

Исковые требования мотивированы тем, что 2 ноября 2022 г. истец обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее - ОПФР по Омской области) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением органа пенсионного обеспечения от 27 декабря 2022 г. ей отказано в установлении страховой пенсии по старости по причине отсутствия права на пенсионное обеспечение в Российской Федерации в связи с отсутствием листа убытия из Республики Казахстан.

Пенсионным органом в добровольном порядке в страховой стаж учтен период продолжительностью 2 года 02 месяца 14 дней - с 29 декабря 1989 г. по 12 марта 1992 г. в должности инженера ПЦН Юго-Восточного отделения охраны. При этом, в связи с тем, что на направленный органом пенсионного обеспечения запрос в акционерное общество «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан, поступил ответ о невозможности документального подтверждения данных о страховом стаже после 1992 года, при рассмотрении заявления о назначении страховой пенсии по старости ОПФР по Омской области в страховой стаж не включены периоды работы на территории Республики Казахстан с 13 марта 1992 г. по 2 апреля 1996 г. в Юго-Восточном отделении охраны, с 1 апреля 2005 г. по 30 мая 2014 г. в качестве директора в филиале ТОО «Эвбика», с 1 октября 2015 г. по 30 апреля 2016 г. в качестве менеджера в ТОО «Сантик», с 1 апреля 2016 г. по 1 ноября 2022 г. в качестве директора в ТОО «Апарт отель 92/2»,

Мельник Е.В., с учетом уточнения исковых требований, просила суд: признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии от 27 декабря 2022 г.; возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж периоды работы с 13 марта 1992 г. по 2 апреля 1996 г. в должности инженера в Юго-Восточном отделении охраны, с 1 апреля 2005 г. по 30 мая 2014 г. в качестве директора в филиале ТОО «Эвбика», ТОО «Прометей», с 1 октября 2015 по 30 апреля 2016 г. в качестве менеджера в ТОО «Сантик», с 1 апреля 2016 г. по 31 октября 2022 г. в качестве директора в ТОО «Апарт отель 92/2» индивидуального предпринимателя Мельник Е.В.; произвести расчет индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) с учетом сведений о заработной плате за период работы в Юго-Восточном отделении вневедомственной охраны при Советском РУВД г. Караганды с 29 декабря 1989 г. по 02 апреля 1996 г., содержащихся в архивных справках от 30 ноября 2022 г. , а также с учетом периода ухода за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения; признать за Мельник Е.В. право на назначение страховой пенсии по старости с 2 ноября 2022 года; возложить на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области обязанность назначить Мельник Е.В. страховую пенсию по старости с 02 ноября 2022 года; взыскать с ответчика понесенные по делу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решением Кировского районного суда г. Омска от 10 мая 2023 г. исковые требования Мельник Е.В. удовлетворены.

Признано незаконным решение об отказе в назначении пенсии Мельник Елене Валентиновне от 27 декабря 2022 г.

Постановлено включить в страховой стаж Мельник Елены Валентиновны периоды: с 13 марта1992 г. по 2 апреля 1996 г. в должности инженера в Юго-Восточном отделении охраны, с 01 апреля 2005 г. по 30 мая 2014 г. в качестве директора в филиале ТОО «Эвбика», ТОО «Прометей-Б», с 01 октября 2015 г. по 30 апреля 2016 г. в качестве менеджера в ТОО «Сантик», с 01 апреля 2016 г. по 31 октября 2022 г. в качестве директора в ТОО «Апарт отель 92/2», И.П. Новаковский С.В., индивидуального предпринимателя Мельник Е.В. в Республике Казахстан.

Признано право за Мельник Е.В. на страховую пенсию по старости с 2 ноября 2022 года.

На Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области возложена обязанность назначить Мельник Е.В. страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» с 2 ноября 2022 г.

Взысканы с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области в пользу Мельник Е.В. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 30 августа 2023 г. решение Кировского районного суда г. Омска от 10 мая 2023 г. в части включения в страховой стаж Мельник Е.В. периода работы с 1 января 2021 года по 31 октября 2022 года в Республике Казахстан, назначения страховой пенсии по старости отменено, в указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Представителем Мельник Елены Валентиновны – Ивахненко Еленой Анатольевной, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 30 августа 2023 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанного судебного постановления в части отказа во включении в страховой стаж Мельник Е.В. периода работы с 01 января 2021 года по 31 октября 2022 года в Республике Казахстан, назначении страховой пенсии по старости, и оставлении решения Кировского районного суда города Омска от 10 мая 2023 года без изменения.

В обосновании кассационной жалобы кассатор приводит доводы аналогичные доводам изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений, а также указывает на наличие достаточной продолжительности страхового стажа (14 лет 19 дней) и величины ИПК (24,405) для назначения истцу страховой пенсии с 2 ноября 2022 г.

При этом, по мнению кассатора, при определении права Мельник Е.В. на пенсионное обеспечение с 2 ноября 2022 г. подлежали применению в приоритетном порядке нормы Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза, но с учетом норм Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Мельник В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации выдан 20 октября 2022 г., зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации 2 июля 2022 г.

2 ноября 2022 г. Мельник Е.В. обратилась в ОПФР по Омской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

    Решением ОПФР по Омской области 27 декабря 2021 г. Мельник Е.В. отказано в установлении страховой пенсии по старости по части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» по причине отсутствия права на пенсионное обеспечение в Российской Федерации в связи с отсутствием листа убытия из Республики Казахстан.

Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области в страховой стаж Мельник Е.В. не включены следующие периоды работы на территории Республики Казахстан: с 13 марта 1992 г. по 02 апреля 1996 г. в Юго-Восточном отделении охраны, с 2 апреля 1996 г. по 1 апреля 2005 г. служба в органах внутренних дел Республики Казахстан, с 1 апреля 2005 г. по 30 мая 2014 г. в качестве директора в филиале ТОО «Эвбика», с 01 октября 2015 г. по 30 апреля 2016 г. в качестве менеджера в ТОО «Сантик», с 01 апреля 2016 г. по 01 ноября 2022 г. в качестве директора в ТОО «Апарт отель 92/2», ввиду того, что на направленный органом пенсионного обеспечения запрос в акционерное общество «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан, поступил ответ о невозможности документального подтверждения данных о страховом стаже после 1992 года.

При таком подсчете страховой стаж Мельник Е.В. составил 2 года 02 месяца 14 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 7,424.

Из трудовой книжки Мельник Е.В., следует, что 29 декабря 1989 г. она принята на должность инженера ПЦН Юго-Восточного отделения охраны (Приказ от 29 декабря 1989 г.), 2 апреля 1996 г. уволена п. 5 ст. 31 КЗоТ Республики Казахстан по переводу на аттестованную должность (Приказ от 4 апреля 1996г.); 2 апреля 1996 г. в органах внутренних дел прослужила непрерывно 08 (восемь) лет 11 мес. 29 дней (Пр. от 2 апреля 1996г.), 1 апреля 2005 г. (Пр. ЧССО от 7 апреля 2005г.); 1 апреля 2005 г. Филиал ТОО «Эвбика» в г. Караганда в соответствии с Трудовым договором принята на работу в качестве директора филиала (Пр. от 1 апреля 2005г.), 30 мая 2014 г. Трудовой договор расторгнут по ст. 57 п. 1 (по инициативе работника) (Пр. от 27 апреля 2014 г.); 1 октября 2015 г. ТОО «Сантик» принята на должность менеджера по административной работе на основании трудового договора (Пр. от 1 октября 2015г.), 30 апреля 2016 г. Трудовой договор расторгнут согласно п. 1 ст. 50 Трудового Кодекса РК по соглашению сторон (Пр. от 20 апреля 2016 г.; 1 апреля 2016 г. ТОО «Апарт отель 92/2» принята на должность директора на основании трудового договора (Пр. от 31 марта 2016г.).

Согласно сведений, содержащихся в Выписке по поступлению и движению денежных средств НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» Мельник Елена Валентиновна имеются следующие данные об уплате обязательных платежей работодателем ОГСО при Советском РУВД с 30 июня 1998 г. по август 1999 г., с 30 января 2001 г. по декабрь 2001 г., с марта 2002 по март 2005; с мая 2005 г. по май 2014 г. филиал ТОО «Эвбика» г. Караганда, Карагандинский филиал ТОО «Прометей-Б»; с октября 2015 г. по апрель 2016 г. ТОО «Сантик»; с апреля 2016 г. по октябрь 2022 г. ТОО Апарт отель 92/2, ИП Новаковский С.В., индивидуальный предприниматель Мельник Е.В.

Из архивной справки от 7 ноября 2022 г. следует, что Мельник Елена Валентиновна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно работала в Юго-Восточном отделении вневедомственной охраны при Советском РУВД г. Караганды с 29 декабря 1989 г. принята инженером ПЦН. Приказ от 29 декабря 1989 г. С 2 апреля 1996 г. уволена по ст. 31 п. 5 КЗОТ Республики Казахстан (по переводу на аттестованную должность). Приказ от 4 апреля 1996 г.

Согласно архивным справкам от 30 ноября 2022 г. Мельник Е.В. в период с декабря 1989 г. по апрель 1996 г. начислялась заработная плата.

В материалы гражданского дела представлена справка от 6 февраля 2023 г. о суммах дохода, выплаченного физическому лицу и осуществленных с дохода обязательных пенсионных взносов за период с 01 апреля 2005 г. по 30 июня 2014 г., выданная Мельник Е.В. работодателем ТОО «Эвбика»; справка от 16 февраля 2023 г. о суммах дохода, выплаченного физическому лицу и осуществленных с дохода обязательных пенсионных взносов за период с марта 2008 г. по июнь 2014 г., выданная Мельник Е.В. работодателем ТОО «Прометей-Б»; справка о заработной плате от 15 февраля 2023 г., выданная Мельник Е.В. за период работы с апреля 2016 по декабрь 2022 г.

Из личного кабинета налогоплательщика ИП Мельник Е.В. официального портала Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан предоставлены выписки о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 25 октября 2016 г., и снятие с государственного учета 5 декабря 2022 г..

По запросу суда в материалы гражданского дела поступил ответ ОСФР по Омской области от 5 мая 2023 г., согласно которому расчет размера ИПК произведен с учетом периода работы с 29 декабря 1989 г. по 2 апреля 1996 г., заработной платы за период работы с декабря 1989 г. по март 1996 г., а также периода ухода за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИПК составил - 22,572, что является недостаточным для выполнения одного из условий для назначения страховой пенсии.

При оценке пенсионных прав истца в соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 г. и включении в страховой стаж истца периодов работы до 31 декабря 2020 г. с учетом сведений об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2020 г., величина ИПК Мельник Е.В. составит 22,527 (при требуемой в 2022 году 23,4), что следует из ответа Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области от 21 августа 2023 г.

Полагая решение органа пенсионного обеспечения об отказе в назначении страховой пенсии по старости нарушающим ее пенсионные права, Мельник Е.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении требований истца в части включения в страховой стаж периодов работы на территории Республики Казахстан: с 13 марта 1992 г. по 02 апреля 1996 г. в Юго-Восточном отделении охраны, с 01 апреля 2005 г. по 30 мая 2014 г. в качестве директора в филиале ТОО «Эвбика», с 01 октября 2015 г. по 30 апреля 2016 г. в качестве менеджера в ТОО «Сантик», с 01 апреля 2016 г. по 01 ноября 2022 г. в качестве директора в ТОО «Апарт отель 92/2», суд первой инстанции исходил из наличия доказательств, подтверждающих осуществление истцом в спорные периоды трудовой деятельности, а также данных о том, что за период работы, начиная с 01 января 2002 г. за Мельник Е.В. производилась оплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В связи с изложенным, установив, что на дату обращения 2 ноября 2022 г. Мельник Е.В. в ГУ ОПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, у истца имелось страхового стажа 2 года 2 месяца 14 дней, зачтенных в бесспорном порядке, а также 20 лет 3 месяца засчитанных судом, что составляет более необходимых 13 лет страхового стажа, величина ИПК определена ответчиком 22,572, за стаж продолжительностью 16 лет 3 месяца – 16,25, что в совокупности составит 38,822, то есть более необходимых 23,4, а также наличие возраста 56 лет 6 месяцев, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у истца права на назначение страховой пенсии по старости с даты обращения в пенсионный орган.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции в части включения в страховой стаж Мельник Е.В. периодов работы с 13 марта 1992 г. по 2 апреля 1996 г. в должности инженера в Юго-Восточном отделении охраны, с 1 апреля 2005 г. по 30 мая 2014 г. в качестве директора в филиале ТОО «Эвбика», ТОО «Прометей-Б», с 1 октября 2015 г. по 30 апреля 2016 г. в качестве менеджера в ТОО «Сантик», с 1 апреля 2016 г. по 31 декабря 2020 г. в качестве директора в ТОО «Апарт отель 92/2», И.П. Новаковский С.В., индивидуального предпринимателя Мельник Е.В. в Республике Казахстан, полагая их законными и обоснованными.

Решение суда в неизмененной части и апелляционное определение в части оставления решения суда первой инстанции без изменения не обжалуются и предметом проверки кассационного суда общей юрисдикции не являются.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о включении в страховой стаж периода работы с 1 января 2021 г. по 31 октября 2022 г., в должности директора в ТОО «Апарт отель 92/2», И.П. Новаковский С.В., индивидуального предпринимателя Мельник Е.В. в Республике Казахстан, поскольку после вступления Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г. в силу (с 1 января 2021 г.), пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы, в связи с чем решение суда в части включения в страховой стаж Мельник Е.В. указанного периода работы отменено с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.

Также судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости с 2 ноября 2022 г., поскольку вопрос о назначении истцу страховой пенсии по старости подлежит разрешению с учетом положений Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., в связи с чем для назначения страховой пенсии по старости при включении в страховой стаж истца периодов работы, включенных в страховой стаж в бесспорном порядке и периодов работы, учтенных судом, в том числе периодов обучения и ухода за несовершеннолетним ребенком ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом сведений о заработной плате, размер ИПК является недостаточным (для назначения страховой пенсии по старости в 2022 году требуется ИПК 23,4, имеется -22, 572). Таким образом, решение суда в части назначения истцу страховой пенсии по старости с 2 ноября 2022 г. отменено с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.

При этом суд апелляционной инстанции указал на то, что оснований для назначения страховой пенсии по старости истцу с применением статьи 7 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза не имеется, поскольку при применении данной нормы величина ИПК хотя и составит 24,408, однако продолжительность страхового стажа, который возможно учесть в соответствии со статьей 7 указанного соглашения составит 9 лет 7 месяцев 5 дней, что менее требуемой продолжительности (13 лет).

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно мотивированы в оспариваемом судебном акте.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», других федеральных законов.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).

С 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (далее по тексту – Соглашение ЕАЭС), статьей 7 которого предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения (пункт 1).

До вступления в силу с 1 января 2021 г. Соглашения ЕАЭС порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулировался Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.). Данный документ был денонсирован Федеральным законом от 11 июня 2022 г. №175-ФЗ и с 1 января 2023 года прекратил свое действие в отношениях Российской Федерации с другими участниками.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Соглашения ЕАЭС назначение пенсии с учетом положений данного Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося (члена семьи) права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося (члена семьи) права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.

Статьей 7 Соглашения ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений данного Соглашения (пункт 1).

В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (пункт 2 статьи 7).

В Российской Федерации при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 1 данной статьи величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа работы, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик. В случае если величины индивидуального пенсионного коэффициента, определенной в соответствии с абзацем 1 данного пункта, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается величина индивидуального пенсионного коэффициента, равная 1 за 1 год стажа работы, приобретенного на территориях государств-членов. При этом 1 месяц стажа работы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а 1 день - 1/360 часть коэффициента за полный календарный год (пункт 3 статьи 7).

Согласно статье 12 Соглашения ЕАЭС назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством - членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств - членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.

В соответствии со статьей 1 Соглашение от 13 марта 1992 г., пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

Для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.

Положения Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. не предусматривали специальных положений о расчете индивидуального пенсионного коэффициента при наличии так называемого смешанного стажа при определении права на пенсию. В силу статьи 1 Соглашения установлено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Вместе с тем, Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года №1-369-18 разъяснялось, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года может быть учтен и трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время после 13 марта 1992 года.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В силу части 1 - 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона. С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. №203-16).

Из приведенных норм материального права следует, что до 01 января 2021 года порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулировался принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения, с 01 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, которое подлежит применению к правоотношениям, возникшим после 01 января 2021 года.

При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

С учетом переходных положений статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента в 2022 году должна быть не ниже 23,4, продолжительность страхового стажа не менее 13 лет, достижение возраста для женщины в 2022 году 56,6 лет.

Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, исходя из того, что Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза вступило в силу для Российской Федерации с 1 января 2021 г., и, следовательно, только с указанной даты, в отношении в том числе стажа, приобретенного на территории Республики Казахстан, подлежат применению положения данного международного договора, действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. в отношении Российской Федерации прекращено с 1 января 2023 г., принимая во внимание, что на момент обращения Мельник Е.В. в пенсионный орган за назначением пенсии действовало фактически два международных договора, с разным принципом регулирования вопроса назначения пенсии в союзных государствах при наличии страхового стажа на территории государства - участника соглашения, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о применении при определении права истца на пенсионное обеспечение с 2 ноября 2022 г. норм указанных соглашений.

Таким образом, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда обоснованно указала на необходимость расчета индивидуального пенсионного коэффициента истца по нормам национального законодательства Российской Федерации и возможности применения положений статьи 7 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза в части определения величины ИПК только к стажу, имевшему место с 1 января 2021 г. Иное толкование бы приводило к возможности применения норм разных международных соглашений к расчету ИПК и к порядку определения страхового стажа, а значит к вопросу о назначении пенсии, что не предусмотрено ни одним из вышеназванных международных договоров и не соответствует статье 12 Соглашения ЕАЭС.

Учитывая, что в соответствии с переходным положением статьи 12 Соглашения ЕАЭС за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; период работы истца с 1 января 2021 г. по 31 октября 2022 г. в Республике Казахстан имел место после вступления в силу указанного Соглашения, то оснований для включения данного периода в страховой стаж истца не имеется.

Доводы кассационной жалобы о неправильном расчете судом ИПК истца, выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, поскольку основаны на включении в страховой стаж спорного периода с 1 января 2021 г. по 31 октября 2022 г., представленный стороной ответчика расчет размера ИПК Мельник Е.В. от 21 августа 2023 г. стороной истца не опровергнут.

Доводы кассационной жалобы представителя истца не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку судебной коллегии и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции в части оценки установленных обстоятельств дела, применения норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, выводов суда не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.

Вопреки доводам кассационной жалобы выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии у истца совокупности необходимых условий для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с положениями части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 ноября 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Поскольку при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 30 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Мельник Елены Валентиновны – Ивахненко Елены Анатольевны - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

8Г-25296/2023 [88-98/2024 - (88-25254/2023)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Мельник Елена Валентиновна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области
Другие
Ивахненко Елена Анатольевна
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Раужин Е.Н. - Судья ГР
Дело на странице суда
8kas.sudrf.ru
11.01.2024Судебное заседание
16.01.2024Судебное заседание
16.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее