Гр. дело № 2-57/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2020 года пос. Оричи Кировской области
Оричевский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Капустей И.С.,
при секретаре Попцовой Н.Н.,
с участием: истца Семенова В.А., представителя истца Лапина Д.А.,
представителя ответчика ОАО «РЖД» по доверенности Дряглева М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Семенова Вячеслава Александровича к ОАО «РЖД» об установлении доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установлении дополнительного оплачиваемого отпуска, взыскании доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и компенсации морального вреда,
установил:
Семенов В.А. обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» об установлении доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установлении дополнительного оплачиваемого отпуска, взыскании доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и компенсации морального вреда.
Свои требования истец мотивирует тем, что 09 февраля 2017 года между ним и ОАО «Российские железные дороги» в лице Кировского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Горьковской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» был заключен трудовой договор, по условиям которого он был принят на должность составителя поездов 6 разряда железнодорожной станции Стрижи (IV класса). Согласно п. 1.7 указанного договора условия труда на рабочем месте – вредные 1 степени. Пунктом 5.1. трудового договора работнику установлена доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда – 4 %, пунктом 4.3. работнику устанавливается ежегодный отпуск продолжительностью 28 календарных дней.
28 июня 2016 г. начальником Кировского центра организации работы железнодорожных станций был издан приказ № 182 «О предоставлении компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам специальной оценки условий труда, в Кировском центре организации работы железнодорожных станций». Согласно пункту 2 указанного приказа работниками - составителям поездов железнодорожной станции Стрижи (IV класса) сохранена доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 12 % тарифной ставки (должностного оклада) (п.п. 71-75).
Однако на основании этого же приказа работникам, вновь принимаемым на работы с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются доплаты только в размере 4 % тарифной ставки (должностного оклада) - при вредных условиях труда 1 и 2 степени.
В соответствии с приказом начальника Кировского центра организации работы железнодорожных станций от 27 марта 2017 г. №ГРК ДЦС 3-109 «О предоставлении дополнительного отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» работникам - составителям поездов станции Стрижи предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные и (или) опасные условия труда в количестве 7 дней.
В то же время вновь принятым работникам дополнительный отпуск за вредные и (или) опасные условия труда не предоставляется.
Размер недоплаченных денежных средств за период с 09 февраля 2017 г. по 30 ноября 2019 г. составляет 41672,29 руб.
Незаконными действиями ответчика ему был причинен моральный вред, который выразился в нравственных переживаниях в связи ущемлением его трудовых прав как работника, так как длительное время он получает заработок меньше своих коллег по работе, при этом выполняя одинаковые трудовые функции.
Просит суд обязать ответчика установить Семенову В.А. с 09.02.2017 за работу с вредными и (или) опасными условиями труда: доплату в размере 12% тарифной ставки (должностного оклада), дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 7 календарных дней; взыскать с ответчика в пользу Семенова В.А. доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда за период с 09 февраля 2017 г. по 30 ноября 2019 г. в размере 41672,29 руб. (без вычета НДФЛ); взыскать с ответчика в пользу Семенова В.А. компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
Истец Семенов В.А., представитель истца Лапин Д.А. в судебном заседании, настаивая на удовлетворении исковых требований, привели в их обоснование доводы аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» по доверенности Дряглев М.А., исковые требования не признал по основаниям, указанным в отзыве на иск. (л.д.59-62)
Заслушав истца, его представителя, представителя ответчика, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Приказом ОАО «РЖД» № 175/дцск от 09.02.2017 Семенов В.А. принят на работу на железнодорожную станцию Стрижи (IV класса) составителем поездов 6-го разряда. (л.д. 71)
09 февраля 2017 года между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (работодатель) и Семеновым В.А. (работник) был заключен трудовой договор № 6, на основании которого работник был принят на работу по должности составителя поездов 6 разряда Горьковской дирекции управления движением, г. Киров. В соответствии с п. 4.3 договора работнику установлен ежегодный отпуск продолжительностью 28 календарных дней, пунктом 5.1 предусмотрена доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 4 %. С должностной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка, положением об оплате труда, положением о премировании, коллективным договором, перечнем информации, составляющей коммерческую тайну ОАО «РЖД», Инструкцией о порядке обращения с информацией, составляющей коммерческую тайну, Положением о негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО «РЖД», Кодексом деловой этики ОАО «РЖД», Антикоррупционной политикой ОАО «РЖД», Положением об обработке и защите персональных данных работников ОАО «РЖД» Семенов В.А. был ознакомлен под роспись. (л.д. 8-15, 16-28, 92-99)
Как следует из штатного расписания железнодорожной станции Стрижи (IV класса), введенной с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года, в данном структурном подразделении числится пять штатных единиц по должности составитель поездов. (л.д. 90-91)
Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту-ТК РФ) работодатель обязан обеспечить: проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).
Таким образом, с 01 января 2014 года определение степени вредности и (или) опасности условий труда на рабочем месте должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
В соответствии со статьей 219 ТК РФ размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 настоящего Кодекса (часть вторая в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).
Таким образом, с 01 января 2014 года внесены изменения в ТК РФ, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда.
В соответствии с картой специальной оценки условий труда № 213 от 06.04.2016 составителя поездов железнодорожной станции Стрижи (IV класса), установлен класс условий труда – 3.1. Работникам должны быть предоставлены: повышенная оплата труда (статья 147 ТК РФ); право на досрочное назначение страховой пенсии. (л.д. 100-103, 104-105, 106-109, 110-111, 112-113, 114-115, 116-117, 118-121)
Согласно п.1 ч.4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья. (п.1)
В соответствии со ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.
Поскольку условия труда на рабочем месте составителя поездов по результатам специальной оценки условий труда № 213 от 06.04.2016 отнесены к вредным условиям труда 1 степени, в карте обоснованно указано на отсутствие необходимости в установлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, поэтому требование истца о возложении обязанности на ответчика установить дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные и (или) опасные условия труда в количестве 7 календарных дней с 09.02.2017 г. удовлетворению не подлежит.
Согласно статье 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Поскольку условия труда на рабочем месте составителя поездов по результатам специальной оценки условий труда № 213 от 06.04.2016 отнесены к вредным условиям труда 1 степени, в карте обоснованно указано на предоставлении повышенной оплата труда в соответствии со статьей 147 ТК РФ, поэтому требования истца о возложении обязанности на ответчика установить доплату в размере 12% тарифной ставки (должностного оклада) за вредные и (или) опасные условия труда с 09.02.2017 г., взыскании с ответчика доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда за период с 09 февраля 2017 г. по 30 ноября 2019 г. в размере 41672,29 руб. (без вычета НДФЛ) удовлетворению не подлежат.
Требование о компенсации морального вреда является производным от основных требований, в удовлетворении которых отказано, поэтому в удовлетворении требования о компенсации морального вреда следует отказать.
Довод истца о том, что вместе с истцом на железнодорожной станции Стрижи на аналогичных должностях - составитель поездов работают еще 4 работника, которые получают доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 12 % тарифной ставки (должностного оклада) и дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные и (или) опасные условия труда в количестве 7 дней, а истец указанные льготы не получает, поэтому имеет место дискриминация труда, суд отклоняет в силу следующего.
Предыдущая редакция статьи 212 ТК РФ гласила: работодатель обязан обеспечить: проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).
Согласно карты аттестации рабочего места составителя поездов железнодорожной станции Стрижи по условиям труда № 254 от 2011 года, общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса определена по классу условий труда-3.1, размер повышения оплаты труда работников – 12, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – 7. (л.д. 72-75, 76, 77, 78-79, 80-82, 83-84, 85-87)
На основании Постановления Госкомтруда СССР, ВЦСПС № 387/22-78 от 03.10.1986 «Об утверждении типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда» установлена повышенная оплата труда в размере 12% к тарифной ставке.
В соответствии с разделом ХХХIII п. 25а Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС № 298/П-22 от 25.10.1974 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» установлен дополнительный отпуск в размере 7 календарных дней.
Согласно ч.3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Из указанной нормы следует, что те льготы, которые предоставлялись работнику в связи с работой во вредных условиях труда по состоянию на 01.01.2014, должны быть сохранены, если не будет улучшения условий его работы на момент проведения специальной оценки.
Таким образом, составителям поездов железнодорожной станции Стрижи: Ю., принятому на работу 07.05.2010, З.., принятому на работу 18.10.2013, О. принятому на работу 07.07.2010, сохранены: доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда – 12 %, количество дней отпуска (основной + дополнительный отпуск за вредные условия труда) – 28+7)). (л.д.180)
Свидетель З. суду пояснил, что работает в должности составителя поездов с 2013 года, доплату 12% и дополнительный отпуск 7 дней получает, с момента приема на работу условия труда не менялись.
Таким образом, дискриминации труда работника Семенова В.А. судом не установлено.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд. (л.д. 62)
В судебном заседании истец Семенов В.А. пояснил, что о нарушении своего права узнал после рассмотрения гражданского дела по иску В. примерно в 2017-2018 г.г. (л.д.194)
Поскольку истец узнал о нарушении своего права в 2017-2018гг., а с настоящим иском обратился в суд лишь 24.12.2019, то истцом 3-х месячный срок обращения в суд пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Семенова Вячеслава Александровича к ОАО «РЖД» об установлении доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установлении дополнительного оплачиваемого отпуска, взыскании доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и компенсации морального вреда, отказать.
На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Оричевский районный суд.
Председательствующий И.С. Капустей Мотивированное решение изготовлено 18.02.2020г.