Судья Васильев Д.В. |
№ 33–1191/2018 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 апреля 2018 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Душнюк Н.В., Мишеневой М.А.
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе третьего лица - Министерства здравоохранения Республики Карелия на решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 22 января 2018 г. по иску Тютюнник Л. А. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения РК «Лоухская центральная районная больница» о признании действий работодателя незаконными, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
Заслушав доклад судьи Душнюк Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тютюнник Л.А. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что работает в ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ», заработная плата за декабрь 2016 г., за периоды с января по июль 2017 г., с сентября по ноябрь 2017 г. начислялась и выплачивалась ей в размере менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Истица просила признать действия работодателя незаконными, взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за указанные периоды в размере 11910,74 руб.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично, действия ответчика по начислению заработной платы в неполном объеме судом признаны незаконными, с ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ» в пользу Тютюнник Л.А. суд взыскал задолженность по заработной плате в сумме 11894,13 руб., в удовлетворении остальной части иска отказал. С ответчика в доход бюджета Лоухского муниципального района взыскана госпошлина в размере 100 руб.
С таким решением суда не согласно третье лицо - Министерство здравоохранения РК, в апелляционной жалобе его представитель Зайков А.Ф. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017, в котором выявлен конституционно-правовой смысл положений ст. 129, ч.ч. 1 и 3 ст. 133, ч. ч. 1, 2, 3, 4 и 11 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ, меняющий правоприменительную практику по порядку начисления районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, распространяется на правоотношения, возникшие после указанной даты.
В возражениях на апелляционную жалобу истица просила решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
В соответствии со ст. 315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Из материалов дела следует, что Тютюнник Л.А. работает в ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ» в должности (...) на (...) ставки. За декабрь 2016 г., за периоды с января по июль 2017, с сентября по ноябрь 2017 г. ей начислялась и выплачивалась заработная плата в пределах минимального размера оплаты труда, в состав которой были включены районный коэффициент и процентная надбавка, начисляемая в связи с работой в районах Крайнего Севера.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш» сложившаяся правоприменительная практика о включении в состав минимального размера оплаты труда указанных выплат признана неверной.
Постановлено, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования названные нормы трудового законодательства не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Основываясь на данном Постановлении, суд первой инстанции удовлетворил заявленные исковые требования частично, взыскал с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату в виде сумм районного коэффициента и процентной надбавки за работу истицы в районе Крайнего Севера за исковой период.
Однако такой порядок применения Постановления Конституционного Суда РФ противоречит требованиям ст. 75 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Согласно данной статье закона в решении Конституционного Суда РФ в зависимости от характера рассматриваемого вопроса может определяться порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения (п. 12 ч. 1). В случае, когда в решении Конституционного Суда РФ порядок вступления в силу, сроки и особенности его исполнения специально не оговорены, действует общий порядок, предусмотренный названным Федеральным конституционным законом.
В Определении Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 № 252-О-Р «По ходатайству Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года № 38-П» указано, что Конституционный Суд РФ специально не оговаривал порядок вступления в силу и сроки исполнения Постановления от 07.12.2017 № 38-П, а потому в соответствии с ч. 1 ст. 79 названного Федерального конституционного закона оно вступило в силу с момента провозглашения.
Из его содержания прямо следует, что начиная с этой даты (то есть на будущее время после 07.12.2017), при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) в него не могут включаться районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При таких обстоятельствах решение суда, которым произведен расчет и взыскание данных надбавок за прошедший период, подлежит в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 22 января 2018 г. по настоящему делу отменить, принять по делу новое решение об отказе Тютюнник Л. А. в удовлетворении заявленных исковых требований.
Председательствующий
Судьи