УИД 05RS0022-01-2024-000445-26
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кизилюрт 22 мая 2024 года
Кизилюртовский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего – судьи Шамиловой Д.М., при секретаре судебного заседания - Раджабовой А.М., с участием : прокурора – помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора Чагаева Э.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя Кизилюртовского межрайонного прокурора Муртазалиева С.А. в порядке ст.45 ГПК РФ к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Очаг» об обязании устранить нарушения требований жилищно - коммунального законодательства, восстановлении работоспособности внутридомовых инженерных сетей отопления и обеспечения отопления квартир в многоквартирном доме
установил:
В Кизилюртовский городской суд поступило исковое заявление первого заместителя Кизилюртовского межрайонного прокурора ФИО6 в порядке ст.45 ГПК РФ к Обществу с ограниченной ответственностью (далее ООО) Управляющая компания «Очаг», в котором он просит:
Признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Очаг», выразившееся в ненадлежащем техническом содержании внутридомовых инженерных внутридомовых сетей отопления и необеспечения отопления 16 квартир многоквартирного жилого дома, расположенном по адресу: ул. <адрес> «А», <адрес>, незаконным.
Обязать Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Очаг» устранить выявленные нарушения требований жилищно- коммунального законодательства и обеспечить восстановление и проведение внутридомовых инженерных сетей отопления в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ул. <адрес> «А», <адрес>, а также обеспечить наличие отопления в следующих 26 квартирах указанного многоквартирного дома: №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Очаг»: Обеспечить заключение договора теплоснабжения с ресурсоснабжающей организацией на отопление общедомовых помещений; Обеспечить проведение мероприятий по сохранению энергоэффективности потребляемых теплоресурсов, а именно обеспечить оснащении внутридомовых сетей теплоснабжения теплоизоляцией для указанного многоквартирного дома.
В обосновании иска истец указал, что Межрайонной прокуратурой во исполнение заданий Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Республики Дагестан, а также при рассмотрении обращения инвалида 2 группы ФИО2 проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере теплоснабжения в <адрес> Республики Дагестан.
Как установлено, отопление многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. <адрес> «А», <адрес> (далее - МКД), отсутствует с января 2022 г. по настоящее время. В соответствии с объяснениями заместителя генерального директора ООО УК «Очаг» ФИО12, отсутствие централизованного отопления в МКД связано с тем, что большинство жителей квартир отказались от использования централизованной системы отопления и установили в квартирах индивидуальные системы отопления. При этом 26 квартир в МКД остались без отопления, так как МКД в январе 2022 г. отключен от централизованной системы отопления <адрес>.
Проведенной проверкой установлено, что согласно п. 7.1. паспорта готовности МКД к эксплуатации в осенне-зимних условиях 2023-2024 гг., утвержденного генеральным директором ООО УК «Очаг» ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ (далее - паспорт готовности) при подготовке к зиме выполнены работы по капитальному ремонту центрального отопления, что подтверждено подписями генерального директора ООО УК «Очаг» ФИО3, представителями общественности в лице жителей квартир №№, 38 указанного дома ФИО14, ФИО15, представителями МРУ «Сулакское» ОАО «Даггаз» ФИО7, ООО «ДагЭнерЖи» ФИО8, ООО «Теплоснаб» ФИО9, ОАО «Водоканалсервис» ФИО16 P.M., а также представителя Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан ФИО10 по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Правила содержания общего имущества), в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Установлено, что договор на теплоснабжение жилых помещений заключен между собственниками жилых помещений и ресурсоснабжающий организацией — филиалом «Кизилюртовские тепловые сети» ДО «Единый оператор Республики Дагестан в сфере водоснабжения и водоотведения».
Между тем, ООО УК «Очаг» не заключен договор теплоснабжения с ресурсоснабжающей организацией на отопление общедомовых помещений, не проводятся мероприятия по сохранению энергоэффективности потребляемых теплоресурсов, а также в указанном МКД имеются внутридомовые тепловые сети без теплоизоляции.
На ООО УК «Очаг» возложена непосредственная обязанность по созданию необходимых условий для обеспечения теплоснабжением потребителей, проживающих в указанном МКД, в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Вместе с тем, ООО УК «Очаг» при подготовке к осенне-зимнему периоду эксплуатации МКД в 2023-2024 гг. документально не оформлены следующие документы: акты проверки на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) инженерного оборудования здания; акты на испытание, промывку и наладку систем отопления; акты приемки по капитальному и текущему ремонту (согласно паспорту готовности в 2023 г. предполагался капитальный ремонт системы отопления МКД.
Так, при наличии в указанном МКД 26 квартир без установленных в них систем индивидуального отопления, а также являющимися абонентами филиала «Кизилюртовские тепловые сети» АО «Единый оператор Республики Дагестан в сфере водоснабжения и водоотведения», а также имеющих внутриквартирные отопительные сети, стояки, обогревающие элементы, регулирующую и запорную арматуру, никаких работ по ремонту, техническому обслуживанию инженерных внутридомовых систем отопления ООО УК «Очаг» в 2022-2023 гг. не проводилось. В связи с изложенным, ООО УК «Очаг» мероприятия по подготовке МКД к зимнему периоду эксплуатации в 2023-2024 гг. согласно вышеуказанным требованиям законодательства не проведены, недостатки при отоплении с учетом прошедших отопительных периодов не устранены.
Кроме того, оценка готовности МКД к зимнему периоду эксплуатации в 2023 г. осуществлена без учета факта отсутствия обеспечения теплом жителей 26 квартир МКД, что привело к отсутствию отопления в указанных квартирах, снижению нормативной температуры воздуха в жилых помещениях, утвержденных Постановлением, ниже 18 °С.
В ходе судебного разбирательства помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора ФИО11, поддержал заявленные требования и просил суд удовлетворить их по указанным в иске основаниям, объяснив, что в результате незаконного отключения от многоквартирного дома ответчиком были нарушены права и интересы жильцов дома. Отключение жилого дома было инициировано ООО Управляющей компанией «Очаг». По причине отключения забились стояки и трубы отопительной системы дома, так как не поступление воды и длительное простаивание повлекло ухудшение состояния труб. В возражениях ответчик ссылается, что отопительная система дома требует капитального ремонта, однако именно Управляющая компания должна была принимать меры для ремонта и направлять для этого заявки в Жилищную инспекцию, вместо этого ответчик в Паспорте готовности указанного жилого дома к эксплуатации в зимних условиях на 2022-2023 г.г. и на 2023-2024 г.г., указывает, что по отопительной системе капитальный ремонт выполнен и лишь только после проверки инициируемой прокуратурой, стали ссылаться, что необходим капитальный ремонт.
Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Очаг» генеральный директор ФИО3 надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела по юридическому адресу организации, в суд не явился, представив суду возражения на исковое заявление в котором исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении по следующим основаниям:
В п. 7.1. паспорта готовности МКД к эксплуатации в осенне-зимних условиях 2023-2024 гг. что выполнены работы по капитальному ремонту центрального отопления не соответствует действительности, в многоквартирном <адрес> по ул.<адрес> РД в последний раз проводился капитальный ремонт в 2009 году, а до этого в период с 1996 года по 2009 год в МКД по ул.<адрес> 72 а, вообще отсутствовало отопление. С 2009 года по 2020 год обслуживанием МКД по ул.<адрес> 72 а занималась ОТСЖ №, которая обеспечивала МКД отоплением в течении отопительного периода с 15 ноября по 15 апрель каждый год. Далее по окончании отопительного периода, т.е. с 15 апреля в системе центрального отопления и горячего водоснабжения отсутствует вода, что плохо влияет на состояние труб и всей запорной арматуры. В течении этого времени собственники переходили на свое индивидуальное отопление и горячее водоснабжение, т.е. по состоянию на 15 ноябрь 2024 года 60% собственников уже имеют свое индивидуальное отопление и горячее водоснабжение. С ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Очаг» назначена управляющей организацией МКД в <адрес> администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № по результатам проведенного открытого конкурса, в том числе и МКД по ул.<адрес> 72а.
На сегодняшний день восстановить систему отопления не считается возможным без проведения капитального ремонта в МКД по ул.<адрес> 72 а. Истек нормативный срок службы системы отопления установленный ВСН, так как срок службы труб из черного металла 15 лет. В МКД по ул.<адрес> 72а по жалобе собственника проводилась проверка, где проверялась техническое состояние внутридомовой системы отопления в МКД по ул.<адрес> 72а. Составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 1 акта техническое состояние внутридомовой системы отопления в указанном МКД находится в неудовлетворительном состоянии. Согласно п.2 акта внутридомовая система отопления МКД подлежит капитальному ремонту. Согласно п.З акта ген.директору ООО УК «Очаг» ФИО3 было рекомендовано организовать проведение общего собрания собственников МКД для принятия решения о необходимости проведения капитального ремонта внутридомовой системы отопления. В апреле текущего года УК Очаг проведено собрание собственников МКД по ул.<адрес> 72а о принятия решения о необходимости проведения капитального ремонта внутридомовой системы отопления, и направлений подлинника решения в Государственную жилищную инспекцию Республики Дагестан в соответствии с ч. 1.1. ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации для хранения в течении трех лег подлинники решений и протокола, а также в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о включении в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД в ГО «<адрес>» на 2024 г..
В МКД по ул.<адрес> 72а по проекту отсутствует отопление в общедомовом имуществе, а между собственниками МКД и ресурсоснабжающей opганизацией заключены прямые договора и прямые расчеты, на основании протокола общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ и заключать УК договор с ресурсоснабжающей организацией на отопление общедомовых помещений не представляется возможным.
Представитель Заинтересованного лица Администрации городского округа «<адрес>», надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела по юридическому адресу организации, в суд не явился, каких-либо заявлений не представил.
Представитель Заинтересованного лица Акционерное общество «Единый оператор Республики Дагестан в сфере водоснабжения и водоотведения» будучи надлежаще иизвещенный о времени и месте рассмотрения дела по юридическому адресу организации, в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении судебного заседания без ее участия, удовлетворение или отказ в удовлетворении требований истца оставляет на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо ФИО2, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, каких-либо заявлений не представила.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ и, исходя из общедоступности информации о времени и месте рассмотрения дела, опубликованной в сети "Интернет", определил рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы искового заявления и возражения на него, выслушав истуа, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В Кизилюртовскую межрайонную прокуратуру обратилась ФИО2, являющаяся инвалидом II группы, с заявлением от 30.01 2024 года о защите ее жилищных прав в связи с отсутствием отопления по ул. <адрес> 72 А.
На основании Протокола № конкурса по отбору управляющей организации от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-П установлено, что по результатам проведенного открытого конкурса, ООО УК «Очаг» назначена управляющей организацией многоквартирного дома (далее МКД) в <адрес>, в том числе и МКД по ул. <адрес>, 72а, что не оспаривается сторонами и подтверждается ответчиком в возражениях.
Из договора № управления многоквартирными жилыми домами от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственники жилых и нежилых помещений в жилом <адрес> по ул.<адрес>. РД (список в Приложение № к настоящему договору), именуемые далее «Собственники», с одной стороны, передают полномочия по управлению многоквартирным домом за счет средств собственников ООО Управляющая компания «Очаг» (наименование управляющей организации) в лице генерального директора ФИО3. В перечень услуг и работ по содержанию общего имущества указаны так же Проверка состояния трубопроводов и соединительных элементов, промывка центральной системы теплоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Ответчик, являясь управляющей компанией <адрес> по ул. <адрес>, принял на себя обязанность надлежаще содержать общее имущество спорного многоквартирного дома в соответствии с установленными требованиями, в том числе Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России N 170 от ДД.ММ.ГГГГ, однако своей обязанности не исполнил.
В ходе проверки соблюдения управляющей компанией обязательных требований при предоставлении жилищно-коммунальных услуг по теплоснабжению, проведенной Кизилюртовской межрайонной прокуратурой на основании поступившего обращения установлено, что многоквартирный жилой дом ул. <адрес> 72 А отключен с января 2022 года от системы отопления, что подтверждается, в том числе, актом от ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик ООО УК «Очаг» как в ходе прокурорской проверки, так и в ходе рассмотрения дела не оспаривало факт отсутствия отопления в спорном многоквартирном доме, мотивируя это тем, что система отопления требует капитального ремонта, и тем, что большинство жильцов дома сами перешли на индивидуальное отопление, в связи с чем, исковые требования об обеспечения восстановления и проведения внутридомовых инженерных сетей отопления, должны были быть предъявлены к Фонду капитального ремонта Республики Дагестан.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу требований ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ... постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управляющая компания, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области пожарной безопасности (часть 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также должно обеспечивать доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 3 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации); обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (пункт 4 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491 утверждены Правила изменения размера оплаты за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила N 491).
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил N 491).
Ответчик как лицо, ответственное за содержание и обслуживание жилого дома, обязано соблюдать требования ч. 2 ст. 162 ЖК РФ и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491 (далее - Правила N 491), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 170 (далее - Правила N 170).
Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе подготовку этого имущества к сезонной эксплуатации (подпункт "з" пункта 11 Правил N 491).
Как следует из п. 10 Правил N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу пп. "з" п. 11 указанных Правил, содержание общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил.
Таким образом, в состав обязанностей ответчика входит обязанность по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества спорного дома.
Согласно подпунктам 1, 2 *** Правил оценки готовности к отопительному периоду, утв. Приказом Минэнерго Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 103, в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:
1) устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;
2) проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок.
Техническая готовность систем теплопотребления зданий должна быть обеспечена к 01 сентября. Готовность зданий к эксплуатации в отопительном сезоне подтверждается паспортами готовности, которые оформляются администрацией района до 15 сентября на основании акта приемки готовности.
В объяснении от ДД.ММ.ГГГГ данных помощнику Кизилюртовского межрайонного прокурора ФИО11, заместитель генерального директора ООО УК «Очаг» ФИО12, пояснил следующее - отсутствие централизованного отопления в МКД связано с тем, что большинство жителей квартир отказались от использования централизованной системы отопления и установили в квартирах индивидуальные системы отопления. При этом 26 квартир в МКД остались без отопления, так как МКД в январе 2022 г. отключен от централизованной системы отопления <адрес>.
Из объяснений от ДД.ММ.ГГГГ данных помощнику Кизилюртовского межрайонного прокурора ФИО11, генеральным директором ООО «Теплоснаб» ФИО13 следует, что в 2021, 2022, 2023 гг. всем управляющим компаниям, в том числе и генеральному директору ООО УК «Очаг» ФИО3, он говорил, что при подготовке к зимнему периоду эксплуатации многоквартирных домов управляющие компании дали ему доступ к внутридомовым инженерным теплоснабжающим сетям соответствующих многоквартирных домов. Однако, ему никто доступ к этим домам не давал, в никаких комиссиях по проверке к готовности к зимнему отопительному периоду многоквартирных домов, в том числе и многоквартирных домов ООО УК «Очаг», он не участвовал и нигде не расписывался. В паспортах готовности жилого дома к эксплуатации в осенне-зимних условиях 2023-2024 гг, 2022-2023 гг. он не расписывался. Дом по улице <адрес>, 72 «а», <адрес>, он никогда не отключал от централизованного отопления и никому не давал указаний для его отключения. ООО УК «Очаг» само отключило от отопления этот дом.
Из паспорта готовности жилого дома к эксплуатации в осенне-зимних условиях 2023-2024 год утвержденного Генеральным директором ООО УК «Очаг» на дом по улице <адрес>, 72 «а», <адрес>, следует, что комиссия в составе представителей специализированных организаций провела проверку вышеуказанного объекта и подтверждает, данный объект к эксплуатации в зимних условиях подготовлен. С подписями членов комиссии, подписями генерального директора ООО УК «Очаг» ФИО3, представителями общественности в лице жителей квартир №№, 38 указанного дома ФИО14, ФИО15, представителями МРУ «Сулакское» ОАО «Даггаз» ФИО7, ООО «ДагЭнерЖи» ФИО8, ООО «Теплоснаб» ФИО9, ОАО «Водоканалсервис» ФИО16 P.M., а также представителя Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан ФИО10. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В Акте проверки готовности жилого дома (МКД) к эксплуатации в зимних условиях 2023-2024 от ДД.ММ.ГГГГ так же указано о готовности дом по улице <адрес>, 72 «а», <адрес> к осенне-зимнему сезону. Акрт подписан заместителем ОО УК «Очаг».
Из указанных документов усматривается, что до проведения проверки прокуратурой ООО УК «Очаг» представляла сведения о готовности и исправности отопительной системы к эксплуатации в осенне-зимний сезон, в связи с чем, их доводы о том. что они принимали меры и указывали не необходимость капитального ремонта системы отопления в вышеуказанном МКД, не состоятельны.
Согласно п. 18, п. 19 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», к работам, необходимым для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме относятся, в том числе, общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах: проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах);постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.);восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации; контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации; переключение в целях надежной эксплуатации режимов работы внутреннего водостока, гидравлического затвора внутреннего водостока; промывка участков водопровода после выполнения ремонтно- строительных работ на водопроводе; очистка и промывка водонапорных баков; проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов; промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Согласно Акту обследования многоквартирного дома в <адрес>, ул.<адрес> 72 а МБУ «УБО и ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного комиссией, по результатам обследования многоквартирного дома считает, что в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, ул. <адрес>. 72а, внутридомовая система отопления и горячего водоснабжения подлежит капитальному ремонту. На момент проверки ДД.ММ.ГГГГ подвального помещения многоквартирного дома <адрес> 72а, «заколыдовка» системы отопления имеется, трубы изолированы. Стояки подачи тепла на квартиры имеются, местами отрезаны от труб заколыдовки. Вентиля соединяющих подачи тепла на стояки отопления имеются. Отсутствует трубопровод, соединяющий теплотрассу подачи тепла от трассы до закольцовки дома. При проложении и присоединении труб подачи тепла к дому возможно временно до конца отопительного сезона обеспечить частично квартиры теплом в том числе и <адрес>. На плете подающих горячую воду в данный дом, местами установлены хомуты от прорывов. В момент проверки горячая вода в квартирах имелась и циркулировалось нормально.
Из обращения Генерального директора ООО УК «Очаг» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ к Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан следует, что ООО УК «Очаг» просит направить представителя Госжилинспекии РД, для осмотра технического состояния системы отопления в подвале, и в квартирах многоквартирного дома по ул.<адрес> 94, мягкой кровли многоквартирного дома по ул.<адрес> 74, инженерных коммуникаций системы отопления в подвале, и в квартирах многоквартирного дома по ул.<адрес> 72а, с установлением степени износа, для внесения изменений в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов.
Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ за № Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан на обращение Генерального директора ООО УК «Очаг» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ - Состояние инженерных коммуникаций системы центрального отопления в подвальном помещении многоквартирного <адрес>"а" по ул.<адрес>, неудовлетворительное, а именно подвержены сильной коррозии, имеет место протечки и негерметичность стыковых соединений. Согласно постановлению Правительства Республики Дагестан от 07.04.2022г. № «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18.04.2014г. №»: работы по проведению капитального ремонта инженерных коммуникаций системы центрального отопления в многоквартирном <адрес>"а" по ул.<адрес> запланированы на 2038-2040гг. В целях переноса установленных Региональной программой сроков проведения работ по капитальному ремонту общего имущества на более ранние сроки (2024-25гг), в адрес Минстроя РД направлены заключения о техническом состоянии вышеуказанных многоквартирных домов для принятия решения о необходимости проведения работ по капитальному ремонту крыши и инженерных коммуникаций системы центрального отопления в соответствии с Порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании изложенного, суд, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к выводу, что материалами дела подтверждается факт ненадлежащего технического содержания внутридомовых инженерных внутридомовых сетей отопления и необеспечения отопления 16 квартир многоквартирного жилого дома, расположенном по адресу: ул. <адрес> «А», <адрес>.
Отклоняя доводы ответчика суд исходит также из следующего.
Так, пунктом 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановление Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 170 (далее - Правила N 170), предусмотрено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом: а) организацию эксплуатации; б) взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; в) все виды работы с нанимателями и арендаторами. Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий: а) техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; б) осмотры; в) подготовка к сезонной эксплуатации; г) текущий ремонт; д) капитальный ремонт.
В силу раздела II Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в приложении N 7 (пункт 2.3.3 Правил N 170).
Так, согласно приложению N 7 к Правилам N 170, предусмотрено, что перечень работ, относящихся к текущему ремонту помещения, включает, в том числе: установку, замену и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления включая домовые котельные (пункт 11).
Пунктом 2.6.3 Правил предусмотрено, что работы по подготовке к эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства к зиме должны быть завершены до 01 сентября.
Начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления (пункт 2.6.9 Правил), готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием: паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях (приложение N 9); актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления. Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября (пункт ДД.ММ.ГГГГ Правил).
В летний период должны быть проведены следующие работы: б) по тепловым сетям - промывка систем, ревизия арматуры, устранение постоянных и периодических засорений каналов, восстановление разрушенной или замена недостаточной тепловой изоляции труб в камерах, подземных каналах и подвалах (технических подпольях); в) по тепловым пунктам - ревизия арматуры и оборудования (насосов, подогревателей и др.); г) по системам отопления и горячего водоснабжения - ревизия кранов и другой запорной арматуры расширителей и воздухосборников, восстановление разрушенных или замена недостаточной тепловой изоляции труб в лестничных клетках, подвалах, чердаках и в нишах санитарных узлов. При наличии непрогрева радиаторов следует провести их гидропневматическую промывку. По окончании всех ремонтных работ весь комплекс устройств по теплоснабжению подлежит эксплуатационной наладке во время пробной топки (п. ДД.ММ.ГГГГ Правил).
Промывка систем теплопотребления производится ежегодно после окончания отопительного периода, а также монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы также должны быть подвергнуты дезинфекции) (пункт ДД.ММ.ГГГГ Правил).
В пункте А приложения 4 к Правилам (Перечень работ по содержанию жилых домов) указано, что в число работ, выполняемых при проведении технических осмотров и обходов отдельных элементов и помещений жилых домов, в числе прочих работ входит промывка и опрессовка системы центрального отопления.
Более того, аналогичные обязанности ответчика по содержанию, ремонту, замене и наладке общего имущества, в том числе систем водоснабжения и теплоснабжения, содержатся в договоре управления N 01 от ДД.ММ.ГГГГ, в пунктах 18, 19 Приложения N 2 к договору.
Таким образом, ООО УК «Очаг» обязано выполнять работы по обслуживанию и текущему ремонту, обеспечивающие нормативные условия проживания граждан, поскольку эти работы направлены на обеспечение безопасности пользования жилыми и нежилыми помещениями дома, а также на обеспечение безопасности пользования поставляемыми в дом коммунальными услугами.
Разрешая спор, руководствуясь положениями части 4 статьи 3, статьей 36, 39, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491, пунктом 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 170, пунктом 9.3.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ N 115, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354, суд пришел к выводу о том, что обязанность по обеспечению функционирования системы отопления в многоквартирных домах, в том числе поддержание ее в исправном состоянии, возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, в данном случае на ответчика ООО УК «Очаг», выступающее в этих отношениях как специализированная коммерческая организация, осуществляющая управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Соответственно, управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг обязана самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы (в том числе системы отопления), с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, обеспечивая необходимый объем и надлежащее качество в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Доводы ответчика о том, что на момент передачи спорного МКД в их управление, в нем уже отсутствовало отопление, опровергается информационным письмом исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Очаг» на имя Генерального директора ООО «Теплоснаб»,согласно которому, отопление в спорном МКД было отключено в декабре 2021 года.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Доводы ответчика о том, что требуется проведение капитального ремонта по модернизации индивидуального теплового пункта и восстановление нарушенных прав истца зависит от действий некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Дагестан», не могут быть приняты во внимание, поскольку как указано выше работы по замене и восстановлению работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления, относятся к текущему ремонту.
Спорный многоквартирный дом включен в программу капитального ремонта, однако капитальный ремонт указанного МКД запланирован только на 2038-2040 г.<адрес> тем, ответчик предоставляя в 2022-2023 г.г. сведения о готовности отопительной системы, не проявил инициативы по ускорению капитального ремонта и не принял все меры для надлежащего исполнения своих обязательств. Какие-либо действия направленные на обеспечение восстановления и проведение внутридомовых инженерных сетей отопления в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ул. <адрес> «А», <адрес>, ответчик начал предпринимать только после внесенного представления Кизилюртовской межрайонной прокуратурой.
Таким образом, суд, приходит выводу об удовлетворении исковых требований первого заместителя Кизилюртовского межрайонного прокурора ФИО6 в порядке ст.45 ГПК РФ Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Очаг» об обязании устранить нарушения требований жилищно-коммунального законодательства, восстановлении работоспособности внутридомовых инженерных сетей отопления и обеспечения отопления квартир в многоквартирном доме, установив срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ - окончания срока подготовки к отопительному сезону.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковое заявление первого заместителя Кизилюртовского межрайонного прокурора Муртазалиева С.А. в порядке ст.45 ГПК РФ к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Очаг».
Признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Очаг», выразившееся в ненадлежащем техническом содержании внутридомовых инженерных внутридомовых сетей отопления и необеспечения отопления 16 квартир многоквартирного жилого дома, расположенном по адресу: ул. <адрес>, незаконным.
Обязать Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Очаг» до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения требований жилищно-коммунального законодательства и обеспечить восстановление и проведение внутридомовых инженерных сетей отопления в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ул. <адрес> «А», <адрес>, а также обеспечить наличие отопления в следующих 26 квартирах указанного многоквартирного дома: №, №, №, №,11, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Очаг» до 1 сентября 2024 года: обеспечить заключение договора теплоснабжения с ресурсоснабжающей организацией на отопление общедомовых помещений; обеспечить проведение мероприятий по сохранению энергоэффективности потребляемых теплоресурсов, а именно обеспечить оснащении внутридомовых сетей теплоснабжения теплоизоляцией для указанного многоквартирного дома.
Данное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий-