Дело № 12-371/2021
21MS0062-01-2021-001133-27
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ город Чебоксары
Судья Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Трихалкин С.В., с участием старшего помощника прокурора г. Чебоксары Мадюшкина А.А., лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении Тихонова В.И., на постановление мирового судьи судебного участка № Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» прекращено в связи с малозначительностью с объявлением устного замечания.
Не согласившись с указанным постановлением, и.о. прокурора г. Чебоксары Столярова Э.В. подала протест, в которой указала, что ФИО1 на основании распоряжения администрации города Чебоксары принята на должность <данные изъяты> отдела организационно-аналитической работы управления муниципального контроля администрации г. Чебоксары. В последующем на основании распоряжения администрации города Чебоксары трудовой договор со ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ расторгнут.
В последующем на основании приказа о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «<данные изъяты>» ФИО1 принята на должность <данные изъяты> в юридический отдел ООО «<данные изъяты>» и с ней заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, ООО «<данные изъяты>» направлено в администрацию г. Чебоксары уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о приеме на работу ФИО1
В соответствии с п. 1 Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 года №29 (далее - Правила) данные Правила устанавливают порядок сообщения работодателем о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение в организации в течение месяца работ (оказание организации услуг) стоимостью более 100 тыс. рублей с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее соответственно - трудовой договор, гражданско-правовой договор, гражданин), представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Вместе с тем, в нарушении требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона и Постановления Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 в сообщении ООО «Бизнес и право» от 02 февраля 2021 года № 04 не содержатся сведения, указанные в п. 5 Правил в сообщении, направляемом работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения:
б) число, месяц, год и место рождения гражданина;
в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке).
Также в нарушении п. 6 настоящих Правил, не указаны следующие данные:
а) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
б) срок, на который заключен трудовой договор;
в) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);
г) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).
ООО «<данные изъяты>» по последнему месту службы в администрацию города Чебоксары не представлены сведения о числе, месяце, годе и месте рождения гражданина; должности муниципальной службы, замещаемой ФИО1 непосредственно перед увольнением с муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке); дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому ФИО1 принята на работу; срок, на который заключен трудовой договор; наименование должности, которую занимает ФИО1 по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии); должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой ФИО1, то есть, ненадлежащее исполнение требований закона ООО «<данные изъяты>» привело к неполучению администрацией города Чебоксары необходимой для целей Федерального закона «О противодействии коррупции» информации, предоставление которой предусмотрено постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29.
Подготовка кадровой службой администрации города Чебоксары мотивированного заключения без предоставления необходимой информации не предоставляется возможной.
Судом при принятии решения о малозначительности совершенного ООО «<данные изъяты>» правонарушения не учтены положения п. 10 постановления Пленума ВС РФ от 28 ноября 2017 года № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которым при решении вопроса о наличии объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, следует учитывать, что сообщение о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы должно быть направлено с соблюдением порядка, устанавливаемого нормативными правовыми актами Российской Федерации
Старший помощник прокурора г. Чебоксары Мадюшкин А.А. доводы протеста поддержал, просил удовлетворить его.
Представитель лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, Тихонов В.И. в удовлетворении протеста просил отказать, считая постановление мирового судьи законным и обоснованным.
Выслушав объяснения лиц участвующих, в деле исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе, наличие события административного правонарушения: иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу положений статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу.
В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на основании распоряжения администрации города Чебоксары принята на должность муниципальной службы <данные изъяты> организационно-аналитической работы управления муниципального контроля администрации г. Чебоксары. В последующем на основании распоряжения администрации города Чебоксары трудовой договор со ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ расторгнут.
В последующем на основании приказа о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «<данные изъяты>» ФИО1 принята на должность <данные изъяты> в юридический отдел ООО «<данные изъяты>» и с ней заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, ООО «<данные изъяты>» направлено в администрацию г. Чебоксары уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о приеме на работу ФИО1
В соответствии с п. 1 Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 года №29 (далее - Правила) данные Правила устанавливают порядок сообщения работодателем о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение в организации в течение месяца работ (оказание организации услуг) стоимостью более 100 тыс. рублей с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее соответственно - трудовой договор, гражданско-правовой договор, гражданин), представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
В силу п. 5 Правил в сообщении, направляемом работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения: а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние); б) число, месяц, год и место рождения гражданина; в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке); г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при наличии).
В случае если с гражданином заключен трудовой договор, наряду со сведениями, указанными в п. 6 настоящих Правил, также указываются следующие данные: а) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу; б) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия); в) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии); г) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).
Вместе с тем, в нарушении требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона и Постановления Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 в сообщении ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № не содержатся сведения, указанные в п. 5 Правил в сообщении, направляемом работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения: б) число, месяц, год и место рождения гражданина; в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке).
Также в нарушении п. 6 настоящих Правил, не указаны следующие данные: а) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу; б) срок, на который заключен трудовой договор; в) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии); г) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).
Без предоставления указанной информации не представляется возможным установить, входили ли функции муниципального (административного) управления организацией ООО «<данные изъяты>» в служебные обязанности ФИО1 при исполнении ей обязанностей главного специалиста-эксперта отдела организационно-аналитической работы управления муниципального контроля администрации г. Чебоксары, как следствие невозможно установить исполнены ли ФИО1, а также ООО «<данные изъяты>» требования ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", согласно которым гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции.
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Указом Президента Российской Федерации от 01 июля 2010 года № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - Положение).
Согласно п. 17.3. Положения уведомление, указанное в подпункте "д" пункта 16 Положения (поступившее в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации в государственный орган уведомление коммерческой или некоммерческой организации о заключении с гражданином, замещавшим должность государственной службы в государственном органе, трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, исполняемые во время замещения должности в государственном органе, при условии, что указанному гражданину комиссией ранее было отказано во вступлении в трудовые и гражданско-правовые отношения с данной организацией или что вопрос о даче согласия такому гражданину на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации комиссией не рассматривался), рассматривается подразделением кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которое осуществляет подготовку мотивированного заключения о соблюдении гражданином, замещавшим должность государственной службы в государственном органе, требований статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Таким образом, подготовка кадровой службой администрации города Чебоксары мотивированного заключения без предоставления необходимой информации не предоставляется возможной.
По смыслу закона административное правонарушение, состав которого предусмотрен статьей 19.29 КоАП РФ, ввиду особой значимости охраняемых законом общественных отношений, выступающих объектом посягательства этого административного правонарушения, не может быть признано малозначительным.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Кроме того, суд пришёл к выводу о том, что содеянное Тихоновым В.И. не привело к возникновению существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, так как при доказанности вины Тихонова В.И., совершенное им правонарушение не является существенным нарушением охраняемых общественных отношений в сфере противодействия коррупции. Указанный вывод суда противоречит Постановлению седьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, заключается в противоправном бездействии, выразившемся в неуведомлении представителя нанимателя (работодателя) по прежнему месту службы принимаемого на работу бывшего государственного или муниципального служащего.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 19.29 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении работодателя к исполнению своих обязанностей.
Санкция статьи 19.29 КоАП РФ устанавливает значительные суммы штрафа за несоблюдение требований федеральных законов, направленных на противодействие коррупции, против порядка управления, в связи с чем вывод мирового судьи о малозначительности совершенного правонарушения - без указаний мотива и оснований для данного вывода, основан на неправильном применении норм материального права.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25 февраля 2013 года №334-0 также отметил, что установление обязанности сообщать в десятидневный срок представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении трудового или гражданско-правового договора направлено на повышение эффективности противодействия коррупции и основывается на принципах приоритетного применения мер по предупреждению коррупции и комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер для борьбы с этим явлением.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей не были приняты во внимание указанные выше обстоятельства, при этом допущенные нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку на момент рассмотрения протеста срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 КоАП РФ, подлежит возвращению на новое рассмотрение судье судебного участка № Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
постановление мирового судьи судебного участка № Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в связи с малозначительностью с объявлением устного замечания, отменить, дело об административном правонарушении направить мировому судье судебного участка № Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу немедленно с момента его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье, либо опротестовано прокурором.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.В. Трихалкин