Решение по делу № 2-2350/2022 от 27.05.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 сентября 2022 года                                                                                              город Саратов

Заводской районный суд города Саратова в составе председательствующего Февралевой А.И.,

при секретаре Кобрусевой А.А.,

с участием истца Бондарева С.В.,

представителя ответчика Замараева В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бондарева С. В. к обществу с ограниченной ответственностью «У-Сервис» о признании недействительными актов о несанкционированном вмешательстве в работу индивидуального прибора учета, требований о внесении доначисленной платы, аннулировании доначисленной платы,

установил:

Бондарев С.В. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просил признать недействительными акты о несанкционированном вмешательстве в работу индивидуального прибора учета (электросчетчика) от <Дата>, <Дата>, <Дата>, требования о внесении доначисленной платы за коммунальную услугу в связи с несанкционированным вмешательством в работу прибора учета (электросчетчика) от <Дата> и <Дата> в размере 15919 рублей 20 копеек и 22286 рублей 88 копеек соответственно, аннулировать доначисленную плату.

Требования мотивированы тем, что Бондарев С.В. является собственником <адрес> по улице имени Плякина А.В. в городе Саратове.

Управление многоквартирным домом осуществляет общество с ограниченной ответственностью «У-Сервис» (далее – ООО «У-Сервис», общество).

Бондарев С.В. указал на выполнение обязанности по передаче показаний прибора учета электроэнергии и оплаты коммунальной услуги.

Оспариваемыми актами ответчиком указано на несанкционированное вмешательство в работу прибора учета электроэнергии, в связи с чем доначислена плата в размере 22286 рублей 88 копеек.

Не отрицая подключение к квартире пяти дополнительных автоматических выключателей, выражал несогласие с выводами управляющей организации о наличии самого факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, потребление безучетной электроэнергии.

Полагал нарушенным ответчиком порядок составления актов, необоснованным начисление задолженности.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования. Считал, что изменение к квартире пяти дополнительных автоматических выключателей могло быть изменено управляющей организацией. Ссылался на отсутствие несанкционированного вмешательства в работу прибора учета электроэнергии, а потому отсутствие оснований для составления соответствующих актов и начисления платы в применением повышающего коэффициента.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на установление факта безучетного потребления электроэнергии.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, публичного акционерного общества «Саратовэнерго» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства юридическое лицо извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило, в связи с чем на основании статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривалось, что Бондарев С.В. является собственником <адрес> на основании договора купли-продажи от 14 июля 2020 года.

ООО «У-Сервис» осуществляет управление вышеуказанным многоквартирным домом на основании протокола № 1 общего собрания от 30 марта 2020 года.

На основании договора энергоснабжения от 02 октября 2019 года, заключенного между ПАО «Саратовэнерго» (гарантирующим поставщиком) и ООО «У-Сервис» (исполнитель), последнее обязалось самостоятельно или с привлечением третьих лиц предпринимать меры к исключению неучтенного потребления электрической энергии. На исполнителя возложена ответственность за действия потребителей, в случае самовольного присоединения к внутридомовым инженерными системам или присоединение к ним в обход индивидуальных приборов учета.

Согласно акту от 21 марта 2022 года управляющей организацией в результате проведенного обследования общедомового имущества, снятия показаний с поквартирных электрических счетчиков и осмотре межэтажных щитов, выявлен факт несанкционированного подключения к сетям многоквартирного дома, а именно: подключение 5 автоматических выключателей с отходящими линиями электропитания <адрес> к вводному автомату в обход электросчетчика; применен перерасчет платы за коммунальную услугу в соответствии с пунктом 81(11) Правил №354.

В требовании от 24 марта 2022 года Бондареву С.В. предложено в добровольном порядке устранить факт несанкционированного подключения к сетям многоквартирного дома и произвести оплату доначисленной платы за электроэнергию в размере 15919 рублей 20 копеек.

Схожие по содержанию акты составлены обществом 28 марта и 26 апреля 2022 года.

При этом при составлении акта 28 марта 2022 года потребителем обеспечен доступ в квартиру, где в качестве электрической нагрузки в розетку квартиры был подключен нагревательный прибор – паяльник для спаивания полипропилена, при нагревании прибора расход потребляемой электроэнергии электросчетчиком не учитывался.

В повторном требовании от 05 мая 2022 года Бондураву С.В. предложено в добровольном порядке устранить факт несанкционированного подключения к сетям многоквартирного дома и произвести оплату доначисленной платы за электроэнергию в размере 22286 рублей 88 копеек.

Расчет доначисленной платы осуществлен исходя из норматива потребления электроэнергии (198 кВт) на 1 потребителя (собственника) за 3 предшествующих месяца и в последующем за 1 месяц и 6 дней (1.2 мес.) с применением повышающего коэффициента (10).

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее – правила № 354), исполнитель обязан:

е(1)) осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей, установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета). Требования данного подпункта не распространяются на случаи, когда индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета электрической энергии должны быть присоединены к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности);

ж) принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, если прибор учета электрической энергии не подключен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях, а также в случаях, предусмотренных пунктами «г» - «ж» пункта 17 настоящих Правил, передавать, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, полученные от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета управляющей организации, товариществу или кооперативу, осуществляющим управление многоквартирным домом.

В случаях, установленных настоящими Правилами, а также в случаях и сроки, которые определены договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решением собственников помещений в многоквартирном доме, снимать показания индивидуальных и общих (квартирных), комнатных приборов учета, заносить полученные показания в журнал учета показаний указанных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания (пункт 31).

Исполнитель имеет право:

г) осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета, распределителей, установленных в жилых помещениях и домовладениях, путем посещения помещений и домовладений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета (не чаще 1 раза в месяц в случае установки указанных приборов учета вне помещений и домовладений в месте, доступ исполнителя к которому может быть осуществлен без присутствия потребителя, и в нежилых помещениях), за исключением случаев, когда установленный прибор учета электрической энергии присоединен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности);

г(1)) устанавливать при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета на индивидуальные, общие (квартирные) и комнатные приборы учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктом 80(1) настоящих Правил обязанность по установке приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика, сетевую организацию. При согласовании с лицом, ответственным за установку прибора учета электрической энергии, исполнитель вправе устанавливать конструкции, защищающие приборы учета электрической энергии от несанкционированного вмешательства в его работу (пункт 32).

Потребитель обязан:

г(2)) сохранять установленные исполнителем, гарантирующим поставщиком или сетевой организацией при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета на индивидуальные, общие (квартирные) и комнатные приборы учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, конструкции, защищающие приборы учета электрической энергии от несанкционированного вмешательства в его работу (пункт 34).

Потребитель не вправе:

г) самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления) либо конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в его работу, демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета, а также в работу оборудования или программных средств, входящих в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), использовать оборудование и (или) иные технические устройства или программные средства, позволяющие искажать показания приборов учета;

е) несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы (пункт 35).

При обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном Правилами. На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.

Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 62).

Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (пункт 80).

Установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений настоящих Правил.

Эксплуатация индивидуальных приборов учета электрической энергии в жилом доме (домовладении) осуществляется собственником прибора учета электрической энергии в порядке, предусмотренном настоящими Правилами (пункт 80(1)).

Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель, гарантирующий поставщик или сетевая организация с учетом особенностей, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, при установке прибора учета, проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в их работу с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 81(1) настоящих Правил, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки прибора учета электрической энергии и факта события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета электрической энергии в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);

отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами (пункт 81(11)).

Исполнитель обязан:

а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия, за исключением случаев, если прибор учета электрической энергии установлен начиная с 1 июля 2020 г. В отношении приборов учета электрической энергии, установленных начиная с 1 июля 2020 г., проверки таких приборов учета проводятся гарантирующим поставщиком, сетевой организацией (пункт 82).

Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета электрической энергии расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца. В случаях, установленных пунктом 80(1) настоящих Правил, указанные проверки проводятся гарантирующим поставщиком, сетевой организацией.

В случае если требуется доступ в жилое или нежилое помещение, электроснабжение которого осуществляется с использованием общедомового имущества в многоквартирном доме, указанные проверки проводятся в согласованные с потребителем дату и время в порядке, предусмотренном пунктом 85 настоящих Правил, а в отношении жилых помещений - не чаще 1 раза в 3 месяца (пункт 83).

Указанные в пунктах 62, 81(11), 82 и 85 настоящих Правил акты составляются исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующим поставщиком, немедленно после окончания соответствующих проверок.

Акты подписываются представителем исполнителя, а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующим поставщиком, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и включают следующие сведения:

а) дата, место, время составление акта;

б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения;

в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта;

г) подписи исполнителя (его представителя), а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующего поставщика, потребителя (его представителя);

д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии);

е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением;

ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением (пункт 85(1)).

При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 85(3)).

В силу пункта 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» от 04 мая 2012 года № 442, «безучетное потребление» - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и приведенным документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Согласно пункту 187 Правил № 422 объем безучетного потребления в отношении населения определяется в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Из приведенных положений следует, что безучетное потребление электрической энергии действующим законодательством связывается с совершением потребителем различных действий, одни из которых являются основанием для квалификации в качестве безучетного потребления в силу факта их совершения потребителем, тогда как другие действия для подобной квалификации должны привести к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.

Управляющая организация уполномочена на проведение проверок работы индивидуальных приборов учета в силу закона, как и на составление актов по результатам выявленных нарушений со стороны потребителей.

При установлении факта безучетного потребления потребителем электроэнергии, несанкционированного присоединения подключения к сетям многоквартирного дома, объем потребления рассчитывается исходя из Правил № 354, то есть с применением повышающего коэффициента – 10, за период не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения, исходя из количества собственников жилого помещения.

Согласно заключению эксперта от 19 августа 2022 года, данному ООО «Приоритет-Оценка», подключение пяти дополнительных автоматических выключателей к вводному автомату на момент проведение экспертизы соответствовало предъявляемым нормам и правилам; на момент составления акта о несанкционированном подключении к электросетям многоквартирного дома от 26 апреля 2022 года не соответствовало предъявляемым нормам и правилам. В рассматриваемом случае была изменена схема подключения прибора учета. Ранее имевшее место подключение пяти дополнительных автоматических выключателей послужило следствие безучетного потребления электроэнергии путем подключения групповой линии квартиры через группу из пяти автоматических выключателей. Минуя прибор учета – счетчик электроэнергии.

Заключение эксперта отвечает требованиям относимости и допустимости, оснований не доверять выводам экспертизы не установлено, заключение последовательно, мотивированно, составлено экспертом, имеющими необходимый стаж работы, заключение является полным, научно обоснованным, подтвержденным материалами дела, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Доказательств, ставящих под сомнения выводы вышеуказанного экспертного заключения, истцом в материалы дела не представлено.

При таком положении, установив самовольное подключение квартиры истца к сетям многоквартирного дома, потребление электроэнергии минуя прибор учета, то есть безучетное потребление электроэнергии, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения искового заявления.

С учетом допущенного истцом нарушения подпункта «е» пункта 35 Правил № 354, само по себе то обстоятельство, что оспариваемые акты поименованы, как акты о несанкционированном вмешательстве в работу индивидуального прибора учета (электросчетчика), с учетом их содержания, свидетельствующего о несанкционированном подключении потребителя к сетям многоквартирного дома в обход прибора учета, не свидетельствует о не соответствии таких актов действующему законодательству, их недействительности.

Вопреки доводам истца составленные ответчиком акты отвечают требованиям Правил № 354, поскольку в рассматриваемом случае не требуется доступ в принадлежащее истцу жилое помещение, электроснабжение которого осуществляется с использованием общедомового имущества в многоквартирном доме, согласование с потребителем даты и времени поверки не требовалось.

Доводы истца о возможном изменении подключения к квартире пяти дополнительных автоматических выключателей управляющей организацией несостоятельны, поскольку доказательств в порядке статьи 56 ГПК РФ об отсутствии вины потребителя в несанкционированном подключении к электросетям многоквартирного дома в обход электросчетчика суду не представлено.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Бондарева С. В. к обществу с ограниченной ответственностью «У-Сервис» отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд города Саратова в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения – 22 сентября 2022 года.

Судья                                                                                           А.И. Февралева

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 сентября 2022 года                                                                                              город Саратов

Заводской районный суд города Саратова в составе председательствующего Февралевой А.И.,

при секретаре Кобрусевой А.А.,

с участием истца Бондарева С.В.,

представителя ответчика Замараева В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бондарева С. В. к обществу с ограниченной ответственностью «У-Сервис» о признании недействительными актов о несанкционированном вмешательстве в работу индивидуального прибора учета, требований о внесении доначисленной платы, аннулировании доначисленной платы,

установил:

Бондарев С.В. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просил признать недействительными акты о несанкционированном вмешательстве в работу индивидуального прибора учета (электросчетчика) от <Дата>, <Дата>, <Дата>, требования о внесении доначисленной платы за коммунальную услугу в связи с несанкционированным вмешательством в работу прибора учета (электросчетчика) от <Дата> и <Дата> в размере 15919 рублей 20 копеек и 22286 рублей 88 копеек соответственно, аннулировать доначисленную плату.

Требования мотивированы тем, что Бондарев С.В. является собственником <адрес> по улице имени Плякина А.В. в городе Саратове.

Управление многоквартирным домом осуществляет общество с ограниченной ответственностью «У-Сервис» (далее – ООО «У-Сервис», общество).

Бондарев С.В. указал на выполнение обязанности по передаче показаний прибора учета электроэнергии и оплаты коммунальной услуги.

Оспариваемыми актами ответчиком указано на несанкционированное вмешательство в работу прибора учета электроэнергии, в связи с чем доначислена плата в размере 22286 рублей 88 копеек.

Не отрицая подключение к квартире пяти дополнительных автоматических выключателей, выражал несогласие с выводами управляющей организации о наличии самого факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, потребление безучетной электроэнергии.

Полагал нарушенным ответчиком порядок составления актов, необоснованным начисление задолженности.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования. Считал, что изменение к квартире пяти дополнительных автоматических выключателей могло быть изменено управляющей организацией. Ссылался на отсутствие несанкционированного вмешательства в работу прибора учета электроэнергии, а потому отсутствие оснований для составления соответствующих актов и начисления платы в применением повышающего коэффициента.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на установление факта безучетного потребления электроэнергии.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, публичного акционерного общества «Саратовэнерго» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства юридическое лицо извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило, в связи с чем на основании статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривалось, что Бондарев С.В. является собственником <адрес> на основании договора купли-продажи от 14 июля 2020 года.

ООО «У-Сервис» осуществляет управление вышеуказанным многоквартирным домом на основании протокола № 1 общего собрания от 30 марта 2020 года.

На основании договора энергоснабжения от 02 октября 2019 года, заключенного между ПАО «Саратовэнерго» (гарантирующим поставщиком) и ООО «У-Сервис» (исполнитель), последнее обязалось самостоятельно или с привлечением третьих лиц предпринимать меры к исключению неучтенного потребления электрической энергии. На исполнителя возложена ответственность за действия потребителей, в случае самовольного присоединения к внутридомовым инженерными системам или присоединение к ним в обход индивидуальных приборов учета.

Согласно акту от 21 марта 2022 года управляющей организацией в результате проведенного обследования общедомового имущества, снятия показаний с поквартирных электрических счетчиков и осмотре межэтажных щитов, выявлен факт несанкционированного подключения к сетям многоквартирного дома, а именно: подключение 5 автоматических выключателей с отходящими линиями электропитания <адрес> к вводному автомату в обход электросчетчика; применен перерасчет платы за коммунальную услугу в соответствии с пунктом 81(11) Правил №354.

В требовании от 24 марта 2022 года Бондареву С.В. предложено в добровольном порядке устранить факт несанкционированного подключения к сетям многоквартирного дома и произвести оплату доначисленной платы за электроэнергию в размере 15919 рублей 20 копеек.

Схожие по содержанию акты составлены обществом 28 марта и 26 апреля 2022 года.

При этом при составлении акта 28 марта 2022 года потребителем обеспечен доступ в квартиру, где в качестве электрической нагрузки в розетку квартиры был подключен нагревательный прибор – паяльник для спаивания полипропилена, при нагревании прибора расход потребляемой электроэнергии электросчетчиком не учитывался.

В повторном требовании от 05 мая 2022 года Бондураву С.В. предложено в добровольном порядке устранить факт несанкционированного подключения к сетям многоквартирного дома и произвести оплату доначисленной платы за электроэнергию в размере 22286 рублей 88 копеек.

Расчет доначисленной платы осуществлен исходя из норматива потребления электроэнергии (198 кВт) на 1 потребителя (собственника) за 3 предшествующих месяца и в последующем за 1 месяц и 6 дней (1.2 мес.) с применением повышающего коэффициента (10).

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее – правила № 354), исполнитель обязан:

е(1)) осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей, установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета). Требования данного подпункта не распространяются на случаи, когда индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета электрической энергии должны быть присоединены к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности);

ж) принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, если прибор учета электрической энергии не подключен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях, а также в случаях, предусмотренных пунктами «г» - «ж» пункта 17 настоящих Правил, передавать, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, полученные от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета управляющей организации, товариществу или кооперативу, осуществляющим управление многоквартирным домом.

В случаях, установленных настоящими Правилами, а также в случаях и сроки, которые определены договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решением собственников помещений в многоквартирном доме, снимать показания индивидуальных и общих (квартирных), комнатных приборов учета, заносить полученные показания в журнал учета показаний указанных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания (пункт 31).

Исполнитель имеет право:

г) осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета, распределителей, установленных в жилых помещениях и домовладениях, путем посещения помещений и домовладений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета (не чаще 1 раза в месяц в случае установки указанных приборов учета вне помещений и домовладений в месте, доступ исполнителя к которому может быть осуществлен без присутствия потребителя, и в нежилых помещениях), за исключением случаев, когда установленный прибор учета электрической энергии присоединен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности);

г(1)) устанавливать при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета на индивидуальные, общие (квартирные) и комнатные приборы учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктом 80(1) настоящих Правил обязанность по установке приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика, сетевую организацию. При согласовании с лицом, ответственным за установку прибора учета электрической энергии, исполнитель вправе устанавливать конструкции, защищающие приборы учета электрической энергии от несанкционированного вмешательства в его работу (пункт 32).

Потребитель обязан:

г(2)) сохранять установленные исполнителем, гарантирующим поставщиком или сетевой организацией при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета на индивидуальные, общие (квартирные) и комнатные приборы учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, конструкции, защищающие приборы учета электрической энергии от несанкционированного вмешательства в его работу (пункт 34).

Потребитель не вправе:

г) самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления) либо конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в его работу, демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета, а также в работу оборудования или программных средств, входящих в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), использовать оборудование и (или) иные технические устройства или программные средства, позволяющие искажать показания приборов учета;

е) несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы (пункт 35).

При обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном Правилами. На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.

Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 62).

Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (пункт 80).

Установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений настоящих Правил.

Эксплуатация индивидуальных приборов учета электрической энергии в жилом доме (домовладении) осуществляется собственником прибора учета электрической энергии в порядке, предусмотренном настоящими Правилами (пункт 80(1)).

Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель, гарантирующий поставщик или сетевая организация с учетом особенностей, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, при установке прибора учета, проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в их работу с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 81(1) настоящих Правил, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки прибора учета электрической энергии и факта события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета электрической энергии в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);

отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами (пункт 81(11)).

Исполнитель обязан:

а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия, за исключением случаев, если прибор учета электрической энергии установлен начиная с 1 июля 2020 г. В отношении приборов учета электрической энергии, установленных начиная с 1 июля 2020 г., проверки таких приборов учета проводятся гарантирующим поставщиком, сетевой организацией (пункт 82).

Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета электрической энергии расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца. В случаях, установленных пунктом 80(1) настоящих Правил, указанные проверки проводятся гарантирующим поставщиком, сетевой организацией.

В случае если требуется доступ в жилое или нежилое помещение, электроснабжение которого осуществляется с использованием общедомового имущества в многоквартирном доме, указанные проверки проводятся в согласованные с потребителем дату и время в порядке, предусмотренном пунктом 85 настоящих Правил, а в отношении жилых помещений - не чаще 1 раза в 3 месяца (пункт 83).

Указанные в пунктах 62, 81(11), 82 и 85 настоящих Правил акты составляются исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующим поставщиком, немедленно после окончания соответствующих проверок.

Акты подписываются представителем исполнителя, а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующим поставщиком, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и включают следующие сведения:

а) дата, место, время составление акта;

б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения;

в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта;

г) подписи исполнителя (его представителя), а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующего поставщика, потребителя (его представителя);

д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии);

е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением;

ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением (пункт 85(1)).

При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 85(3)).

В силу пункта 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» от 04 мая 2012 года № 442, «безучетное потребление» - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и приведенным документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Согласно пункту 187 Правил № 422 объем безучетного потребления в отношении населения определяется в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Из приведенных положений следует, что безучетное потребление электрической энергии действующим законодательством связывается с совершением потребителем различных действий, одни из которых являются основанием для квалификации в качестве безучетного потребления в силу факта их совершения потребителем, тогда как другие действия для подобной квалификации должны привести к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.

Управляющая организация уполномочена на проведение проверок работы индивидуальных приборов учета в силу закона, как и на составление актов по результатам выявленных нарушений со стороны потребителей.

При установлении факта безучетного потребления потребителем электроэнергии, несанкционированного присоединения подключения к сетям многоквартирного дома, объем потребления рассчитывается исходя из Правил № 354, то есть с применением повышающего коэффициента – 10, за период не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения, исходя из количества собственников жилого помещения.

Согласно заключению эксперта от 19 августа 2022 года, данному ООО «Приоритет-Оценка», подключение пяти дополнительных автоматических выключателей к вводному автомату на момент проведение экспертизы соответствовало предъявляемым нормам и правилам; на момент составления акта о несанкционированном подключении к электросетям многоквартирного дома от 26 апреля 2022 года не соответствовало предъявляемым нормам и правилам. В рассматриваемом случае была изменена схема подключения прибора учета. Ранее имевшее место подключение пяти дополнительных автоматических выключателей послужило следствие безучетного потребления электроэнергии путем подключения групповой линии квартиры через группу из пяти автоматических выключателей. Минуя прибор учета – счетчик электроэнергии.

Заключение эксперта отвечает требованиям относимости и допустимости, оснований не доверять выводам экспертизы не установлено, заключение последовательно, мотивированно, составлено экспертом, имеющими необходимый стаж работы, заключение является полным, научно обоснованным, подтвержденным материалами дела, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Доказательств, ставящих под сомнения выводы вышеуказанного экспертного заключения, истцом в материалы дела не представлено.

При таком положении, установив самовольное подключение квартиры истца к сетям многоквартирного дома, потребление электроэнергии минуя прибор учета, то есть безучетное потребление электроэнергии, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения искового заявления.

С учетом допущенного истцом нарушения подпункта «е» пункта 35 Правил № 354, само по себе то обстоятельство, что оспариваемые акты поименованы, как акты о несанкционированном вмешательстве в работу индивидуального прибора учета (электросчетчика), с учетом их содержания, свидетельствующего о несанкционированном подключении потребителя к сетям многоквартирного дома в обход прибора учета, не свидетельствует о не соответствии таких актов действующему законодательству, их недействительности.

Вопреки доводам истца составленные ответчиком акты отвечают требованиям Правил № 354, поскольку в рассматриваемом случае не требуется доступ в принадлежащее истцу жилое помещение, электроснабжение которого осуществляется с использованием общедомового имущества в многоквартирном доме, согласование с потребителем даты и времени поверки не требовалось.

Доводы истца о возможном изменении подключения к квартире пяти дополнительных автоматических выключателей управляющей организацией несостоятельны, поскольку доказательств в порядке статьи 56 ГПК РФ об отсутствии вины потребителя в несанкционированном подключении к электросетям многоквартирного дома в обход электросчетчика суду не представлено.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Бондарева С. В. к обществу с ограниченной ответственностью «У-Сервис» отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд города Саратова в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения – 22 сентября 2022 года.

Судья                                                                                           А.И. Февралева

2-2350/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бондарев Сергей Владимирович
Ответчики
ООО У-Сервис
Другие
ПАО «Саратовэнерго»
Суд
Заводской районный суд г. Саратов
Судья
Февралева Алёна Игоревна
Дело на сайте суда
zavodskoi.sar.sudrf.ru
27.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2022Передача материалов судье
03.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2022Судебное заседание
15.07.2022Судебное заседание
22.07.2022Судебное заседание
15.09.2022Производство по делу возобновлено
15.09.2022Судебное заседание
22.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее