Дело № 2-3375/23

УИД-09RS0001-01-2022-002591-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Черкесск КЧР 02 октября 2023 года

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Турклиевой Ф.М., при секретаре судебного заседания Каблаховой А.М.,

с участием представителя истца- старшего помощника прокурора г.Черкесска Зайчук Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Черкесска в интересах Таранова Дмитрия Геннадьевича, Тарановой Дарьи Сергеевны, несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 в лице своих законных представителей к Министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики об обязании предоставить социальную выплату,

УСТАНОВИЛ:

25.05.2022 года Прокурор города Черкесска в интересах Таранова Дмитрия Геннадьевича, Тарановой Дарьи Сергеевны в том числе в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в Черкесский городской суд КЧР с иском Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР об обязании предоставить социальную выплату. В обоснование доводов исковых требований сослались, что семья истцов, состоящая из пяти человек, была включена в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 года подпрограммы КЧР «Обеспечение жильем молодых семей». Семье истцов выдано Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства. 22.05.2019 года между ЖСК «Семейный» и Тарановым Д.Г. заключен договор паенокопления в целях строительства многоквартирного дома по адресу: <адрес>, после завершения строительства которого член кооператива при условий выполнения всех условий договора приобретает право на оформление в собственность квартиры, паевой взнос частично оплачивается субсидией, полученной их семьей по Подпрограмме. Истцами как участниками Подпрограммы все ее требования выполнены, однако социальная выплата указанной семьей не получена. Просит суд взыскать с ответчика в пользу молодой семьи неполученную социальную выплату в размере 1227312 руб.

Определением суда от 08.07.2023 года в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР на Министерство по делам молодежи КЧР, поскольку Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР 01.06.2022 года прекратило деятельность путем реорганизации в форме разделения. Указом Главы КЧР от 11.10.2021 года образованы Министерства туризма и курортов КЧР и Министерство по делам молодежи КЧР, функции Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР в сфере молодежной политики переданы Министерству по делам молодежи КЧР. 01.06.2022 года Министерство по делам молодежи КЧР зарегистрировано в качестве юридического лица, в тот же день к нему перешли функции предшественника в сфере молодежной политики.

Определением Черкесского городского суда КЧР от 02.09.2022 года исковое заявление оставлено без рассмотрения в связи с неявкой сторон. Определением Черкесского городского суда КЧР от 28.07.2023 года по заявлению истцов определение об оставлении искового заявления без рассмотрения отменено, возбуждено гражданское дело № 2-3375/23.

Истцами в ходе рассмотрения дела исковые требования уточнены, они просят суд: обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики включить Таранова Дмитрия Геннадьевича, Таранову Дарью Сергеевну, несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2022 год; обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики предоставить (выплатить) истцам социальную выплату в размере 1227312 рублей, предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 17.12.2018 года №656 на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства до 31.12.2023 года.

Представитель истца- старший помощник прокурора г.Черкесска Зайчук Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Истцы Таранов Д.Г., Таранова Д.С., действующие в том числе в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО2, представитель ответчика Министерства по делам молодежи КЧР и третьего лица Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» в судебное заседание не явились, о нем уведомлены, ответчик и третье лицо направили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц с учетом сведений об их извещении, заявлений о рассмотрении дела без их участия, позиции по делу и представленных в обоснование позиции материалов.

Согласно поступившим в приемную суда 01.09.2023 года письменным возражениям ответчика, Министерство с исковыми требованиями не согласно по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 (далее- Правила) срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве. Продление указанного срока действия Правилами не предусмотрено. Согласно пункту 35 Правил социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Семья истцов направила социальную выплату для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив) (п. 2 «в» Правил). В соответствии с пунктом 44 Правил в случае направления социальной выплаты на цель, предусмотренную подпунктом «в» пункта 2 настоящих Правил, распорядитель счета представляет в банк: а) справку об оставшейся неуплаченной сумме паевого взноса, необходимой для приобретения им права собственности на жилое помещение, переданное кооперативом в его пользование; б) копию устава кооператива; в) выписку из реестра членов кооператива, подтверждающую его членство в кооперативе; г) выписку (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах кооператива на жилое помещение, которое приобретено для молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы; д) копию решения о передаче жилого помещения в пользование члена кооператива. Таким образом, исковое заявление, а также материалы, приложенные к нему, не содержат информации о выполнении выше указанных условий, предусмотренных законодательством, следовательно, основания для перечисления на счет семьи истцов социальной выплаты предусмотренной свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства, не имеются. Исковые требования семьи истцов являются исполнимыми для Министерства по делам молодежи КЧР, однако ответчик просит отказать в их удовлетворении.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности и законности заявленных требований.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (части 1 и 2 статьи 40).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 8 июля 2014 года N 21-П "По делу о проверке конституционности подпункта "г" пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050) в связи с жалобой гражданки ФИО8", одно из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации - принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.

Государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодым семьям на территории КЧР, на период возникновения спорных правоотношений в 2018 году, предоставлялась в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1050.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), которая включает подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".

В соответствии с пунктом 24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее также –Правила), являющихся приложением N 1 к упомянутой выше программе, местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 25 Правил порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 26 Правил предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия.

В соответствии с пунктом 27 Правил, только после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Согласно пункту 28 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Порядок формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.

До 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20 декабря 2016 N 338 "О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 N 364 "Об утверждении государственной программы "Развитие туризма и социального предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике до 2018 года", которое содержало аналогичные положения. Согласно этому постановлению ответственным исполнителем подпрограммы 2 "Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2020 годы" (исполнителем государственной программы) было определено Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР. Целью подпрограммы являлась поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем.

С 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 N 34 "О государственной программе "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики", которое также содержит аналогичные положения.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования право молодой семьи - участницы основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - основное мероприятие) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.

Согласно пункту 4 Правил выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В целях названных выше Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).

Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт "а"); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт "б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт "в").

В соответствии с пунктом 10 Правил социальная выплата предоставляется в размере не менее 35 % расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семей с детьми. Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с пунктом 15 Правил, количества членов молодой семьи участницы мероприятия ведомственной целевой программы и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников мероприятия ведомственной целевой программы (пункт 13 Правил).

Согласно пункту 15 Правил размер общей площади жилого помещения, с учетом которого определяется размер социальной выплаты, составляет: а) для семьи, состоящей из 2 человек (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок), - 42 кв. метра; б) для семьи, состоящей из 3 или более человек, включающей помимо молодых супругов одного ребенка или более (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и 2 или более детей), - по 18 кв. метров на одного человека.

Как установлено судом и следует из материалов дела, семья Тарановых, состоящая из пяти человек (Таранов Д.Г., Таранова Д.С., несовершеннолетние ФИО1, ФИО2, ФИО2), являлась участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы "Развитие туризма, курортов и молодежной политики в Карачаево-Черкесской Республике на 2015 - 2020 годы".

19 мая 2017 года между Министерством туризма, курортов и молодежной политики КЧР и Карачаево-Черкесским Республиканским Казенным Предприятием «Дирекция капитального строительства» было заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, в соответствии с которым а КЧР КП «Дирекция капитального строительства» приняло на себя обязанности в том числе по своевременному ежегодному формированию списка молодых семей - участников Подпрограммы и предоставлению данных списков в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР для дальнейшего утверждения.

КЧР КП «Дирекция капитального строительства» Тарановым выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 1227312 руб. на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства №656 от 17 декабря 2018 года, срок его действия до 17 июля 2019 года (включительно), срок предъявления в банк до 17 января 2019 года.

Министерством туризма, курортов и молодежной политики КЧР заключено соглашение о сотрудничестве в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" с ПАО АКБ "Связь-Банк" №01 от 05 февраля 2016 года, действие которого ежегодно подтверждалось дополнительными соглашениями (№4 от 29 декабря 2018 года, №5 от 18 ноября 2019 года).

В рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы на имя истца. в ПАО АКБ "Связь-Банк" открыт счет.

В пункте 2 Правил указано, что социальная выплата может быть направлена в том числе: в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива).

22 мая 2019 года Таранов Д.Г. заключил Договор паенакопления №8 с ЖСК «Семейный» в целях строительства многоквартирного дома -16-этажный жилой дом со встроено-пристроенным детским садом и встроенными торговыми помещениями (1 этап строительства) в Карачаево-Черкесской Республике, <адрес>, после завершения строительства которого член кооператива при условий выполнения всех условий договора приобретает право на оформление в собственность квартиры на 5 этаже, площадью 93,4 кв.м. с условным номером . Паевой взнос составляет 3269000 руб.

Приложением №1 к договору определен График платежей к Договору паенакопления, согласно которому часть паевого взноса в размере 1227312 руб. член ЖСК, являющийся участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", оплачивает субсидией, полученной им по программе, при этом до получения им субсидии ЖСК не имеет права требовать погашения полной стоимости цены Договора. В отношении оставшейся части суммы установлен график платежей.

Дополнительным соглашением от 23 сентября 2022 года к Договору паенакопления стороны внесли изменения в договор в пункты о характеристиках объекта недвижимости: квартира 30, площадью 96 кв.м., стоимости пая -3360000 руб., порядка оплаты -часть суммы в размере 1227312 руб. пайщик оплачивает субсидией, полученной по ФЦП «Жилище», остальную часть средствами МСК и своими средствами.

Справкой ЖСК «Семейный» от 05 июля 2023 года подтверждается, что Тарановым Д.Г. обязательства по оплате паевого взноса по Договору паенакопления выполнены, размер задолженности составляет сумму субсидии по федеральной целевой программы "Жилище" - 1227312 руб.

Многоквартирный жилой дом по адресу: КЧР, <адрес>, являющийся предметом договора, введен в эксплуатацию 22 июня 2023 года (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию ).

13 июля 2023 года многоквартирный дом, а также <адрес> площадью 96 кв.м. поставлены на кадастровый учет, что следует из Выписок из ЕГРН.

Таким образом, как установлено судом, участниками подпрограммы все ее требования выполнены, вины истцов в неперечислении денежных средств нет, ответчик в нарушение условий подпрограммы свою обязанность по принятию решения о предоставлении семье социальной выплаты не выполнил.

Так, в соответствии с пунктом 35 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк. Банк заключает с владельцем свидетельства о праве на получение социальной выплаты договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.

Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты (пункт 36 Правил).

Согласно пункту 46 Правил банк в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 39 - 42, 44 и подпунктами "а" или "б" "а" "б" пункта 45" настоящих Правил, осуществляет проверку содержащихся в них сведений и в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44 и подпунктами "а" и "б" пункта 45 настоящих Правил, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов.

Пунктом 47 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты.

Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы со дня исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на банковский счет распорядителя счета средств (пункт 50 Правил).

Вопреки доводам возражений ответчика подпунктом "а" пункта 49 Правил предусмотрено, что по соглашению сторон договор банковского счета может быть продлен, если до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор купли-продажи жилого помещения, документы на строительство и документы, предусмотренные пунктами 41, 42, 44, подпунктами "а" и "б" пункта 45 и пунктом 45(1) настоящих Правил, но оплата не произведена.

Пунктом 52 Правил установлено, что если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.

Применительно к настоящему спору, владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты не по своей вине, семья в установленные в Свидетельстве сроки предоставила в Банк все необходимые документы.

Ввиду отсутствия социальной выплаты, право истцов на приобретение жилья в качестве государственной поддержки нарушено, в отношении семьи не исполнены все предусмотренные действующим законодательством мероприятия по предоставлению социальной выплаты.

ПАО АКБ «Связь-Банк», в который истцом было предъявлено Свидетельство, 01 мая 2020 года прекратило деятельность по причине реорганизации в форме присоединения к ПАО «Промсвязьбанк».

В связи с указанным обстоятельством, поскольку пакет документов, который первоначально был представлен в ПАО АКБ «Связь-Банк», передан в АО «Тексбанк», истец обратился с заявлением об открытии счета в АО «Тексбанк» и заключил договор банковского счета от 10 июня 2020 года.

16 ноября 2021 года истец обратился в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР с заявлением о включении семьи в список претендентов на получение в 2021 году социальной выплаты для приобретения жилья, восстановлении (продлении) срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты или выдаче нового свидетельства, предоставлении социальной выплаты.

Из письма Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР от 29 ноября 2021 года следует, что продлить срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья не представляется возможным.

Указанный ответ неправомерен, поскольку семья истцов в течение 7 месяцев со дня выдачи свидетельства не смогла воспользоваться правом на получение выделенной им социальной выплаты, в связи с чем, на ответчике лежала обязанность рассмотреть вопрос о включении семьи в список претендентов на получение социальной выплаты на 2021 год и последующем предоставлении социальной выплаты, предусмотренной Свидетельством от 17 декабря 2018 года.

Довод ответчика, что свидетельство, выданное семье истца, удостоверяющее их право на получение социальной выплаты, является недействительным в виду окончания срока его действия, является необоснованным, поскольку из содержания пункта 36 Правил договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а согласно подпункту "а" пункта 49 Правил следует возможность продления договора банковского счета в случаях, когда банком принят договор купли-продажи, однако оплата по нему не произведена. То есть оплата может быть произведена уже после истечения срока действия свидетельства.

При этом, статьей 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из основных принципов бюджетной системы является принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, который означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации.

Поскольку государство, включая молодую семью истцов в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

Молодая семья истца, в установленном законом порядке признанная нуждающейся в жилом помещении, претендующая на реализацию своего права по установленным условиям вышеуказанной федеральной программы, вправе получить меры социальной поддержки. На момент выдачи Свидетельства семья полностью соответствовала всем критериям, установленным для молодых семей, выдачей Свидетельства за семьей признано право на получение социальной выплаты в указанном в нем размере. Свидетельство никем не оспорено, недействительным не признано.

По данному делу юридически значимым обстоятельством является выяснение судом вопроса о том, был ли истцами, как участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Жилище» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», нарушен порядок и сроки при реализации права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения. Таких обстоятельств судом не установлено, доказательств обратного ответчиком не представлено.

При таких данных, суд полагает, что нарушенное право истцов на приобретение жилья в качестве государственной поддержки подлежит восстановлению в текущем году и приходит к выводу об обоснованности исковых требований. Ответчик не отрицает, что исковые требования семьи истцов являются исполнимыми для Министерства по делам молодежи КЧР, при таком положении суд приходит к выводу об их удовлетворении в заявленной редакции.

На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора города Черкесска в интересах Таранова Дмитрия Геннадьевича, Тарановой Дарьи Сергеевны, несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 в лице своих законных представителей к Министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики об обязании предоставить социальную выплату - удовлетворить.

Обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики (ИНН ) включить Таранова Дмитрия Геннадьевича (паспорт серии ), Тарановой Дарью Сергеевну (паспорт серии ), несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2022 год.

Обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики (ИНН предоставить (выплатить) Таранову Дмитрию Геннадьевичу (паспорт серии ), Тарановой Дарье Сергеевне (паспорт серии ), несовершеннолетним ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальную выплату в размере 1227312 (один миллион двести двадцать семь тысяч триста двенадцать) руб., предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 17.12.2018 года № 656 на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства до 31 декабря 2023 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 09 октября 2023 года.

Судья Черкесского городского суда КЧР Ф.М. Турклиева

Дело № 2-3375/23

УИД-09RS0001-01-2022-002591-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Черкесск КЧР 02 октября 2023 года

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Турклиевой Ф.М., при секретаре судебного заседания Каблаховой А.М.,

с участием представителя истца- старшего помощника прокурора г.Черкесска Зайчук Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Черкесска в интересах Таранова Дмитрия Геннадьевича, Тарановой Дарьи Сергеевны, несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 в лице своих законных представителей к Министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики об обязании предоставить социальную выплату,

УСТАНОВИЛ:

25.05.2022 года Прокурор города Черкесска в интересах Таранова Дмитрия Геннадьевича, Тарановой Дарьи Сергеевны в том числе в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в Черкесский городской суд КЧР с иском Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР об обязании предоставить социальную выплату. В обоснование доводов исковых требований сослались, что семья истцов, состоящая из пяти человек, была включена в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 года подпрограммы КЧР «Обеспечение жильем молодых семей». Семье истцов выдано Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства. 22.05.2019 года между ЖСК «Семейный» и Тарановым Д.Г. заключен договор паенокопления в целях строительства многоквартирного дома по адресу: <адрес>, после завершения строительства которого член кооператива при условий выполнения всех условий договора приобретает право на оформление в собственность квартиры, паевой взнос частично оплачивается субсидией, полученной их семьей по Подпрограмме. Истцами как участниками Подпрограммы все ее требования выполнены, однако социальная выплата указанной семьей не получена. Просит суд взыскать с ответчика в пользу молодой семьи неполученную социальную выплату в размере 1227312 руб.

Определением суда от 08.07.2023 года в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР на Министерство по делам молодежи КЧР, поскольку Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР 01.06.2022 года прекратило деятельность путем реорганизации в форме разделения. Указом Главы КЧР от 11.10.2021 года образованы Министерства туризма и курортов КЧР и Министерство по делам молодежи КЧР, функции Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР в сфере молодежной политики переданы Министерству по делам молодежи КЧР. 01.06.2022 года Министерство по делам молодежи КЧР зарегистрировано в качестве юридического лица, в тот же день к нему перешли функции предшественника в сфере молодежной политики.

Определением Черкесского городского суда КЧР от 02.09.2022 года исковое заявление оставлено без рассмотрения в связи с неявкой сторон. Определением Черкесского городского суда КЧР от 28.07.2023 года по заявлению истцов определение об оставлении искового заявления без рассмотрения отменено, возбуждено гражданское дело № 2-3375/23.

Истцами в ходе рассмотрения дела исковые требования уточнены, они просят суд: обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики включить Таранова Дмитрия Геннадьевича, Таранову Дарью Сергеевну, несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2022 год; обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики предоставить (выплатить) истцам социальную выплату в размере 1227312 рублей, предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 17.12.2018 года №656 на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства до 31.12.2023 года.

Представитель истца- старший помощник прокурора г.Черкесска Зайчук Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Истцы Таранов Д.Г., Таранова Д.С., действующие в том числе в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО2, представитель ответчика Министерства по делам молодежи КЧР и третьего лица Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» в судебное заседание не явились, о нем уведомлены, ответчик и третье лицо направили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц с учетом сведений об их извещении, заявлений о рассмотрении дела без их участия, позиции по делу и представленных в обоснование позиции материалов.

Согласно поступившим в приемную суда 01.09.2023 года письменным возражениям ответчика, Министерство с исковыми требованиями не согласно по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 (далее- Правила) срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве. Продление указанного срока действия Правилами не предусмотрено. Согласно пункту 35 Правил социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Семья истцов направила социальную выплату для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив) (п. 2 «в» Правил). В соответствии с пунктом 44 Правил в случае направления социальной выплаты на цель, предусмотренную подпунктом «в» пункта 2 настоящих Правил, распорядитель счета представляет в банк: а) справку об оставшейся неуплаченной сумме паевого взноса, необходимой для приобретения им права собственности на жилое помещение, переданное кооперативом в его пользование; б) копию устава кооператива; в) выписку из реестра членов кооператива, подтверждающую его членство в кооперативе; г) выписку (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах кооператива на жилое помещение, которое приобретено для молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы; д) копию решения о передаче жилого помещения в пользование члена кооператива. Таким образом, исковое заявление, а также материалы, приложенные к нему, не содержат информации о выполнении выше указанных условий, предусмотренных законодательством, следовательно, основания для перечисления на счет семьи истцов социальной выплаты предусмотренной свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства, не имеются. Исковые требования семьи истцов являются исполнимыми для Министерства по делам молодежи КЧР, однако ответчик просит отказать в их удовлетворении.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности и законности заявленных требований.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (части 1 и 2 статьи 40).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 8 июля 2014 года N 21-П "По делу о проверке конституционности подпункта "г" пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050) в связи с жалобой гражданки ФИО8", одно из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации - принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.

Государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодым семьям на территории КЧР, на период возникновения спорных правоотношений в 2018 году, предоставлялась в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1050.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), которая включает подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".

В соответствии с пунктом 24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее также –Правила), являющихся приложением N 1 к упомянутой выше программе, местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 25 Правил порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 26 Правил предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия.

В соответствии с пунктом 27 Правил, только после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Согласно пункту 28 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Порядок формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.

До 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20 декабря 2016 N 338 "О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 N 364 "Об утверждении государственной программы "Развитие туризма и социального предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике до 2018 года", которое содержало аналогичные положения. Согласно этому постановлению ответственным исполнителем подпрограммы 2 "Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2020 годы" (исполнителем государственной программы) было определено Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР. Целью подпрограммы являлась поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем.

С 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 N 34 "О государственной программе "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики", которое также содержит аналогичные положения.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования право молодой семьи - участницы основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - основное мероприятие) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.

Согласно пункту 4 Правил выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В целях названных выше Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).

Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт "а"); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт "б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт "в").

В соответствии с пунктом 10 Правил социальная выплата предоставляется в размере не менее 35 % расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семей с детьми. Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с пунктом 15 Правил, количества членов молодой семьи участницы мероприятия ведомственной целевой программы и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников мероприятия ведомственной целевой программы (пункт 13 Правил).

Согласно пункту 15 Правил размер общей площади жилого помещения, с учетом которого определяется размер социальной выплаты, составляет: а) для семьи, состоящей из 2 человек (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок), - 42 кв. метра; б) для семьи, состоящей из 3 или более человек, включающей помимо молодых супругов одного ребенка или более (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и 2 или более детей), - по 18 кв. метров на одного человека.

Как установлено судом и следует из материалов дела, семья Тарановых, состоящая из пяти человек (Таранов Д.Г., Таранова Д.С., несовершеннолетние ФИО1, ФИО2, ФИО2), являлась участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы "Развитие туризма, курортов и молодежной политики в Карачаево-Черкесской Республике на 2015 - 2020 годы".

19 мая 2017 года между Министерством туризма, курортов и молодежной политики КЧР и Карачаево-Черкесским Республиканским Казенным Предприятием «Дирекция капитального строительства» было заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, в соответствии с которым а КЧР КП «Дирекция капитального строительства» приняло на себя обязанности в том числе по своевременному ежегодному формированию списка молодых семей - участников Подпрограммы и предоставлению данных списков в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР для дальнейшего утверждения.

КЧР КП «Дирекция капитального строительства» Тарановым выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 1227312 руб. на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства №656 от 17 декабря 2018 года, срок его действия до 17 июля 2019 года (включительно), срок предъявления в банк до 17 января 2019 года.

Министерством туризма, курортов и молодежной политики КЧР заключено соглашение о сотрудничестве в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" с ПАО АКБ "Связь-Банк" №01 от 05 февраля 2016 года, действие которого ежегодно подтверждалось дополнительными соглашениями (№4 от 29 декабря 2018 года, №5 от 18 ноября 2019 года).

В рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы на имя истца. в ПАО АКБ "Связь-Банк" открыт счет.

В пункте 2 Правил указано, что социальная выплата может быть направлена в том числе: в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива).

22 мая 2019 года Таранов Д.Г. заключил Договор паенакопления №8 с ЖСК «Семейный» в целях строительства многоквартирного дома -16-этажный жилой дом со встроено-пристроенным детским садом и встроенными торговыми помещениями (1 этап строительства) в Карачаево-Черкесской Республике, <адрес>, после завершения строительства которого член кооператива при условий выполнения всех условий договора приобретает право на оформление в собственность квартиры на 5 этаже, площадью 93,4 кв.м. с условным номером . Паевой взнос составляет 3269000 руб.

Приложением №1 к договору определен График платежей к Договору паенакопления, согласно которому часть паевого взноса в размере 1227312 руб. член ЖСК, являющийся участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", оплачивает субсидией, полученной им по программе, при этом до получения им субсидии ЖСК не имеет права требовать погашения полной стоимости цены Договора. В отношении оставшейся части суммы установлен график платежей.

Дополнительным соглашением от 23 сентября 2022 года к Договору паенакопления стороны внесли изменения в договор в пункты о характеристиках объекта недвижимости: квартира 30, площадью 96 кв.м., стоимости пая -3360000 руб., порядка оплаты -часть суммы в размере 1227312 руб. пайщик оплачивает субсидией, полученной по ФЦП «Жилище», остальную часть средствами МСК и своими средствами.

Справкой ЖСК «Семейный» от 05 июля 2023 года подтверждается, что Тарановым Д.Г. обязательства по оплате паевого взноса по Договору паенакопления выполнены, размер задолженности составляет сумму субсидии по федеральной целевой программы "Жилище" - 1227312 руб.

Многоквартирный жилой дом по адресу: КЧР, <адрес>, являющийся предметом договора, введен в эксплуатацию 22 июня 2023 года (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию ).

13 июля 2023 года многоквартирный дом, а также <адрес> площадью 96 кв.м. поставлены на кадастровый учет, что следует из Выписок из ЕГРН.

Таким образом, как установлено судом, участниками подпрограммы все ее требования выполнены, вины истцов в неперечислении денежных средств нет, ответчик в нарушение условий подпрограммы свою обязанность по принятию решения о предоставлении семье социальной выплаты не выполнил.

Так, в соответствии с пунктом 35 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк. Банк заключает с владельцем свидетельства о праве на получение социальной выплаты договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.

Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты (пункт 36 Правил).

Согласно пункту 46 Правил банк в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 39 - 42, 44 и подпунктами "а" или "б" "а" "б" пункта 45" настоящих Правил, осуществляет проверку содержащихся в них сведений и в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44 и подпунктами "а" и "б" пункта 45 настоящих Правил, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов.

Пунктом 47 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты.

Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы со дня исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на банковский счет распорядителя счета средств (пункт 50 Правил).

Вопреки доводам возражений ответчика подпунктом "а" пункта 49 Правил предусмотрено, что по соглашению сторон договор банковского счета может быть продлен, если до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор купли-продажи жилого помещения, документы на строительство и документы, предусмотренные пунктами 41, 42, 44, подпунктами "а" и "б" пункта 45 и пунктом 45(1) настоящих Правил, но оплата не произведена.

Пунктом 52 Правил установлено, что если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.

Применительно к настоящему спору, владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты не по своей вине, семья в установленные в Свидетельстве сроки предоставила в Банк все необходимые документы.

Ввиду отсутствия социальной выплаты, право истцов на приобретение жилья в качестве государственной поддержки нарушено, в отношении семьи не исполнены все предусмотренные действующим законодательством мероприятия по предоставлению социальной выплаты.

ПАО АКБ «Связь-Банк», в который истцом было предъявлено Свидетельство, 01 мая 2020 года прекратило деятельность по причине реорганизации в форме присоединения к ПАО «Промсвязьбанк».

В связи с указанным обстоятельством, поскольку пакет документов, который первоначально был представлен в ПАО АКБ «Связь-Банк», передан в АО «Тексбанк», истец обратился с заявлением об открытии счета в АО «Тексбанк» и заключил договор банковского счета от 10 июня 2020 года.

16 ноября 2021 года истец обратился в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР с заявлением о включении семьи в список претендентов на получение в 2021 году социальной выплаты для приобретения жилья, восстановлении (продлении) срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты или выдаче нового свидетельства, предоставлении социальной выплаты.

Из письма Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР от 29 ноября 2021 года следует, что продлить срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья не представляется возможным.

Указанный ответ неправомерен, поскольку семья истцов в течение 7 месяцев со дня выдачи свидетельства не смогла воспользоваться правом на получение выделенной им социальной выплаты, в связи с чем, на ответчике лежала обязанность рассмотреть вопрос о включении семьи в список претендентов на получение социальной выплаты на 2021 год и последующем предоставлении социальной выплаты, предусмотренной Свидетельством от 17 декабря 2018 года.

Довод ответчика, что свидетельство, выданное семье истца, удостоверяющее их право на получение социальной выплаты, является недействительным в виду окончания срока его действия, является необоснованным, поскольку из содержания пункта 36 Правил договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а согласно подпункту "а" пункта 49 Правил следует возможность продления договора банковского счета в случаях, когда банком принят договор купли-продажи, однако оплата по нему не произведена. То есть оплата может быть произведена уже после истечения срока действия свидетельства.

При этом, статьей 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из основных принципов бюджетной системы является принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, который означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации.

Поскольку государство, включая молодую семью истцов в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

Молодая семья истца, в установленном законом порядке признанная нуждающейся в жилом помещении, претендующая на реализацию своего права по установленным условиям вышеуказанной федеральной программы, вправе получить меры социальной поддержки. На момент выдачи Свидетельства семья полностью соответствовала всем критериям, установленным для молодых семей, выдачей Свидетельства за семьей признано право на получение социальной выплаты в указанном в нем размере. Свидетельство никем не оспорено, недействительным не признано.

По данному делу юридически значимым обстоятельством является выяснение судом вопроса о том, был ли истцами, как участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Жилище» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», нарушен порядок и сроки при реализации права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения. Таких обстоятельств судом не установлено, доказательств обратного ответчиком не представлено.

При таких данных, суд полагает, что нарушенное право истцов на приобретение жилья в качестве государственной поддержки подлежит восстановлению в текущем году и приходит к выводу об обоснованности исковых требований. Ответчик не отрицает, что исковые требования семьи истцов являются исполнимыми для Министерства по делам молодежи КЧР, при таком положении суд приходит к выводу об их удовлетворении в заявленной редакции.

На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора города Черкесска в интересах Таранова Дмитрия Геннадьевича, Тарановой Дарьи Сергеевны, несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 в лице своих законных представителей к Министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики об обязании предоставить социальную выплату - удовлетворить.

Обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики (ИНН ) включить Таранова Дмитрия Геннадьевича (паспорт серии ), Тарановой Дарью Сергеевну (паспорт серии ), несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2022 год.

Обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики (ИНН предоставить (выплатить) Таранову Дмитрию Геннадьевичу (паспорт серии ), Тарановой Дарье Сергеевне (паспорт серии ), несовершеннолетним ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальную выплату в размере 1227312 (один миллион двести двадцать семь тысяч триста двенадцать) руб., предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 17.12.2018 года № 656 на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства до 31 декабря 2023 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 09 октября 2023 года.

Судья Черкесского городского суда КЧР Ф.М. Турклиева

2-3375/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор города Черкесска в интересах Таранова Дмитрия Геннадьевича и Тарановой Дарьи Сергеевны
Ответчики
Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республике
Другие
Таранов Дмитрий Геннадьевич
Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие "Дирекция Капитального Строительства"
Таранова Дарья Сергеевна
Суд
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесская Республика
Судья
Турклиева Фатима Мустафаевна
Дело на сайте суда
cherkessky.kchr.sudrf.ru
28.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
28.07.2023Передача материалов судье
28.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2023Судебное заседание
21.09.2023Судебное заседание
22.09.2023Судебное заседание
02.10.2023Судебное заседание
09.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
27.03.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
09.04.2024Судебное заседание
15.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
16.05.2024Дело оформлено
16.05.2024Дело передано в архив
02.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее