Решение по делу № 2а-2411/2022 от 24.05.2022

Дело № 2а-2411/2022

11RS0005-01-2022-006027-04

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Ухта Республики Коми

13 сентября 2022 года

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Хазиевой С.М.

при секретаре Рузиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бурлова Сергея Владимировича к Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония №24» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания,

установил:

Бурлов С.В. обратился в Ухтинский городской суд с административным иском к Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония №24» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (далее по тексту ФКУ ИК-24) о взыскании компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания в размере 1.000.000 руб. В иске указал, что с 26.10.2021 содержаться в отряде №1 СУОН, содержался в камерах №1, №4 и №6, условия содержания в которых, не соответствовали установленным. Отсутствует горячее водоснабжение, водопроводная вода, подаваемая в камеры, была желтого цвета, имела неприятный запах, ее невозможно было пить, вещи при стирке окрашивались в желтый цвет. В камерах содержалось от 9 до 12 людей, при норме от 2 до 6 людей, площадь камер в расчете на одного осужденного не соответствует установленной, менее 3 кв.м.; питьевая вода в обязательном порядке не доставлялась, из-за употребления водопроводной воды начинались боли в желудке; отсутствовало индивидуальное спальное место; при наличии мебели в секции невозможно свободно передвигаться; отсутствовала механическая вентиляция, место для хранения продуктов, холодильник, возможность для подогрева пищи; стены и потолок покрыты потеками из-за влажности; с потолка капала вода; стены не штукатурили, не окрашивали эмульсионной краской; унитазы со сливными бачками отсутствовали, установлена чаша Генуя, уборная не изолирована от раковины, справлять естественную нужду дискомфортно; в душевых отсутствовали перегородки; отсутствовали комнаты для воспитательной работы, психологической работы; комнаты отдыха, комнаты для сушки белья; прогулочный дворик не соответствовал установленным размерам, из-за чего не все осужденные имели возможность совершать прогулку ежедневно.

Определением суда от 27.06.2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России).

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ судебное заседание проводится в отсутствии административного истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Ранее в судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи, истец на заявленных требованиях настаивал.

В судебном заседании представитель административных ответчиков ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России по доверенности Анисимова А.В. заявленные требования не признала.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно положениям статей 17 и 21 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такие ограничения, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.

В силу части 2 статьи 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. (ратифицированной Россией в соответствии с федеральным законом от 30.03.1998г. № 54-ФЗ), никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Из пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» следует, что в практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.

При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

В соответствии с положениями ст. 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ), лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч.1).

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих(ч.2).

Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении (ч.3).

Из указанной нормы следует, что денежная компенсация, взыскиваемая в порядке КАС РФ в случае нарушений условий содержания осужденного в исправительном учреждении, является своего рода, компенсацией за понесенные нравственные и физические страдания, так как в случае удовлетворения требований о взыскании указанной компенсации, в последующем осужденный теряет право на обращение в суд с требованием о взыскании компенсации морального вреда. Из указанных положений так же следует, что нарушением условий содержания в исправительном учреждении осужденному причиняются нравственные и/или физические страдания.

Соответственно юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по делу о такой компенсации является факт причинения осужденному физических и нравственных страданий.

В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Механизм содержания под стражей или отбывания наказания урегулирован законодательно, реализуется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, и лиц, ответственных за их содержание.

С учетом изложенного и в силу общего признания допустимости государственного ограничения прав и свобод человека и гражданина при реализации в отношении него принудительных мероприятий по его исправлению и защите от него общества в силу совершения им общественно опасных деяний, содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью не только содержания в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом ограничение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения, при соблюдении установленного законом объема предоставления ограниченных прав.

В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч.1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч.3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч.5).

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», указано, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).

В соответствие с частью 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Осужденные обеспечиваются всем необходимым в соответствии с приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и следственных изоляторов Уголовно-исполнительной системы» (далее Приказ №512).

Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр. утверждены и введены в действие «СП 308.1325800.2017.Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)» (далее Свод правил).

Из материалов дела следует, что Бурлов С.В. прибыл в ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК 07.10.2014 из ...., с 26.10.2021 находится на строгих условиях отбывания наказания в отряде №1 СУОН.

В соответствии с ч. 3 ст. 125 УИК РФ, осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в помещениях камерного типа.

Истец с 26.10.2021 содержался в камерах № №1, 4, 6 отряда №1 СУОН, в настоящее время содержится в камере №1 отряда №1 СУОН.

Площадь камер ОСУОН: камера №1- 19,3 кв.м. (жилая 17,1 кв.м.), камера №2- 19,7 кв.м., камера №3 - 19,6 кв.м., камера №4 - 29,9 кв.м., камера №5 - 29,7 кв.м., камера №6 - 29,7 кв.м., камера №7 - 24,4 кв.м.

Согласно справкам, представленным ФКУ ИК-24, в камерах отряда №1 СУОН не содержалось более 9 осужденных, при этом на 1 человека приходилось более 2 кв.м. площади камеры.

В таблице 14.1 Свода правил указана вместимость осужденных на строгих условиях отбывания наказания в ПКТ в количестве 2, 4 и 6 человек. Однако в отсутствии нарушений норм ч. 1 ст. 99 УИК РФ, данный факт не является основанием для взыскания в пользу истца компенсации.

В соответствии с ч. 1 ст. 99 УИК РФ, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Исключений из норматива (не менее 2 кв.м. жилой площади на одного осужденного) мебели и иного инвентаря, санузла не предусмотрено.

Таким образом, нарушений лимита наполняемости камер отряда №1 СУОН, в период содержания там истца не выявлялось, акты прокурорского реагирования не выносились.

Камеры отряда №1 оборудованы мебелью и инвентарем в соответствии с Приказом №512: двухъярусными кроватями, тумбочками (1 на 2 человек), табуретами по числу спальных мест, столом для приема пищи.

Согласно каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России», утвержденного приказом Минюста России № 407 от 27.07.2017 отряды оборудуются кроватями спецназначения КОН-1, которые устанавливаются в общежитиях ИУ и СУ. Кровать КОН-1 состоит из двух спинок и рамы.

Как следует из пункта 14.4.8 СП 308.1325800.2017 и приложения А к нему, в камерах ПКТ, ЕПКТ следует предусматривать: откидные (одноярусные или двухъярусные) металлические койки, закрывающиеся на замок или фиксирующиеся в закрытом положении устройством, расположенным со стороны коридора; столы и скамейки с числом посадочных мест по числу мест в камере из расчета периметра стола и длины скамеек 0,4 пог. м на одного осужденного; прикроватную тумбочку на двух осужденных; настенный шкаф или закрытую полку для хранения продуктов (одна ячейка на осужденного); подставку под бак с питьевой водой; настенную вешалку для верхней одежды (один крючок на осужденного); настенную полку для туалетных принадлежностей; громкоговоритель; раковину (умывальник); изолированную кабину с унитазом.

Вопреки вышеизложенным санитарно-нормативным требованиям, в камерах отсутствуют столы и скамейки с числом посадочных мест по числу мест в камере из расчета периметра стола и длины скамеек 0,4 пог. м на одного осужденного. Однако по мнению суда, это не является основанием для взыскания в пользу истца компенсации, т.к. ФКУ ИК-24 созданы условия для приема пищи осужденными, осужденным обеспечено спальное место.

Согласно пояснениям представителя ответчиков, в каждой камере имеется санузел, оборудованный унитазом со сливным бачком или чашей «Генуя» и умывальником. От остальной камеры санузел отделен 2 перегородками, выполненными из кирпича на всю высоту камер с полноразмерным дверным блоком.

Сводом правил не предусмотрено размещение чаши Генуя. Однако установление чаши Генуя не свидетельствует о нарушении прав осужденного, а также о наличии неудобств при её использовании, равно как и размещение в одном помещении умывальника, что в целом не является основанием для взыскания компенсации. Доказательств того, что административный истец в силу физиологических возможностей не может пользоваться санитарным узлом суду не представлено, наличие запаха канализации и нечистот не подтверждено.

Пунктом 19.3.6 Свода правил установлено, что во всех спальных комнатах и спальных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, камерах, палатах зданий медицинского назначения следует предусматривать: приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием; вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением.

В соответствии с абзацем 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы. Вытяжные отверстия каналов должны предусматриваться на кухнях, в ванных комнатах, туалетах и сушильных шкафах.

Вентиляция в камерах СУОН естественная, однако, материалы дела и не содержат данных о том, что корпуса ИК по проекту предполагали вентиляцию с механическим побуждением (искусственная) и она не была построена либо пришла в негодность. Проветривание осуществляется через оконные проемы и вентиляционные каналы.

Из проведенных ООСЭН филиала «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в 2021 году проверок в ФКУ ИК-24 установлено, что санитарное состояние помещений общежитий отрядов, ШИЗО, ОСУОН удовлетворительное, температурный режим помещений соответствует нормам.

Актом проверки от 08.10.2021 №66 Филиала «ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России» установлено что, по результатам лабораторных исследований проб питьевой воды, отобранных из скважины №2 (находится на обслуживании МУП «Ухтаводоканал») на соответствие требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» установлено, что качество воды не соответствует установленным требованиям санитарного законодательства по санитарно-химическим показателям, а именно: общее железа (0,85 мг/дм3 - норма 0,3 мг/дм3); бор (1,02 мг/дм3 - норма 0,5 мг/дм3); кальций (62 мг/дм3 - норма - отсутствие); магний (38,02 мг/дм3 - норма отсутствие). Согласно письму МУП «Ухтаводоканал» от 22.01.2021 за ...., мероприятия по дополнительной очистке воды требуется выполнить до декабря 2026 года согласно «Плана мероприятий по приведению качества воды в соответствии с требованиям к централизованной системе водоснабжения на территории МОГО «Ухта» на 2020-2026 года».

Обеспечение централизованным холодным водоснабжением обеспечивается МУП «Ухтаводоканал» по государственному контракту от 16.02.2021 №250.1/14 от 15.02.2022 №3250.1/11, согласно которому организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязалась подавать на объекты Абонента, согласно приложения №2 холодную воду, установленного качества, в объеме, определенном настоящим контрактом, осуществлять прием сточных вод Абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.

В отчете МУП «Ухтаводоканал» по выполнению производственного контроля за 2022 год указано превышение по показателям: общее железо (1,39 мг/дм3 – норма 0,3 мг/дм3); сероводород (0,104 мг/дм3 при норме 0,05 мг/дм3). Превышение по показателям также зафиксировано и в акте проверки МСЧ-11 ФСИН от 08.10.2021 года: общее железо (0,85 мг/дм3 – норма 0,3 мг/дм3); бор (1,02 мг/дм3 - норма 0,5 мг/дм3); кальций (62 мг/дм3 - норма-отсутствие); магний (38,02 мг/дм3 – норма отсутствие).

Между тем, по микробиологическим показателям качество воды соответствует. Вопреки доводу истца доказательства ограничения его прав на подачу питьевой воды в материалах дела отсутствуют. Доказательств обращения истца по этому поводу в Прокуратуру и иные контролирующие органы для проверки указанного факта на месте, равно как и жалобы других осужденных не имеется.

Вместе с тем следует отметить, что качество воды от администрации исправительного учреждения не зависит, центральное водоснабжение находится в ведении МУП «Ухтаводоканал», в связи с чем несоответствие качества воды по санитарно-химическим показателям не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов истца, в той мере, которая позволяет взыскать в его пользу компенсацию за ненадлежащие условия содержания, поскольку незначительные отклонения показаний нарушений качества воды постоянно исправляются, вреда осужденному не наносят, в компенсационном порядке у административного истца есть доступ к питьевой воде по его требованию.

Питьевая вода выдается осужденным, находящимся в СУОН в часы, отведенные для приема пищи, а также может быть выдана по отдельной просьбе осужденного. Доставка питьевой воды в режимный корпус №1 осуществляется три раза в день. Также в столовой ФКУ ИК-24 имеется система для очистки воды. Доступ к употреблению питьевой воды не ограничен.

Наличие перегородки между лейками в душевой действующими нормами и правилами не предусмотрено.

Актом выездной проверки Ухтинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 05.12.2021 совместно с представителем ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми зафиксировано, что помещения отряда СУОН не оборудованы изолированной кабиной с унитазом; навесы в прогулочных дворах № 1,2,3,4 СУОН составляет 80 см; в камерах №4,6,7 отряда СУОН отслоение штукатурки на стенах, грибок и плесень.

Комнаты воспитательной работы и кабинета для индивидуальной психологической работы в строгих условиях отбывания наказания ФКУ ИК-24 не имеется. Данная работа (воспитательная и психологическая) проводится в кабинете начальника отряда.

Действующим законодательством, положениями Свода правил, Приказом № 512 не предусмотрено наличие комнаты для отдыха, сушилки в ПКТ, помещения для хранения продуктов питания, холодильника, электрических приборов для подогрева пищи.

Представителем ответчика не оспаривается отсутствие в помещениях ФКУ ИК-24 горячего водоснабжения.

Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены п.п. 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454/пр, п. 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64, Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной Приказом Минюста РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП, которая впоследствии была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22.10.2018 № 217-дсп.

Согласно п. 1.1 данной Инструкции ее положения должны были соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно­ исполнительной системы, за исключением тюрем.

Обеспечение горячим водоснабжением являлось и является обязательным. Иное применение закона ставит в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия Свода правил, по сравнению с теми, кто отбывает наказание в исправительных учреждениях, введенных в эксплуатацию после 2003 года.

Решением Ухтинского городского суда от 02.06.2020 года (дело № 2-1363/20), вступившим в законную силу, на ФКУ ИК-24 возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить горячим водоснабжением помещения всех общежитии? для проживания осужденных, карантинов, ПКТ ОСУОН, всех камер ШИЗО, ОК исправительного учреждения, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины, мойки (ванны), душевые сетки).

Пунктом 32.4. Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр, предусмотрена площадь прогулочных дворов 6,0 м2 на одного осужденного, но не менее 20,0 м2.

Пунктом 17.5 Свода правил предусмотрено, что для защиты от атмосферных осадков в прогулочных дворах со стороны наружной стены следует предусматривать козырек (навес) с выносом его на 1,5 м внутрь двора с учетом обеспечения полного обзора прогулочного двора. Над помостом для младшего инспектора устраивается навес. В каждом прогулочном дворе под козырьком (навесом) стационарно устанавливается (надежно крепится к полу или стене) скамейка для сидения, с числом посадочных мест, равным числу осужденных, выводящихся на прогулку в данный прогулочный двор, из расчета 0,4 пог. м на одного человека.

Из материалов дела следует, что для проведения ежедневной прогулки осужденных, находящихся в СУОН оборудовано 4 прогулочных двора, которые оборудованы скамейками, навесами от дождя, часть дворов оборудована спортинвентарем. Площади прогулочных дворов составляют: 21 кв.м., 58,2 кв.м., 55,2 кв.м., 67,2 кв.м.

Таким образом, ФКУ ИК-24 созданы условия для ежедневной прогулки осужденным. Незначительные отклонения прогулочных двориков от норм Свода правил, не влечет безусловного нарушения прав истца на прогулку, гарантированных ему уголовно-исполнительным законодательством.

Вышеназванное нарушение само по себе не свидетельствует о существенных отклонениях от предъявляемых требований, являющихся основанием для компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительным учреждении и не могут свидетельствовать о том, что допущенные в отношении истца нарушения достигли той степени жестокости, при которой можно вести речь о нарушении ст. 3 Конвенции и взыскании соответствующей компенсации.

По вопросу осуществления круглосуточного видеонаблюдения, организованного в ФКУ ИК-24 следует отметить, что в силу ст. 83 УИК РФ, администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.

Оборудование помещений системами видеоконтроля за осужденными, отбывающими наказание в строгих условиях, предусмотрено приказом Минюста России от 04.09.2006 №279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы», в частности п. 23.

Лицо, осуществляющее видеонаблюдение является должностным лицом, которое исполняет служебные обязанности согласно должностной инструкции. Указанное лицо предупреждается об ответственности в случае разглашения полученных сведений при осуществлении видеонаблюдения. При этом следует отметить, что в помещении санузла, видеонаблюдение отсутствует.

Само по себе использование исправительными учреждениями технических средств контроля и надзора является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность осужденных и персонала соответствующего учреждения, режима содержания осужденных, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей, в связи с чем, ведение видеонаблюдения не может расцениваться как действие, унижающее человеческое достоинство лиц, содержащихся под стражей, напротив, оно направлено на предотвращение возникновения либо своевременное выявление каких-либо ситуаций, составляющих угрозу, как для административного истца, так и иных лиц, недопущение нарушение прав сотрудниками учреждения.

Применение к лицу, совершившему преступление, наказания в виде лишения свободы предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы, как гражданина, и изменяется его статус как личности.

Лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате подобных действий оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, то есть такое лицо сознательно обрекает себя на ограничения, в том числе в правах на неприкосновенность частной жизни.

Таким образом, ограничение конституционных прав, в том числе на неприкосновенность частной жизни, является допустимым и оправданным в целях обеспечения личной безопасности осужденных, а также сотрудников учреждения.

Гарантируя каждому право на уважение его частной и семейной жизни, статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод вместе с тем допускает вмешательство со стороны публичных властей в осуществление его права в случаях, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности либо защиты прав и свобод других лиц.

Материалами дела подтверждено, что в период содержания истца в камерах №№ 1,4, 6 отряда №1 СУОН ФКУ ИК-24 отсутствовало горячее водоснабжение; в камерах №4,6 имеется отслоение штукатурки на стенах, грибок и плесень, что свидетельствует о ненадлежащих условиях содержания в ФКУ ИК-24 и дает право истцу на получение денежной компенсации.

Учитывая длительность содержания истца в отряде №1 СУОН (с 26.10.2021 по настоящее время, то есть чуть менее года) в ненадлежащих условиях, характер и продолжительность нарушений условий отбывания наказания, данные о личности административного истца (возраст 34 года, трудоспособен с ограничениями), требования разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать в пользу истца денежную компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 10.000 руб.

Требования о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания в соответствии с п.3 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации, от имени которой выступает главный распорядитель по ведомственной принадлежности – Федеральная служба исполнения наказаний.

Руководствуясь ст.ст.175-177, 227 КАС РФ, суд

решил:

Заявленные Бурловым С.В. требования о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Бурлова С.В. компенсацию за нарушение условий содержания в Федеральном казённом учреждении «Исправительная колония №24» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми в размере 10.000 руб.

В удовлетворении требований Бурлова С.В. к Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония №24» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с 21 сентября 2022 года.

Судья Ухтинского городского суда – Хазиева С.М.

2а-2411/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бурлов Сергей Владимирович
Ответчики
ФСИН России
ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Хазиева Светлана Минзуфаровна
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
24.05.2022Регистрация административного искового заявления
24.05.2022Передача материалов судье
27.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
27.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2022Судебное заседание
20.07.2022Судебное заседание
13.09.2022Судебное заседание
21.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее