Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2022 года пгт. Красное-на-Волге
Красносельский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Артимовской А.В.,
при секретаре П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Красносельского муниципального района Костромской области к заместителю начальника отделения судебных приставов по Красносельскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области Прачик О.В. и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области об уменьшении размера исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Красносельского муниципального района Костромской области обратилась в суд с исковым заявлением к заместителю начальника отделения судебных приставов по Красносельскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области Прачик О.В. и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области об уменьшении размера исполнительского сбора.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что решением Красносельского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № удовлетворены требования Пискуновой В.Е. об устранении препятствий в пользовании земельным участком. Суд обязал администрацию Красносельского района Костромской области перенести часть сети водопровода <адрес> (инвентарный №) с земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство по принудительному исполнению решения суда от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ заместитель начальника отделения судебных приставов по Красносельскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области Прачик О.В. вынесла постановление о взыскании с администрации Красносельского муниципального района Костромской области исполнительского сбора в размере 50 000 руб. ДД.ММ.ГГГГ решение суда исполнено, исполнительное производство прекращено по факту исполнения. Административный истец полагает, что исполнительский сбор наложен судебным приставом - исполнителем без учета вины администрации Красносельского муниципального района, который не мог исполнить обязательство единовременно и в полном объеме. Кроме того, указывает, что в настоящее время у администрации Красносельского муниципального района сложилась сложная финансовая ситуация, выражающаяся в дефиците бюджетных средств, что подтверждается справкой финансового органа муниципального образования.
Представитель административного истца администрации Красносельского муниципального района Костромской области надлежащим образом извещен о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просит рассматривать дело в его отсутствие.
Административные ответчики - заместитель начальника отделения судебных приставов по Красносельскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области Прачик О.В. и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ходатайство об отложении дела или рассмотрении в их отсутствие в суд не направили.
Заинтересованное лицо администрация Пискунова В.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутсвие..
Дело рассмотрено при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, обозрев подлинные материалы исполнительного производства № в отношении администрации Красносельского муниципального района Костромской области, суд приходит к следующему выводу.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), согласно положениям которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном названным Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения, с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника - организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника - организации - 50 000 рублей (ч. 3).
Ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве предоставляет должнику в случае несогласия с решением о взыскании с него исполнительского сбора право в установленном данным Законом порядке обратиться в суд или с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, или с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания либо об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При этом, законодательством об исполнительном производстве суду, наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, предоставлено право уменьшить его размер, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства (ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что решением Красносельского районного суда Костромской области ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены исковые требования Пискуновой В.Е. об устранении препятствий в пользовании земельным участком. Суд обязал администрацию Красносельского района Костромской области устранить препятствия в пользовании Пискуновой В.Е. земельным участком с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель земли населенных пунктов, принадлежащего ей на праве собственности, перенести часть сети водопровода <адрес> (инвентарный №) с земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. После проведения работ по переносу части сети водопровода восстановить поверхностный слой на земельном участке, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> С администрации Красносельского муниципального района Костромской области в пользу Пискуновой В.Е. судебные издержки в сумме 4300 рублей, состоящие из 300 рублей государственной пошлины и 4000 рублей за оказание юридической помощи. В удовлетворении требований Пискуновой В.Е. к администрации Подольского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области было отказано.
Решение Красносельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
На основании решения суда Красносельским районным судом Костромской области ДД.ММ.ГГГГ был выдан исполнительный лист №.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отделения судебных приставов по Красносельскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области Прачик О.В. было возбуждено исполнительное производство № в отношении администрации Красносельского муниципального района Костромской области, предмет исполнения: обязать администрацию Красносельского района Костромской области перенести часть сети водопровода <адрес> (инвентарный №) с земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. После проведения работ по переносу части сети водопровода восстановить поверхностный слой на земельном участке, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>
Указанным постановлением должнику - администрации Красносельского муниципального района Костромской области установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения и непредоставления доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор с должника- организации- 50 000 руб.
Указанное выше постановление получено администрацией Красносельского муниципального района Костромской области ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением заместителя начальника отделения судебных приставов по Красносельскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области Прачик О.В. от ДД.ММ.ГГГГ с должника администрации Красносельского муниципального района Костромской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб., в связи с тем, что должником в установленный срок требования исполнительного документа исполнены не были. Этим же постановлением должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа- до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное выше постановление о взыскании исполнительского сбора получено должником - администрацией Красносельского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ.
Верховный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" указал, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора, но и освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (пункт 74).
Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в вышеназванном постановлении Пленума, а также следует из позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский" исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, меры принуждения должника к соблюдению законных требований государства, выраженной в возложении на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства.
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Исполнительский сбор имеет двойную правовую природу: с одной стороны, он служит цели создания условий для применения мер принудительного исполнения и понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, которые должник должен был, но не исполнил добровольно, вопреки принятому на себя по своей воле обязательству, а с другой стороны, является санкцией, которая может быть наложена за правонарушение, совершенное должником в процессе исполнительного производства, в период, начиная с момента, когда должником добровольно не исполнено решение суда, до момента окончания исполнительного производства.
Необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника. При этом администрацией Красносельского муниципального района не представлено доказательств, что в юридически значимый период ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ у нее отсутствовала реальная возможность исполнить судебный акт; не приведены причины неисполнения в срок исполнительного документа. Неблагоприятное имущественное положение не свидетельствуют о возможности уменьшения размера исполнительского сбора, равно как и не дают оснований полагать, что должник принял все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.
Кроме того судом учитывается, что фактически решение суда было исполнено администрацией ДД.ММ.ГГГГ, то есть через три года от срока, установленного решением Красносельского суда, при этом, материалы исполнительного производства не содержат сведений о мерах, предпринимаемых должником для своевременного исполнения решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство № в отношении администрации Красносельского муниципального района Костромской области, окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа на основании постановления судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Красносельскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области.
Таким образом, административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии каких-либо мер для исполнения судебного акта в срок, установленный судебным приставом в постановлении о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, уважительности причин неисполнения решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок, наличии чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, при которых исполнение требований исполнительного документа было невозможным.
Наличие дефицита бюджета и кредиторской задолженности муниципального образования не является основанием для удовлетворения требований административного истца.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Администрации Красносельского муниципального района Костромской области к заместителю начальника отделения судебных приставов по Красносельскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области Прачик О.В. и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области об уменьшении размера исполнительского сбора отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Красносельский районный суд Костромской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: А. В. Артимовская