Решение по делу № 33-5940/2024 от 17.05.2024

Судья Епишева Т.И.     Дело № 33-5940/24(№ 2-16/2024)

УИД 22RS0053-01-2023-000550-52

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июня 2024 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

Председательствующего    Вегель А.А.,

Судей                Косиловой Д.В., Шторхуновой М.В.,

при секретаре            Тенгерековой Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Топчихинского района Алтайского края на решение Топчихинского районного суда Алтайского края от 27 марта 2024 года по делу

по иску прокурора Топчихинского района в интересах неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Ресурсо–снабжающий участок» (ООО «РСУ»), администрации Топчихинского района Алтайского края о возложении обязанности исполнить требования законодательства в сфере водоснабжения.

Заслушав доклад судьи Шторхуновой М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Топчихинского района обратился в суд с иском к ООО «РСУ» и администрации Топчихинского района Алтайского края, в котором, с учетом уточнения требований, просил:

- возложить на администрацию Топчихинского района Алтайского края обязанность в срок до 1 мая 2024 г. внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы, реализуемой ООО «РСУ» в части учета мероприятий по приведению качества подаваемой потребителям питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также направить соответствующее техническое задание в адрес ресурсоснабжающей организации в лице ООО «РСУ» согласно ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту – Федеральный закон № 416-ФЗ);

- возложить на ООО «РСУ» обязанность в течение трех месяцев с момента получения технического задания из администрации Топчихинского района Алтайского края разработать план мероприятий по приведению качества подаваемой потребителям питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, согласовать его с ТО Управления Роспотребнадзора по г. Алейску и Алейскому, Усть – Калманскому, Усть – Пристанскому, Топчихинскому, Калманскому и Чарышскому районам Алтайского края (далее - ТОУ Роспотребнадзора), а также включить данный план мероприятий в состав реализуемой инвестиционной программы согласно ч. 6 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ;

- возложить на ООО «РСУ» обязанность в срок до 1 мая 2024 г. привести программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, в соответствие с п. 7 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. № 10, в части периодичности проведения лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно – эпидемиологическими правилами гигиеническими нормативам;

- возложить на администрацию Топчихинского района Алтайского края обязанность в срок до 1 ноября 2024 г. передать муниципальное имущество, предназначенное для оказания услуг централизованного водоснабжения на территории Белояровского сельсовета Топчихинского района Алтайского края, в виде водозаборной скважины 160-90 по адресу: <адрес>, насоса ЭЦВ6-10-80, водонапорной башни по указанному адресу, скважины БИ – 35 – 76 по адресу: <адрес>, насоса ЭЦВ6-10-80, водонапорной башни по указанному адресу, водопроводных сетей протяженностью 7 000 м (Д 100 сталь – 80м, д100 чугунные – 3 640м, д100 асбестовые – 2 520м, д40-100полиэтелен – 180м, д50 полиэтилен 80м, д90 - 500м) ресурсоснабжающей организации в соответствии с требованиями ст.ст. 13,21,37 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее по тексту – Федеральный закон № 115-ФЗ), а также ч.ч. 1-3,5 ст. 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ.

В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой Топчихинского района Алтайского края проведена проверка соблюдения требований законодательства в жилищно–коммунальной сфере при предоставлении населению услуг централизованного холодного водоснабжения, по результатам которой выявлены существенные нарушения действующего законодательства. Распоряжением администрации Топчихинского района от 22 июня 2022 г. № 308 ООО «РСУ» определено гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения с. Топчиха и 25 населенных пунктов района. 24 января 2022 г. между ООО «РСУ» и администрацией Топчихинского района заключено концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения, расположенных на территории района. В ходе прокурорской проверки с учетом лабораторных испытаний по результатам проведения отбора проб в рамках социально–гигиенического мониторинга установлено, что в 2022 году из источников перед поступлением в распределительную сеть (водонапорная башня, насосная), в распределительной сети по микробиологическим показателям исследовано 421 проб холодной воды, из них 11 проб (2,6%) не соответствует гигиеническим нормативам, установленным СанПиН 1.2.3685-21 по своим показателям жесткости. По санитарно–химическим показателям исследовано 406 проб питьевой воды, из них 39 (9,6%) не соответствовали гигиеническим нормативам, выявлены превышения нормативов по жесткости в <адрес>. В связи с чем, ТО Управление Роспотребнадзора 30 января 2023 г. в адрес ООО «РСУ» и администрации Топчихинского района направлено уведомление о несоответствии качества подаваемой в распределительную сеть потребителям питьевой воды нормативным требованиям.

В нарушение требований законодательства в установленные сроки и до настоящего времени администрацией Топчихинского района не исполнена обязанность внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также соответствующее техническое задание не направлено в адрес ресурсоснабжающей организации в лице ООО «РСУ», которое, в свою очередь, не исполнило обязанность по разработке плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и по согласованию его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно – эпидемиологический надзор, а также по включению данного плана мероприятий в состав реализуемой инвестиционной программы. С целью устранения выявленных нарушений прокурором района 17 июля 2023 г. главе Топчихинского района и в адрес генерального директора ООО «РСУ» внесены представления, по результатам рассмотрения которых нарушения не устранены.

Помимо этого, в деятельности ООО «РСУ» выявлены нарушения в части периодичности отбора проб воды при осуществлении производственного контроля в рамках предоставления услуг централизованного холодного водоснабжения населения района. 7 сентября 2022 г. ООО «РСУ» утверждена программа производственного контроля, 9 января 2023 г. заключен договор на оказание услуг по проведению лабораторных исследований с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае в г.Алейске». Согласно указанной программе установлена периодичность проведения лабораторных исследований при контроле за качеством питьевой воды ежеквартально 4 раза в год, хотя законом требуется ежемесячный отбор проб, следовательно, утвержденная ответчиком программа производственного контроля в части периодичности проведения лабораторных исследований и испытаний качества воды не соответствует действующему законодательству.

Кроме того, прокуратурой района выявлены нарушения законодательства о ценообразовании при предоставлении ООО «РСУ» услуг централизованного холодного водоснабжения. Установлено, что на территории с. Белояровка Топчихинского района Алтайского края фактически услуги централизованного холодного водоснабжения оказывает ООО «РСУ» в качестве гарантирующей организации, однако услуга населению оказывается в настоящее время без утвержденного тарифа по причине того, что указанные объекты водоснабжения на территории с.Белояровка не переданы в установленном законом порядке ресурсоснабжающей организации со стороны их собственника в лице администрации Топчихинского района. Исходя из сроков эксплуатации объектов централизованной системы холодного водоснабжения, расположенной в с. Белояровка, наделение данным имуществом ресурсоснабжающей организации возможно лишь путем заключения концессионного соглашения, которое до настоящего времени не заключено.

Таким образом, прокурор полагает, что непринятие всех возможных мер для приведения качества питьевой воды в надлежащее состояние, соответствующее санитарным правилам, свидетельствует о пренебрежительном отношении к соблюдению требований санитарного законодательства, что может причинить реальный ущерб жизни и здоровью населения.

В ходе судебного разбирательства в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены администрация Белояровского сельсовета Топчихинского района и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика администрации Топчихинского района возражал против иска, пояснил, что техническое задание и инвестиционная программа утверждены, определены мероприятия, которые приводят к улучшению качества воды. Другие мероприятия, которые бы помогли снизить уровень железа и жесткости воды, в судебном заседании ни специалистом, ни прокурором не были приведены. В настоящее время концессионное соглашение по с. Белояровка подготовлено, оно находится на согласовании на уровне субъекта Российской Федерации.

Представители ответчика ООО «РСУ» в судебном заседании возражали против иска, пояснили, что инвестиционная программа исполняется, результаты будут видны в конце ее реализации. Считают, что от периодичности отбора проб качество воды не улучшится. Увеличение периодичности проведения лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, приведет к финансовой нагрузке на предприятие, что в итоге приведет к удорожанию услуг для населения.

Представитель ТО Управления Роспотребнадзора в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора.

Решением Топчихинского районного суда Алтайского края от 27 марта 2024 г. иск прокурора удовлетворен частично.

На администрацию Топчихинского района Алтайского края возложена обязанность в срок до 1 ноября 2024 г. передать муниципальное имущество, предназначенное для оказания услуг централизованного водоснабжения на территории Белояровского сельсовета Топчихинского района Алтайского края, в виде водозаборной скважины 160-90 по адресу: <адрес>ёжная 53а, насоса ЭЦВ6-10-80 по адресу: <адрес>, скважины БИ-35-76 по адресу: <адрес>, насоса ЭЦВ6-10-80 по адресу: <адрес>, водонапорной башни по адресу: <адрес> водонапорной башни по адресу: <адрес>, водопроводных сетей протяженностью 7000 м (Д 100 сталь -80м, д100 чугунные-3640 м, д100 асбестовые-2520 м, д40-100 полиэтелен-180, д50 полиэтилен 80м, д90-500м) ресурсоснабжающей организации в соответствии с требованиями ст.ст. 13, 21 или 37 Федерального закона №115-ФЗ, а также ч.ч.1-3, 5 ст.41.1 Федерального закона № 416-ФЗ.

В удовлетворении иска в остальной части отказано.

В апелляционном представлении прокурор Топчихинского района Алтайского края просит решение суда отменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В обоснование представления указано, что вывод суда о том, что мероприятия в сфере холодного водоснабжения включены в инвестиционную программу, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. ООО «РСУ» до настоящего времени не исполнена обязанность по согласованию плана мероприятий по приведению качества воды в соответствие с установленными требованиями по результатам прокурорской проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 416-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», что не отрицалось ответчиками. Возражения ответчиков сводились только к отсутствию необходимости включения дополнительных мероприятий в инвестиционную программу и сложности ее дополнения. Представленный ООО «РСУ» план мероприятий не содержал конкретных мероприятий для улучшения качества воды и заведомо не позволял достичь требований СанПиН (в части железа и жесткости), указывая только на плановые мероприятия и мероприятия по содержанию сетей водоснабжения (ремонт, замена сетей), которые влекут приведение в соответствие других нормативов (мутность, цветность, запах). При выполнении перечисленных ответчиком мероприятий показатели жесткости воды и железа не изменятся. По этим основаниям план мероприятий был обоснованно отклонен Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора. ООО «РСУ» надлежало доработать план мероприятий и в течение 14 дней направить его на повторное согласование, что им не было выполнено. Таким образом, план мероприятий не был разработан и в инвестиционную программу не включался. Возможность несоответствия воды установленным требованиям на период реализации плана мероприятий, на что суд необоснованно указал в решении со ссылкой на ч. 9 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ, возможна только при наличии такого плана и согласования его с органом контроля.

Суд, необоснованно отказывая в удовлетворении требования в части мероприятий по приведению качества воды, должен был установить не только наличие такой программы и несогласованного плана мероприятий, но и установить содержание такой программы. Между тем, инвестиционная программа не содержит конкретных мероприятий по снижению содержания железа и жесткости, а также улучшения ее качества. Основной целью программы, исходя из ее содержания, является снижение энергозатрат, при этом плановое значение показателей (Приложение № 5) останется неизменным в течение 7 лет: плановая доля проб, отклоняющихся от нормы, будет составлять 63 или 17% как на начало действия программы в 2022 году так и на конец в 2030 году. Проведение мероприятий по приведению качества воды в соответствие с установленными требованиями подразумевает включение в план дополнительных мероприятий, целью реализации которых будет не только поддержание уровня качества, но и снижение конкретного показателя, что суду не было представлено. В то же время в зависимости от качества исходной воды и требуемой глубины умягчения определяется наиболее подходящий и экономически целесообразный метод удаления жесткости на предприятии. Он может состоять из одного или даже из комплекса физических и физико-химических процессов. Например: смена ионов солей жесткости на ионы, расположенные на матрице смолы; мембранное разделение; перевод солей жесткости в нерастворенный вид путем нагревания воды; обработка воды реагентами; воздействие магнитным полем, электрохимический, комбинирование нескольких методов в одной установке. Традиционные методы предварительной подготовки воды для обезжелезивания основываются на окислении двухвалентного железа кислородом воздуха (аэрация); химическом воздействии на двухвалентное железо или его соединений сильных окислителей (активный хлор, перманганат калия, перекись водорода, озон и др.

По состоянию на 2022 год (когда разрабатывалась инвестиционная программа) ситуация по питьевой воде в селах района была известна, вода не соответствует требованиям качества из-за превышения содержания железа и ее жесткости. Это обусловлено тем, что она изначально поднимается из скважин с превышением показателей жесткости и количества железа, это местная особенность водоносного слоя. В соответствии с Федеральным законом № 416-ФЗ внесение изменений в технические условия производится по итогам средних показателей уровня проб питьевой воды, то есть в случае необходимости внесения изменений в действующую инвестиционную программу. Отсутствие в инвестиционной программе мероприятий по приведению органолептических показателей в соответствие норме свидетельствует о том, что возможность обеспечения качества питьевого водоснабжения, исходя из действующей инвестиционной программы, отсутствует. Таким образом, прокуратурой доказана необходимость внесения изменений в инвестиционную программу.

Вывод суда в части отказа в понуждении ООО «РСУ» внести изменения в программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды относительно периодичности отбора проб недостаточно мотивирован и не основан на законе, так как ежеквартальный отбор проб согласно СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрен по микробиологическим показателям. Пункт 77 данных СанПиН указывает на то, что производственный контроль должен осуществляться по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. № 10, то есть отбор проб должен осуществляться ежемесячно, о чем и просил внести изменения прокурор. В то же время из материалов дела следует, что ежеквартальный отбор проб был установлен договором между ООО «РСУ» и органом контроля только исходя из финансовых возможностей ответчика.

В письменных возражениях на апелляционное представление ТО Управления Роспотребнадзора поддержал требования прокурора и доводы апелляционного представления.

В суде апелляционной инстанции прокурор Дуброва Я.С. настаивала на отмене решения суда по доводам апелляционного представления, представитель третьего лица ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по АК в г. Алейске, Алейском, Калманском, Топчихинском, Усть-Пристанском, Усть-Калманском и Чарышском районах Жулина Л.С. также полагала представление подлежащим удовлетворению.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив законность постановленного судом решения по доводам апелляционного представления прокурора и возражений сторон по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного судом решения.

Удовлетворяя требования прокурора в части передачи ресурсоснабжающей организации муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных в <адрес>, суд первой инстанции, руководствуясь п. 11 части 1 статьи 4 Федерального закона N 115-ФЗ, пришел к выводу, что администрация района принимает меры к заключению концессионного соглашения по передаче имущества, посредством которого осуществляется водоснабжение и водоотведение в <адрес> Топчихинского района, в связи с чем, учитывая важность указанных объектов жизнеобеспечения с.Белояровка и отсутствие концессионного соглашения, муниципалитет обязан принять меры к функционированию данных объектов, что возможно достичь в данном случае путем передачи указанных в исковом заявлении объектов ресурсоснабжающей организации в соответствии с требованиями ст.ст. 13, 21 или 37 Федерального закона №115-ФЗ, а также ч.ч.1-3, 5 ст.41.1 Федерального закона № 416-ФЗ со сроком исполнения до 1 ноября 2024 г. При этом суд указал, что судебное решение не будет являться препятствием для заключения концессионного соглашения.

Решение суда в части удовлетворенного судом требования прокурора о передаче объектов водоснабжения на территории Белояровского сельсовета Топчихинского района Алтайского края ресурсоснабжающей организации предметом проверки судебной коллегией не является, учитывая, что сторонами спора решение суда в этой части не оспаривается и концессионное соглашение относительно данных объектов водоснабжения до настоящего времени находится на стадии утверждения и согласования.

Проверяя законность постановленного судом решения в части отказа в удовлетворении требований прокурора о ненадлежащем качестве воды в Топчихинском районе и приведении программы производственного контроля в соответствие с требованиями закона, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в 2022 году ТО Управления Роспотребнадзора по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического и производственного контроля качества питьевой воды выявлены несоответствия нормативам качества средних уровней показателей проб питьевой воды по показателю «жесткость воды» в нескольких населенных пунктах Топчихинского района Алтайского края.

ООО «РСУ» является гарантирующей организацией для центральных систем холодного водоснабжения <адрес> и 25 населенных пунктов района на основании распоряжения администрации Топчихинского района от 22 июня 2022 г. № 308 и действует на основании концессионного соглашения от 24 января 2022 г., заключенного с администрацией Топчихинского района и субъектом РФ – Алтайским краем.

30 января 2023 г. ТОУ Роспотребнадзора направило главе Топчихинского района и ООО «РСУ» уведомление о несоответствии нормативам качества воды и необходимости принятия ими мер в соответствии со ст.ст. 23, 24 Федерального закона № 416-ФЗ.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (п. 2).

Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (п. 4).

В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение (п. 5).

В случае получения указанного в части 5 данной статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации (п. 6).

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 данной статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (п. 7).

Срок согласования плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и основания для отказа в таком согласовании устанавливаются в порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, утвержденном Правительством Российской Федерации (п. 8).

На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды (п.9).

Действительно, как следует из материалов дела, ТОУ Роспотребнадзора в 2022 году было выявлено несоответствие питьевой воды в нескольких населенных пунктах Топчихинского района по показателю «жесткости», что послужило основанием для направления уведомления в адрес администрации района и ресурсоснабжающей организации.

1 августа 2023 г. администрация Топчихинского района направила ответ в ТОУ Роспотребнадзора об отсутствии необходимости корректировки инвестиционной программы на 2023-2024 гг., поскольку в рамках муниципальной программы «Обеспечение населения Топчихинского района жилищно-коммунальными услугами» в целях повышения качества водоснабжения администрацией района подготовлена проектно-сметная документация, направлены заявки на включение в государственные программы для реконструкции и капитального ремонта объектов водоснабжения; проведены плановые капитальные ремонты ряда объектов; заключены концессионные соглашения.

30 июня 2023 г. ООО «РСУ» направило ответ в ТОУ Роспотребнадзора на уведомление от 30 января 2023 г. о том, что предприятием проводятся мероприятия по обеспечению качества питьевой воды в селах Топчихинского района в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению качества воды гигиеническим нормативам 2022-2026 гг., утвержденным ООО «РСУ» 13 июля 2022 г., в частности: дезинфекция скважин и разводящей сети, промывка водопроводных сетей путем водосброса, производится модернизация системы водопровода, замена ветхих участков водопроводной трассы и т.д.

Данный План не был утвержден ТОУ Роспотребнадзора, что сторонами не оспаривалось.

Отказывая в удовлетворении требований прокурора в части понуждения ответчиков совершить действия по разработке плана мероприятий с его последующим включением в инвестиционную программу, суд первой инстанции пришел к выводу, что в настоящее время инвестиционная программа ООО «РСУ» в сфере холодного водоснабжения на 2022 – 2030 г. утверждена, мероприятия по модернизации и реконструкции существующих объектов централизованных систем водоснабжения определены, срок исполнения мероприятий на момент рассмотрения спора не истек; истцом не представлено обоснование необходимости внесения дополнений в техническое задание на разработку и корректировку инвестиционной программы, реализуемой ООО «РСУ» в части учета мероприятий по приведению качества подаваемой потребителям питьевой воды в соответствие с установленными требованиями; план мероприятий ООО «РСУ» по обеспечению качества воды гигиеническим нормативам на 2022-2026 г. утвержден, мероприятия в сфере холодного водоснабжения включены в инвестиционную программу; ответчики совершали необходимые действия в соответствии с требованиями закона в пределах своей компетенции.

Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции о недоказанности обоснования необходимости внесения дополнений в техническое задание и разработки плана мероприятий как этапов перед включением в инвестиционную программу соглашается ввиду следующего.

Согласно п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21) качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям; превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.

Из материалов дела следует, что по результатам проверки ТОУ Роспотребнадзора фактические значения среднего уровня показателя жесткости по данным надзорного органа в 15 населенных пунктах <адрес> <адрес> составили от 8,4 мг/л до 10,8 мг/л при норме 7 мг/л (л.д. 49 том 1): <адрес> – 10,8, <адрес> - 8,8, <адрес> – 8,6, <адрес> – 9,0, <адрес> – 9,4, <адрес> – 10,0, <адрес> – 10,0, <адрес> – 9,4, <адрес> – 9,0, <адрес> – 8,8, <адрес> – 9,4, <адрес> – 9,4, <адрес> – 9,0, <адрес> – 8,9, <адрес> – 9,0.

При этом ТОУ Роспотребнадзора указано, что по санитарно-химическим показателям исследовано 406 проб питьевой воды, из них 39 проб (9,6%) не соответствовали гигиеническим нормативам по показателю жесткости.

В свою очередь, ООО «РСУ» представлены сравнительные сведения о том, что средний показатель «жесткости» за 2022 год по указанным в уведомлении ТОУ Роспотребнадзора пунктам отбора проб составил от 6,1 мг/л до 8,4 мг/л при норме 7 мг/л и показателе точности методики 1,1/1,2.

Кроме того, согласно представленным протоколам ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» за 2022 год показатель «железа» составил от 0,30 мг/ дм? до 0,38 мг/ дм? при нормативе 0,30 мг/дм? и показателе точности методики 0,06/0,07.

Программой производственного контроля ООО «РСУ» на 2022 год, утвержденной ТОУ Роспотребнадзора, установлен гигиенический норматив показателя жесткости – 7,0 с погрешностью 1,01; железа – 0,3 с погрешностью 0,1.

Техническое задание на разработку инвестиционной программы развития системы водоснабжения на территории Топчихинского района Алтайского края на 2022-2023 годы утверждено постановлением администрации Топчихинского района от 11 февраля 2022 г. № 28.

Приказом Минстроя Алтайского края № 640 от 2 сентября 2022 г. утверждена Инвестиционная программа ООО «РСУ», которая предусматривает мероприятия, направленные на повышение надежности централизованной системы водоснабжения района, разработанные в техническом задании администрацией района.

Данной программой и техническим заданием предусмотрены плановые показатели качества питьевой воды на срок реализации программы с 2022 по 2030 гг., в частности доля проб питьевой воды, подаваемой с источников водоснабжения, водопроводных станций или иных объектов централизованной системы водоснабжения в распределительную водопроводную сеть, не соответствующих установленным требованиям, в общем объеме проб, отобранных по результатам производственного контроля качества питьевой воды – 50,8% (общее количество проб 124, количество проб, несоответствующих - 63); доля проб питьевой воды в распределительной водопроводной сети, не соответствующих установленным требованиям, в общем объеме проб, отобранных по результатам производственного контроля – 17,2% (21 из 122).

Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции, мероприятия, направленные на повышение качества и надежности водоснабжения, запланированы и реализуются в рамках муниципальной программы «Обеспечение населения Топчихинского района жилищно-коммунальными услугами», утв. Постановлением администрации Топчихинского района от 7 октября 2022 г. № 505.

На реализацию данной программы ссылалась администрация Топчихинского района в ответ на предписание прокурора.

Одним из ожидаемых результатов от реализации данной Программы является плановое снижение показателей удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, с 12,5% в 2022 году до 0% к концу 2027 года (п. 2.3. Программы, Приложение № 1).

Реализация Программы планируется в период с 2023 года по 2027 год включительно без деления на этапы (п. 2.4.).

В материалах дела также имеется уведомление ТУ Роспотребнадзора от 30 января 2024 г. о несоответствии качества воды в Топчихинском районе по результатам 2023 года: по санитарно-химическим показателям исследовано 210 проб питьевой воды, из них 41 проба (19,5%) не соответствовала нормативам в части превышения по общей жесткости.

Как указано в уведомлении, превышение средних уровней в 2023 году, по данным ТОУ Роспотребнадзора, зарегистрировано в 15 населенных пунктах <адрес> и составило от 7,6 мг/л до 8,8 мг/л при норме 7 мг/л (л.д. 121 том 2), в том числе: <адрес> – 8,7, <адрес> – 7,6, <адрес> – 7,7, <адрес> – 7,6, <адрес> – 8,2, <адрес> – 8,0, <адрес> – 8,2, <адрес> – 8,0, <адрес> – 8,1, <адрес> – 8,8, <адрес> – 7,7, <адрес> – 8,2, <адрес> – 8,2, <адрес> – 8,2, <адрес> – 8,0.

С учетом нормы 7,0 и показателя точности методики 1,01 (как установлено программой производственного контроля, согласованной с ТОУ Роспотребнадзора), судебная коллегия приходит к выводу, что превышение средних показателей имело место в 2023 году только в <адрес> (в 2023 году – 8,7, в 2022 году – 10,8), <адрес> (в 2023 году – 8,8, в 2022 году – 9,4), <адрес> – (в 2023 году - 8,2, в 2022 году – 10,0), <адрес> – (в 2023 году - 8,2; в 2022 году – 9,4), <адрес> (в 2023 году - 8,2; в 2022 году - 8,9), <адрес> (в 2023 году - 8,2; в 2022 году – 9,0), <адрес> – (в 2023 году - 8,2).

Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что заявленные прокурором требования являются преждевременными, поскольку в настоящее время ответчиками проводятся мероприятия по повышению качества водоснабжения в рамках муниципальной программы, рассчитанной до 2027 года, а также инвестиционной программы, рассчитанной до 2030 года; указываемые ТОУ Роспотребнадзора несоответствия показателя «жесткости» в 2022 году находятся в пределах допустимой погрешности в части установленного программами удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (доля проб по данным ТОУ Роспотребнадзора - 9,6%, предусмотренная муниципальной программой доля на 2022 год – 12,5%, предусмотренная инвестиционной программой – 50,8%); приводимые ТОУ Роспотребнадзора средние показатели «жесткости» за 2023 год свидетельствуют о том, что имеется тенденция на улучшение качества водоснабжения.

Фактически требования сводятся к внесению изменений в инвестиционную программу в части улучшения показателей «жесткости» воды, учитывая, что такие мероприятия предусмотрены муниципальной программой, данные требования направлены на дублирование мероприятий муниципальной программы инвестиционной программой.

Суждения, приведенные стороной истца в суде апелляционной инстанции о несогласии с содержанием муниципальной программы несостоятельны, поскольку органы прокуратуры и Роспотребнадзора не лишены возможности применить соответствующие меры реагирования относительно содержания муниципального правового акта, между тем, с 2022 г. такие меры не приняты. Кроме того, иск прокурора также носит характер общих суждений, без указания на конкретные меры, подлежащие включению в инвестиционную программу. Также судебная коллегия отмечает, что требования прокурора о возложении на районную администрацию обязанности по корректировке инвестиционной программы не могут быть удовлетворены, поскольку такая программа утверждена приказом Минстроя Алтайского края, соответственно, её корректировка к полномочиям ответчика не относится.

При таких обстоятельствах довод прокурора о том, что инвестиционная программа не предусматривает мероприятий по улучшению качества воды, судебная коллегия отклоняет как не влияющий на законность принятого судебного акта.

Заявляя требования о понуждении районной администрации к внесению изменений в техническое задание и ресурсоснабжающей организации к разработке плана мероприятий, прокурором в данном случае фактически ставится вопрос о недостаточности либо ненадлежащем исполнении ответчиками возложенных на них соответствующими программами обязанностями, что предметом спора в рамках настоящего дела не является.

Из материалов дела следует, что указываемые прокурором фактические обстоятельства в части ненадлежащего качества воды в районе в 2022 году (как и в предыдущие годы) являлись предметом обсуждения как на муниципальном, так и на региональном уровне, результатом чего явилась разработка соответствующих программ с поэтапной их реализацией и с установленной долей проб, не соответствующих санитарным требованиям на период реализации программ.

На какие-либо иные существенные обстоятельства, которые не были учтены при разработке указанных программ, прокурор не ссылается.

При этом судебная коллегия учитывает, что по делу не установлено ухудшение показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность.

Довод прокурора и ТОУ Роспотребнадзора (в возражениях) в этой части судебная коллегия отклоняет за недоказанностью. При этом судебная коллегия учитывает, что при наличии опасности для потребителей в части существенного превышения показателей качества воды прокурором и ТОУ Роспотребнадзора должны приниматься действенные меры быстрого реагирования, а в данном случае требования прокурора направлены на долгосрочную процедуру согласования и утверждения.

В части необходимости приведения программы производственного контроля ООО «РСУ» в соответствие с требованиями закона в части частоты отбора проб судебная коллегия приходит следующему.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом.

Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя: 1) перечень показателей, по которым осуществляется контроль; 2) указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов; 3) указание частоты отбора проб воды.

Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утв. постановлением Правительства РФ от 6 января 2015 г. N 10 (далее Правила), устанавливают порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, не реже 1 раза в месяц, а также информирование территориального органа о выявленном по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям.

Программа производственного контроля в течение срока ее реализации может корректироваться по согласованию с территориальным органом в части изменения по эпидемиологическим показаниям перечня показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и изменения частоты отбора проб воды (п. 10 Правил).

Из материалов дела следует, что 7 сентября 2022 г. ООО «РСУ» утверждена программа производственного контроля качества водоснабжения, которая была согласована с ТОУ Роспотребнадзора.

Данная программа предусматривает периодичность проведения лабораторных исследований при контроле за качеством питьевой воды 4 раза в год, а именно в феврале, апреле, июле, октябре.

Отказывая в удовлетворении требований о возложении обязанности привести программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды в соответствии с п.7 Правил, утвержденных постановлением правительства РФ от 6 января 2015 г., суд первой инстанции указал, что установленная программой периодичность проведения лабораторных исследований при контроле за качеством питьевой воды 4 раза в год соответствует СанПиН 2.1.3684-21 (количество и периодичность отбора проб воды для лабораторных исследований в местах водозабора устанавливаются по микробиологическим показателям для подземных источников в течение года 4 раза (по сезонам года).

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ч. 6 ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ).

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 4 Правил.

В соответствии с п. 5.2.5. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 в полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека входит установление перечня показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды.

Согласно п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 523) и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.

В силу пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих санитарных правил.

Пунктом 5 Правил выбора установления контролируемых показателей питьевой воды в рамках производственного контроля (Приложение № 2 к СП 2.1.3684-21) предусмотрено, что минимальное количество исследуемых проб воды в зависимости от вида источника водоснабжения, позволяющее обеспечить равномерность получения информации о качестве воды в течение года, принимается: для подземных источников - 4 пробы в год, отбираемых в каждый сезон (весенний, летний, осенний, зимний); для поверхностных источников - 12 проб в год, отбираемых ежемесячно.

Аналогичные положения в части частоты отбора проб для подземных источников предусмотрены Приложением N 4 к СП 2.1.3684-21.

Из материалов дела следует, что точки отбора проб ООО «РСУ» в Топчихинском районе относятся к подземным источникам.

Таким образом, учитывая, что полномочия в сфере определения требований к установлению частоты отбора проб отнесены законом к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; СП 2.1.3684-21, являющимся обязательным для исполнения хозяйствующими субъектами, предусмотрена частота отбора проб для подземных источников – ежеквартально; при этом ответчику ООО «РСУ» непосредственно ТОУ Роспотребнадзора утверждена программа производственного контроля с ежеквартальным отбором проб с учетом характера объектов водоснабжения, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования прокурора в указанной части ввиду непротиворечия утвержденной программы производственного контроля требованиям санитарных правил.

При этом судебная коллегия исходит также из того, что формальное удовлетворение такого требования (о внесении изменений в части ежемесячного отбора проб) без учета конкретных обстоятельств дела не приведет к защите прав неопределенного круга лиц, поскольку увеличение числа проб без объективных для этого оснований само по себе не повлияет на качество воды, приведет к дополнительной финансовой нагрузке.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что утверждение программы производственного контроля относится к полномочиям ТОУ Роспотребнадзора, который в данном случае и утвердил программу ООО «РСУ», то есть какие-либо претензии со стороны данного органа к частоте отбора проб отсутствовали, в противном случае программа бы не была утверждена.

К полномочиям данного органа также отнесена возможность изменения и увеличения частоты отбора проб, что не лишает ТОУ Роспотребнадзора права повлиять на согласование частоты отбора проб в установленном законом порядке.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционного представления прокурора не имеется, постановленное судом решение является по существу верным и соответствует установленным по делу обстоятельствам, а доводы представления не влияют на законность судебного акта.

Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Топчихинского районного суда Алтайского края от 27 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Топчихинского района Алтайского края – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) в течение трех месяцев с даты его вынесения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 24 июня 2024 г.

33-5940/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Топчихинского района Алтайского края
Ответчики
ООО Ресурсо-снабжающий участок
Администрация Топчихинского района Алтайского края
Другие
Трусов Е.Д.
Затуло Л.Ю.
Милюхин С.С.
ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по АК в г. Алейске, Алейском, Калманском, Топчихинском, Усть-Пристанском, Усть-Калманском и Чарышском районах
Администрация Белояровского сельсовета
Коржов А.А.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
22.05.2024Передача дела судье
11.06.2024Судебное заседание
18.06.2024Судебное заседание
24.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2024Передано в экспедицию
18.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее