Судья Агибалов В.С. Дело № 33-1329/2021
№ 2-272/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 мая 2021 года г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.,
судей Букаловой Е.А., Старцевой С.А.,
при секретаре Трухановой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 11 марта 2021 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Должикова С.С., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности ФИО16., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения ФИО, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
ФИО обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской (межрайонное) (далее – УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В обоснование указала, что 10 марта 2020 г. обратилась к ответчику с заявлением о начислении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400ФЗ «О страховых пенсиях» в связи со стажем работы в сельском хозяйстве более 30 лет.
Письмом УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области от 02 октября 2020 г. в установлении повышенной фиксированной выплаты за работу в сельском хозяйстве отказано ввиду отсутствия требуемого 30-летнего стажа в сельском хозяйстве. В указанный стаж ответчиком не был засчитан период работы с 22 мая 1978 г. по 31 августа 2006 г. в Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Всероссийский научно-исследовательский институт селекции плодовых культур» (далее - ФГБНУ ВНИИСПК, ранее - Орловская плодово-ягодная станция).
Полагая отказ в установлении повышенной фиксированной выплаты незаконным, просила суд обязать ответчика зачесть ей в стаж, дающий право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, период ее работы с 22 мая 1978 г. по 31 августа 2006 г. в Орловской плодово-ягодной станции, назначить ей повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии с 01 апреля 2020 г.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит отменить решение суда, принять по делу новое об отказе в удовлетворении иска.
Считает, что период работы ФИО. с 22 мая 1978 г. по 31 августа 2006 г. в качестве рабочей не может быть включен в стаж работы в сельском хозяйстве, поскольку отсутствует документальное подтверждение, что работа истца в данный период была непосредственно связана с производством растениеводства, животноводства, рыбоводства (то есть с работой в поле, на ферме и т.п.). В связи с этим, права на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости истец не имеет ввиду отсутствия требуемого 30-летнего стажа работы в сельском хозяйстве.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ФИО. является получателем пенсии по старости.
10 марта 2020 г. истец ФИО обратилась в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о начислении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400 - ФЗ «О страховых пенсиях»
Письмом УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области от 02 октября 2020 г. № 27-6702 истцу сообщено об отсутствии права на установление повышения фиксированной выплаты за работу в сельском хозяйстве по причине отсутствия требуемого 30-летнего стажа в сельском хозяйстве. В указанный стаж ответчиком не был засчитан период работы с 22 мая 1978 г. по 31 августа 2006 г. в ФГБНУ ВНИИ селекции плодовых культур (ранее Орловская плодово-ягодная станция) в качестве рабочей садовой бригады ввиду не предоставления дополнительных документов, подтверждающих, что указанная работа непосредственно связана с производством растениеводства в области сельского хозяйства.
Пенсионным органом установлено, что представленными документами подтвержден стаж работы в сельском хозяйстве 11 лет 01 месяц 05 дней.
Согласно записям в трудовой книжке ФИО с 22 мая 1978 г. до 31 августа 2006 г. работала в должности рабочей садовой бригады № 2 Орловской плодово-ягодной станции.
Указанное обстоятельство также подтверждается справкой Федерального государственного бюджетного научного учреждения ФГБНУ ВНИИСПК от 09 октября 2020 г. № 551.
Из справки ФГБНУ ВНИИСПК от 23 декабря 2020 г. № 651 следует, что ФИО с 22 мая 1978 г. по 31 августа 2006 г. в Орловской плодово-ягодной станции в должности рабочей садовой бригады № 2 осуществлялась сельскохозяйственная деятельность по выращиванию плодовых культур.
Из исторической справки от 1980 г. следует, что Орловская плодово-ягодная опытная станция была образована на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 16 июля 1947 г. № 4582-р.
Постановлением Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР 14 февраля 1956 г. №23 в целях дальнейшего развития сельского хозяйства принято решение организовать в областях, краях и автономных республиках государственные сельскохозяйственные опытные станции путем объединения и укрепления существующих научно-исследовательских учреждений (селекционных и опытных станций, опорных пунктов, опытных полей), а также на базе отдельных лучших совхозов и подсобных хозяйств независимо от их ведомственного подчинения. Производственно-хозяйственная деятельность научно-исследовательских учреждений, опытных хозяйств и элитно-семеноводческих совхозов Министерства сельского хозяйства СССР, а также оплата труда рабочих, служащих и специалистов указанных учреждений и хозяйств производится в соответствии с законами и положениями, установленными для совхозов Министерством сельского хозяйства СССР.
Постановлением от 14 февраля 1953 г. №253 была утверждена сеть научно-исследовательских учреждений по сельскому хозяйству, находящихся в ведении областных и краевых управлений сельского хозяйства, Министерств сельского хозяйства автономных республик, а также Министерств сельского хозяйства союзных республик. Согласно приложению № 1 к данному постановлению в качестве областной государственной сельскохозяйственной опытной станции утверждена Орловская на базе Шатиловской государственной селекционной станции, которой должна быть подчинена Орловская плодово-ягодная станция.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 08 сентября 1960 г. №1389 на Орловский облисполком возложена обязанность обеспечения, начиная с 1960 г., ежегодной заготовки семян плодовых культур и поставки их Министерству сельского хозяйства РСФСР для плодопитомнических совхозов и плодовых питомников.
Постановлением Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР от 26 июля 1963 г. № 840 Орловская плодово-ягодная станция (г. Орёл) передана в подчинение Министерству сельского хозяйства СССР (Приложение №1). В этот период станция осуществляла деятельность по подбору и выведению лучших сортов плодовых культур, подбору и размножению лучших декоративных растений и ягодных культур.
На основании приказа Министерства сельского хозяйства СССР от 29 апреля 1977 г. № 489 Орловская плодово-ягодная станция была преобразована в зональную плодово-ягодную станцию.
Согласно уставу Орловской зональной плодово-ягодной опытной станции от 01 апреля 1988 г. и историческим справкам о ее развитии, станция должна организовать опытно-производственное хозяйство, на предоставленных в ее пользование землях обязана вводить и осваивать севообороты, вовлекать в сельское производство неиспользуемые земли.
Опытно-производственное хозяйство на базе Орловской зональной плодово-ягодной станции было организовано на основании приказа Министерства сельского хозяйства СССР от 23 июня 1969 г. № 210.
Во исполнение приказа Государственного агропромышленного комитета РСФСР от 18 июня 1990 г. на базе Орловской зональной плодово-ягодной опытной станции организован Научно-исследовательский институт селекции и сорторазведения плодовых культур.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 1992 г. и Приказом Российской академии сельскохозяйственных наук от 30 декабря 1992 г. организован Всероссийский научно-исследовательский институт селекции плодовых культур.
На основании Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 111-ФЗ Всероссийский научно-исследовательский институт селекции плодовых культур переименован в Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт селекции плодовых культур Российской академии сельскохозяйственных наук.
Из Уставов Всероссийского научно-исследовательского института селекции плодовых культур от 18 августа 1993 г. и Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт селекции плодовых культур Российской академии сельскохозяйственных наук от 15 мая 2003 г. следует, что к направлениям их деятельности относилось выведение новых сортов растений, размножение и внедрение новых сортов плодовой и ягодной продукции, выращивание и внедрение посадочного материала. Их задачами являлось внедрение научных достижений института в производство, развитие прикладных исследований по селекции, биотехнике, хранению и переработке плодовой продукции.
В структуре института было организовано опытно-производственное хозяйство (ОПХ), которое обеспечивало проведение научных исследований в высоком агротехническом фоне, внедрение научных разработок, распространение достижений науки и передового опыта, производственную деятельностью. ОПХ имело самостоятельный баланс.
В плане организационно-хозяйственного устройства Орловской плодово-ягодной станции в качестве основных направлений деятельности предусмотрены: садоводство, питомниководство, полеводство, овощеводство, то есть направления, соответствующие характеру работы, осуществлявшейся истцом в спорный период согласно представленной справке.
Согласно представленным в материалы дела спискам, сотрудники института делились на научное подразделение и опытно-производственное хозяйство (ОПХ).
В коллективном договоре института имелись положения, устанавливающие выплаты работникам ОПХ за непрерывный стаж работы в сельском хозяйстве.
Таким образом, основными задачами и направлениями деятельности Орловской плодово-ягодной опытной станции являлось растениеводство.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО ФИО ФИО., работавшие на Орловской плодово-ягодной опытной станции, также подтвердили, что указанное учреждение занималось растениеводством (плодоводством, полеводством и семеноводством). После преобразования функциональные обязанности ФИО как рабочей садовой бригады № 2 не изменялись. Истец продолжала трудиться на одном и том же участке сада.
Свидетелю ФИО за данный период работы в сельском хозяйстве пенсионным органом самостоятельно назначена повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии.
Из исследованного судом выплатного (пенсионного) дела ФИО., работавшей совместно с истцом в должности рабочей садовой бригады № 2, усматривается, что за аналогичный период работы в Орловской плодово-ягодной опытной станции пенсионным органом самостоятельно назначена повышенная фиксированная выплата.
Разрешив спор, суд удовлетворил иск.
Мотивируя свои выводы, указал, что в спорный период ФИО работала в Орловской плодово-ягодной опытной станции (впоследствии неоднократно реорганизованной, в настоящее время – ФГБНУ ВНИИСПК), к основному виду деятельности которой, среди прочего, относилось ведение плодоводства, полеводства и семеноводства, в должности, предусмотренной Списком №1440. В связи с этим, период с 22 мая 1978 г. по 31 августа 2006 г. подлежит включению в стаж работы истца в сельском хозяйстве.
Принимая во внимание, что пенсионным органом в стаж работы ФИО в сельском хозяйстве бесспорно включено 11 лет 01 месяц 05 дней, с учетом включения в этот стаж спорного периода, истец имеет право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Поскольку с соответствующим заявлением ФИО. обратилась 10 марта 2020 г., на пенсионный орган возложена обязанность назначить истцу повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии с 01 апреля 2020 г.
Принимая во внимание, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 Закона «О страховых пенсиях» на весь период их проживания в сельской местности.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, а также правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1440 утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона «О страховых пенсиях» (далее – Список №1440), и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона «О страховых пенсиях» (далее – Правила №1440).
Пунктом 3 Правил №1440 предусмотрено, что в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 01 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Списком №1440 предусмотрены работы, производства сельского хозяйства: растениеводство (бахчеводство, виноградарство, лесоводство, луговодство, овощеводство, плодоводство, полеводство, свекловодство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство, цветоводство, шелководство) (производство сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции, заготовка, хранение, мелиорация) и наименование должности - рабочие всех наименований, занятые растениеводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).
Периоды работы (деятельности) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 01 января 1992 г. включаются в стаж работы в сельском хозяйстве независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.
В соответствии с пунктом 5 Правил №1440 исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.
Согласно пункту 6 Правил №1440 при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются: а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте «а» пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из анализа приведенных норм следует, что право на повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в отношении «рабочих всех наименований», указанных в разделах 1 и 2 Списка № 1440, при условии осуществления указанными работниками деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.
На основании пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Учитывая, что в спорный период ФИО работала в организации, основным видом деятельности которой являлось, в том числе растениеводство, в должности, предусмотренной Списком №1440, решение районного суда является законным.
Вопреки требованиям статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороной ответчика доказательств в подтверждение своих возражений суду первой либо апелляционной инстанции не представлено.
При таких обстоятельствах, вышеприведенные, а также иные доводы апелляционной жалобы, на законность постановленного решения не влияют и не являются основанием для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также не допущено.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 11 марта 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Агибалов В.С. Дело № 33-1329/2021
№ 2-272/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 мая 2021 года г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.,
судей Букаловой Е.А., Старцевой С.А.,
при секретаре Трухановой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 11 марта 2021 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Должикова С.С., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности ФИО16., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения ФИО, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
ФИО обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской (межрайонное) (далее – УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В обоснование указала, что 10 марта 2020 г. обратилась к ответчику с заявлением о начислении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400ФЗ «О страховых пенсиях» в связи со стажем работы в сельском хозяйстве более 30 лет.
Письмом УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области от 02 октября 2020 г. в установлении повышенной фиксированной выплаты за работу в сельском хозяйстве отказано ввиду отсутствия требуемого 30-летнего стажа в сельском хозяйстве. В указанный стаж ответчиком не был засчитан период работы с 22 мая 1978 г. по 31 августа 2006 г. в Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Всероссийский научно-исследовательский институт селекции плодовых культур» (далее - ФГБНУ ВНИИСПК, ранее - Орловская плодово-ягодная станция).
Полагая отказ в установлении повышенной фиксированной выплаты незаконным, просила суд обязать ответчика зачесть ей в стаж, дающий право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, период ее работы с 22 мая 1978 г. по 31 августа 2006 г. в Орловской плодово-ягодной станции, назначить ей повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии с 01 апреля 2020 г.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит отменить решение суда, принять по делу новое об отказе в удовлетворении иска.
Считает, что период работы ФИО. с 22 мая 1978 г. по 31 августа 2006 г. в качестве рабочей не может быть включен в стаж работы в сельском хозяйстве, поскольку отсутствует документальное подтверждение, что работа истца в данный период была непосредственно связана с производством растениеводства, животноводства, рыбоводства (то есть с работой в поле, на ферме и т.п.). В связи с этим, права на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости истец не имеет ввиду отсутствия требуемого 30-летнего стажа работы в сельском хозяйстве.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ФИО. является получателем пенсии по старости.
10 марта 2020 г. истец ФИО обратилась в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о начислении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400 - ФЗ «О страховых пенсиях»
Письмом УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области от 02 октября 2020 г. № 27-6702 истцу сообщено об отсутствии права на установление повышения фиксированной выплаты за работу в сельском хозяйстве по причине отсутствия требуемого 30-летнего стажа в сельском хозяйстве. В указанный стаж ответчиком не был засчитан период работы с 22 мая 1978 г. по 31 августа 2006 г. в ФГБНУ ВНИИ селекции плодовых культур (ранее Орловская плодово-ягодная станция) в качестве рабочей садовой бригады ввиду не предоставления дополнительных документов, подтверждающих, что указанная работа непосредственно связана с производством растениеводства в области сельского хозяйства.
Пенсионным органом установлено, что представленными документами подтвержден стаж работы в сельском хозяйстве 11 лет 01 месяц 05 дней.
Согласно записям в трудовой книжке ФИО с 22 мая 1978 г. до 31 августа 2006 г. работала в должности рабочей садовой бригады № 2 Орловской плодово-ягодной станции.
Указанное обстоятельство также подтверждается справкой Федерального государственного бюджетного научного учреждения ФГБНУ ВНИИСПК от 09 октября 2020 г. № 551.
Из справки ФГБНУ ВНИИСПК от 23 декабря 2020 г. № 651 следует, что ФИО с 22 мая 1978 г. по 31 августа 2006 г. в Орловской плодово-ягодной станции в должности рабочей садовой бригады № 2 осуществлялась сельскохозяйственная деятельность по выращиванию плодовых культур.
Из исторической справки от 1980 г. следует, что Орловская плодово-ягодная опытная станция была образована на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 16 июля 1947 г. № 4582-р.
Постановлением Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР 14 февраля 1956 г. №23 в целях дальнейшего развития сельского хозяйства принято решение организовать в областях, краях и автономных республиках государственные сельскохозяйственные опытные станции путем объединения и укрепления существующих научно-исследовательских учреждений (селекционных и опытных станций, опорных пунктов, опытных полей), а также на базе отдельных лучших совхозов и подсобных хозяйств независимо от их ведомственного подчинения. Производственно-хозяйственная деятельность научно-исследовательских учреждений, опытных хозяйств и элитно-семеноводческих совхозов Министерства сельского хозяйства СССР, а также оплата труда рабочих, служащих и специалистов указанных учреждений и хозяйств производится в соответствии с законами и положениями, установленными для совхозов Министерством сельского хозяйства СССР.
Постановлением от 14 февраля 1953 г. №253 была утверждена сеть научно-исследовательских учреждений по сельскому хозяйству, находящихся в ведении областных и краевых управлений сельского хозяйства, Министерств сельского хозяйства автономных республик, а также Министерств сельского хозяйства союзных республик. Согласно приложению № 1 к данному постановлению в качестве областной государственной сельскохозяйственной опытной станции утверждена Орловская на базе Шатиловской государственной селекционной станции, которой должна быть подчинена Орловская плодово-ягодная станция.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 08 сентября 1960 г. №1389 на Орловский облисполком возложена обязанность обеспечения, начиная с 1960 г., ежегодной заготовки семян плодовых культур и поставки их Министерству сельского хозяйства РСФСР для плодопитомнических совхозов и плодовых питомников.
Постановлением Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР от 26 июля 1963 г. № 840 Орловская плодово-ягодная станция (г. Орёл) передана в подчинение Министерству сельского хозяйства СССР (Приложение №1). В этот период станция осуществляла деятельность по подбору и выведению лучших сортов плодовых культур, подбору и размножению лучших декоративных растений и ягодных культур.
На основании приказа Министерства сельского хозяйства СССР от 29 апреля 1977 г. № 489 Орловская плодово-ягодная станция была преобразована в зональную плодово-ягодную станцию.
Согласно уставу Орловской зональной плодово-ягодной опытной станции от 01 апреля 1988 г. и историческим справкам о ее развитии, станция должна организовать опытно-производственное хозяйство, на предоставленных в ее пользование землях обязана вводить и осваивать севообороты, вовлекать в сельское производство неиспользуемые земли.
Опытно-производственное хозяйство на базе Орловской зональной плодово-ягодной станции было организовано на основании приказа Министерства сельского хозяйства СССР от 23 июня 1969 г. № 210.
Во исполнение приказа Государственного агропромышленного комитета РСФСР от 18 июня 1990 г. на базе Орловской зональной плодово-ягодной опытной станции организован Научно-исследовательский институт селекции и сорторазведения плодовых культур.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 1992 г. и Приказом Российской академии сельскохозяйственных наук от 30 декабря 1992 г. организован Всероссийский научно-исследовательский институт селекции плодовых культур.
На основании Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 111-ФЗ Всероссийский научно-исследовательский институт селекции плодовых культур переименован в Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт селекции плодовых культур Российской академии сельскохозяйственных наук.
Из Уставов Всероссийского научно-исследовательского института селекции плодовых культур от 18 августа 1993 г. и Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт селекции плодовых культур Российской академии сельскохозяйственных наук от 15 мая 2003 г. следует, что к направлениям их деятельности относилось выведение новых сортов растений, размножение и внедрение новых сортов плодовой и ягодной продукции, выращивание и внедрение посадочного материала. Их задачами являлось внедрение научных достижений института в производство, развитие прикладных исследований по селекции, биотехнике, хранению и переработке плодовой продукции.
В структуре института было организовано опытно-производственное хозяйство (ОПХ), которое обеспечивало проведение научных исследований в высоком агротехническом фоне, внедрение научных разработок, распространение достижений науки и передового опыта, производственную деятельностью. ОПХ имело самостоятельный баланс.
В плане организационно-хозяйственного устройства Орловской плодово-ягодной станции в качестве основных направлений деятельности предусмотрены: садоводство, питомниководство, полеводство, овощеводство, то есть направления, соответствующие характеру работы, осуществлявшейся истцом в спорный период согласно представленной справке.
Согласно представленным в материалы дела спискам, сотрудники института делились на научное подразделение и опытно-производственное хозяйство (ОПХ).
В коллективном договоре института имелись положения, устанавливающие выплаты работникам ОПХ за непрерывный стаж работы в сельском хозяйстве.
Таким образом, основными задачами и направлениями деятельности Орловской плодово-ягодной опытной станции являлось растениеводство.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО ФИО ФИО., работавшие на Орловской плодово-ягодной опытной станции, также подтвердили, что указанное учреждение занималось растениеводством (плодоводством, полеводством и семеноводством). После преобразования функциональные обязанности ФИО как рабочей садовой бригады № 2 не изменялись. Истец продолжала трудиться на одном и том же участке сада.
Свидетелю ФИО за данный период работы в сельском хозяйстве пенсионным органом самостоятельно назначена повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии.
Из исследованного судом выплатного (пенсионного) дела ФИО., работавшей совместно с истцом в должности рабочей садовой бригады № 2, усматривается, что за аналогичный период работы в Орловской плодово-ягодной опытной станции пенсионным органом самостоятельно назначена повышенная фиксированная выплата.
Разрешив спор, суд удовлетворил иск.
Мотивируя свои выводы, указал, что в спорный период ФИО работала в Орловской плодово-ягодной опытной станции (впоследствии неоднократно реорганизованной, в настоящее время – ФГБНУ ВНИИСПК), к основному виду деятельности которой, среди прочего, относилось ведение плодоводства, полеводства и семеноводства, в должности, предусмотренной Списком №1440. В связи с этим, период с 22 мая 1978 г. по 31 августа 2006 г. подлежит включению в стаж работы истца в сельском хозяйстве.
Принимая во внимание, что пенсионным органом в стаж работы ФИО в сельском хозяйстве бесспорно включено 11 лет 01 месяц 05 дней, с учетом включения в этот стаж спорного периода, истец имеет право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Поскольку с соответствующим заявлением ФИО. обратилась 10 марта 2020 г., на пенсионный орган возложена обязанность назначить истцу повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии с 01 апреля 2020 г.
Принимая во внимание, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 Закона «О страховых пенсиях» на весь период их проживания в сельской местности.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, а также правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1440 утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона «О страховых пенсиях» (далее – Список №1440), и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона «О страховых пенсиях» (далее – Правила №1440).
Пунктом 3 Правил №1440 предусмотрено, что в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 01 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Списком №1440 предусмотрены работы, производства сельского хозяйства: растениеводство (бахчеводство, виноградарство, лесоводство, луговодство, овощеводство, плодоводство, полеводство, свекловодство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство, цветоводство, шелководство) (производство сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции, заготовка, хранение, мелиорация) и наименование должности - рабочие всех наименований, занятые растениеводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).
Периоды работы (деятельности) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 01 января 1992 г. включаются в стаж работы в сельском хозяйстве независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.
В соответствии с пунктом 5 Правил №1440 исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.
Согласно пункту 6 Правил №1440 при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются: а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте «а» пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из анализа приведенных норм следует, что право на повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в отношении «рабочих всех наименований», указанных в разделах 1 и 2 Списка № 1440, при условии осуществления указанными работниками деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.
На основании пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Учитывая, что в спорный период ФИО работала в организации, основным видом деятельности которой являлось, в том числе растениеводство, в должности, предусмотренной Списком №1440, решение районного суда является законным.
Вопреки требованиям статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороной ответчика доказательств в подтверждение своих возражений суду первой либо апелляционной инстанции не представлено.
При таких обстоятельствах, вышеприведенные, а также иные доводы апелляционной жалобы, на законность постановленного решения не влияют и не являются основанием для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также не допущено.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 11 марта 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи