Решение по делу № 33-4033/2024 от 16.07.2024

          Дело № 33-4033/2024

Номер в суде первой инстанции 2-9290/2023

72RS0025-01-2023-008907-47

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Тюмень                                                                               29 июля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего         Чесноковой А.В.,

судей                          Фёдоровой И.И., Шараповой Н.Ф.,

    при секретаре-помощнике

    судьи                               Николаеве Н.А.,

    с участием прокурора                         Сипиной С.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 30 ноября 2023 года, которым, с учетом определения судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 14 марта 2024 года, постановлено:

«исковые требований прокурора Центрального АО г. Тюмени удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области обеспечить инвалида И.Н.В., <.......> техническими средствами реабилитации: протезом бедра для купания.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области в пользу И.Н.В., <.......>, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

В остальной части требований отказать.

Взыскать с Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области в доход муниципального образования город Тюмени государственную пошлину в размере 300 рублей».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Фёдоровой И.И. об обстоятельствах дела, объяснения прокурора, полагавшего апелляционную жалобу обоснованной в части взыскания государственной пошлины, судебная коллегия

установила:

Прокурор Центрального АО г. Тюмени обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области (далее по тексту – ОСФР по Тюменской области) о возложении обязанности исполнить предусмотренное законодательством обязательство по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, а именно предоставить И.Н.В.: протез бедра для купания, взыскании компенсацию морального вреда размере 15 000,00 рублей.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой округа по поручению прокуратуры области проведена проверка по обращению инвалида 3 группы И.Н.В., <.......>, по вопросу необеспечения техническими средствами реабилитации — протезом бедра для купания. Проверкой установлено, что И. Н.В., <.......> является инвалидом 3 группы по общему заболеванию. Бюро <.......> — филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» Минтруда России для И.Н.В. разработана индивидуальная программа реабилитаций или реабилитации инвалида (далее - ИПРА) <.......>.1.ФБ/2021, где рекомендовано обеспечение его техническим средством реабилитации - протезом бедра для купания. На основании ИПРА от <.......> <.......>.1.ФБ/2021 и заявления от <.......> И. Н.В. поставлен на учет в Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области (далее - Отделение) по обеспечению данным техническим средством реабилитации (протез бедра для купания). И. Н.В. согласно уведомлению от <.......> <.......>_10878779 постановлен на учет в Отделении по обеспечению данным средством реабилитации.

В суде первой инстанции:

прокурор Ш.А.П. поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика У.А.Б. пояснил, что ответчиком предприняты все возможные меры, против удовлетворения иска возражал.

И. Н.В. не явился, извещен надлежащим образом.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик ОСФР по Тюменской области, в апелляционной жалобе представитель У.А.Б. просит отменить решение суда в части взыскания с ОСФР по Тюменской области в пользу И.Н.В. компенсации морального вреда в размере 5 000,00 рублей, в части взыскания с ОСФР по Тюменской области в доход муниципального образования городской округ Тюмень государственной пошлины в размере 300,00 рублей и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в указанной части.

Полагает, что оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется, поскольку ОСФР по Тюменской области не нарушало прав истца, а не предоставление И.Н.В. технического средства реабилитации явилось следствием недобросовестных действий и отказа со стороны ООО «ИНТРА» исполнения обязательств по государственному контракту от <.......> <.......> на выполнение работ по изготовлению протеза бедра для купания. Полагает, что ответчиком предприняты все меры к надлежащему и своевременному обеспечению И.Н.В. техническими средствами реабилитации.

Отмечает, что ОСФР по Тюменской области освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем у суда не имелось правовых оснований для ее взыскания.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Стороны, извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда oblsud.tum.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»).

При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 327 и ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, присутствующих в судебном заседании, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, И. Н.В. является инвалидом 3 группы по общему заболеванию. <.......> обратился в прокуратуру Центрального АО г.Тюмени с заявлением о нарушении его прав в части предоставления технического средства реабилитации, предусмотренного индивидуальной программой реабилитации (л.д.10).

Бюро <.......> — филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» Минтруда России для И.Н.В. разработана индивидуальная программа реабилитаций или реабилитации инвалида <.......>.1.ФБ/2021, где рекомендовано обеспечение его техническим средством реабилитации - протезом бедра для купания (л.д.60-73).

На основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида от <.......> <.......>.1.ФБ/2021 и заявления от <.......> И. Н.В. поставлен на учет в Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области по обеспечению данным техническим средством реабилитации (протез бедра для купания). И. Н.В. согласно уведомлению от <.......> <.......> постановлен на учет в Отделении по обеспечению данным средством реабилитации.

По итогам проведения открытого конкурса в электронной форме <.......> между ответчиком и ООО «ИНТРА» был заключен Государственный контракт <.......> на выполнение работ по изготовлению протеза бедра для купания для обеспечения инвалида, срок выполнения работ по которому был установлен <.......> (л.д.14-49).

В рамках исполнения государственного контракта И.Н.В. выдано направление на получение технического средства реабилитации (л.д.116).

Из материалов дела следует, что рекомендованное индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида от <.......> <.......>.1.ФБ/2021 техническое средство реабилитации И.Н.В. на день рассмотрения дела судом первой инстанции выдано не было, обязательства по государственному контракту не исполнены, намерения у ООО «ИНТРА» выполнять обязательства отсутствуют, в связи с чем ответчиком принято решение от <.......> об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта (л.д.123,124).

Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» исходил из того, что несвоевременное обеспечение истца техническими средствами реабилитации необходимыми ему по состоянию здоровья (по роду заболевания), с учетом индивидуальных особенностей, затрагивает его здоровье, относится к нарушению личных неимущественных правам и свидетельствует о причинении морального вреда. Сам факт необеспечения техническими средствами реабилитации является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации.

При определении размера компенсации морального вреда, суд в порядке ст.ст. 150,151, Гражданского кодекса Российской Федерации, указал, что поскольку истцу своевременно не предоставлены средства реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, учитывая требования соразмерности, разумности, степень нарушения прав И.Н.В. на создание ему надлежащих условий жизнедеятельности, а так же то, что предоставление указанных средств зависит не только от действий ответчика, но и от очерёдности предоставления бюджетных средств, суд пришел к выводу о взыскании в пользу И.Н.В. компенсации морального вреда в сумме           5 000,00 рублей.

На основании ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд взыскал с ответчика в доход муниципального образования городской округ Тюмень государственную пошлину в сумме 300,00 рублей.

С выводами суда первой инстанции о нарушении прав И.Н.В., как инвалида, на социальную защиту действиями ответчика, судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного выше Федерального закона, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

В силу ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

Также Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 № 256 утвержден Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.

В соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган). (п. 4).

Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней (п. 5).

Аналогичные по своему содержанию нормы содержатся в Административном регламенте, утвержденном Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 № 256.

Как следует из дела, И. Н.В. с <.......> состоит на учете в ОСФР по Тюменской области по обеспечению техническими средствами реабилитации, которыми он не обеспечен до настоящего времени.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что несвоевременное обеспечение ответчиком истца И.В.Н. техническими средствами реабилитации лишило его возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничило право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.

Учитывая, что социальные гарантии, предоставляемые гражданам-инвалидам, предполагают обязанность при наличии соответствующих показаний своевременно обеспечивать граждан - инвалидов техническими средствами реабилитации, независимо от их функционального назначения, наименования и иных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком принимались все меры для обеспечения истцов необходимыми техническими средствами реабилитации, в связи с чем, суд пришел к необоснованному выводу о бездействии ответчика, правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку, само по себе несвоевременное обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации, нуждаемость в которых определена индивидуальной программа реабилитации инвалида, является незаконным бездействием.

Судебная коллегия отмечает, что конституционные принципы приоритета и высшей ценности прав и свобод человека не допускают ставить права и законные интересы инвалидов в зависимость только лишь от управленческих решений уполномоченных на социальное обеспечение органов даже в случае формального соответствия действий установленным для них регламентам и иным руководящим документам, поскольку иное противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом.

Отклоняются судебной коллегией и доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца денежной компенсации морального вреда.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная <.......>, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную <.......>, честь и доброе имя, <.......> переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина (абзац 3 пункта 1 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (пункт 2 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» предусмотрено, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом.

На основании части первой статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Технические средства реабилитации относятся к числу мер социальной поддержки инвалидов, и направлены на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния.

Длительное неисполнение обязанности по предоставлению технического средства реабилитации нарушает не только непосредственно имущественные права истца, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности.

С учетом приведенных обстоятельств, право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

Принимая во внимание, что компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено истцом в связи с неправомерными действиями ответчика по не своевременному обеспечению техническим средством реабилитации, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1064, 1069), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами.

Поскольку судом установлен факт нарушения личных неимущественных прав истца действиями ответчика, своевременно не обеспечившего его техническим средством реабилитации, у суда первой инстанции в силу приведенных норм материального права, вопреки доводам жалобы заявителя, имелись правовые основания для удовлетворения требований истца и взыскании с ответчика компенсации морального вреда.

Размер компенсации морального вреда определен судом с учетом положений статей 150, 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из фактических обстоятельств дела, характера физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца, периода нарушения прав истца, с учетом требований разумности и справедливости.

Ссылки заявителя жалобы о недоказанности истцом нарушения личных неимущественных прав с учетом установленных обстоятельств по делу не подтверждают незаконность обжалуемого судебного акта.

Суд правильно определил характер спорных правоотношений, нормы материального права, которыми следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда об обстоятельствах дела подтверждены доказательствами, мотивированы, соответствуют требованиям материального закона, нарушений норм процессуального законодательства не допущено.

Доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией ответчика в суде первой инстанции при разрешении спора, данные доводы были предметом исследования и оценки, с которой судебная коллегия согласна.

Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

В то же время, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

В соответствии с положениями Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», с 01.01.2023 в Российской Федерации создан Фонд социального страхования Российской Федерации путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации.

Фонд осуществляет функции и полномочия, возложенные на Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивая непрерывность их исполнения; территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации считаются территориальными органами Фонда, территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации реорганизуются в форме присоединения к территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации.

Фонд в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральными законами, регулирующими вопросы обязательного социального страхования, является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставление отдельным категориям граждан мер социальной защиты (поддержки) (статья 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ).

Как следует из материалов дела, причиной обращения прокурора в суд с настоящим иском послужило фактическое несоблюдение права инвалида И.Н.В. на бесплатное обеспечение техническими средствами реабилитации, показанных ему индивидуальной программой реабилитации или абилитации, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Таким образом, исходя из приведенного выше, участие ОСФР по Тюменской области в рассмотрении данного дела в качестве ответчика обусловлено осуществлением им публично-властных полномочий, направленных на защиту государственных интересов в сфере, касающейся предоставления отдельным категориям граждан мер социальной защиты (поддержки), в связи с чем ответчик в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины.

Суд первой инстанции при взыскании государственной пошлины с ОСФР по Тюменской области не учел вышеприведенные нормативные акты Российской Федерации, в связи с чем, решение суда подлежит отмене в части взыскания с ОСФР по Тюменской области в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 30 ноября 2023 года, с учетом определения судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 14 марта 2024 года отменить в части взыскания с отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 300 рублей.

В остальной части решение Центрального районного суда г. Тюмени от 30 ноября 2023 года, с учетом определения судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 14 марта 2024 года оставить без изменения.

Определение в окончательной форме изготовлено 29 июля 2024 года.

Председательствующий

Судьи коллегии

33-4033/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванов Николай Викторович
Прокуратура ЦАО г. Тюмени в интересах Иванова Николая Викторовича
Ответчики
ОФП и СС РФ по ТО
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Фёдорова Инна Ивановна
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
16.07.2024Передача дела судье
29.07.2024Судебное заседание
08.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2024Передано в экспедицию
29.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее