УИД 14RS0035-01-2023-007634-33
Дело № 2-38/2024 № 33-1919/2024
Судья Николаева Л.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Якутск 3 июля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Удаловой Л.В., судей Кузьминой М.А., Ткачева В.Г. при секретаре Комюстюровой А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Виховской А.П., Катана С.И. к акционерному обществу специализированный застройщик «Республиканское ипотечное агентство», Окружной администрации городского округа «Город Якутск», государственному казенному учреждению «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» об изъятии жилого помещения путем его выкупа с прекращением права собственности, выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение по апелляционной жалобе представителя истцов по доверенности Сивковой Е.Е., истца Катана С.И. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Ткачева В.Г., пояснения представителя ответчика акционерного общества специализированный застройщик «Республиканское ипотечное агентство» по доверенности Иванова Н.В., судебная коллегия
установила:
Виховская А.П., Катан С.И. обратились в суд с иском к акционерному обществу специализированный застройщик «Республиканское ипотечное агентство» (далее – АО «Республиканское ипотечное агентство») об изъятии путем выкупа жилого помещения. Просят взыскать с АО «Республиканское ипотечное агентство» компенсацию в размере 4 320 900 рублей за аварийное жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), .........., путем выкупа с прекращением права собственности на указанное жилое помещение. Истцам жилое помещение принадлежит на праве собственности с 23 мая 2003 года. Распоряжением главы администрации города Якутска от 19 мая 2021 года № ...р жилое помещение истцов признано аварийным.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2023 года в качестве соответчика к участию в деле привлечено государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» (далее – ГКУ «Дирекция жилищного строительства»).
Определением от 13 июля 2023 года суд исключил Окружную администрацию города Якутска из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, исключил из числа ответчиков ГКУ «Дирекция жилищного строительства» и привлек в качестве соответчика Окружную администрацию города Якутска.
Определением от 24 января 2024 года судом привлечено в качестве соответчика ГКУ «Дирекция жилищного строительства».
При рассмотрении дела стороной истца заявленные требования изменены, в окончательном виде просит суд возложить на Окружную администрацию города Якутска обязанность принять решение об изъятии соответствующего земельного участка, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), .........., для государственных или муниципальных нужд, принять решение об изъятии жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: Республика Саха (Якутия), .........., для муниципальных нужд. Взыскать с Окружной администрации города Якутска компенсацию в размере 4 320 900 рублей за изымаемое жилое помещение путем выкупа с прекращением права собственности истцов на указанное жилое помещение.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2024 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Катан С.И., представитель истцов по доверенности Сивкова Е.Е., не согласившись с вынесенным решением, просят решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывают на то, что исковые требования были предъявлены к Окружной администрации города Якутска, а не АО «Республиканское ипотечное агентство»; дело рассмотрено в отсутствие прокурора; судом не принято решение по требованиям о возложении обязанности по принятию решения об изъятии земельного участка и жилого помещения.
В судебном заседании представитель ответчика АО «Республиканское ипотечное агентство» по доверенности Иванов Н.В. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил отказать в ее удовлетворении. Суду пояснил, что решение об изъятии жилого помещения и земельного участка не принималось, расселение дома стоит в плане на 2029-2030 год.
Истцы Виховская А.П., Катан С.И., представитель истцов по доверенности Сивкова Е.Е., представители ответчиков Окружной администрации города Якутска, ГКУ «Дирекция жилищного строительства», будучи извещенными о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явились, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщено.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела своевременно в установленном статьями 14, 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке размещена на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (vs.jak.sudrf.ru раздел «Судебное делопроизводство»).
С учетом изложенного, руководствуясь положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцам на праве общей долевой собственности (у Катан С.И. ******** доли в праве собственности, у Виховской А.П. ******** доли в праве собственности) принадлежит жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: Республика Саха (Якутия), ........... Право собственности зарегистрировано 9 августа 2002 года.
2 апреля 2021 года проведено обследование вышеуказанного многоквартирного жилого дома, по итогам которого составлен акт. Из акта обследования многоквартирного дома следует, что в связи со значительным физическим износом в процессе эксплуатации, снижением уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и основания здания дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Заключением межведомственной комиссии от 2 апреля 2021 года № ... указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 19 мая 2021 года № 973р «О признании жилых домов аварийными и подлежащим сносу» определен срок переселения и сноса указанного аварийного дома до конца 2026 года.
Согласно отчету об оценке общества с ограниченной ответственностью «Агентство оценки и консалтинга» от 31 января 2023 года рыночная стоимость размера возмещения за спорное жилое помещения определена в размере 4320900 рублей.
13 марта 2023 года Виховская А.П. обратилась в Окружную администрацию города Якутска с заявлением о выкупе жилого помещения за 4 320 000 рублей.
15 марта 2023 года Виховской А.П. дан ответ, что многоквартирный жилой дом в программу переселения не включен, в связи с чем заявление не может быть удовлетворено.
20 марта 2023 года Министерством строительства Республики Саха (Якутия) и АО «Республиканское ипотечное агентство» заключено соглашение о комплексном развитии территории жилой застройки кварталов 2а, 2б, 2г, 4а, 4б, 4в, 17 городского округа «Город Якутск». Предметом соглашения является осуществление мероприятий по комплексному развитию территорий жилой застройки. Согласно приложению № ... к соглашению в календарный план-график расселения многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащих сносу, а также многоквартирных домов, не признанных аварийными и подлежащих сносу и которые соответствуют критериям, установленным нормативным правовым актом Республики Саха (Якутия), расположенных в границах застраиваемой территории кварталов 2а, 2б, 2г, 4а, 4б, 4в, 17 городского округа «Город Якутск», в IV этап на 2029-2030 годы включен жилой дом, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), ...........
Определением Якутского городского суда от 25 июля 2023 года по делу назначена строительно-техническая экспертиза, для разрешения вопроса, является ли многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), .........., опасным для проживания.
Согласно заключению общества с ограниченной ответственностью «********» от 25 декабря 2023 года № ... многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), .........., не отвечает требованиям безопасности и создает угрозу жизни и здоровью граждан, является опасным для проживания людей.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что срок расселения многоквартирного дома не наступил, процедура изъятия земельного участка муниципальным органом не начата, уведомление о принятии решения об изъятии земельного участка собственникам, а также о заключении соглашений о выкупе жилых помещений по указанному адресу не направлялись, то есть нарушений прав истцов в настоящее время не допущено.
Судебная коллегия находит, что выводы суда сделаны с существенным нарушением норм материального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Часть 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В соответствии с разъяснением, содержащимися в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В то же время Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает, что для целей, предусмотренных статьей 64 данного Кодекса, может осуществляться комплексное развитие территорий.
Комплексное развитие территории осуществляется в соответствии с положениями настоящего Кодекса, а также с гражданским законодательством, жилищным законодательством, земельным законодательством, законодательством об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, законодательством в области охраны окружающей среды (часть 2 статьи 64 Градостроительный кодекс Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 65 Градостроительный кодекс Российской Федерации одним из видов комплексного развития территории является комплексное развитие жилой застройки, осуществляемое в отношении застроенной территории, в границах которой расположены:
1) многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
2) многоквартирные дома, которые не признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и которые соответствуют критериям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Такие критерии устанавливаются исходя из одного или нескольких следующих требований: а) физический износ основных конструктивных элементов многоквартирного дома (крыша, стены, фундамент) превышает определенное субъектом Российской Федерации значение; б) совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов многоквартирных домов и внутридомовых систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; в) многоквартирные дома построены в период индустриального домостроения, определенный субъектом Российской Федерации, по типовым проектам, разработанным с использованием типовых изделий стен и (или) перекрытий; г) многоквартирные дома находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии. Порядок признания многоквартирных домов находящимися в ограниченно работоспособном техническом состоянии устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства; д) в многоквартирных домах отсутствуют централизованные системы инженерно-технического обеспечения, определенные субъектом Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 65 Градостроительный кодекс Российской Федерации земельные участки, находящиеся в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки или решение о комплексном развитии территории нежилой застройки, и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории в порядке, установленном земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и Жилищным кодексом Российской Федерации.
В свою очередь Жилищный кодекс Российской Федерации отдельно регламентирует вопросы, связанные с обеспечение жилищных прав граждан при осуществлении комплексного развития территории жилой застройки. При этом предусмотренное Жилищным кодексом Российской Федерации регулирование данного вопроса различается в зависимости от того, какие именно объекты расположены в границах, подлежащих комплексному развитию территории жилой застройки.
Так, часть 11 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
При этом часть 1 статьи 32.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что положения настоящей статьи применяются к правоотношениям по обеспечению жилищных и иных имущественных прав собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (далее для целей настоящей статьи - наниматели жилых помещений) в многоквартирных домах, отвечающих критериям, установленным субъектом Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и включенных в границы подлежащей комплексному развитию территории жилой застройки.
Таким образом, в случае, если в отношении многоквартирного дома принято решение о признании его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и в отношении территории, на которой расположен такой дом, принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки, применительно к данному дому применяется процедура изъятия у собственника жилого помещения, регламентированная статьей 32 Жилищного кодекса, в том числе именно орган местного самоуправления, принявший решение о признании многоквартирного дома аварийным, должен изъять земельный участок, на котором расположен указанный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, изъять каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В случае же, если в границах подлежащей комплексному развитию территории жилой застройки расположены многоквартирные дома, которые не были признаны аварийными, но которые соответствуют критериям, установленным субъектом Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации, процедура изъятия жилых помещений в таких многоквартирных домах регламентируется статьей 32.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемой ситуации многоквартирный дом, в котором находится квартира, принадлежащая истцам, был признан в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а, следовательно, процедура изъятия такого жилого помещения должна осуществляться в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для его обжалования гражданами в судебном порядке.
Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд урегулирован главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обоснованно решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется правообладателю заказным письмом с уведомлением о вручении (пункты 2, 3 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации данные мероприятия совершаются на основании принятого решения об изъятии земельного участка с целью подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, и соответственно не могут быть начаты в отсутствие такого решения и без соблюдения процедуры, предусмотренной пунктом 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Материалами гражданского дела подтверждается, что жилой дом, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), .........., в котором расположена квартира, принадлежащая истцу, признан в 2021 году на основании заключения межведомственной комиссии аварийным и подлежащим сносу, при этом дальнейшее проживание в доме невозможно, в то же время правом на внеочередное предоставление другого жилого помещения взамен непригодного истец не обладает, в связи с чем его жилищные права могут быть обеспечены только путем изъятия и выкупа у него ответчиком непригодных жилых помещений в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, однако, от проведения этой процедуры Окружная администрация города Якутска уклоняется. Каких-либо доказательств, обосновывающих уважительность столь длительного бездействия со стороны органа местного самоуправления, при наличии реальной угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в многоквартирном доме, материалы гражданского дела не содержат.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что, установив факт длительного незаконного бездействия администрации, необходимо в целях защиты и восстановления прав истцов возложить на администрацию обязанность принять решение об изъятии земельного участка и принадлежащего истцам жилого помещения.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанностей по совершению конкретных действий, предусмотренных статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
В то же время, судебная коллегия полагает, что требование о взыскании с ответчика денежных средств за изымаемое жилое помещение является преждевременным, так как до разрешения вопроса о выплате собственникам конкретной денежной суммы за изымаемое жилое помещение должна быть соблюдена соответствующая процедура, предусмотренная действующим законодательством, в том числе принято решение об изъятии земельного участка и принадлежащего истцам жилого помещения, направлен проект соглашения о предоставлении возмещения за изымаемое помещение.
При установленных обстоятельствах, основываясь на положениях статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований не основан на законе, решение судом постановлено при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального права, и подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2024 года по настоящему делу отменить и принять новое решение, которым исковое заявление удовлетворить частично.
Обязать Окружную администрацию города Якутска принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором располагается многоквартирный дом по адресу: Республика Саха (Якутия), .........., а также об изъятии жилого помещения № ... с кадастровым номером № ..., находящегося в указанном многоквартирном доме, и направить Виховской А.П. и Катан С.Н. проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи
Определение изготовлено 30 июля 2024 года.