Дело № 2-3126/2023
УИД 52RS0005-01-2023-000771-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 мая 2023 года Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Хохловой Н.Г., при секретаре Сеидовой Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макарычевой И. Д. к Администрации г. Н. Новгорода о возмещении материального ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Истец Макарычева И.Д. обратилась в суд с иском к ответчику Администрации города Нижнего Новгорода о возмещении материального ущерба, причиненного в результате ДТП, судебных расходов, указав следующее.
ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> произошло ДТП: водитель Макарычев А.В., управляя принадлежащим истцу ТС Тойота гос. номер № произвел наезд на смотровой колодец, находящийся на проезжей части дороги.
В результате ДТП принадлежащий истцу автомобиль получил механические повреждения.
Согласно экспертного заключения ИП Кондакова И.В. № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость восстановительного ремонта Тойота гос. номер № составляет 314000 рублей без учета износа, расходы по оценке составили 6100 рублей.
Истец просит суд взыскать с ответчика стоимость восстановительного ремонта автомобиля в размере 314000 рублей, расходы на проведение независимой экспертизы в размере 6100 рублей, оплату услуг автосервиса в сумме 1500 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 6340 рублей (<данные изъяты>).
В порядке ст. 39 ГПК РФ, истица изменила заявленные требования и просит взыскать с ответчика материальный ущерб в сумме 136698 рублей, расходы на проведение независимой экспертизы в размере 6100 рублей, оплату услуг автосервиса в сумме 1500 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 3933 рубля (<данные изъяты>).
Макарычева И.Д. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дате, времени, месте слушания дела, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (<данные изъяты>).
В судебном заседании представитель истца (по доверенности) (<данные изъяты>) Земляков Н.Н. исковые требования поддержал, дал пояснения по существу иска.
В судебном заседании представитель Администрации г. Н. Новгорода, Администрации Нижегородского района г. Н. Новгорода (по доверенности) (<данные изъяты>) Королева С.В. возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель 3 лица ООО «Нижавтодорстрой» (по доверенности) (<данные изъяты>) Баландина А.В. возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель 3 лица АО «Нижегородский водоканал» (по доверенности) (<данные изъяты>) в судебном заседании возражала против иска.
В судебное заседание представитель 3 лица Администрации Приокского района г. Н. Новгорода, 3 лицо Макарычев А.В., надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства, не явились (<данные изъяты>).
Согласно ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции РФ «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
Как указано в ст. 8 ГК РФ, «1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности; вследствие причинения вреда другому лицу;
вследствие неосновательного обогащения; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Согласно ст. 12 ГК РФ «Защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом».
Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит автомобиль Тойота Старлет 1996 года рождения гос. номер № (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> произошло ДТП: водитель Макарычев А.В., управляя принадлежащим истцу ТС Тойота гос. номер № произвел наезд на открытый смотровой колодец, находящийся на проезжей части дороги (<данные изъяты>). Указанные обстоятельства подтверждаются административными материалами, которые оглашались в ходе рассмотрения дела, видео и фотоматериалами. В ходе оформления обстоятельств ДТП со стороны сотрудников ГИБДД нарушений ПДД со стороны водителя ТС истца не было зафиксировано.
В результате ДТП принадлежащий истцу автомобиль получил механические повреждения.
Согласно акта осмотра на месте ДТП от ДД.ММ.ГГГГ, составленного сотрудниками полиции (<данные изъяты>) в момент ДТП автомобильная договора имела недостатки, не соответствовала ГОСТ 50597-2017.
Согласно копии определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленной зам. командира 3 взвода 1 роты отдельного батальона ДПС ГИБДД Управления МВД России по г. Н. Новгороду (<данные изъяты>) ДТП ДД.ММ.ГГГГ с участием ТС истца произошло вследствие наезда на смотровой колодец находящийся на проезжей части, на котором отсутствует крышка люка (п. 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017), в действиях водителя Макарычева А.В. отсутствует состав административного правонарушения.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ, составленной зам. командира 3 взвода 1 роты отдельного батальона ДПС ГИБДД Управления МВД России по г. Н. Новгороду Макарычев А.В. признан потерпевшим в ДТП ДД.ММ.ГГГГ около 20-50 у <адрес> (<данные изъяты>).
Согласно экспертного заключения ИП Кондакова И.В. № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость восстановительного ремонта Тойота гос. номер № составляет 314000 рублей без учета износа, расходы по оценке составили 6100 рублей (<данные изъяты>). Кроме того, истцом понесены расходы в сумме 1500 рублей для осмотра ТС на подъемнике для определения размера ущерба (<данные изъяты>).
Согласно дополнения к экспертному заключению ИП Кондакова И.В. № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) доаварийная стоимость ТС Тойота гос. номер № составляла 168000 рублей, стоимость ремонта 314000 рублей, стоимость годных остатков составляет 31302 рубля.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
По общему правилу, предусмотренному в пункте 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В силу положений статьи 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Учитывая, что требования истца направлены на возмещение убытков, суд в силу положений ст. 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает право потерпевшей стороны требовать возмещения убытков в денежном соотношении, что имеет место в данном деле.
Разрешая настоящий спор и определяя лицо, ответственное за вред, причиненный имуществу истца, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ N 581-0-0 от 28.05.2009 г. "положение пункта 2 статьи 1064 ГК Российской Федерации, устанавливающее в рамках общих оснований ответственность за причинение вреда презумпцию вины причинителя вреда и возлагающее на последнего бремя доказывания своей невиновности, направлено на обеспечение возмещения вреда и тем самым - на реализацию интересов потерпевшего, в силу чего как само по себе, так и в системной связи с другими положениями главы 59 ГК Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан".
Судом установлено, что механические повреждения транспортное средство истца получило по причине его наезда открытый колодец на проезжей части дороги.
Ответчиками доказательств, опровергающих данное обстоятельство, суду не предоставлено.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 1 статьи 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, участники дорожного движения имеют право на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 (ред. от 05.12.2017) № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 10 ст. 5 указанного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
4.4 До устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как отдельные выбоины, просадки или проломы, колея, выступы или углубления в зоне деформационных швов, превышающие установленные настоящим стандартом размеры, отсутствие (разрушение) крышки люка смотрового колодца, решетки дождеприемника, а также массивных предметов на проезжей части (упавшие деревья и конструкции и др.) и необработанных мест выпотевания вяжущего, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т.ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения.
Факт наличия на проезжей части дороги открытого колодца сторонами не оспаривался. Доказательств, подтверждающих, что он был огорожен с целью безопасного объезда, материалы дела также не содержат.
Доказательства, что в отношении указанного колодца производили какие-либо работы АО «Нижегородский водоканала» также не представлены.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что причиной дорожно-транспортного происшествия, в результате которого автомобилю истца были причинены механические повреждения, является ненадлежащее содержание проезжей части автомобильной дороги. Нахождение проезжей части автомобильной дороги в ненадлежащем состоянии находятся в причинно-следственной связи с наступившими для истца неблагоприятными последствиями в виде образовавшегося имущественного вреда.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Приоксокго района г. Н. Новгорода и ООО «Нижавтодорстрой» был заключен муниципальный контракт № 01-09/02/02-3-26 на 2022-2023 год на содержание автомобильных дорог (<данные изъяты>).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком не оспаривались обстоятельства ДТП, объем повреждений ТС и заявленный истцом размер ущерба. Истец со своей стороны представил доказательства причинения ему ущерба в размере 136698 рублей.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2017 г. N 6-П, в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, то есть ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.
Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, то есть необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтверждающие расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).
Размер возмещения, подлежащего выплате лицом, причинившим вред, может быть уменьшен судом, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества. Такое уменьшение допустимо, если в результате возмещения причиненного вреда с учетом стоимости новых деталей, узлов, агрегатов произойдет значительное улучшение транспортного средства, влекущее существенное и явно несправедливое увеличение его стоимости за счет лица, причинившего вред.
Согласно ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Разрешая настоящий спор и определяя лицо, ответственное за вред, причиненный имуществу истца, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.ст. 3,13 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Автомобильная дорога-объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элемент и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защищенные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, элементы обустройства автомобильных дорог.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Пункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относит к вопросам местного значения городского округа, дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, осуществление дорожной деятельности по организации содержания дорог и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения города.
В соответствии с требованиями ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Осуществление безопасности в области дорожного движения осуществляется органами местного самоуправления, в частности, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, которые в силу ст.6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы г.Н.Новгорода от 23.11.2005 г. № 91, к вопросам местного значения города относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Нижнего Новгорода и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в силу закона, Устава города Нижнего Новгорода обязанности по организации содержания и ремонту автомобильных дорог общего пользования возложены на администрацию города Нижнего Новгорода.
Согласно статье 44 Устава города Нижнего Новгорода и постановлению Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 25 января 2006 года №2 «Об утверждении Положений об администрациях районов города Нижнего Новгорода» администрации районов г.Нижнего Новгорода являются территориальными органами администрации города Нижнего Новгорода, организующими реализацию предусмотренных Уставом г.Нижнего Новгорода, Положением об администрации района задач и полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на территории района. Администрация района финансируется в соответствии со сметой доходов и расходов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города.
Согласно п.3 и п.3.1.1 Постановления администрации г.Н.Новгорода от 30.06.2011 г. № 2613 «О разграничении функций муниципальных заказчиков» администрациям районов города Нижнего Новгорода с 01 июля 2011 года поручено выступать муниципальными заказчиками на выполнение работ по содержанию дорог общего пользования местного значения на территории соответствующего района.
По смыслу приведенных норм администрации районов, в частности, администрация Приокского района города Нижнего Новгорода, лишь принимает участие в исполнении администрацией города своих обязанностей по решению вопросов местного значения, при этом возложение данных обязанностей на администрации районов действующим законодательством не предусмотрено.
Наличие муниципального контракта на 2022-2023 год на содержание автомобильных дорог с ООО «Нижавтодорстрой», не может являться основанием для возложения обязанности возмещения вреда за причиненный вред на подрядную организацию, иную организацию, поскольку данный контракт определяет правоотношения между сторонами данного контракта в связи с выполнением работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования города Нижнего Новгорода.
Истица Макарычева И.Д. участником данных правоотношений не является. С требованием о возмещении ущерба обратилась в силу деликтных отношений, в связи с чем, положения данного контракта не могут влиять на объем ответственности администрации города Нижнего Новгорода перед истцом в связи с причинением ущерба имуществу в силу ст.1064 ГК РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что ответственность по возмещению материального ущерба подлежит возложению на Администрацию города Нижнего Новгорода, как собственника автомобильной дороги, поскольку нахождение проезжей части автомобильной дороги в ненадлежащем состоянии находится в причинно-следственной связи с наступившими для истца неблагоприятными последствиями в виде образовавшегося имущественного вреда.
С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению, и применительно к положениям ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пользу истца с Администрации города Нижнего Новгорода подлежит взысканию ущерб в размере 136698 рублей.
С ответчика Администрации г. Н. Новгорода в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в сумме 3933 рубля (<данные изъяты>), расходы по оценке ущерба в сумме 6100 рублей и расходы по подъему ТС для оценки ущерба в сумме 1500 рублей (<данные изъяты>).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Макарычевой И. Д. удовлетворить.
Взыскать с Администрации г. Н. Новгорода (№) в пользу Макарычевой И. Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> (№) материальный ущерб в размере 136698 рублей, судебные расходы в сумме 7600 рублей, расходы по оплате госпошлины в сумме 3933 рубля 96 копеек.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.Г. Хохлова