дело № 2-380/2022 |
|
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации |
|
24 октября 2022 года |
п. Суксун Пермского края |
Суксунский районный суд Пермского края в составе председательствующего Брагина Ю.В. при секретаре судебного заседания Ярушиной С.И. с участием:
истца Ширинкина З.Д., третьего лица Ширинкиной М.В.,
представителя ответчика Новиковой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ширинкина З. Д. к Администрации Суксунского городского округа Пермского края о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Ширинкин З.Д. обратился в суд с иском к Администрации Суксунского городского округа Пермского края, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, о возложении на ответчика обязанности предоставить ему в срок до 31.12.2022 на территории Суксунского городского округа по договору найма специализированного жилого помещения пригодное для проживания, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам, требованиям пожарной безопасности, общей площадью не менее 28 кв.м., за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование иска указано следующее. Ширинкин З.Д. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Ш.О. на основании решения Мотовилихинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ лишена в отношении него родительских прав. Отца юридически нет. ДД.ММ.ГГГГ истец был помещен в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ Ширинкин З.Д. был передан под опеку Ширинкиной М.В. Место жительства несовершеннолетнего было определено совместно с опекуном по адресу: <адрес>, где он проживает по настоящее время.
Территориальным управлением Минсоцразвития Пермского края по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу выдано заключение о невозможности проживания истца в принадлежащей ему квартире по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в связи с тем, что принадлежащая ему 1/4 доля квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., что меньше учетной нормы.
Постановлением Администрации Суксунского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилищного фонда.
ДД.ММ.ГГГГ истец закончил обучение в МОУ «Киселевская общеобразовательная школа – интернат» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Одновременно освоил программу профессионального обучения. В настоящее время истец является студентом 1 курса филиала ГБПОУ «КЦО № 1». К военной службе истец ограниченно годен.
Администрацией Суксунского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ на заявление о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда дан ответ о том, что свободные жилые помещения отсутствуют, в случае покупки жилого помещения и включении его в специализированный жилищный фонд в порядке очередности ему будет предложено приобретенное жилое помещение. Полагает, что прогнозные сроки предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда определить невозможно, что свидетельствует о невозможности устранения нарушения во внесудебном порядке.
Истец Ширинкин З.Д. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал, пояснил, что жилья на праве собственности, либо на праве пользования на условиях социального найма он не имеет. В настоящее время является студентом КЦО № 1, но общежитие ему не предоставлено.
Представитель ответчика Новикова И.С. в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснив, что в данный момент жилое помещение ответчик предоставить не может, так как свободного муниципального жилого помещения нет, жилые помещения предоставляются согласно списку детей-сирот в порядке образовавшейся очередности.
Третье лиц Ширинкина М.В. в судебном заседании доводы истца поддержала.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по мере формирования специализированного жилищного фонда с соблюдением очередности, исходя из даты включения детей-сирот в список (л.д.70).
Представитель третьего лица Межрайонного территориального управления №3 Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Заслушав участников судебного процесса, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что Ширинкин З.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Ш.О. решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, сведения об отце внесены в актовую запись о рождении ребенка со слов матери (17, 19, 20-22).
Постановлением органа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц в г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ Ширинкин З.Д. помещен в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.23). Постановлением органа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц в г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетнего Ширинкина З.Д. назначена Ширинкина М.В. Место жительства несовершеннолетнего определено совместно с опекуном по адресу: <адрес> (л.д.24, 30-31).
Приказом Межрайонного территориального управления № 3 Министерства социального развития Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ Ширинкина М.В. освобождена от обязанностей опекуна с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34).
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Ширинкин З.Д. является правообладателем (общая долевая собственность, 1/4) квартиры площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> (л.д.35-42).
ДД.ММ.ГГГГ Территориальным управлением Минсоцразвития Пермского края по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу вынесено заключение об установлении факта невозможности проживания Ширинкина З.Д. в ранее занимаемом жилом помещении, поскольку площадь, приходящаяся на долю в праве собственности составляет <данные изъяты> кв.м., что менее учетной нормы принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Сылвенском сельском поселении Пермского края (л.д.52-53).
В настоящее время истец зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д.51).
Таким образом, истец Ширинкин З.Д. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, жильем на праве собственности, на праве пользования условиях социального найма не обеспечен.
Постановлением Администрации Суксунского городского округа Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ Ширинкин З.Д. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения на территории Суксунского городского округа (л.д.54).
Ширинкин З.Д. обучался в МОУ «Киселевская общеобразовательная школа-интернат для обучения с ограниченными возможностями здоровья», где в период обучения ДД.ММ.ГГГГ ему присвоена профессия «Штукатур» (л.д.55). Кроме этого, согласно свидетельству МОУ «Киселевская общеобразовательная школа-интернат для обучения с ограниченными возможностями здоровья» Ширинкин З.Д. прошел обучение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по программе профессиональной подготовки по профессии «Тракторист-машинист» (л.д.56). В настоящее время является студентом отделения среднего профессионального образования I курса филиала ГБПОУ «Кунгурский центр образования № 1» в п. Суксун (л.д.58). При этом, как следует из объяснений истца, на период учебы жилье ему не предоставлено.
ДД.ММ.ГГГГ истец признан ограниченно годным к военной службе (л.д.43-50).
ДД.ММ.ГГГГ на заявление Ширинкина З.Д. о предоставлении ему жилого помещения Администрацией Суксунского городского округа дан ответ, из которого следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в специализированном жилищном фонде Суксунского городского округа свободные жилые помещения отсутствуют, в случае покупки жилого помещения и включения его в специализированный жилищный фонд Суксунского городского округа истцу в порядке образовавшейся очередности будет предложено приобретенное жилое помещение (л.д.57).
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане имеют право на жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7 указанной статьи).
Норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК) органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения; принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; принятие решений об исключении жилых помещений для детей-сирот из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в установленном порядке; обеспечение содержания жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципальным образованием, на территории которого они расположены.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК государственным уполномоченным органом Пермского края по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий является исполнительный орган государственной власти Пермского края, уполномоченный в сфере: предоставления социальной поддержки детям-сиротам, в пределах своих полномочий, установленных законодательством, - Министерство социального развития Пермского края; предоставления субвенций на строительство и (или) приобретение жилых помещений для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Порядок), согласно которому:
1.2. При наличии условий, содержащихся в части 2 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 1939-419), лицам, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка и включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, сформированный Министерством социального развития Пермского края (далее - Министерство) в соответствии с частью 6 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 года № 1939-419 (далее – граждане), однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – жилые помещения), по договорам найма специализированных жилых помещений.
1.3. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 года № 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
Согласно частям 1, 3, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Предоставление жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется при наличии следующих условий: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (часть 5 статьи 6 в ред. от 05.04.2022 № 66-ПК).
Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приведенными выше правовыми нормами определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При этом суд полагает, что в части установления требований по норме предоставления площади жилого помещения надлежит руководствоваться положениями части 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как правовым актом, имеющим большую юридическую силу по отношению к норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Порядком, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п.
Как установлено судом, Ширинкин З.Д., зарегистрированный по месту пребывания в Суксунском районе Пермского края, относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, проживание в котором являлось бы возможным, в собственности не имеет; на праве пользования по договору социального найма жилым помещением не обеспечен; истец достиг восемнадцатилетнего возраста; закончил первоначальное обучение в образовательном учреждении (в настоящее время по месту учебы общежитием не обеспечен), после чего истец обратился с письменным заявлением о предоставлении ему по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Таким образом, имеются все установленные приведенными требованиями законодательства условия для предоставления истцу жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Учитывая, что по настоящее время истец таким жилым помещением не обеспечен, иск подлежит удовлетворению с учетом требований Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 о норме предоставления площади жилого помещения.
Общая площадь такого жилого помещения должна составлять не менее 28 кв.м., само жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку местом жительства Ширинкина З.Д. является Суксунский городской округ, жилое помещение ему должно быть предоставлено на территории данного округа.
Довод ответчика и представителя третьего лица Правительства Пермского края о том, что при предоставлении жилья Ширинкину З.Д. будут нарушены права иных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в очереди на получение жилых помещений ранее истца, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку нормы действующего законодательства в сфере спорных правоотношений не предусматривают возможность предоставления специализированных жилых помещений названной категории лиц в соответствии с какой-либо очередностью.
Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях, либо окончанием срока прохождения военной службы по призыву.
Истец просил обязать Администрацию Суксунского городского округа предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в срок до 31.12.2022.
Федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Вместе с тем, учитывая, что решение суда должно отвечать требованиям исполнимости, а также учитывая, что предоставление жилого помещения лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом требований действующего законодательства связано с его приобретением путем проведения аукциона, регистрацией права на данное жилое помещение и отнесением его к специализированному жилищному фонду, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 01.04.2023.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Ширинкина З. Д. к Администрации Суксунского городского округа Пермского края о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Суксунского городского округа Пермского края (ОГРН №) в срок до 01.04.2023 предоставить Ширинкину З. Д. (паспорт гражданина РФ <данные изъяты>) на территории Суксунского городского округа Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения пригодное для проживания, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, общей площадью не менее 28 квадратных метров, за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В удовлетворении иска Ширинкина З. Д. к Администрации Суксунского городского округа Пермского края о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в срок до 31.12.2022 отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
Ю.В. Брагин |
Мотивированное решение составлено 28 октября 2022 года