№ 2а-738/2020
УИД № 24RS0054-01-2020-000695-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2020 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Аббазовой А.В.
при секретаре Кожановой Ю.А.,
с участием административному ответчика Макеева Н.П.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю к Макееву Николаю Павловичу о взыскании задолженности по налогам и пени в размере 6038 рублей 07 копеек, в том числе: по единому сельскохозяйственному налогу за 2017 год в размере 5374 рубля 06 копеек, пени в размере 664 рубля 01 копейка (период образования с 15.10.2016 по 18.06.2018),
УСТАНОВИЛ:
межрайонная ИФНС России № 12 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Макееву Н.П. о взыскании задолженности по налогам и пени в размере 6038 рублей 07 копеек, мотивируя требования тем, что Макеев Николай Павлович состоял на учете в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства с 16.03.2005 по 29.03.2019. 24.04.2018 в Межрайонную ИФНС России № 12 по Красноярскому краю Макеев Н.П. по телекоммуникационным каналам связи представил налоговую декларацию по единому сельскохозяйственному налогу за 2017 с суммой исчисленного к уплате налога в размере 7800 рублей. С учетом имеющейся переплаты в размере 1226 рублей задолженность по единому сельскохозяйственному налогу за 2017 составила 6574 рубля. В связи с неуплатой налога Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю было сформировано и направлено в адрес административного ответчика требование № от 18.06.2018 со сроком исполнения до 06.07.2018, согласно которому уплате подлежит задолженность по единому сельскохозяйственному налогу за 2017 в размере 6574 рубля, пеня в размере 674 рубля 01 копейка (период требования с 15.10.2016 по 18.06.2018). Задолженность по налогу в размере 7260 рублей 06 копеек, на которую начислена пеня в размере 674 рубля 01 копейка, доначислена решением налогового органа № 590 от 14.10.2016 по итогам камеральной налоговой проверки, проведенной на основании представленной 27.04.2016 налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу за 2015 год. Для взыскания данной задолженности налоговым органом были приняты меры взыскания. В связи с неуплатой налога в установленные законом сроки административному ответчику было направлено требование об уплате № от 12.12.2016 со сроком исполнения до 30.12.2016. В связи с отсутствием оплаты по данному требованию в установленный срок налоговый орган вынес в соответствии со ст. 46 НК РФ решение № от 15.02.2017 о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. Административным ответчиком были произведены платежи в счет погашения задолженности по требованию № от 12.12.2016: 17.05.2017 в размере 4109 рублей 15 копеек, 26.06.2017 в размере 3150 рублей 91 копейку, в связи с чем данная задолженность погашена в полном объеме. На текущую дату с учетом произведенных административным ответчиком платежей, задолженность по требованию № от 18.06.2018 составляет 6038 рублей 07 копеек, в том числе: задолженность по единому сельскохозяйственному налогу за 2017 в размере 5374 рубля 06 копеек, пеня в размере 664 рубля 01 копейка (период образования с 15.10.2016 по 18.06.2018). В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Налоговый орган не обращался в суд за взысканием указанной задолженности с административного ответчика в порядке приказного производства. Согласно пункту 6 части 1 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ. В силу части 2 статьи 287 КАС РФ к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается, в том числе, копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций. По правилам частей 5, 6, 7 статьи 219 КАС РФ причины пропуска установленного срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Согласно статье 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ. В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 123.4 КАС РФ судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа, в том числе в случае, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным. Частью 2 статьи 123.5 КАС РФ предусмотрено, что судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон по результатам исследования представленных доказательств. Из системного анализа приведенных выше правовых норм следует, что при отсутствии спора о праве налоговый орган вправе обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с физического лица налога, сбора, пеней, штрафов, однако пропуск установленного законом срока для обращения в суд препятствует вынесению судебного приказа. В случае, если налоговый орган, обращаясь с административным иском, одновременно заявляет ходатайство о восстановлении пропущенного срока на его подачу в суд, рассмотрение которого в рамках приказного производства действующим законодательством не предусмотрено, административное дело по данному иску подлежит рассмотрению в районном суде. В связи с большим количеством должников перед бюджетом, большим объемом передаваемых документов, а также необходимостью проверки сведений о задолженности по имущественным налогам и подготовки пакета документов для суда Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю был пропущен шестимесячный срок для обращения в суд. Ссылаясь на статью 48 НК РФ, статьи 95 и 286 КАС РФ, административный истец просит восстановить Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю процессуальный срок на подачу административного искового заявления на взыскание обязательных платежей и санкций с Макеева Николая Павловича; взыскать с Макеева Николая Павловича сумму задолженности по налогам и пени в размере 6038 рублей 07 копеек, в том числе: задолженность по единому сельскохозяйственному налогу за 2017 в размере 5374 рубля 06 копеек, пени в размере 664 рубля 01 копейка (период образования с 15.10.2016 по 18.06.2018).
В предварительное судебное заседание представитель административного истца не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно текста административного искового заявления, представитель административного истца Горбунова Э.Т. просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административный ответчик Макеев Н.П. в предварительном судебном заседании возражал против удовлетворения ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления, а также возражал против удовлетворения административных исковых требований.
При указанных обстоятельствах и в соответствии с частью 2 статьи 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца.
Заслушав административного ответчика Макеева Н.П., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленных законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
По правилам статьи 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 346.2 НК РФ налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в установленном порядке.
В силу статьи 346.7 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Отчетным периодом признается полугодие.
В соответствии со статьей 346.10 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Единый сельскохозяйственный налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиками не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно части 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).
Согласно части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.
Истечение предусмотренного законом срока для взыскания обязательных платежей не может являться препятствием для обращения в суд, а вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
В силу части 5 статьи 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Лицо, ходатайствующее о восстановлении пропущенного срока, в соответствии с требованиями части 4 статьи 289 КАС РФ должно не только указать причины его пропуска, но и представить доказательства невозможности совершить соответствующее процессуальное действие в установленный срок.
Из материалов дела следует, что Макеев Николай Павлович с 16.03.2005 по 29.03.2019 был зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
14.10.2016 налоговым органом - административным истцом принято решение № о привлечении Макеева Н.П. к ответственности за совершение налогового правонарушения (за неисполнение обязанности по своевременному предоставлению налоговой декларации по сельскохозяйственному налогу за 2015 год в налоговый орган).
12.12.2016 административным истцом сформировано требование № по состоянию на 12.12.2016 о наличии у Макеева Н.П. задолженности по единому сельскохозяйственному налогу в сумме 7260,00 рублей, пени в размере 506,39 рублей, штрафа в размере 1226,00 рублей, доказательств направления которого в адрес административного ответчика налоговым органом не представлено.
15.02.2017 административным истцом вынесено решение № о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств в пределах сумм, указанных в требовании (задолженности по налогу - 7260,00 рублей, пени - 506,39 рублей, штрафов - 1226,00 рублей). Доказательств направления решения в адрес Макеева Н.П. административным истцом суду не представлено.
Согласно доводов административного искового заявления, Макеевым Н.П. в счет погашения задолженности по требованию № от 12.12.2016 произведены платежи: 17.05.2017 в размере 4109,15 рублей, 26.06.2017 - в размере 3150,91 рублей.
24.04.2018 в Межрайонную ИФНС России № 12 по Красноярскому краю Макеев Н.П. по телекоммуникационным каналам связи представил налоговую декларацию по единому сельскохозяйственному налогу за 2017 год с суммой исчисленного к уплате налога в размере 7800 рублей.
С учетом имеющейся переплаты в размере 1226,00 рублей задолженность Макеева Н.П. по единому сельскохозяйственному налогу составила 6574,00 рубля.
04.07.2018 в адрес Макеева Н.П. административным истцом направлено требование № от 18.06.2018 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей), согласно которого налоговый орган в срок до 06.07.2018 предлагал административному ответчику погасить имеющуюся задолженность по сельскохозяйственному налогу за 2017 год в размере 6574,00 рубля, пени по данному налогу в размере 674,01 рубля.
Согласно доводов административного истца, на текущую дату с учетом произведенных административным ответчиком платежей, задолженность по требованию № от 18.06.2018 составляет 6038 рублей 07 копеек, в том числе: задолженность по единому сельскохозяйственному налогу за 2017 в размере 5374 рубля 06 копеек, пени в размере 664 рубля 01 копейка (период образования с 15.10.2016 по 18.06.2018).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что срок для обращения в суд с требованием о взыскании указанной задолженности с Макеева Н.П. для административного истца истек 06.01.2019.
Сведений об обращении налогового органа с заявлением о выдаче судебного приказа материалы дела не содержат.
Настоящее административное исковое заявление подано в суд 02.07.2020, то есть со значительным пропуском срока на обращение в суд.
Соответствующие доказательства невозможности совершить процессуальное действие в установленный срок административным истцом не представлены.
Вместе с тем, указание административного истца на внутренние организационные причины несвоевременной подачи административного иска (большое количество должников перед бюджетом, большой объем передаваемых документов, необходимость проверки сведений о задолженности по имущественным налогам и подготовка пакета документов для суда) в качестве уважительных причин пропуска указанного срока рассматриваться не могут, поскольку они не являются исключительными, объективно препятствующими своевременному обращению в суд с иском в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов.
При указанных обстоятельствах оснований для восстановления пропущенного административным истцом срока на обращение с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций с Макеева Н.П. суд не находит.
Пропуск срока на обращение с заявлением в суд о взыскании обязательных платежей и санкций и отсутствие уважительных причин для его восстановления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении предъявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 286, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю к Макееву Николаю Павловичу о взыскании задолженности по налогам и пени в размере 6038 рублей 07 копеек, в том числе: по единому сельскохозяйственному налогу за 2017 год в размере 5374 рубля 06 копеек, пени в размере 664 рубля 01 копейка (период образования с 15.10.2016 по 18.06.2018) - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ужурский районный суд Красноярского края.
Председательствующий А.В. Аббазова
Мотивированное решение составлено 07 августа 2020 года