Дело № 33-9944/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 13.07.2021
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Седых Е.Г.,
судей Кучеровой Р.В., Хайровой Г.С.,
при ведении протокола помощником судьи Весовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-514/2021 по иску прокурора города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства», Отраслевому органу Администрации Каменск – Уральского городского округа по городскому хозяйству, Администрации Каменск – Уральского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
по апелляционной жалобе ответчика Администрации Каменск-Уральского городского округа на решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 17.03.2021.
Заслушав доклад судьи Седых Е.Г., объяснения представителя истца - прокурора отдела по обеспечению прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Смольникова Е.В., судебная коллегия
установила:
прокурор города Каменска-Уральского, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МКУ «Управление городского хозяйства», Отраслевому органу Администрации Каменск – Уральского городского округа по городскому хозяйству, Администрации Каменск – Уральского городского округа, в котором просил признать бездействие ответчиков незаконным, возложить обязанности ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные по адресам:
на территории Каменск-Уральского городского округа, в 1400 метрах от трассы Екатеринбург-Шадринск-Курган, справа от грунтовой дороги, ведущей к коллективному саду № 17/3, площадью 5х6 м., объемом 30 куб. метров, состоящее из древесных отходов;
на территории Каменск-Уральского городского округа, в 1000 метрах от трассы Екатеринбург-Шадринск-Курган, справа от грунтовой дороги, ведущей к коллективному саду № 17/3, площадью 1х1 м., объемом 0,8 куб. метров, состоящее из мусора от разбора здания, древесного мусора.
Решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 17.03.2021 исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие МКУ «Управление городского хозяйства», Отраслевого органа Администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству, Администрации Каменск-Уральского городского округа в непринятии мер, направленных на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов, расположенных:
на территории Каменск-Уральского городского округа, в 1400 метрах от трассы Екатеринбург-Шадринск-Курган, справа от грунтовой дороги, ведущей к коллективному саду № 17/3, площадью 5 м х 6 м, объемом 30 куб. метров, состоящее из древесных отходов;
на территории Каменск-Уральского городского округа, в 1000 метрах от трассы Екатеринбург-Шадринск-Курган, слева от грунтовой дороги, ведущей к коллективному саду № 17/3, площадью 1 м х 1 м, объемом 0,8 куб. метров, состоящее из мусора от разбора здания, древесного мусора.
Возложена обязанность на МКУ «Управление городского хозяйства», Отраслевой орган Администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству, Администрацию Каменск-Уральского городского округа в срок не позднее 01.09.2021 восстановить нарушенное состояние окружающей среды, приняв действенные меры по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, расположенных:
на территории Каменск-Уральского городского округа, в 1400 метрах от трассы Екатеринбург-Шадринск-Курган, справа от грунтовой дороги, ведущей к коллективному саду № 17/3, площадью 5 м х 6 м, объемом 30 куб. метров, состоящее из древесных отходов;
на территории Каменск-Уральского городского округа, в 1000 метрах от трассы Екатеринбург-Шадринск-Курган, слева от грунтовой дороги, ведущей к коллективному саду № 17/3, площадью 1 м х 1 м, объемом 0,8 куб. метров, состоящее из мусора от разбора здания, древесного мусора.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация Каменск-Уральского городского округа просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворенных исковых требований к данному органу местного самоуправления, ссылаясь на то, что ликвидация несанкционированных спорных свалок отнесена к компетенции регионального оператора, с соблюдением установленного порядка, чему суд первой инстанции оценки не дал. Кроме того, требования прокурора удовлетворены в солидарном порядке, что не основано на законе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Смольников Е.В. просил оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание не явились ответчики, чье извещение презюмируется согласно п. п. 15, 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов» (ранее извещены о начавшемся процессе л.д. 22-25).
Кроме того, участвующие по делу лица извещались публично путем заблаговременного размещения 08.06.2021 в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Свердловского областного суда.
Принимая во внимание надлежащее и своевременное извещение участников процесса о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия в соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В суде апелляционной инстанции сторонами (ответчиком в жалобе) признано, что земельный участок, на котором расположены заявленные в иске свалки, относится к категории земель населенных пунктов, находится в государственной неразграниченной собственности, земельный участок не обременен правами третьих лиц, не предоставлен в пользование, аренду, на ином правовом основании.
Совокупностью доказательств по делу судом установлено, предметом спора не являлось, что на указанных в иске территориях имеются несанкционированные свалки, лица виновные в несанкционированном размещении ТКО, строительного мусора, не установлены, иное не следует из материалов дела, свалки не ликвидированы.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абз. 2 п. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.
Исходя из предписаний п. 2 ст. 3.3 указанного Федерального закона предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абз. 3).
Из правового анализа приведенной нормы следует, что за участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.
Обязанность по защите земель от захламления отходами производства и потребления и других негативных воздействий возлагается на собственников в силу прямого указания ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от вины, поскольку в данном случае речь идет не о гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а об установленной законом обязанности по охране земельного участка от загрязнения и иного негативного воздействия.
В силу положений ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - Правила).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно п.п. 1, 5 которых настоящие Правила устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641».
Согласно пп. 5 п. 8 Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, Утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области от 22.06.2017 № 440-ПП, региональный оператор осуществляет следующие функции: выполняет мероприятия по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), определенных соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере обращения с ТКО и региональным оператором. Ликвидация мест несанкционированного размещения ТКО, не включенных в соглашение, осуществляется региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с ТКО.
Согласно п. 16 Правил № 1156, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пп. а),
уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пп. б).
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (п. 17 Правил).
Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором (п. 18 Правил).
Из материалов дела не следует, что ответчиками для целей ликвидации спорных несанкционированных свалок соблюден установленный и указанный выше порядок, не представлено и соответствующих доказательств в указанной части и суду апелляционной инстанции, а потому ссылки ответчиков в жалобах на указанные обстоятельства по существу являются несостоятельными.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке (п. 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 26-П).
В силу п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607-ст) собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
В примечании к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 указано, что, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В указанной связи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что собственником земли в лице администрации городского округа допущено бездействие по принятию мер к ликвидации несанкционированного размещения ТКО, в состав которого частично входит строительный мусор.
Выводы суда в указанной части основаны на положениях ст. 12, пп. 2 п. 2 ст. 13, абз. 8 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми собственники призваны обеспечить предотвращение и ликвидацию загрязнения земель, а также на положениях п. 14 ч. 1 ст. 15 и п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на соответствующих территориях.
Полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований по решению рассматриваемого вопроса местного значения установлены отраслевым федеральным законом - Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
К полномочиям органов местного самоуправления всех видов муниципальных образований (с учетом особенностей их исполнения на территории сельских поселений) отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ст. 8 указанного Закона).
Пунктом 2 Правил определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах.
Следовательно, участие органов местного самоуправления в деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов может заключаться и в приобретении органами местного самоуправления контейнеров и бункеров для установки в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Размещение ТКО вне указанных мест запрещено указанным выше Законом и Правилами.
Как следует из материалов дел, муниципальное образование (в лице администрации), будучи собственником (п. 18 Правил), мер к ликвидации свалки не предприняло, ссылаясь на выделение бюджетных денежных средств на 2021 год для указанных целей непосредственно МКУ «Управление городского хозяйства», последним также ликвидация не осуществлена.
Вопреки доводам жалобы ответчика, разрешая требования истца ко всем трем ответчикам, суд первой инстанции не установил их солидарную ответственность.
Приведенные выше полномочия являются публично-правовой обязанностью ответчика-администрации, которые он реализует за счет МКУ «Управление городского хозяйства», Отраслевого органа Администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству, что не освобождает Администрацию от надлежащего содержания территорий и не может служить основанием для освобождения данного ответчика от гражданско-правовой ответственности.
Фактически доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права. Однако оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу разрешен верно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с
ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 17.03.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Г. Седых |
Судьи |
Р.В. Кучерова |
Г.С. Хайрова |