Дело № 12-159/2021
Р Е Ш Е Н И Е
29 июня 2021 года г. Ярославль
Судья Ленинского районного суда г. Ярославля Филипповский А.В.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Ярославля Земсковой Т.Ю.,
заявителя Сысоева Д.В.,
при секретаре Постновой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сысоева Д.В. на определение заместителя прокурора Ленинского района г. Ярославля от 04.05.2021 г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ, в отношении должностных лиц департамента государственного жилищного надзора Ярославской области,
У С Т А Н О В И Л:
Определением заместителя прокурора Ленинского района г. Ярославля от 04.05.2021 г. отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ, в отношении должностных лиц департамента государственного жилищного надзора Ярославской области.
Как указано в определении, прокуратурой Ленинского района г. Ярославля в период с 23.04.2021 г. по 04.05.2021 г. проведена проверка по обращению Сысоева Д.В. о ненадлежащем рассмотрении его обращения департаментом государственного жилищного надзора Ярославской области.
В ходе проверки установлено, что 15.03.2021 г. в департаментгосударственного жилищного надзора Ярославской области по электронной почте поступило обращение Сысоева Д.В. о предоставлении копии приказа департамента от 23.03.2020 г. №. Обращение Сысоева Д.В. от 15.03.2021 г. зарегистрировано в указанную дату и рассмотрено департаментом и 13.04.2021 г. Сысоеву Д.В. дан ответ, который был направлен в его адрес по электронной почте. В ответе от 13.04.2021 г. департамент сообщил Сысоеву Д.В., что осуществляет деятельность в рамках полномочий, предоставленных положениями действующего жилищного законодательства и законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности, выход за их переделы не допускается. Департамент не наделен полномочиями по предоставлению копий документов, в том числе приказов департамента. Заявителю разъяснено, что обжалование действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ.
Сысоев Д.В. обратился в суд с жалобой на указанное определение, в которой просил определение отменить, возвратить дело на новое рассмотрение, поскольку определение вынесено с нарушением процессуальных требований. В обоснование жалобы указано, что заместителем прокурора Ленинского района г. Ярославля вынесено немотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, указанное определение и ответ департамента от 13.04.2021 г. нарушают конституционные права гражданина, в том числе установленные Законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» № 8-ФЗ от 09.02.2009 г. При вынесении определения заместителем прокурора Ленинского района г. Ярославля не соблюдены требования ст. 26.1 и ст. 26.2 КоАП РФ.
Заслушав Сысоева Д.В. в поддержание доводов жалобы и помощника прокурора Ленинского районного г. Ярославля Земскову Т.Ю., возражавшей против удовлетворения жалобы, поддержавшей возражения на жалобу, рассмотрев жалобу, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
Основания возбуждения дела об административном правонарушении изложены в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.
Вопрос о том, являются ли сообщенные в заявлении данные достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении, разрешается лицом, уполномоченным возбуждать такие дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 27 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ, прокурором возбуждаются дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.39, 5.59, 5.61 данного Кодекса.
В соответствии с ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ установлено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
По этим же правилам в соответствии с ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ обжалуется определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Статья 5.39 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации.
Неправомерный отказ в предоставлении информации может быть как в устной форме, так и в виде письменного ответа на запрос, как без каких-либо обоснований, так и со ссылками на необходимость обеспечения охраны государственной или коммерческой тайны, тайны следствия и т.п.
Правонарушение может выражаться также в несоблюдении сроков предоставления информации по запросу (заявлению) гражданина или организации (юридического лица).
Из материалов дела следует, что 15.03.2021 г. в департамент государственного жилищного надзора Ярославской области по электронной почте поступило обращение Сысоева Д.В. о предоставлении копии приказа департамента от 23.03.2020 г. №. Обращение Сысоева Д.В. от 15.03.2021 г. рассмотрено департаментом и 13.04.2021 г. Сысоеву Д.В. дан ответ, который был направлен в его адрес по электронной почте.
В ответе от 13.04.2021 г. департамент сообщил Сысоеву Д.В., что осуществляет деятельность в рамках полномочий, предоставленных положениями действующего жилищного законодательства и законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности, выход за их переделы не допускается. Департамент не наделен полномочиями по предоставлению копий документов, в том числе приказов департамента. Заявителю разъяснено, что обжалование действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ.
Не согласившись с ответом департамента государственного жилищного надзора Ярославской области от 13.04.2021 г., Сысоев Д.В. обратился с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.39 КоАП РФ, должностное лицо департамента государственного жилищного надзора Ярославской области, в прокуратуру Ярославской области.
По результатам проведения проверки, заместителем прокурора Ленинского района г. Ярославля вынесено определение от 04.05.2021 г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ, в отношении должностного лица департамента государственного жилищного надзора Ярославской области по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
В силу с. 1 ст. 9 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу ст. 10 Закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Согласно ст. 2 закона № 8-ФЗ действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Согласно ч. 5 ст. 2 действие настоящего Федерального закона не распространяется на: 1) отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется государственными органами и органами местного самоуправления; 2) порядок рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления обращений граждан.
С выводами, содержащимися в обжалуемом определении, суд соглашается, поскольку обращение Сысоева Д.В. от 15.03.2021 г. рассмотрено департаментом в установленный Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» срок, не превышающий 30 дней со дня регистрации письменного обращения, ответ департамента был дан по существу обращения и в целом соответствовал установленным по делу обстоятельствам. Несогласие заявителя с содержанием ответа на обращение само по себе не тождественно незаконному отказу в предоставлении гражданину информации.
Определение заместителя прокурора от 04.05.2021 г. отвечает требованиям, предусмотренным ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ, то есть является мотивированным: в нем содержатся основанные на результатах проведенной проверки выводы применительно к доводам обращения относительно невозможности привлечения должностных лиц ДГЖН по ЯО к административной ответственности за совершение административных правонарушений при приведенных выше основаниях, установленных законом.
Отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении, заместитель прокурора Ленинского района г. Ярославля исходил из того, что обращение Сысоева Д.В. обоснованно рассмотрено департаментом в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Обращение Сысоева Д.В. от 15.03.2021 г. поступило в адрес департамента по электронной почте, было зарегистрировано, ответ на обращение от 13.04.2021 г. в соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ был направлен в адрес заявителя в электронной форме по электронной почте.
Таким образом, доводы жалобы не содержат оснований для отмены определения, вынесенного компетентным лицом с соблюдением установленной процедуры, на основе надлежащей оценки доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ 04.05.2021 ░. ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 5.39 ░░░░ ░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░░