61RS0003-01-2024-001660-62
Судья Полищук Л.И. дело № 33-16993/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 октября 2024г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Корниловой Т.Г.,
судей Котельниковой Л.П., Быченко С.И.,
при секретаре Ворсиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1760/2024 по иску прокурора г. Таганрога в интересах Козельского Геннадия Александровича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о признании незаконным решения, включении периодов работы, службы в армии, назначении досрочной страховой пенсии, по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16 мая 2024 года. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Таганрога в интересах Козельского Г.А. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о признании незаконным решения, включении периодов работы, службы в армии, назначении досрочной страховой пенсии. В обоснование заявленных доводов указав, что ОСФР вынесено решение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.10.2022 об отказе Козельскому Г.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности.
Проведенной проверкой прокуратуры установлено, что 23.10.2022 Козельский Г.А. обратился в ОСФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, предоставив документы: паспорт гражданина РФ, военный билет, свидетельство о рождении, документ об образовании, трудовую книжку образца.
Ответчиком 27.10.2022 вынесено решение об отказе Козельскому Г.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности.
При этом, при вынесении 27.10.2022 решения об отказе в назначении Козельскому Г.А. досрочной страховой пенсии по старости в стаж работы по Списку № 1 не были включены: период работы по профессии слесаря-ремонтника в АО «Тагмет» с 24.05.1991 по 13.06.1991 (причина неясна); период службы в армии по призыву с 25.06.1991 по 21.09.1992. Данный период не включен в стаж, поскольку занимаемая Козельским Г.А. профессия слесаря-ремонтника относится к Списку № 1, утвержденного постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, а к Списку № 1, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, не относится.
Ответчиком также включен период работы Козельского Г.А. в АО «Тагмет» по профессии слесаря-ремонтника с 27.07.1989 по 23.05.1991, как относящийся к Списку № 1, утвержденному постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 - «слесари-ремонтники», подраздел 4 раздела III «Металлургическое производство (черные металлы)», код льготной работы 1030400А-1753А.
Вместе с тем, полный период работы Козельского Г.А. в АО «Тагмет» по профессии слесаря-ремонтника с 27.07.1989 по 23.05.1991 отражен с кодом льготной работы 1030400А-1753А в выписках из индивидуального лицевого счета застрахованного лица по формам СЗИ-НВП и СЗИ-ИЛС.
По подсчетам пенсионного органа страховой стаж Козельского Г.А. составил 28 лет 07 месяцев 08 дней (при требуемом 20 лет), стаж работы по Списку № 1 - 06 лет 06 месяцев 08 дней (при требуемом для мужчин в возрасте 52 лет - 8 лет).
Указанное решение ответчика является незаконным и подлежит отмене, периоды работы и срочной службы подлежат включению в страховой стаж, а досрочная страховая пенсия по старости - назначению.
В ходе проведения проверки прокуратуры также установлено, что Козельский Г.А. до службы по призыву осуществлял трудовую деятельность во вредных условиях труда, а после службы по призыву - в тяжелых условиях труда.
Занимаемая Козельским Г.А. должность слесаря-ремонтника относится к Списку № 1 раздела III подраздела 4 шифр профессии 1030400а-1753А, утвержденного постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, что также подтверждено работодателем АО «Тагмет» в выписках из индивидуального лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-НВП и СЗИ-ИЛС.
Поскольку период службы Козельского Г.А. в рядах Вооруженных сил имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий до 1 января 2002 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, иное толкование противоречило бы положениям ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18,19, ч. 1 ст. 55 Конституции I РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П и от 24.05.2001 № 8-П, а также в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 № 320-0.
Учитывая то обстоятельство, что выполняемая Козельским Г.А. работа до службы в армии относилась к работе во вредных условиях труда на должностях слесаря-ремонтника, предусмотренной Списком № 1, решение ОСФР от 27.10.2022 является незаконным, имеются правовые основания для включения в специальный стаж Козельского Г.А. периода работы с 24.05.1991 по 13.06.1991, периода службы в армии по призыву с 25.06.1991 по 21.09.1992.
Истец, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил суд: признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования России по Ростовской области от 27.10.2022 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Козельскому Г.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, незаконным. Признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 19.09.2023. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования России по Ростовской области включить в стаж работы по Списку № 1 периоды: работы по профессии слесаря-ремонтника в АО «Тагмет» с 24.05.1991 по 13.06.1991; период службы в армии по призыву с 25.06.1991 по 21.09.1992, а также обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования России по Ростовской области назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» с 19.09.2023.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16 мая 2024 года исковые требования прокурора г. Таганрога в интересах Козельского Г.А. - удовлетворены.
Суд признал решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования России по Ростовской области от 27.10.2022 незаконным в части не включения спорных периодов работы.
Суд обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области включить в специальный стаж Козельского Г.А. в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» период работы с 24.05.1991 по 13.06.1991 - слесарем-ремонтником в АО «Тагмет»; период службы в армии по призыву с 25.06.1991 по 21.09.1992.
Суд обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области назначить Козельскому Г.А. досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», с 19.09.2023.
С указанным решением суда первой инстанции не согласился ответчик, им подана апелляционная жалоба, в которой, частично повторяя позицию, изложенную им в возражениях на иск в суде первой инстанции, полагает решение суда незаконным, необоснованным, вынесенным с существенным нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежащим отмене.
По мнению заявителя жалобы, судом не учтено, что у Козельского Г.А. на момент обращения в ОСФР по Ростовской области страховой стаж составил 28 лет 07 месяцев 08 дней, стаж работы по Списку №1 - 06 лет 06 месяцев 08 дней, при требуемом в 52 года – 8 лет.
Заявитель жалобы указывает также на то, что суд не учел то обстоятельство, что истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования. Данные из выписки индивидуального лицевого счета (ИЛС) истца не содержат сведений, подтверждающих факт его работы в спорные периоды в особых условиях труда, то есть отсутствует код льготы. При этом, со стороны работодателя никакими документами не была подтверждена полная занятость истца в спорные периоды (с 27.07.1989 по 13..06.1991- слесарь-ремонтник в АО «Тагмет»), а сам истец не обращался к работодателю по вопросу внесения корректирующих сведений в его индивидуальный лицевой счет в виде проставления кода льготы в спорные периоды.
Также заявитель жалобы указывает на то, что период прохождения военной службы с 25.06.1991 по 21.09.1992 не может быть приравнен к стажу по Списку №1 (1956), так как согласно Положения от 03.08.1972г №590 (действующему до 01.01.1992) приравнивание периода службы в Вооруженных силах СССР к работе по Спискам №1 и №2, утвержденным в 1956 году, осуществляется, если указанная работа предшествовала периоду военной службы либо следовала за окончанием этого периода.
В возражениях, поданных на апелляционную жалобу, истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Отдела прокуратуры Ростовской области и Козельский Г.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции явились, просили оставить решение суд без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке ч.3 ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, что подтверждается почтовым идентификатором с сайта Почты России (л.д. 137).
На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, приведенным в п. 46 постановления от 22.06.2021г. № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», в соответствии с частями 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав явившихся лиц, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на нее (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (вступившим в силу с 01.01.2015г.), Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в его действующей части) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", который, в свою очередь, устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 3 данного Закона страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Аналогичная норма содержалась в п. 1 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (ст. 11 Закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В силу положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 цитируемого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае если они проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 г. принято Постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных рабочих, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков, производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Подразделом 4 «Трубное производство: трубопрокатное, трубосварочное, электротрубосварочное, трубоволочильное, труболитейное, фитинговое, баллонное, термическое и оцинковальное; подготовка и вырубка металла» раздела III «Металлургическое производство (черные металлы)» позиция «а» (рабочие) Списка № 1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» установлено, что право на льготную пенсию по возрасту: в шахтах, рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых; геологоразведке; на дренажных шахтах; на строительстве шахт, рудников, приисков (позиция 1030400а-1753А), имеют все рабочие ремонтных служб, занятые ремонтом оборудования в местах его установки на участках(рабочих местах) действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 1: слесари - ремонтники, электрогазосварщики, электросварщики ручной сварки, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
Право на досрочное назначение пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
В силу положений абз. 1 п. 4 Правил № 516 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 5 Разъяснений Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных Постановлением Министерства труда РФ 22 мая 1996 г. № 29, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона № 400-ФЗ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 23.10.2022 Козельский Г.А. обратился в ОСФР Ростовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В назначении досрочной страховой пенсии истцу решением ОСФР Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.10.2023 отказано, в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение согласно п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и установлено, что страховой стаж Козельского Г.А. составил 28 лет 07 месяцев 08 дней (при требуемом 20 лет), стаж работы по Списку № 1 - 06 лет 06 месяцев 08 дней (при требуемом для мужчин в возрасте 52 лет - 8 лет).
Вышеуказанным решением ОСФР Козельскому Г.А. отказало в досрочной страховой пенсии по старости, так как в стаж работы по Списку № 1 не были включены: период работы по профессии слесаря-ремонтника в АО «Тагмет» с 24.05.1991 по 13.06.1991; период службы в армии по призыву с 25.06.1991 по 21.09.1992.
Как установлено материалами дела, копией трудовой книжки, серии АТ-V НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданной 23.06.1988 на имя Козельского Г.А. из которой усматривается, что 27.07.1989 истец принят в трубопрокатный цех № 1 на Таганрогский металлургический завод слесарем-ремонтником, откуда уволен 13.06.1991 в связи с призывом в Советскую Армию. С 25.06.1991 по 21.09.1992 Козельский Г.А. проходил службу в Советской Армии, после окончания которой с 12.10.1992 принят трубопрокатный цех № 1 на Таганрогский металлургический завод слесарем-ремонтником.
В статье 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, установлены условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
На основании пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
В настоящее время Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Козельский Г.А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 17.07.1998.
На основании вышеуказанных норм законодательства, при подсчете страхового стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, до - документально.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ.
Из данных о стаже, содержащихся в предоставленных сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, усматривается, что период трудовой деятельности Козельского Г.А. с 27.07.1989 по 13.06.1991 указан по Списку № 1 в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 15 оборот).
Как следует из содержания пункта 5 ранее упомянутых Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", и разъяснений Министерства труда РФ от 8 января 1992 года N 1, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 года N 235, утвержденных после 1 января 1992 года, до указанной даты подтверждение полной занятости на работах с особыми условиями труда согласно действовавшему на тот период времени законодательству не требовалось, соответственно, для подтверждения права на досрочное пенсионное обеспечение после 1 января 1992 года требуется документальное подтверждение полной занятости в специальных условиях труда.
Довод апелляционной жалобы, о том, что истец не предоставил сведения о полной рабочей занятости не состоятелен и опровергается тем, что ранее действующее пенсионное законодательство указанных требований не содержало, следовательно, подтверждение постоянной занятости выполнением работ, предусмотренных Списками № 1 и 2, в течение полного рабочего дня, до 01.01.1992 не требовалось, а после указанной даты должно подтверждаться соответствующими доказательствами, представляемыми работником в пенсионный орган при разрешении вопроса о досрочном назначении страховой пенсии.
Так как спорный период трудовой деятельности Козельского Г.А. протекал до 01.01.1992 и материалы дела содержат достаточные и достоверные доказательства осуществления истцом трудовой деятельности в должности слесаря-ремонтника в АО «Тагмет» с 24.05.1991 по 13.06.1991, то судебная коллегия, принимает во внимание, что период работы с 27.07.1989 по 23.05.1991, предшествовавший спорному периоду, протекавший в одной и той же организации и должности должен быть включен ответчиком в специальный стаж Козельского Г.А. по Списку № 1 в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Так как сведений о том, что характер работы истца менялся в спорный период ответчиком не представлено, то на основании вышеизложенного, судебная коллегия, приходит к выводу об обоснованности включения в специальный стаж Козельского Г.А. по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» периода работы с 24.05.1991 по 13.06.1991 в должности слесаря-ремонтника в АО «Тагмет».
Довод апелляционной жалобы о том, что суд ошибочно включил в специальный стаж период службы в армии с 25.06.1991 по 21.09.1992, подлежит отклонению судебной коллегией, так как пенсионное обеспечение граждан СССР в период службы Козельского Г.А. в Вооруженных силах СССР регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590.
На основании с п.109 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 №590 (ред. от 30.01.1988) «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Как следует из трудовой книжки Козельского Г.А., он осуществлял трудовую деятельность с 27.07.1989 по 13.06.1991 слесарем-ремонтником в трубопрокатном цехе № 1 на Таганрогском металлургическом заводе, откуда уволен в связи с призывом в Советскую Армию. С 25.06.1991 по 21.09.1992 истец проходил службу в Советской Армии, после окончания которой, с 12.10.1992 принят трубопрокатный цех № 1 на Таганрогский металлургический завод слесарем-ремонтником.
Козельский Г.А. с 25.06.1991 по 21.09.1992 проходил службу в Советской Армии, что подтверждается предоставленным военным билетом серии НД № 8469257, (л.д. 29).
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В случае если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии.
Так с учетом включенных спорных периодов трудовой деятельности и службы истца, страховой стаж Козельского Г.А. по Списку № 1 составит более 07 лет 09 месяцев, что дает право истцу на назначение досрочной страховой пенсии при достижении возраста 53 лет. Принимая во внимание, что истец достиг возраста 53 лет 19.09.2023, суд обоснованно счел возможным удовлетворить требования истца и назначить страховую пенсию с даты достижения соответствующего возраста, с даты возникновения права, то есть, с 19.09.2023.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что непосредственно перед и после прохождения военной службы по призыву, истец осуществлял трудовую деятельность, включенную в его специальный страховой стаж в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», то период службы в армии с 25.06.1991 по 21.09.1992 подлежит включению в специальный страховой стаж Козельского Г.А. Так с учетом включенных спорных периодов трудовой деятельности и службы истца, принимая во внимание, что истец достиг возраста 53 лет 19.09.2023 и его страховой стаж. по Списку № 1 составит более 07 лет 09 месяцев, то судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда об удовлетворении требования истца и назначении страховой пенсии с даты достижения соответствующего возраста, с даты возникновения права, то есть с 19.09.2023.
При таких обстоятельствах решение ОСФР по Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.10.2022 в части не включения периодов работы Козельскому Г.А. с работы по профессии слесаря-ремонтника в АО «Тагмет» с 24.05.1991 по 13.06.1991; период службы в армии по призыву с 25.06.1991 по 21.09.1992, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не может быть признано законным и обосновано подлежало отмене судом.
Судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции имелось достаточно правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований. Учитывая, что доводы апелляционной жалобы по сути повторяют позицию ответчика, изложенную в ходе рассмотрения спора по существу, возражения ответчика были изучены судом, им дана надлежащая правовая оценка, судебная коллегия не находит оснований для пересмотра выводов суда по заявленным в жалобе доводам.
В целом приведенные в жалобе доводы ответчика в своей совокупности правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к субъективному толкованию норм материального права, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, иному толкованию закона, регулирующего возникшие отношения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено - 28 октября 2024 года