Решение по делу № 2-401/2024 (2-3333/2023;) от 19.12.2023

Дело№ 2-401/2024

УИД 77RS0016-02-2023-00026137-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2024 года                         город Ростов-на-Дону

Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

Судьи АФИНОГЕНОВОЙ Е.В.,

при секретаре судебного заседания КАВКАЛО А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грозненского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к АО «ФПК» об обязании оборудовать вагоны средствами видеонаблюдения,

Установил:

Грозненский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к АО «ФПК» об обязании оборудовать вагоны средствами видеонаблюдения, в обоснование которого указал на то, что Грозненской транспортной прокуратурой в соответствии с поручением Южной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности в деятельности Вагонного участка Грозный – Северо-Кавказского филиала АО «Федеральная пассажирская компания».

Согласно ч.1.3 ст.9 Закон №16-ФЗ, паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Во исполнение требований Закона №16-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждено постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта».

Согласно п.5 Требований он является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, в том числе (перевозчиками) Российской Федерации, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств.

По результатам надзорных мероприятий было установлено, что Вагонным участком эксплуатируются 39 пассажирских вагонов, из которых 12 плацкартных, 26 купе, 1 вагон-ресторан, находящиеся на балансе Вагонного участка и введенные в эксплуатацию с 1982 по 2004 годы, на которых осуществляется перевозка и обслуживание пассажиров. Таким образом, подвижной состав Вагонного участка задействован в осуществлении перевозок пассажиров на территории Российской Федерации. Паспорта обеспечения транспортной безопасности названных транспортных средств утверждены ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, что в соответствии с положениями пп.8 п.6 Требований возлагает обязанность по реализации требований и мероприятий, предусмотренных паспортами обеспечения транспортной безопасности, не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В то же время, в нарушение вышеприведенных норм законодательства до настоящего времени 33 пассажирских вагона не оснащены средствами видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива), а также средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.

По факту выявленных нарушений в адрес начальника Вагонного участка Грозненским транспортным прокурором внесено представление об устранении нарушений закона, однако ответчиком нарушения не устранены. Допущенные нарушения негативно сказываются на антитеррористической защищенности упомянутых транспортных средств при осуществлении перевозок пассажиров.

Согласно п.2.2.6, ДД.ММ.ГГГГ Положения о Вагонном участке Грозный – структурном подразделении Северо-Кавказского филиала АО «Федеральная пассажирская компания», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ начальником Северо-Кавказского филиала АО «Федеральная пассажирская компания», одними из основных задач Вагонного участка является непосредственное выполнение мероприятий, предусмотренных планами обеспечения транспортной безопасности, проведение мероприятий по защите объектов пассажирского хозяйства, работников и пассажиров от террористических актов.

На основании изложенного, истец просит суд обязать АО «Федеральная пассажирская компания» исполнить требования, предусмотренные пп.6 п.6, пп.1 п.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , а именно: оснастить следующие 33 транспортные средства Вагонного участка Грозный - структурного подразделения Северо-Кавказского филиала АО «Федеральная пассажирская компания»: 051-11216, 053-22748, 051-11109, 052-16932, 053-22730, 052-23763, 051-11240, 051-11232, 053-22714, 053-22805, 051-14582, 051-13758, 053-22813, 051-11497, 053-22797, 053-22821, 051-11463, 051-11471, 051-13741, 051-14574, 053-22763, 053-14133, 052-16395, 051-14657, 051-11141, 051-11083, 051-14616, 051-14517, 053-13671, 052-16767, 053-22789, 053-22771, 051-14624 в соответствии с утвержденными паспортами транспортных средств техническими средствами обеспечения транспортной безопасности: средствами видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива), средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.

Представитель истца Горяева Н.К., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика АО «ФПК» Соколов Д.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просил суд отказать в их удовлетворении в полном объеме. Поддержал доводы, изложенные в ранее направленном отзыве на исковое заявление, согласно которому предъявленные исковые требования являются заведомо неисполнимыми и основываются на противоречивых нормах законодательства о транспортной безопасности. АО «ФПК» будет обязано оснастить спорные вагоны средствами видеонаблюдения только в том случае, если спорные вагоны не будут списаны в связи с истечением срока службы, а будут направлены на капитально-восстановительный ремонт.

Капитальный ремонт проводит только специализированное предприятие, с которым АО «ФПК» заключен договор, с учетом графиков ремонта и материально-технических возможностей. Оборудование пассажирского вагона дополнительными техническими средствами возможно только в ходе капитального ремонта и на основании специально разработанной для этого технической документации, так как происходит разбор части вагона для этих целей и изменение конструктивных решений, напрямую связанных с возможностью безопасной эксплуатации вагона. Выполнение работ по установлению технических средств на пассажирский вагон предполагает определенную этапность и последовательность их выполнения, что не учтено истцом при установлении срока их проведения. В материалы дела истцом не представлено доказательств, подтверждающих неисполнение АО «ФПК» требований законодательства о транспортной безопасности, поскольку оснащение вагонов системами видеонаблюдения и регистрации возможно только в рамках проведения капитально-восстановительного ремонта. Более того, в материалах дела также отсутствуют доказательства того, что АО «ФПК» уклоняется от выполнения работ, которые возможно выполнить только при проведении капитального ремонта вагона. Кроме того, представитель ответчика обратил внимание суда на то, что вагоны, указанные в исковом заявлении, не используются в перевозочном процессе.

АО «ФПК» просит суд учесть, что компанией принимаются все возможные меры по исполнению требований законодательства, а исполнение исковых требований Грозненского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в указанный в заявлении срок невозможно по объективным причинам. Установление в пассажирских вагонах средств видеонаблюдения, обработки, накопления, хранения видеоинформации требует выполнения существенного объема работы и вложения значительных денежных средств. В отношении пассажирских вагонов, которые не оснащены средствами видеонаблюдения и регистрации АО «ФПК» проводит работу по оснащению транспортных средств системами видеонаблюдения и регистрации на постоянной основе. Пассажирские вагоны, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Требований, оснащаются системами видеонаблюдения и регистрации при проведении капитально-восстановительного ремонта, а все вводимые в эксплуатацию транспортные средства оснащаются системами видеонаблюдения при постройке на заводах-изготовителях. Оснастить единовременно все транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, не представляется возможным, в виду отсутствия технологической возможности и непрерывности перевозочного процесса. Ответчиком, на все транспортные средства (пассажирские вагоны) разработаны, утверждены и направлены в Федеральное агентство железнодорожного транспорта паспорта обеспечения транспортной безопасности. Таким образом, АО «ФПК» предпринимаются возможные меры по соблюдению требований законодательства о транспортной безопасности.

На основании изложенного, представитель ответчика просил суд в удовлетворении требований Грозненского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к АО «ФПК» отказать. В случае удовлетворения заявленных исковых требований предоставить АО «ФПК» срок не менее 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В дополнение к ранее представленному отзыву на иск, были предоставлены пояснения, согласно которым с целью недопущения нарушения требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ АО «ФПК» организовало обновление парка вагонов в Вагонном участке Грозный. Так, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ согласно сведениям из Автоматизированной системы управления парком пассажирских вагонов (АСУ ПВ) в период с июля по сентябрь 2023 года приписной парк пассажирских вагонов структурного подразделения Северо-Кавказского филиала АО «ФПК» пополнился пассажирскими вагонами, оборудованными системой видеонаблюдения. Ответчик также отметил, что вагоны, перечисленные в исковом заявлении, используются в перевозочном процессе нерегулярно: задействованы в специальных перевозках на территории проведения специальной военной операции.

Выслушав явившихся в судебное заседание представителей участников процесса, изучив представленные доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В силу пп.1, 10 ч.1 ст.1 Закона №16-ФЗ транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, под которыми понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающий безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Согласно ч.1.3 ст.9 Закон №16-ФЗ, паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Во исполнение требований Закона №16-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждено постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта».

Согласно п.5 Требований он является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, в том числе (перевозчиками) Российской Федерации, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств.

В соответствии с пп.6 п.6 Требований субъект транспортной инфраструктуры (перевозчик) обязан оснастить транспортное средство в соответствии с утвержденным паспортом транспортного средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям ч.8 ст.12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» и обеспечивающими реализацию положений настоящего документа.

В силу пп.8 п.6 Требований, реализовывать мероприятия, предусмотренные паспортом транспортного средства, не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего документа для эксплуатируемых транспортных средств, а для вводимых в эксплуатацию (приобретенных) после вступления в силу настоящих требований – со дня введения их в эксплуатацию.

Согласно пп.1 п.7 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров в дальнем следовании, дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа, обязаны оснастить транспортные средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно: средствами видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива); средствами видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива);средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне); переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.

Согласно п.2.2.6, ДД.ММ.ГГГГ Положения о Вагонном участке Грозный – структурном подразделении Северо-Кавказского филиала АО «Федеральная пассажирская компания», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ начальником Северо-Кавказского филиала АО «Федеральная пассажирская компания», одними из основных задач Вагонного участка является непосредственное выполнение мероприятий, предусмотренных планами обеспечения транспортной безопасности, проведение мероприятий по защите объектов пассажирского хозяйства, работников и пассажиров от террористических актов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Грозненской транспортной прокуратурой в соответствии с поручением Южной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения федерального законодательства о транспортной безопасности в деятельности Вагонного участка Грозный – Северо-Кавказского филиала АО «Федеральная пассажирская компания».

По результатам проведенной проверки было установлено, что Вагонным участком эксплуатируются 39 пассажирских вагонов, из которых 12 плацкартных, 26 купе, 1 вагон-ресторан, находящиеся на балансе Вагонного участка, на которых осуществляется перевозка и обслуживание пассажиров.

В нарушение норм законодательства 33 пассажирских вагона, а именно: 051-11216, 053-22748, 051-11109, 052-16932, 053-22730, 052-23763, 051-11240, 051-11232, 053-22714, 053-22805, 051-14582, 051-13758, 053-22813, 051-11497, 053-22797, 053-22821, 051-11463, 051-11471, 051-13741, 051-14574, 053-22763, 053-14133, 052-16395, 051-14657, 051-11141, 051-11083, 051-14616, 051-14517, 053-13671, 052-16767, 053-22789, 053-22771, 051-14624, не оснащены средствами видеонаблюдения к кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива), а также средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.

По факту выявленных нарушений в адрес начальника Вагонного участка Грозненским транспортным прокурором внесено представление об устранении указанных нарушений, однако ответчиком нарушения не устранены.

Целями обеспечения транспортной безопасности, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ), являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности в числе прочего являются определение угроз совершения актов незаконного вмешательства, а также разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.

Деятельность по обеспечению транспортной безопасности должна осуществляться постоянно, без каких-либо перерывов и изъятий, о чем свидетельствует принцип непрерывности, установленный ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ.

Обеспечение транспортной безопасности в силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №    16-ФЗ возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

Во исполнение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее - Требования), которые вступили в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Выявленные нарушения требований законодательства о транспортной безопасности в деятельности Вагонного участка Грозный – Северо-Кавказского филиала АО «ФПК» негативно сказываются на антитеррористической защищенности указанных в исковом заявлении транспортных средств при осуществлении ими перевозок пассажиров.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходит из необходимости обеспечения безопасности неопределенного круга лиц путем принятия мер по обеспечению средствами видеонаблюдения, средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.

    Оснований полагать, что нарушение требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля ответчиков, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона, не имеется.

    Учитывая изложенное, суд полагает необходимым обязать АО «Федеральная пассажирская компания» исполнить требования, предусмотренные пп.6 п.6, пп.1 п.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , а именно: оснастить следующие 33 транспортные средства Вагонного участка Грозный - структурного подразделения Северо-Кавказского филиала АО «Федеральная пассажирская компания»: 051-11216, 053-22748, 051-11109, 052-16932, 053-22730, 052-23763, 051-11240, 051-11232, 053-22714, 053-22805, 051-14582, 051-13758, 053-22813, 051-11497, 053-22797, 053-22821, 051-11463, 051-11471, 051-13741, 051-14574, 053-22763, 053-14133, 052-16395, 051-14657, 051-11141, 051-11083, 051-14616, 051-14517, 053-13671, 052-16767, 053-22789, 053-22771, 051-14624 в соответствии с утвержденными паспортами транспортных средств техническими средствами обеспечения транспортной безопасности: средствами видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива), средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.

Ответчик просит установить срок устранения нарушений требований федерального законодательства о транспортной безопасности исполнения обязанности в течение 2-х лет со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В силу требований статьи 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, статьи 210 ГПК РФ об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ отДД.ММ.ГГГГ №«О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.

Презумпция исполнимости судебного решения означает и реальное восстановление нарушенных прав в установленный в нем срок.

С учетом характера нарушений, а также объема и характера мероприятий, которые необходимо провести с целью устранения нарушений законодательства о транспортной безопасности, суд считает необходимым установить срок, в течение которого ответчики должны совершить действия по устранению нарушений - в течение 2-х лет со дня вступления решения суда в законную силу, считая данный срок достаточным и целесообразным с целью соблюдения прав неопределенного круга лиц, в интересах которого заявлены требования. Кроме того, суд полагает, что установление данного срока для исполнения решения обеспечит соблюдение принципа исполнимости судебного акта и эффективную судебную защиту.

    Руководствуясь ст. ст.194-199ГПК РФ, суд

Решил:

    Исковые требования Грозненского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к АО «ФПК» об обязании оборудовать вагоны средствами видеонаблюдения, - удовлетворить.

    Обязать АО «Федеральная пассажирская компания» исполнить требования, предусмотренные пп.6 п.6, пп.1 п.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , а именно: оснастить следующие 33 транспортные средства Вагонного участка Грозный - структурного подразделения Северо-Кавказского филиала АО «Федеральная пассажирская компания»: 051-11216, 053-22748, 051-11109, 052-16932, 053-22730, 052-23763, 051-11240, 051-11232, 053-22714, 053-22805, 051-14582, 051-13758, 053-22813, 051-11497, 053-22797, 053-22821, 051-11463, 051-11471, 051-13741, 051-14574, 053-22763, 053-14133, 052-16395, 051-14657, 051-11141, 051-11083, 051-14616, 051-14517, 053-13671, 052-16767, 053-22789, 053-22771, 051-14624 в соответствии с утвержденными паспортами транспортных средств техническими средствами обеспечения транспортной безопасности: средствами видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива), средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.

    Установить АО «Федеральная пассажирская компания» срок исполнения настоящего решения суда – 2 (два) года со дня вступления решения суда в законную силу.

    Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

В окончательной форме решение изготовленоДД.ММ.ГГГГ.

Дело№ 2-401/2024

УИД 77RS0016-02-2023-00026137-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2024 года                         город Ростов-на-Дону

Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

Судьи АФИНОГЕНОВОЙ Е.В.,

при секретаре судебного заседания КАВКАЛО А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грозненского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к АО «ФПК» об обязании оборудовать вагоны средствами видеонаблюдения,

Установил:

Грозненский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к АО «ФПК» об обязании оборудовать вагоны средствами видеонаблюдения, в обоснование которого указал на то, что Грозненской транспортной прокуратурой в соответствии с поручением Южной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности в деятельности Вагонного участка Грозный – Северо-Кавказского филиала АО «Федеральная пассажирская компания».

Согласно ч.1.3 ст.9 Закон №16-ФЗ, паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Во исполнение требований Закона №16-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждено постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта».

Согласно п.5 Требований он является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, в том числе (перевозчиками) Российской Федерации, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств.

По результатам надзорных мероприятий было установлено, что Вагонным участком эксплуатируются 39 пассажирских вагонов, из которых 12 плацкартных, 26 купе, 1 вагон-ресторан, находящиеся на балансе Вагонного участка и введенные в эксплуатацию с 1982 по 2004 годы, на которых осуществляется перевозка и обслуживание пассажиров. Таким образом, подвижной состав Вагонного участка задействован в осуществлении перевозок пассажиров на территории Российской Федерации. Паспорта обеспечения транспортной безопасности названных транспортных средств утверждены ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, что в соответствии с положениями пп.8 п.6 Требований возлагает обязанность по реализации требований и мероприятий, предусмотренных паспортами обеспечения транспортной безопасности, не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В то же время, в нарушение вышеприведенных норм законодательства до настоящего времени 33 пассажирских вагона не оснащены средствами видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива), а также средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.

По факту выявленных нарушений в адрес начальника Вагонного участка Грозненским транспортным прокурором внесено представление об устранении нарушений закона, однако ответчиком нарушения не устранены. Допущенные нарушения негативно сказываются на антитеррористической защищенности упомянутых транспортных средств при осуществлении перевозок пассажиров.

Согласно п.2.2.6, ДД.ММ.ГГГГ Положения о Вагонном участке Грозный – структурном подразделении Северо-Кавказского филиала АО «Федеральная пассажирская компания», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ начальником Северо-Кавказского филиала АО «Федеральная пассажирская компания», одними из основных задач Вагонного участка является непосредственное выполнение мероприятий, предусмотренных планами обеспечения транспортной безопасности, проведение мероприятий по защите объектов пассажирского хозяйства, работников и пассажиров от террористических актов.

На основании изложенного, истец просит суд обязать АО «Федеральная пассажирская компания» исполнить требования, предусмотренные пп.6 п.6, пп.1 п.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , а именно: оснастить следующие 33 транспортные средства Вагонного участка Грозный - структурного подразделения Северо-Кавказского филиала АО «Федеральная пассажирская компания»: 051-11216, 053-22748, 051-11109, 052-16932, 053-22730, 052-23763, 051-11240, 051-11232, 053-22714, 053-22805, 051-14582, 051-13758, 053-22813, 051-11497, 053-22797, 053-22821, 051-11463, 051-11471, 051-13741, 051-14574, 053-22763, 053-14133, 052-16395, 051-14657, 051-11141, 051-11083, 051-14616, 051-14517, 053-13671, 052-16767, 053-22789, 053-22771, 051-14624 в соответствии с утвержденными паспортами транспортных средств техническими средствами обеспечения транспортной безопасности: средствами видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива), средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.

Представитель истца Горяева Н.К., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика АО «ФПК» Соколов Д.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просил суд отказать в их удовлетворении в полном объеме. Поддержал доводы, изложенные в ранее направленном отзыве на исковое заявление, согласно которому предъявленные исковые требования являются заведомо неисполнимыми и основываются на противоречивых нормах законодательства о транспортной безопасности. АО «ФПК» будет обязано оснастить спорные вагоны средствами видеонаблюдения только в том случае, если спорные вагоны не будут списаны в связи с истечением срока службы, а будут направлены на капитально-восстановительный ремонт.

Капитальный ремонт проводит только специализированное предприятие, с которым АО «ФПК» заключен договор, с учетом графиков ремонта и материально-технических возможностей. Оборудование пассажирского вагона дополнительными техническими средствами возможно только в ходе капитального ремонта и на основании специально разработанной для этого технической документации, так как происходит разбор части вагона для этих целей и изменение конструктивных решений, напрямую связанных с возможностью безопасной эксплуатации вагона. Выполнение работ по установлению технических средств на пассажирский вагон предполагает определенную этапность и последовательность их выполнения, что не учтено истцом при установлении срока их проведения. В материалы дела истцом не представлено доказательств, подтверждающих неисполнение АО «ФПК» требований законодательства о транспортной безопасности, поскольку оснащение вагонов системами видеонаблюдения и регистрации возможно только в рамках проведения капитально-восстановительного ремонта. Более того, в материалах дела также отсутствуют доказательства того, что АО «ФПК» уклоняется от выполнения работ, которые возможно выполнить только при проведении капитального ремонта вагона. Кроме того, представитель ответчика обратил внимание суда на то, что вагоны, указанные в исковом заявлении, не используются в перевозочном процессе.

АО «ФПК» просит суд учесть, что компанией принимаются все возможные меры по исполнению требований законодательства, а исполнение исковых требований Грозненского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в указанный в заявлении срок невозможно по объективным причинам. Установление в пассажирских вагонах средств видеонаблюдения, обработки, накопления, хранения видеоинформации требует выполнения существенного объема работы и вложения значительных денежных средств. В отношении пассажирских вагонов, которые не оснащены средствами видеонаблюдения и регистрации АО «ФПК» проводит работу по оснащению транспортных средств системами видеонаблюдения и регистрации на постоянной основе. Пассажирские вагоны, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Требований, оснащаются системами видеонаблюдения и регистрации при проведении капитально-восстановительного ремонта, а все вводимые в эксплуатацию транспортные средства оснащаются системами видеонаблюдения при постройке на заводах-изготовителях. Оснастить единовременно все транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, не представляется возможным, в виду отсутствия технологической возможности и непрерывности перевозочного процесса. Ответчиком, на все транспортные средства (пассажирские вагоны) разработаны, утверждены и направлены в Федеральное агентство железнодорожного транспорта паспорта обеспечения транспортной безопасности. Таким образом, АО «ФПК» предпринимаются возможные меры по соблюдению требований законодательства о транспортной безопасности.

На основании изложенного, представитель ответчика просил суд в удовлетворении требований Грозненского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к АО «ФПК» отказать. В случае удовлетворения заявленных исковых требований предоставить АО «ФПК» срок не менее 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В дополнение к ранее представленному отзыву на иск, были предоставлены пояснения, согласно которым с целью недопущения нарушения требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ АО «ФПК» организовало обновление парка вагонов в Вагонном участке Грозный. Так, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ согласно сведениям из Автоматизированной системы управления парком пассажирских вагонов (АСУ ПВ) в период с июля по сентябрь 2023 года приписной парк пассажирских вагонов структурного подразделения Северо-Кавказского филиала АО «ФПК» пополнился пассажирскими вагонами, оборудованными системой видеонаблюдения. Ответчик также отметил, что вагоны, перечисленные в исковом заявлении, используются в перевозочном процессе нерегулярно: задействованы в специальных перевозках на территории проведения специальной военной операции.

Выслушав явившихся в судебное заседание представителей участников процесса, изучив представленные доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В силу пп.1, 10 ч.1 ст.1 Закона №16-ФЗ транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, под которыми понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающий безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Согласно ч.1.3 ст.9 Закон №16-ФЗ, паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Во исполнение требований Закона №16-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждено постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта».

Согласно п.5 Требований он является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, в том числе (перевозчиками) Российской Федерации, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств.

В соответствии с пп.6 п.6 Требований субъект транспортной инфраструктуры (перевозчик) обязан оснастить транспортное средство в соответствии с утвержденным паспортом транспортного средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям ч.8 ст.12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» и обеспечивающими реализацию положений настоящего документа.

В силу пп.8 п.6 Требований, реализовывать мероприятия, предусмотренные паспортом транспортного средства, не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего документа для эксплуатируемых транспортных средств, а для вводимых в эксплуатацию (приобретенных) после вступления в силу настоящих требований – со дня введения их в эксплуатацию.

Согласно пп.1 п.7 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров в дальнем следовании, дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа, обязаны оснастить транспортные средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно: средствами видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива); средствами видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива);средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне); переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.

Согласно п.2.2.6, ДД.ММ.ГГГГ Положения о Вагонном участке Грозный – структурном подразделении Северо-Кавказского филиала АО «Федеральная пассажирская компания», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ начальником Северо-Кавказского филиала АО «Федеральная пассажирская компания», одними из основных задач Вагонного участка является непосредственное выполнение мероприятий, предусмотренных планами обеспечения транспортной безопасности, проведение мероприятий по защите объектов пассажирского хозяйства, работников и пассажиров от террористических актов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Грозненской транспортной прокуратурой в соответствии с поручением Южной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения федерального законодательства о транспортной безопасности в деятельности Вагонного участка Грозный – Северо-Кавказского филиала АО «Федеральная пассажирская компания».

По результатам проведенной проверки было установлено, что Вагонным участком эксплуатируются 39 пассажирских вагонов, из которых 12 плацкартных, 26 купе, 1 вагон-ресторан, находящиеся на балансе Вагонного участка, на которых осуществляется перевозка и обслуживание пассажиров.

В нарушение норм законодательства 33 пассажирских вагона, а именно: 051-11216, 053-22748, 051-11109, 052-16932, 053-22730, 052-23763, 051-11240, 051-11232, 053-22714, 053-22805, 051-14582, 051-13758, 053-22813, 051-11497, 053-22797, 053-22821, 051-11463, 051-11471, 051-13741, 051-14574, 053-22763, 053-14133, 052-16395, 051-14657, 051-11141, 051-11083, 051-14616, 051-14517, 053-13671, 052-16767, 053-22789, 053-22771, 051-14624, не оснащены средствами видеонаблюдения к кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива), а также средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.

По факту выявленных нарушений в адрес начальника Вагонного участка Грозненским транспортным прокурором внесено представление об устранении указанных нарушений, однако ответчиком нарушения не устранены.

Целями обеспечения транспортной безопасности, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ), являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности в числе прочего являются определение угроз совершения актов незаконного вмешательства, а также разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.

Деятельность по обеспечению транспортной безопасности должна осуществляться постоянно, без каких-либо перерывов и изъятий, о чем свидетельствует принцип непрерывности, установленный ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ.

Обеспечение транспортной безопасности в силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №    16-ФЗ возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

Во исполнение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее - Требования), которые вступили в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Выявленные нарушения требований законодательства о транспортной безопасности в деятельности Вагонного участка Грозный – Северо-Кавказского филиала АО «ФПК» негативно сказываются на антитеррористической защищенности указанных в исковом заявлении транспортных средств при осуществлении ими перевозок пассажиров.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходит из необходимости обеспечения безопасности неопределенного круга лиц путем принятия мер по обеспечению средствами видеонаблюдения, средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.

    Оснований полагать, что нарушение требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля ответчиков, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона, не имеется.

    Учитывая изложенное, суд полагает необходимым обязать АО «Федеральная пассажирская компания» исполнить требования, предусмотренные пп.6 п.6, пп.1 п.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , а именно: оснастить следующие 33 транспортные средства Вагонного участка Грозный - структурного подразделения Северо-Кавказского филиала АО «Федеральная пассажирская компания»: 051-11216, 053-22748, 051-11109, 052-16932, 053-22730, 052-23763, 051-11240, 051-11232, 053-22714, 053-22805, 051-14582, 051-13758, 053-22813, 051-11497, 053-22797, 053-22821, 051-11463, 051-11471, 051-13741, 051-14574, 053-22763, 053-14133, 052-16395, 051-14657, 051-11141, 051-11083, 051-14616, 051-14517, 053-13671, 052-16767, 053-22789, 053-22771, 051-14624 в соответствии с утвержденными паспортами транспортных средств техническими средствами обеспечения транспортной безопасности: средствами видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива), средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.

Ответчик просит установить срок устранения нарушений требований федерального законодательства о транспортной безопасности исполнения обязанности в течение 2-х лет со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В силу требований статьи 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, статьи 210 ГПК РФ об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ отДД.ММ.ГГГГ №«О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.

Презумпция исполнимости судебного решения означает и реальное восстановление нарушенных прав в установленный в нем срок.

С учетом характера нарушений, а также объема и характера мероприятий, которые необходимо провести с целью устранения нарушений законодательства о транспортной безопасности, суд считает необходимым установить срок, в течение которого ответчики должны совершить действия по устранению нарушений - в течение 2-х лет со дня вступления решения суда в законную силу, считая данный срок достаточным и целесообразным с целью соблюдения прав неопределенного круга лиц, в интересах которого заявлены требования. Кроме того, суд полагает, что установление данного срока для исполнения решения обеспечит соблюдение принципа исполнимости судебного акта и эффективную судебную защиту.

    Руководствуясь ст. ст.194-199ГПК РФ, суд

Решил:

    Исковые требования Грозненского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к АО «ФПК» об обязании оборудовать вагоны средствами видеонаблюдения, - удовлетворить.

    Обязать АО «Федеральная пассажирская компания» исполнить требования, предусмотренные пп.6 п.6, пп.1 п.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , а именно: оснастить следующие 33 транспортные средства Вагонного участка Грозный - структурного подразделения Северо-Кавказского филиала АО «Федеральная пассажирская компания»: 051-11216, 053-22748, 051-11109, 052-16932, 053-22730, 052-23763, 051-11240, 051-11232, 053-22714, 053-22805, 051-14582, 051-13758, 053-22813, 051-11497, 053-22797, 053-22821, 051-11463, 051-11471, 051-13741, 051-14574, 053-22763, 053-14133, 052-16395, 051-14657, 051-11141, 051-11083, 051-14616, 051-14517, 053-13671, 052-16767, 053-22789, 053-22771, 051-14624 в соответствии с утвержденными паспортами транспортных средств техническими средствами обеспечения транспортной безопасности: средствами видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива), средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.

    Установить АО «Федеральная пассажирская компания» срок исполнения настоящего решения суда – 2 (два) года со дня вступления решения суда в законную силу.

    Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

В окончательной форме решение изготовленоДД.ММ.ГГГГ.

2-401/2024 (2-3333/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Грозненский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры
Ответчики
АО "Федеральная пассажирская компания"
Суд
Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Афиногенова Елена Владимировна
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.ros.sudrf.ru
19.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
20.12.2023Передача материалов судье
22.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2024Судебное заседание
07.02.2024Судебное заседание
21.02.2024Судебное заседание
07.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее