Дело № 2-359/2023
УИД 53RS0002-01-2022-003609-62
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 марта 2023 года г. Боровичи
Боровичский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Константиновой Т.Г.,
при секретаре Пауковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Тепловая компания Новгородская» к Матвеевой Л.И., Матвееву А.А., Алексеевой О.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Тепловая компания Новгородская» (далее – Общество, ООО «ТК Новгородская») обратилось в суд с иском к наследственному имуществу Матвеева А.П., умершего ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании с его наследников задолженности по оплате коммунальных услуг в размере 94939 р. 77 к., пени в размере 53254 р. 07 к., а также судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 4163 р. 88 к.
В обоснование исковых требований указано, что Общество осуществляет теплоснабжение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> собственником которого являлся Матвеев А.П. Задолженность за коммунальные услуги по вышеуказанному адресу за период с 01.09.2013 по 30.04.2019 составляет 94939 р. 77 к. Ранее были вынесены судебные приказы № от 26.11.2019 года и № от 07.08.2015 года о взыскании с Матвеева А.П. задолженности по оплате коммунальных услуг, по которым исполнительные производства в связи со смертью должника прекращены 13.07.2020 года и 16.07.2020 года соответственно. Матвеев А.П. умер ДД.ММ.ГГГГ года. К имуществу Матвеева А.П. нотариусом г. Боровичи и Боровичского района заведено наследственное дело №.
Определением суда от 01.02.2023 года (протокольная форма) произведена замена ненадлежащего ответчика в виде наследственного имущества Матвеева А.П., на надлежащих – жену наследодателя Матвееву Л.И. и его детей Матвеева А.А. и Алексееву О.А.
Представитель истца ООО «ТК Новгородская» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, письменным заявлением просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчики Матвеева Л.И., Матвеев А.А., Алексеева О.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, судебные извещения возвращены в суд в связи с истечением срока хранения судебной корреспонденции.
На основании ст. 165.1 ГК РФ, п.п. 67, 68 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца и ответчиков, которые извещены о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 -547 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По общему правилу, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за отопление и горячее водоснабжение.
Пунктами 1 и 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение; до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 года, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 7 Правил).
Судом установлено, что ООО «ТК Новгородская», являясь ресурсоснабжающей организацией, осуществляет поставку коммунальных услуг по теплоснабжению в г. Боровичи Новгородской области.
По адресу <адрес> открыт лицевой счет № для осуществления учета производимых начислений и оплаты за теплоснабжение.
Также установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по день смерти (ДД.ММ.ГГГГ) Матвееву А.П. на праве собственности принадлежала квартира с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>.
12 февраля 2012 года Матвеев А.П. умер, что подтверждается записью акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной отделом ЗАГС Боровичского района комитета ЗАГС Новгородской области.
Согласно материалам наследственного дела № к имуществу умершего ДД.ММ.ГГГГ года Матвеева А.П., наследниками, обратившимися с заявлением о принятии наследства являются Матвеева Л.И., Матвеев А.А., Алексеева О.А., которым нотариусом города Боровичи и Боровичского района Новгородской области Раджи Н.А. выданы соответствующие свидетельства о праве на наследство по закону, согласно которым наследники получили по 1/3 доле наследственного имущества каждый после смерти Матвеева А.П.
Также судом установлено, что кроме указанного в выданных наследникам свидетельствах о праве на наследство по закону имущества, Матвееву А.П. принадлежала квартира с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>, которая в силу ст. 1152 ГК РФ также является наследственным имуществом наследников независимо от совершения ими действий по государственной регистрации права на указанную недвижимость, поскольку в силу закона принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, принятие наследства под условием или с оговорками не допускается (п. 2 ст. 1152 ГК РФ), принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
Обращаясь в суд с настоящим иском, Общество указало, что за период с 01.09.2013 по 30.04.2019 задолженность по оплате коммунальных услуг составляет 94939 р. 77 к. Также, ввиду ненадлежащего исполнения нанимателем обязанности по оплате за поставленную тепловую энергию Обществом начислены пени с 12.03.2016 по 10.06.2019 в сумме 53254 р. 07 к.
Расчет суммы задолженности и пени выполнен истцом в соответствии с требованиями законодательства, судом проверен и признан правильным.
Вместе с тем, суд учитывает, что задолженность по оплате коммунальной услуги по теплоснабжению образовалась, начиная с сентября 2013 года, то есть после смерти наследодателя Матвеева А.П. и принятия Матвеевой Л.И., Матвеевым А.А., Алексеевой О.А. наследства после его смерти, поэтому указанная выше сумма иска не является долгом наследодателя, а является задолженностью по оплате данной коммунальной услуги наследников, принявших наследство после смерти Матвеева А.П. пропорционально 1/3 доле в праве на указанную квартиру каждого, поскольку именно в данном объеме каждый из них принял наследство, в том числе и квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, независимо от того, что об указанной квартире, как об имуществе, входящем в наследственную массу после смерти Матвеева А.П. не заявили, свидетельство о наследовании указанной квартиры не получили и право собственности на неё в установленном законом порядке не зарегистрировали.
В связи с указанным оснований для оценки стоимости наследственного имущества наследодателя, принятого наследниками не имеется.
Доказательств владения указанной квартирой на ином праве ответчиками суду не представлено.
Разрешая спор, оценив в совокупности представленные доказательства, установив, что ответчиками допущена просрочка исполнения обязательств по оплате коммунальных услуг за период с сентября 2013 года по апрель 2019 года включительно, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
С учетом требований ст. 98 ГПК РФ с ответчиков в пользу Общества надлежит взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4163 р. 88 к.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░ ░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░» (░░░ 5301003692) ░░░░░░░░░░ ░░ 1/3 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░░ ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 49397 ░░░░░░ 94 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░ ░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░» (░░░ 5301003692) ░░░░░░░░░░ ░░░ 1/3 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░░ ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 49397 ░░░░░░ 95 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░ ░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░» (░░░ 5301003692) ░░░░░░░░░░ ░░ 1/3 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░░ ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 49397 ░░░░░░ 95 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 4904 <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░ ░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░» (░░░ 5301003692) ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4163 ░. 88 ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 04 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░