Решение по делу № 33а-8000/2021 от 18.11.2021

УИД 29RS0014-01-2021-005061-19

стр. 3.022, г/п 150 руб.

Судья Александров А.А. № 2а-2726/2021 8 декабря 2021 года

Докладчик Саблина Е.А. № 33а-8000/2021 город Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Пономарева Р.С.,

судей Калашниковой А.В., Саблиной Е.А.

при секретаре Ткаченко С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Лазаревой Светланы Васильевны на решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 16 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Лазаревой Светланы Васильевны о признании незаконным срока изъятия для муниципальных нужд земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества, установленного администрацией городского округа «Город Архангельск» и понуждении начать процедуру изъятия.

Заслушав доклад судьи Саблиной Е.А., судебная коллегия

установила:

Лазарева С.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа «Город Архангельск» о признании незаконным срока изъятия для муниципальных нужд земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества, установленного администрацией городского округа «Город Архангельск» и возложении обязанности начать процедуру изъятия для муниципальных нужд земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В обоснование требований указала, что является участником долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Данный дом признан аварийным и подлежащим сносу распоряжением от 26 декабря 2020 года № 914р. Административный ответчик 27 января 2021 года направил требование о сносе жилого дома в срок до 25 ноября 2022 года. В период с 8 по 14 марта 2021 года собственники указанного дома на общем собрании приняли решения: об отказе от сноса дома за счет собственных средств; об отказе от использования земельного участка; выразили согласие на изъятие для муниципальных нужд земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости. На основании данного решения 18 марта 2021 года она обратилась к административному ответчику с заявлением о начале процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд. Административный ответчик в письме от 2 апреля 2021 года № 18-40/5315 указал, что процедура изъятия будет начата после 25 ноября 2022 года. Установленный срок считает незаконным, принятым без учета технического состояния жилого дома, которое не позволяет обеспечить безопасность проживания там людей.

Судом привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Абакумова Т.Б., Губинский К.В., Сыропятова-Губинская Г.В., Губинский С.К., Губинская Л.А., Олехова А.А., Попова О.В., Свириденко Г.А,, Лазарев А.Е., Бернат С.Е., Крыжова И.Д., Макарова Л.Д.

Решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от 16 сентября 2021 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить как незаконное. Полагает, что установленный административным ответчиком срок для сноса дома является неразумным. Суд не учел, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме приняли решение не сносить дом своими силами. Наличие угрозы для проживающих в доме граждан подтверждается представленным административным истцом заключением эксперта.

В соответствии со статьями 150 и 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу с участием Лазаревой С.В., Губинского К.В., Свириденко Г.А., Сыропятовой-Губинской Г.В., в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, которые извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.

Рассмотрев административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения органа местного самоуправления, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Статья 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентируя судебное разбирательство по названной категории дел, предписывает суду, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11).

Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении одновременно двух условий: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Лазарева С.В. является участником долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Заключением межведомственной комиссии от 22 декабря 2020 года № 409 выявлены основания для признания данного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением и.о. заместителя главы муниципального образования «Город Архангельск» по городскому хозяйству от 26 декабря 2020 года р многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

27 января 2021 года администрация МО «Город Архангельск» направила административному истцу и другим собственникам жилых помещений в указанном доме требование о сносе дома, установив срок исполнения до 25 ноября 2022 года.

18 марта 2021 года административный истец обратилась в Департамент городского хозяйства администрации МО «Город Архангельск» с письменным заявлением о принятии решения не сносить и не реконструировать указанный дом силами собственников жилых помещений, просила принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под аварийным домом и жилых помещений не дожидаясь окончания срока, указанного в требовании.

В ответе от 2 апреля 2021 года Департаментом городского хозяйства администрации МО «Город Архангельск» сообщено о том, что протокол № 1 общего собрания собственников принят к сведению, процедура изъятия для муниципальных нужд земельного участка по адресу нахождения аварийного дома и расположенных в нем жилых помещений будет начата по истечении срока, установленного для сноса дома, то есть после 25 ноября 2022 года. Реализация данной процедуры будет осуществляться в порядке, установленном главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрацией МО «Город Архангельск» не допущено незаконное бездействие, нарушающее жилищные права административного истца.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.

В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Пунктом 3 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, предусмотренным федеральными законами.

Так, согласно подпункта 4 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обоснованно решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

В силу пункта 4 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, обоснованное решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются, в том числе по их собственной инициативе.

Из смысла приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу и неосуществления собственниками в установленный органом местного самоуправления разумный срок работ по сносу либо реконструкции жилого дома, земельный участок и расположенные на нем жилые помещения в составе многоквартирного дома подлежат изъятию на основании соответствующего решения органа местного самоуправления.

Как установлено по делу, на момент обращения заявителя в суд с настоящим административным иском срок сноса аварийного дома, установленный для собственников жилых помещений, не истек, следовательно, обязанность органа местного самоуправления по изъятию жилых помещений и земельного участка не наступила.

Принятие собственниками жилых помещений, расположенных в аварийном многоквартирном доме, решения не сносить дом ранее установленного для сноса дома срока не влечет изменения такого срока, который является разумным.

Решение об установлении срока сноса дома принято административным ответчиком в рамках своих полномочий, с учетом технического состояния жилого дома и степени износа его несущих конструкций.

Требование о сносе жилого дома направлено на обеспечение условий для осуществления права граждан на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению им прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Не умаляя право административного истца требовать от администрации городского округа «Город Архангельск» выплаты выкупной стоимости за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение, собственником которого он является, судебная коллегия считает необходимым указать, что все гарантированные Конституцией Российской Федерации права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного статьей 17 Конституции Российской Федерации, положения которой гласят, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Реализация административным истцом конституционных прав на получение компенсации за изымаемое жилое помещение должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и, в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других лиц, чьи жилые помещения также расположены в аварийных домах, признанных таковыми в установленном законом порядке.

Нет оснований полагать, что жилищные права административного истца в рассматриваемом случае нарушены и значительной степенью аварийности дома, поскольку доказательств того, что высокая степень аварийности дома представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью административного истца, в деле не имеется.

Представленное в материалы дела экспертное заключение от 30 ноября 2020 года № 6203, составленное обществом с ограниченной ответственностью «Норд Эксперт», не противоречит имеющимся в материалах дела иным доказательствам, подтверждающим текущее техническое состояние жилого дома, а содержащиеся в нем выводы не свидетельствуют о наличии безусловных оснований для немедленного расселения и сноса дома.

Представленная в суд апелляционной инстанции копия заключения эксперта от 23 марта 2006 года № 51/16, выполненного государственным учреждением Архангельская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации также не свидетельствует о наличии безусловных оснований для отмены решения суда. Сведения о техническом состоянии дома учтены межведомственной комиссией при составлении заключения от 22 декабря 2020 года № 409, а также административным ответчиком при определении срока сноса дома.

Таким образом, по делу не установлена предусмотренная пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации совокупность условий, при которой закон допускает удовлетворение заявленных исковых требований.

Ссылки подателя жалобы на иную судебную практику не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды разрешают административные дела на основании правовых норм, с учетом фактических обстоятельств дела и решение суда по другому делу, с иным составом участников не является основанием для отмены обжалуемого судебного решения.

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 16 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лазаревой Светланы Васильевны – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции, а затем – в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 декабря 2021 года.

Председательствующий

Судьи

33а-8000/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Лазарева Светлана Васильевна
Ответчики
Администрация ГО Город Архангельск
Другие
Губинская Любовь Андреевна
Попова Ольга Валерьевна
Лазарев Артем Евгеньевич
Губинский Кирилл Владимирович
Сыропятова-Губинская Галина Владимировна
Свириденко Галина Андреевна
Олехов Алексей Анатольевич
Макарова Людмила Дмитриевна
Абакумова Татьяна Борисовна
Губинский Сергей Константинович
Крыжова Ирина Дмитриевна
Информация скрыта
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Саблина Екатерина Александровна
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
19.11.2021Передача дела судье
08.12.2021Судебное заседание
22.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2021Передано в экспедицию
08.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее