дело <номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
<дата обезличена> <адрес обезличен>
Судья Ленинского районного суда <адрес обезличен> Гаппоева М.М.,
с участием:
представителя ООО «Полигон-Сервис» - Ковлягина А.Н., действующего на основании доверенности от 29.06.2018г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Полигон-Сервис» на постановление о назначении административного наказания от <дата обезличена> <номер обезличен> по ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения, а также на представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения <номер обезличен>/<номер обезличен> от <дата обезличена>
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу главного специалиста – эксперта Ставропольского территориального отдела Д. Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу Агапитовой Г.Б.<номер обезличен> <дата обезличена>. ООО «Полигон-Сервис» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
На основании статьи 29.13 КоАП РФ государственным инспектором Д. Р. по СКФО Агапитовой Г.Б. в адрес ООО «Полигон-Сервис» <дата обезличена> вынесено представление об устранении нарушений и условий, способствовавших совершению данного административного правонарушения<номер обезличен>
Не согласившись с указанным постановлением и представлением ООО «Полигон-Сервис» подало жалобу, в которой просит постановление о назначении административного наказания<номер обезличен> <дата обезличена>по ст. 8.2 КоАП РФ признать незаконным и отменить, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения<номер обезличен>/В/1-77/<дата обезличена>. признать незаконным и отменить.
В обоснование жалобы ООО «Полигон-Сервис» указало, чтокак следует из постановления ООО «Полигон-Сервис» осуществляло деятельность по транспортированию отходов с нарушением требований законодательства об отходах производства и потребления - транспортирование отходов осуществлялось без установленного специального знака на автотранспортном средстве.
Как указано в обжалуемом постановлении требованиями пункта 1 ст.16 Федерального закона от <дата обезличена> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что транспортирование отходов должно осуществляться при соблюдении следующих условий: наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
При этом, пунктом 2 статьи 16 Закона № 89-ФЗ определено, что порядок транспортирования отходов I - IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Данный порядок до настоящего времени отсутствует.
При перевозке отходов у водителя имелся путевой лист, в котором было указано, какое количество отходов откуда и куда он везет, а также масса перевозимых отходов.
Однако, должностным лицом Д. Обществу вынесено представление об- устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения <дата обезличена>.<номер обезличен>
Так как данное представление вынесено вместе с постановлением с нарушением требований КоАП РФ, ООО «Полигон-Сервис» просит считать его незаконным, так данное представление возлагает на него требования, нерегламентированные действующим законодательством (отсутствуют требования к знакам на автотранспорте при перевозке отходов, к специальному оборудованию на транспорте при перевозке отходов), законность которых должностным лицом Д. не обоснована.
В судебном заседании представитель ООО «Полигон-Сервис»- Ковлягин А.Н. поддержал доводы жалобы и просил ее удовлетворить, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу главного специалиста – эксперта Ставропольского территориального отдела Д. Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу Агапитовой Г.Б.<номер обезличен>/В/1-77/<дата обезличена>в отношении ООО «Полигон-Сервис», привлеченного к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнутого административному наказанию в виде предупреждения признать незаконным и отменить. Также просит суд признать незаконным и отменить представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения <дата обезличена>. <номер обезличен>
Представитель Д. Р. по СКФО Агапитова Г.Б., будучи извещенной о месте и времени рассмотрения жалобы ООО «Полигон –Сервис» в судебное заседание не явился.
Выслушав объяснения представителя ООО «Полигон-Сервис», исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении и иные письменные доказательства в совокупности, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.
Административная ответственность по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, оказывающими негативное воздействие на качество окружающей среды.
Предметом правонарушения являются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Указанные требования прописаны Федеральными законами от <дата обезличена> № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", от <дата обезличена> № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от <дата обезличена> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также в нормативных правовых актах Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актах.
Объективная сторона выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами. Субъектами правонарушения могут быть физические лица, должностные лица, юридические лица. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от <дата обезличена> N 7-ФЗ, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от <дата обезличена> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" транспортирование отходов должно осуществляться, помимо прочего, при условии наличии специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, а также наличии документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
В адрес ООО «Полигон-Сервис» Д. Р. по СКФО было направлено уведомление<номер обезличен> <дата обезличена> о времени и месте составления протокола об административном правонарушении
<дата обезличена> в отношении ООО «Полигон-Сервис» составлен протокол об административном правонарушении<номер обезличен>, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, согласно которому поводом для составления протокола об административном правонарушении, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ явилось обнаружение специалистом Д. Р. по СКФО достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, которые выражаются в непосредственном обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а именно:в период с <дата обезличена> Обществом не соблюдаются экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, а именно: при транспортировании и сборе отходов I-IV класса опасности специальные знаки на транспортных средствах <данные изъяты>, государственный номер <номер обезличен> <данные изъяты> государственный номер <номер обезличен> грузовой рефрежератор <данные изъяты> государственный номер <номер обезличен> <данные изъяты>, государственный номер <номер обезличен> отсутствуют.
26.03.2018г.постановлением государственного инспектора Д. Р. по СКФО Агапитовой Г.Б.<номер обезличен> «Полигон-Сервис» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
На основании статьи 29.13 КоАП РФ государственный инспектор Д. Р. по СКФО Агапитова Г.Б., установив причины и условия, способствующие совершению административного правонарушения, а именно, что должностным лицами ООО «Полигон-Сервис» допущено несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, вынесла в адрес Общества представление об обязании принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В силу ст. 11 Федерального закона от <дата обезличена> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением отходов обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела видно, что фактически ООО «Полигон-Сервис» вменена перевозка твердых коммунальных отходов без установленного специального знака на транспортных средствах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от <дата обезличена> №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требованиями пункта 1 ст.16 Федерального закона от <дата обезличена> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - закон № 89-ФЗ) установлено, что транспортирование отходов должно осуществляться при соблюдении следующих условий: наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
При этом, пунктом 2 статьи 16 Закона № 89-ФЗ определено, что порядок транспортирования отходов I - IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Данный порядок до настоящего времени отсутствует.
Пунктом 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> установлено, что перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и В к ДОПОГ/ADR «Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов».
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>» установлен запрет транспортирования веществ, отнесенных ДОПОГ к опасным грузам, в составе или под видом твердых коммунальных отходов.
Согласно части 1 статьи 16 Закон №89-ФЗ транспортирование отходов должно осуществляться при наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств.
Требования, касающиеся конструкции транспортных средств и их допущения к перевозке опасных грузов, установлены частью 9 приложения В к ДОПОГ.
В соответствии с пунктом 9.1.3 приложения В к ДОПОГ установлена необходимость получения в органах внутренних дел свидетельства о допущении к перевозке на каждое транспортное средство, которое успешно прошло технический осмотр или на которое была выдана декларация о соответствии требованиям глав 9,1 и 9.2 приложения В к ДОПОГ.
Кроме того, пунктом 8.2.1 Приложения А к ДОПОГ предусмотрено, что водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны иметь свидетельство, выданное компетентным органом и удостоверяющее, что они прошли курс подготовки и сдали экзамен на знание специальных требований, которые должны выполняться при перевозке опасных грузов.
Учитывая изложенное, при отсутствии документального подтверждения об отнесении твердых бытовых (коммунальных) отходов к веществам опасным для окружающей среды и их классификации, в соответствии с вышеуказанными пунктами ДОЛОГ, выданного компетентным органом, требования ДОПОГ, в том числе по маркировке транспортных средств соответствующими знаками, на перевозчиков данных отходов не распространяются.
Кроме того, из ответа начальника отдела по работе с обращениями граждан МВД России Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Кислякова А.Ю. следует, что классификация опасности отходов, установленная ст. 4.1 Федерального Закона «об отходах производства и потребления» от <дата обезличена> №89-ФЗ, не совпадает с классификацией опасных грузов, предусмотренной ДОПОГ.
В связи с этим, твердые коммунальные отходы, перевозимые мусоровозами, крупногабаритными отходами, перевозимые бункеровозами, не относятся к опасным грузам, а указанные транспортные средства не являются транспортными средствами, специально оборудованными для перевозки опасных грузов.
Также представителем Д. Агапитовой Г.Б. не представлено суду никаких сведений о том, какие знаки должны быть установлены на автотранспорте, принадлежащем организации ООО «Полигон-Сервис».
Таким образом, в действиях ООО «Полигон-Сервис» состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, не усматривается.
С учетом изложенного постановление должностного лица, принятое по настоящему делу об административном правонарушении, законным признано быть не может.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Поскольку в действиях ООО «Полигон-Сервис» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление государственного инспектора Российской Федерации Д. Р. по Северо-Кавказскому федеральному округу Агапитовой Г.Б.<номер обезличен>/В/1-77/7от26.03.2018г., представление<номер обезличен>/В/1-77/8 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от26.03.2018г., подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд,
решил:
Жалобу ООО «Полигон-Сервис» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу главного специалиста – эксперта Ставропольского территориального отдела Д. Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу Агапитовой Г. Б.<номер обезличен>/<номер обезличен><дата обезличена>.о привлечении ООО «Полигон-Сервис» к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения<номер обезличен><дата обезличена>.- удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу главного специалиста – эксперта Ставропольского территориального отдела Д. Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу Агапитовой Г. Б.<номер обезличен><дата обезличена>.о привлечении водителя ООО «Полигон-Сервис» к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения<номер обезличен><дата обезличена> отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по административным делам <адрес обезличен>вого суда в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Гаппоева М.М.