Решение по делу № 33-2332/2023 от 16.08.2023

    Председательствующий: Дмитриенко Д.М.

    УИД 19RS0002-01-2023-001090-46

Дело 33-2332/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 сентября 2023 года                             г. Абакан

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Страховой О.А.,

судей Паксимади Л.М., Долгополовой Т.В.,

при ведении протокола помощником судьи Ербягиной М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора г. Черногорска к администрации города Черногорска о возложении обязанности создать специальные места (площадки) накопления отходов

по апелляционному представлению прокурора города Черногорска на решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 13 июня 2023 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Паксимади Л.М., пояснения представителя истца Найдешкиной Т.Н., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия

                УСТАНОВИЛА:

прокурор г. Черногорска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации г. Черногорска о возложении обязанности по созданию специальных мест (площадок) накопления отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, на территории муниципального образования г. Черногорск, в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Требования мотивировал тем, что администрация г. Черногорска не устранила нарушения федерального законодательства, указанные в представлении прокурора г. Черногорска от 16 марта 2023 года, а именно: не провела работу по созданию специальных мест (площадок) накопления отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам. Считает, что бездействие администрации г. Черногорска приводит к негативным последствиям в виде ухудшения санитарно-эпидемиологического состояния на территории г. Черногорска, к загрязнению, истощению, деградации, порче земель в случаях накопления жителями золошлаковой смеси от сжигания дров, угля в местах складирования твердых коммунальных отходов.

Определениями судьи к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, ООО «АЭРОСИТИ-2000», Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия. Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия.

В судебном заседании помощник прокурора г. Черногорска Могилин В.А. исковые требования поддержал, представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия Демкина В.Л. требования прокурора г. Черногорска полагала обоснованными и подлежащими удовлетворению. Представитель ответчика администрации Губанова С.С. возражала против удовлетворения иска. Представители третьих лиц Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, ООО «АЭРОСИТИ-2000», Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия Мошкова М.Ю. направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Суд постановил решение от 13 июня 2023 года, которым в удовлетворении исковых требований отказал.

С решением не согласился прокурор г. Черногорска, в апелляционном представлении просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований. Приводит доводы искового заявления, считает, что бездействие ответчика приводит к негативным последствиям в виде ухудшения санитарно-эпидемиологического состояния на территории города Черногорска, так как отходы производства в зависимости от их физико-химических свойств необходимо складировать на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов. В контейнеры для складирования твердых коммунальных отходов запрещено складировать снег, лед, батареи, аккумуляторы и иные отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия Павлова С.А. в отзыве на апелляционное представление прокурора г. Черногорска считала его подлежащим удовлетворению.

Обсудив доводы апелляционного представления, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В статье 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ регламентированы требования к местам (площадкам) накопления отходов, так из части 2 названной статьи следует, что накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований, накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (части 3, 6 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ).

В пункте 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра отмечено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, так, пункт 9 данных Правил предусматривает, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В пункте 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами перечислены способы складирования твердых коммунальных отходов: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (пункт 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами)

На территории города Черногорска Советом депутатов г. Черногорска 24 октября 2017 года решением №22 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Черногорск.

Пункт 9.3 Правила благоустройства территории муниципального образования город Черногорск указывает, что на территориях индивидуальной застройки запрещается осуществлять размещение отходов вне специально отведенных и оборудованных для этих целей местах.

Потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 15 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены и введены в действие с 1 марта 2021 года санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – СанПиН 2.1.3684-21).

Согласно пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрена необходимость обустройства на территориях городских и сельских поселений трех типов мест накопления – контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (КГО).

Судом установлено и из материалов дела следует, что 17 февраля 2023 года в прокуратуру г. Черногорска поступило обращение ООО «АЭРОСИТИ-2000» по факту бездействия администрации г. Черногорска в части надлежащего обустройства специальных площадок для складирования золы и шлака на территории г. Черногорска.

Администрация г. Черногорска в ответе прокурору от 3 марта 2023 года № предоставила информацию, что работа по созданию специальных мест (площадок) накопления отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, не осуществляется ввиду отсутствия обращений и предложений от регионального оператора, жителей города и иных заинтересованных лиц.

16 марта 2023 года прокурор г. Черногорска вынес представление администрации г. Черногорска об устранении требований действующего законодательства.

13 апреля 2023 года прокурору г. Черногорска администрация г. Черногорска повторно сообщила об отсутствии обращений заинтересованных лиц по поводу создания специальных мест (площадок) накопления отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, дополнительно указав об отсутствии в бюджете города денежных средств на указанные цели и сославшись на то, что складируемые населением в контейнеры золошлаковые отходы учтены при установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Суд, рассмотрев дело, проанализировав законоположения, регламентирующие спорные правоотношения, приняв во внимание, что зола от сжигания угля, образующаяся в жилых помещениях, шлак, строительный мусор относятся к твердым коммунальных отходам, а пункт 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами не предусматривает необходимость создания специальных мест накопления отходов пришел к выводу об отсутствии бездействия администрации г. Черногорска, выразившееся в не создании специальных мест (площадок) накопления отходов, ввиду чего отказал в удовлетворении заявленного иска.

Суд апелляционной инстанции оснований не согласится с выводами суда в части того что, пункт 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами не предусматривает необходимость создания специальных мест накопления отходов для горящих, раскаленных или горячих отходов, крупногабаритных отходов, снега и льда, осветительных приборов и электрических ламп, содержащих ртуть, батарей и аккумуляторов, медицинских отходов, а также иных отходов, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Дав верную оценку представленным доказательствам, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии со стороны ответчика допускаемого бездействия.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 июня 2017 года № 328 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Хакасия (далее – Порядок).

Согласно пункту 2.1 указанного Порядка, сбор твердых коммунальных отходов на территории Республики Хакасия обеспечивается региональными операторами в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Республики Хакасия, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 6 декабря 2019 года № 010-1829-пр (далее – схема обращения с отходами), на основании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемого между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.

В территориальной схеме обращения с отходами Республики Хакасия в таблице 4.1 раздела 4 размещены сведения о контейнерных площадках и контейнерах, расположенных на территории Республики Хакасия, в том числе по второй территориальной зоне – город Черногорск.

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Хакасия в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты, мешки или другие специально предназначенные для накопления твердых коммунальных отходов емкости, предоставленные региональным оператором.

Вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется региональным оператором в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, с учетом законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека (пункты 2.3 и 2.4 Порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Хакасия).

Ввиду того, что на территории города Черногорска региональный оператор обеспечивает вывоз твердых коммунальных отходов из частных жилых домов, а потребители исполняют обязанности по накоплению, складированию мусора в индивидуальные контейнеры накопления отходов, администрация не допускает бездействия в части не проведения работы по созданию специальных мест (площадок) накопления отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам.

При таких обстоятельствах решение суда принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушений материального и (или) процессуального права, которые могли послужить основанием для отмены судебного постановления, не допущено.

Доводы апелляционного представления по существу повторяют доводы, приведенные в суде первой инстанции, были подробно исследованы судом, получили соответствующую оценку в решении; оснований для отмены (изменения) судебного постановления, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Черногорского городского суда Республики Хакасия                             от 13 июня 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционное представление прокурора города Черногорска – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы (представления) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий Страхова О.А.
Судьи Паксимади Л.М.Долгополова Т.В.

В окончательной форме мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 сентября 2023 года.

33-2332/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Черногорска Республики Хакасия
Ответчики
Администрация г. Черногорска
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия
Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия
Филиал ООО "АЭРОСИТИ-2000"
Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования по Республике Хаккасия
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
16.08.2023Передача дела судье
13.09.2023Судебное заседание
18.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2023Передано в экспедицию
13.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее