ВЕРХОВНЫЙСУДРЕСПУБЛИКИКРЫМ
Дело № председательствующий судья суда первой инстанции Собещанская Н.В.
судья-докладчик суда апелляционной инстанции Кузнецова Е.А
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 ноября 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.А.
судей Брянцевой Н.В.
Чистяковой Т.И.
при секретаре Щегловой Н.Г.
с участием - представителя ответчика Бугаёва А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Республики Крым гражданское дело по иску Жаворонкова Н.И. к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> №, Государственному учреждению Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республики Крым о перерасчете страховой выплаты,
по апелляционной жалобе представителя Жаворонкова Н.И. – Жаворонковой А.Э. на решение Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛА:
Представитель Жаворонкова Н.И. в его интересах обратилась в суд с иском о перерасчете ежемесячной страховой выплаты, выплачиваемой истцу в связи с полученной им ДД.ММ.ГГГГ году производственной травмой. В обоснование иска указала, что при расчете страховой выплаты ответчиком безосновательно не принята во внимание справка Аршинцевского рыбообрабатывающего филиала о его среднемесячной заработной плате за последние 12 месяцев его работы в <данные изъяты> рублей. Полагая свои права нарушенными, просили установить, что расчет страховой выплаты Жаворонкова Н.И. должен быть осуществлен, исходя из данных указанной справки, и возложить на ответчика обязанность осуществить в связи с этим перерасчет ежемесячной страховой выплаты.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в иске отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права. Кроме того, апеллянт указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам по делу.
В возражениях ответчик просит апелляционную жалобу отклонить, указав на несостоятельность изложенных в ней доводов.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, о причинах неявки суд не уведомил.
В силу ст. 3271 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, и в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и поданных на неё возражений, заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить в части разрешения требований к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес>, постановить по делу новое решение об отказе в иске по иным основаниям, учитывая следующее.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в связи с несчастным случаем на производстве ДД.ММ.ГГГГ Жаворонкова Н.И. получил производственную травму, в результате которой <данные изъяты>
После ликвидации Аршинцевского рыбообрабатывающего комбината постановлением ОИД ФСС НС и ПЗ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ размер страхового возмещения утраченного Жаворонкова Н.И. заработка в зависимости от степени утраты им трудоспособности определен в <данные изъяты> рубля, что соответствовало размеру возмещения, ранее выплачиваемому Аршинцевским рыбообрабатывающим комбинатом (л.д. 29), что Жаворонкова Н.И. по состоянию на тот период не оспаривалось.
Размер ежемесячного страхового возмещения ежегодно индексировался с учетом коэффициентов повышения страховых выплат, утвержденных правлением Фонда, и согласно Постановлению отделения ИД Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ потерпевшему Жаворонкова Н.И. было назначено ежемесячное страховое возмещение в сумме <данные изъяты> грн. (л.д. 70).
Решением Апелляционного суда АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ Жаворонкова Н.И. было отказано в иске к ОИД ФСС НС и ПЗ в <адрес> о взыскании недоначисленных ежемесячных страховых выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ г.г.
Распоряжением Совета Министров Республики Крым №-р от ДД.ММ.ГГГГ Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ликвидирован.
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № образовано Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес>.
На основании совместного приказа ГУ – РО Фонда социального страхования по Республики Крым и Фонда социального страхования Республики Крым от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от ДД.ММ.ГГГГ №, Актом приема-передачи личное (учетное) дело получателя обеспечения по страхованию Жаворонкова Н.И. из Фонда социального страхования Республики Крым от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний было передано в ГУ – РО Фонда социального страхования по Республики Крым, на которое возложены обязанности по назначению и перечислению ежемесячных страховых выплат (л.д. 33-34).
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ выплаты страхового возмещения прекращены (л.д. 65), а приказом Филиала № ГУ – РО ФСС РФ по РК от ДД.ММ.ГГГГ №-В размер ежемесячной страховой выплаты определен в <данные изъяты> рубль (л.д. 63).
Согласно выписке из приложения к приказу от 20.01.2015г. №-В, в соответствии с Постановлением Правления от ДД.ММ.ГГГГ №, ежемесячное страховое возмещение Жаворонкова Н.И. с учетом коэффициента 1,055 установлен в <данные изъяты> рубль (л.д. 59)
Отказывая Жаворонкова Н.И. в иске о возложении на Фонда обязанности произвести расчет ежемесячной страховой выплаты, суд первой инстанции исходил из необоснованности заявленных им требований и отсутствия правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности произвести такой перерасчет с учетом справки Аршинцевского рыбообрабатывающего комбината, полагая, что Фонд при расчете ежемесячной страховой выплаты действовал в соответствии с положениями действующего законодательства.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия безусловно согласиться не может, поскольку они не согласуются с положениями материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ считается принятой в Российскую Федерацию.
Статьей 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя", с ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, если настоящим Федеральным конституционным законом не определено иное.
В силу ч. 6 ст. 11 указанного Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территории Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.ч. 1-4 названной нормы Закона, граждане Украины, постоянно проживающие на территории Республики Крым на 18.03.2014г., признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общая сумма материального обеспечения неработающих пенсионеров из числа граждан и лиц, указанных в ч. 1 настоящей статьи, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в <адрес> (согласно Постановлению Совета министров Республики Крым№ от ДД.ММ.ГГГГ на 1 квартал 2015 года величины прожиточного минимума для пенсионеров составляла 6 874 рубля).
Размеры пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до ДД.ММ.ГГГГ в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода. При изменении органами государственной власти Республики Крым в пределах своих полномочий порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся отдельным категориям граждан и лиц, указанных в ч. 1 настоящей статьи, до ДД.ММ.ГГГГ в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, может предусматриваться необходимость предоставления таких льгот и осуществления таких выплат с учетом критерия нуждаемости. Указанные изменения принимаются органами государственной власти Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, до ДД.ММ.ГГГГ.
Выплата пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, а также предоставление гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в ч. 1 настоящей статьи, производится в российских рублях по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации (Банком России).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 421-ФЗ установлены особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В частности статьей 2 названного Федерального закона установлено, что реализация прав на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, а также получение выплат по обязательному социальному страхованию осуществляется гражданами с ДД.ММ.ГГГГ в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона, лица, имевшие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право на получение обеспечения по общеобязательному государственному социальному страхованию от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности, с ДД.ММ.ГГГГ имеют право на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Если размер обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний указанных лиц (в том числе размер ежемесячной страховой выплаты, определенный исходя из заработка, указанного в ч. 6 настоящей статьи) не достигает размера соответствующей выплаты, исчисленной в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ включительно, выплаты по указанному обеспечению, за исключением выплат, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляются в прежнем размере до прекращения оснований, по которым они были установлены, или до истечения периода, на который они были установлены.
В силу ч. 6 названной нормы закона для определения размера ежемесячной страховой выплаты в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ исчисление среднего месячного заработка производится из заработка, учитываемого за период не ранее чем с ДД.ММ.ГГГГ.
Из анализа указанных положений следует, что Жаворонкова Н.И., будучи гражданином Российской Федерации (л.д. 11), имеет право на получение страховой выплаты в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 421-ФЗ.
Пунктом 1 ст. 12 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ предусмотрено, что размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.
Установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Жаворонкова Н.И., будучи инвалидом <данные изъяты>, не работал и не работает, соответственно не имел и не имеет заработной платы, которая могла бы быть принята для расчета ежемесячной страховой выплаты в силу ч. 6 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 421-ФЗ.
При этом, ни Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 421-ФЗ, ни Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ не предусмотрены основания для определения размера ежемесячного страхового возмещения, исходя из ранее назначенного (до ДД.ММ.ГГГГ) страхового возмещения, как это произвел Фонд, и по расчетам которого в данном случае, при утрате Жаворонкова Н.И. <данные изъяты> утраты трудоспособности составило по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> рубль(л.д. 63).
Вместе с тем, в соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ, при невозможности получения документа о размере заработка застрахованного, сумма ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из тарифной ставки (должностного оклада), установленной (установленного) в отрасли (подотрасли) для данной профессии, и сходных условий труда ко времени обращения за страховыми выплатами. После представления документа о размере заработка сумма ежемесячной страховой выплаты пересчитывается с месяца, следующего за месяцем, в котором были предоставлены соответствующие документы. Данные о размерах тарифных ставок (должностных окладов) работников предоставляются органами по труду субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о правомерности и соответствии положениям действующего законодательства произведенного Фондом расчета ежемесячного страхового возмещения Жаворонкова Н.И.
Из анализа положений Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ, Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 421-ФЗ и от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ следует, что расчет ежемесячного страхового возмещения в связи с несчастным случаем на производстве должен быть произведен в соответствии положениями законодательства Российской Федерации, и размер выплат ежемесячного страхового возмещения не может быть менее назначенного ранее (до ДД.ММ.ГГГГ) до прекращения оснований, по которым они были установлены, или до истечения периода, на который они были установлены.
Доводы ответчика и выводы суда первой инстанции со ссылкой на положения ч. 9 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ, по мнению судебной коллегии, являются несостоятельными, поскольку не подлежит дальнейшему перерасчету ежемесячная страховая выплата, исчисленная и назначенная по указанному Федеральному закону, что не исключает правовых оснований для расчета и назначения страховой выплаты Жаворонкова Н.И., которому размер страхового возмещения был рассчитан и назначен в соответствии с законодательством Украины.
Решение Апелляционного суда АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в таком случае, не имеет правового значения для разрешения спора, поскольку установленные указанным судебным постановлением обстоятельства могут повлиять лишь на сопоставление вновь рассчитанной суммы страховых выплат с ранее назначенными страховыми выплатами, а также на определение размера выплат, если ранее назначенный размер страховых выплат превышает вновь рассчитанный.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о правомерности расчета Фондом ежемесячной страховой выплаты Жаворонкова Н.И. являются ошибочными, и решение суда в этой части не может быть признано законным и обоснованным
Вместе с тем, разрешая заявленные Жаворонкова Н.И. требования, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения, поскольку личное учетное дело Жаворонкова Н.И. не содержит оригиналов документов, на основании которых он просит произвести перерасчет ежемесячной страховой выплаты, и материалы дела, материалы личного дела не содержат сведений о том, что оригиналы указанных документов предоставлялись для расчета ежемесячной страховой выплаты в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ, и что указанные документы были предметом рассмотрения Фонда. Из пояснений представителя Фонда в судебном заседании суда апелляционной инстанции следует, что указанные документы Жаворонкова Н.И. и/или его представителем не представлялись.
Таким образом, не согласившись с выводами суда первой инстанции относительно мотивов отказа в удовлетворении иска, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции в этой части отменить, постановить новое решение об отказе в иске.
Оснований для отмены решение суда в части отказа в иске к Филиалу №, который является обособленным подразделением ГУ – РО Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес>, осуществляет оперативное управлением средствами социального страхования на территории Республики Крым и не является юридическим лицом (л.д. 35-36), судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части отказа в удовлетворении требований к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республики Крым.
Постановить в этой части новое решение, которым в иске Жаворонкова Н.И. к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> о перерасчете страховой выплаты отказать.
В остальной части решение Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев непосредственно в суд кассационной инстанции.
Председательствующий судья: Кузнецова Е.А.
Судьи: Брянцева Н.В.
Чистякова Т.И.