Санкт-Петербургский городской суд
Рег. №: 33-4653/2019 Судья: Носкова Н.В.,
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 19 февраля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего | Пошурковой Е.В. |
Судей | Овчинниковой Л.Д., Осининой Н.А., |
При секретаре | Белоусе А.О., |
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 февраля 2019 года гражданское дело № 2-4254/18 по апелляционной жалобе Администрации Кировского района Санкт-Петербурга на заочное решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 27 ноября 2018 года по иску Прокурора Кировского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кировского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия,
Заслушав доклад судьи Пошурковой Е.В., объяснения представителя прокурора Кировского района Санкт-Петербурга – прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Мазиной О.Н., представителя Администрации Кировского района – Портной Т.И.,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Кировского района Санкт-Петербурга, действующий в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Кировского района Санкт-Петербурга, в котором, после уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил обязать ответчика до 01.07.2019 включить в адресную программу по ликвидации свалок отходов на территориях общего пользования Кировского района Санкт-Петербурга на 2019 год устранение несанкционированной свалки на земельном участке по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Лени Голикова, участок 155, (южнее дома 56, лит. А по проспекту Ветеранов), кадастровый №..., с последующей ликвидацией свалки в рамках указанной программы.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Кировского района проведена проверка исполнения администрацией Кировского района законодательства в сфере обращения с отходами. В рамках данной проверки были выявлены отходы производства и потребления, состав отходов - древесина, пластик, бой бетона, твердые коммунальные отходы, расположенные на земельном участке по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Лени Голикова, участок 155, (южнее дома 56, лит. А по проспекту Ветеранов), кадастровый №.... Указанная свалка не включена в адресные программы по ликвидации несанкционированных свалок отходов на территориях общего пользования Кировского района Санкт-Петербурга на 2018 год. Принимая во внимание то обстоятельство, что ответчик по объективным причинам не сможет включить указанную свалку в адресные программы на 2018 года, мероприятие необходимо провести в 2019 году. Ссылаясь на то, что неисполнение районной администрацией полномочий по организации сбора и ликвидации отходов негативно влияет на состояние окружающей среды и экологическую безопасность Кировского района, Прокурор обратился в суд с заявленными требованиями.
Заочным решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 27 ноября 2018 года постановлено: исковые требования Прокурора Кировского района г.Санкт-Петербурга удовлетворить частично;
Обязать Администрацию Кировского района Санкт-Петербурга включить в адресную программу по ликвидации свалок отходов на территориях общего пользования Кировского района Санкт-Петербурга на 2019 год устранение несанкционированной свалки на земельном участке по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Лени Голикова, участок 155, (южнее дома 56, лит. А по проспекту Ветеранов), кадастровый №..., с последующей ликвидацией в рамках указанной программы в течение 200 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Кировского района Санкт-Петербурга просит решение отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
Статьей 11 названного Федерального закона установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1 статьи 13 Закона об отходах производства и потребления).
В соответствии с п. 2.1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга" одной из задач Администрации является проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга в сфере благоустройства и обращения с отходами.
В соответствии с п. 3.10.4 указанного Постановления задачами администрации в сфере благоустройства и обращения с отходами является организация благоустройства территории Санкт-Петербурга в части; касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов, на территории района в соответствии с адресными программами, утверждаемыми Администрацией.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Прокуратурой Кировского района Санкт-Петербурга проведена проверка по факту исполнения администрацией Кировского района в пределах своей компетенции действующего законодательства в сфере обращения с отходами, в ходе которой были выявлены отходы производства и потребления, состав отходов - древесина, пластик, бой бетона, твердые коммунальные отходы, расположенные на земельном участке по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Лени Голикова, участок 155, (южнее дома 56, лит. А по проспекту Ветеранов), кадастровый №..., что подтверждается актом проверки 11.05.2018 года с приложением (л.д. 7-11).
Как усматривается из сообщения администрации Кировского района Санкт-Петербурга от 25.06.2018 ведется работа, направленная на формирование проектно-сметной документации по ликвидации свалок отходов по адресам: Санкт-Петербург, МО Морские Ворота, участок 136 (западнее д. 7 по Канонерскому острову, кад. №...) и ул. Лени Голикова, участок 155, (южнее дома 56, лит. А по проспекту Ветеранов), кадастровый №...). Адресная программа администрации по ликвидации несанкционированных свалок отходов на 2018 год сформирована и выполнена, в связи с чем упомянутые несанкционированные свалки отходов будут включены в проект адресной программы администрации на 2019 год при условии достаточного бюджетного финансирования и своевременного формирования проектно-сметной документации, (л.д. 12).
Согласно Контракту №... ИКЗ 182780505954678050№..., заключенному Администрацией Кировского района Санкт-Петербурга с ООО «Размах ГП», последний, выступая подрядчиком, обязался в соответствии с заданием на разработку проектно-сметной документации ликвидации несанкционированных свалок, сводным сметным расчетом, адресной программой, схемами объектов определяющими объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории Кировского района Санкт-Петербурга в срок 90 календарных дней с момента подписания акта передачи документации. (л.д. 24-56).
Сведений о включении спорной свалки в адресные программы по ликвидации несанкционированных свалок отходов на территориях общего пользования Кировского района Санкт-Петербурга на 2018 или 2019 год материалы дела не содержат.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, на основании объяснений сторон, фактических обстоятельств дела, достоверно установив, что требование прокурора об обязании ответчика до 01.07.2019г. включить в адресную программу по ликвидации свалок отходов на территориях общего пользования Кировского района Санкт-Петербурга на 2019 год устранение несанкционированной свалки на земельном участке по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Лени Голикова, участок 155, (южнее дома 56, лит. А по проспекту Ветеранов), кадастровый №..., с последующей ликвидацией в рамках указанной программы является обоснованным и до настоящего времени ответчиком не исполнено, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к тому, что Администрацией Кировского района Санкт-Петербурга заключен контракт на разработку проектно-сметной документации на выполнение работ по ликвидации спорной свалки, а следовательно, Администрация надлежащим образом исполнила свои полномочия по соблюдению законодательства в сфере обращения с отходами, не могут послужить основанием для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
На территории Санкт-Петербурга действует Административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по организации благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости -рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории района Санкт-Петербурга, в соответствии с адресными программами, утверждаемыми администрацией района Санкт-Петербурга, утвержденный распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 02.04.2018 № 100-р (далее – Административный регламент).
В соответствии с пунктом 3.2.3.2. Административного регламента для включения несанкционированной свалки отходов в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории района должностное лицо, ответственное за выполнение административной процедуры:
- организует работы по определению вида и класса опасности отходов выявленной несанкционированной свалки отходов;
- определяет необходимость проведения работ по рекультивации территории несанкционированной свалки отходов при ее ликвидации;
- обеспечивает разработку проекта ликвидации несанкционированной свалки отходов, рекультивации ее территории (в случае необходимости) в случае, если ее площадь превышает 150 кв. м;
- обеспечивает расчет сметной стоимости работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов, рекультивации территории при ликвидации несанкционированной свалки отходов (в случае необходимости).
К проведению работ, указанных в пункте 3.2.3.2 настоящего Административного регламента, могут быть привлечены специализированные организации в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 3.2.3.3 Административного регламента).
После выполнения действий, указанных в пункте 3.2.3.2 настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за выполнение административной процедуры, направляет полученные данные руководителю структурного подразделения администрации района, ответственного за реализацию полномочий в сфере благоустройства, для формирования проекта адресной программы по ликвидации несанкционированных свалок отходов (пункт 3.2.3.6 Административного регламента).
Таким образом, положениями Административного регламента установлено, что контракт на разработку проектно-сметной документации на выполнение работ по ликвидации свалки является лишь одним из этапов, необходимым для включения спорной свалки в адресную программу по ликвидации свалок отходов на территориях общего пользования Кировского района Санкт-Петербурга на 2019 год и свидетельствует лишь о выполнении Администрацией действий, направленных на ликвидацию свалки, а не о том, что свалка уже включена в указанную программу.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчиком факт наличия свалки и необходимость ее ликвидации фактически не оспаривается, при этом доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что свалка включена в адресную программу по ликвидации свалок отходов на территориях общего пользования Кировского района Санкт-Петербурга на 2019 год и будет ликвидирована до 31 декабря 2019 года в материалы дела не представлено, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда вынесено законно и обоснованно, вследствие чего доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на верном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы районного суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 27 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Кировского района Санкт-Петербурга – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: