Республика Коми, г. Сыктывкар Дело № 2-850/2023 (33-8494/2023)
УИД № 11RS0002-01-2023-000138-95
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Костенко Е.Л.,
судей Жуковской С.В., Никитенковой Е.В.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
с участием прокурора Елфимовой О.С.,
рассмотрела в судебном заседании 25 сентября 2023 года дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Северо-Западный авиационный поисково-спасательный центр» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 18 апреля 2023 года, которым исковые требования Воркутинского транспортного прокурора удовлетворены,
возложена обязанность на Федеральное казенное учреждение «Северо-Западный авиационный поисково-спасательный центр» (далее - ФКУ «Северо-Западный АПСЦ») в течение одного года со дня вступления решения в законную силу в отношении ... выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности:
- организовать охрану и установить пропускной режим подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта или частными охранными организациями;
- обеспечить объект средствами связи для оперативного информирования территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об угрозах совершения (о совершении) террористических актов;
- обеспечить средствами оповещения и экстренной эвакуации людей в случае поступления информации об угрозах террористического характера;
- оборудовать объект инженерно-техническими средствами и системами охраны в соответствии с пунктом 6 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, их территориальных органов, а также подведомственных им организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2019 № 471.
Заслушав доклад судьи Жуковской С.В., объяснения прокурора Елфимовой О.С., представителя третьего лица Росавиации Климовой Е.А., судебная коллегия
установила:
Воркутинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральное казенное учреждение «Северо-Западный авиационный поисково-спасательный центр» (далее - ФКУ «Северо-Западный АПСЦ») об обязании в течение года со дня вступления решения в законную силу в отношении ... выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности:
- организацию охраны и установление пропускного режима подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта или частными охранными организациями;
- обеспечение объекта средствами связи для оперативного информирования территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об угрозах совершения (о совершении) террористических актов;
-обеспечение средствами оповещения и экстренной эвакуации людей в случае поступления информации об угрозах террористического характера;
-оборудование инженерно-техническими средствами и системами охраны в соответствии с пунктом 6 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, их территориальных органов, а также подведомственных им организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2019 № 471.
В обоснование требований указано, что ... присвоена .... В нарушение требований законодательства не выполнены вышеуказанные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности. Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащей антитеррористической защищенности ..., что создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью неопределенного круга лиц. В адрес ответчика 30.11.2022 внесено представление, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
Прокурор в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал.
Представитель ответчика ФКУ «Северо-Западный АПСЦ» в судебном заседании с требованиями не согласился.
Третье лицо Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) в судебное заседание представителя не направил, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик ФКУ «Северо-Западный АПСЦ» не согласен с решением суда и просит его отменить как незаконное и необоснованное.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица Росавиации полагала решение суда незаконным и настаивала на его отмене.
Прокурор полагала решение суда не подлежащим отмене.
Иные участвующие в деле лица не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Согласно ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом первой инстанции установлено, что на основании решения Воркутинского транспортного прокурора от 21.11.2022 №70 проведена проверка деятельности ... на предмет исполнения законодательства об обеспечении транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры.
В ходе проверки установлено, что филиалом ... не организована охрана и установление пропускного режима подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта или частными охранными организациями; объект не обеспечен средствами связи для оперативного информирования территориальных органов безопасности, МВД, Росгвардии, МЧС; отсутствуют средства оповещения и экстренной эвакуации людей на случай поступления информации об угрозах террористического характера; отсутствует оборудование инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Согласно паспорту безопасности от 14.07.2020 объекту ... дополнительно требуется: обеспечение объектов (территорий) средствами связи для оперативного информирования территориальных органов МВД, Росгвардии, МЧС; обеспечение средствами оповещения и экстренной эвакуации людей в случае поступления информации об угрозах террористического характера; оборудование объекта инженерно-техническими средствами и системами охраны в соответствии с п.6 Требований; организация охраны и установление пропускного режима подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта или частными охранными организациями. Срок выполнения установлен – 2022 год.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и возложил на ответчика обязанность в течение одного года со дня вступления решения в законную силу в отношении ... выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности.Судебная коллегия считает выводы суда законными, обоснованными и не находит оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Статьей 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" установлено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на одном из таких принципов, как приоритет мер предупреждения терроризма.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2019 № 471 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, их территориальных органов, а также подведомственных им организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
В соответствии с пунктом 3 Требований перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, определяются Министерством транспорта Российской Федерации - в отношении объектов (территорий), правообладателем которых является Министерство, а также в отношении подведомственных Министерству организаций; Федеральным агентством воздушного транспорта, Федеральным агентством железнодорожного транспорта, Федеральным агентством морского и речного транспорта, Федеральным дорожным агентством и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта - в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются, а также их территориальных органов (при наличии) и подведомственных им организаций.
Пунктом 7 Требований установлено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей федеральных органов, территориальных органов, организаций (далее - руководитель органа (организации), а также на уполномоченных ими лиц (далее - лицо, ответственное за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий).
В силу пункта 8 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется их категорирование. Категорирование объектов (территорий) проводится с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта, масштаба возможных последствий совершения террористического акта, а также на основании оценки состояния защищенности объекта (территории), его значимости для инфраструктуры, жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта.
Согласно пункту 10 Требований для проведения категорирования объекта (территории) в течение 60 календарных дней со дня включения объекта (территории) в перечни, предусмотренные пунктом 3 настоящих требований, решением руководителя органа (организации) создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия).
В соответствии с пунктом 22 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории в обязательном порядке осуществляются следующие мероприятия: организация охраны объектов (территорий); назначение должностных лиц, ответственных за выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий); обеспечение объектов (территорий) средствами связи для оперативного информирования территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об угрозах совершения (о совершении) террористических актов; обеспечение средствами оповещения и экстренной эвакуации людей в случае поступления информации об угрозах террористического характера; оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны в соответствии с пунктом 6 настоящих требований.
В силу пункта 24 Требований на объектах (территориях), которым присвоена вторая категория, в дополнение к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются мероприятия, в том числе организация охраны и установление пропускного режима подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта или частными охранными организациями.
На каждый объект (территорию) составляется паспорт безопасности объекта (территории). Паспорт безопасности объекта (территории) составляется на основании акта обследования и категорирования объекта (территории), осуществляемого в соответствии с разделом II настоящих требований (п. 35 Требований).
Как правильно указал суд, в силу прямого указания пункта 24 Требований на ... как на объекте ... должна быть организована охрана и установление пропускного режима подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта или частными охранными организациями. Обеспечение охраны и пропускного режима силами спасательной парашютно-десантной группы не соответствует п.24 Требований.
Отвергая доводы ответчика об обеспечении средствами связи для оперативного информирования территориальных органов безопасности, МВД, МЧС, Росгвардии, суд обоснованно указал, что представленными доказательствами подтверждается лишь то, что на объекте имеется соответствующее оборудование. Доказательств, что указанное оборудование используется как средство связи в целях оповещения соответствующих служб, суду не представлено. Акты сверки с ПАО «Мегафон» представлены за 2022 год, договоры на оказание услуг связи в 2023 году не представлены, соответственно на дату рассмотрение дела судом не имеется доказательств выполнения требований в данной части.
Также отклонены доводы о выполнении требований в части обеспечения средствами оповещения и эвакуации людей.
Автомобиль, вездеход и снегоходы, имеющиеся на балансе предприятия, приняты во внимание при составлении паспорта безопасности, и указаны в паспорте в разделе VI. Силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) как служебный транспорт.
Не представлено доказательств наличия средств оповещения людей на объекте (наличия сети оповещения, других средств, обеспечивающих экстренное оповещение всех находящихся на территории объекта людей).
Поскольку не представлено доказательств оборудования инженерно-техническими средствами и системами охраны ..., то суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска.
Факт наличия указанных нарушений в апелляционной жалобе представителем ответчика не оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточности денежных средств, о высокой стоимости затрат на проведение мероприятий, не могут быть признаны основанием для освобождения ответчика от исполнения обязанностей по соблюдению требований законодательства по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно исследовал доводы сторон и представленные ими доказательства.
Апелляционная жалоба не содержат ссылки на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 18 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Северо-Западный авиационный поисково-спасательный центр»- без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 25 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи