УИД 62RS0003-01-2024-001516-81
дело №2-1648/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2024 года г. Рязань
Октябрьский районный суд г. Рязани в составе
председательствующего судьи Скорой О.В.,
с участием прокурора Михайловского района Рязанской области Просянникова М.А.,
представителя ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области - ФИО9
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Михайловского района Рязанской области к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Михайловского района Рязанской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области о понуждении к совершению действий. В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 19.12.2013 № 445 Некоммерческая организация - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области (далее - Фонд) является специализированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Рязанской области, в том числе финансового обеспечения, формирования средств для такого ремонта. Согласно пункту 1.1 Устава Фонда региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором. Рязанская область несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перёд собственниками помещений в многоквартирных домах.
Прокуратурой Михайловского района во исполнение указания прокуратура области от 22.12.2022 № 187/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» проведена проверка исполнения законодательства при проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Проверкой установлено, что на основании Постановления Правительства Рязанской области от 28.12.2021 г. № 439 «Об утверждении регионального краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2020-2022 годы» запланировано проведение работ по капитальному ремонту систем холодного водоснабжения по адресу: <адрес>
Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области (далее – Фонд), по результатам проведенного электронного аукциона, заключен с индивидуальным предпринимателем ФИО4 договор №<данные изъяты> по условиям которого данный предприниматель принял на себя обязательства выполнить не позднее 01.12.2022 работы по капитальному ремонту системы холодного водоснабжения в указанном многоквартирном доме на сумму 95 536,40 руб.
На основании протокола № 5 от 28.10.2022 г. общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: <адрес> перенесены сроки проведения работ по капитальному ремонту системы холодного водоснабжения с 2022 г. на 2023 г.
Опрошенные прокуратурой района собственники квартир по адресу: <адрес> ФИО5, ФИО6, подписи которых стоят в явочном листе протокола вышеуказанного собрания сообщили, что фактически, 28.10.2022 г. вышеназванное собрание не проводилось. В квартиру к гражданам приходили лица, представившиеся сотрудниками Фонда капитального ремонта, с просьбой подписать документы о разрешении доступа в жилое помещение, о чем те поставили свою подпись. Вопрос о переносе сроков капитального ремонта с собственниками не обсуждался. Гражданка ФИО7, избранная председателем собрания собственников жилых помещений, собственникам жилых помещений в данном доме не знакома, в <адрес> проживают иные лица.
Согласно реестра собственников жилых помещений, права собственности на указанное жилое помещение ФИО7 не имеет, в квартире по адресу: <адрес> проживают иные лица.
Кроме этого, опрошенный директор организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом ООО «Водоканал», ФИО8, пояснил, что представители организации участия в собрании не принимали, каких-либо уведомлений не получали.
Вместе с тем, вышеуказанный протокол № 5 от 28.10.2022 г. внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> явился основанием к переносу сроков капитального ремонта системы водоснабжения данного многоквартирного дома на более поздний срок.
По результатам проверки прокурором района в МОМВД России «Михайловский» направлено постановление в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по направленным материалам 07.12.2022 г. органом дознания возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 327 УК РФ.
При этом, данный факт остался без внимания Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области, капитальный ремонт указанных многоквартирных домов необоснованно перенесен на более поздний срок в отсутствие волеизъявления собственников,
Работы по капитальному ремонту многоквартирных домов не начаты, краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в установленные сроки не выполнен.
Однако данное обстоятельство оставлено Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области без внимания; капитальный ремонт дома необоснованно перенесен на более поздний срок в отсутствие волеизъявления собственников.
Спорный многоквартирный дом включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области, обязанный в силу закона обеспечить своевременную организацию проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и приемку его результатов, данную обязанность до настоящего времени не исполнил.
На основании вышеизложенного, прокурор просит обязать некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить проведение работ по капитальному ремонту фасада и подвала в многоквартирном <адрес>.
В судебном заседании, прокурор Михайловского района Рязанской области поддержал заявленные требования в полном объёме.
Представитель ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области ФИО9 не оспаривал факт невыполнения работ по капитальному ремонту водоснабжения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. Вместе с тем, пояснил, что ввиду исключения из краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес>, у Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области отсуствует возможность обеспечения проведения работ.
Представители третьих лиц Правительства Рязанской области, АО «Управление жилыми домами», Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области, Государственной жилищной инспекции Рязанской области, администрации муниципального образования – Михайловского муниципального района Рязанской области, ООО «Аудитпроект при РГРТУ» о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 11.1 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме регулируются жилищным законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования (пп. 6.1 ч. 2 ЖК РФ).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает, в частности, взнос на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 4 статьи 166 ЖК РФ, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми создается региональный оператор, устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (ч. 1 ст. 167 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (ч. 7 ст. 168 ЖК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 178 ЖК РФ деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В силу ч. 6 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
В соответствии с Постановлением Правительства Рязанской области от 19.12.2013 № 445 Некоммерческая организация - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области (далее - Фонд) является специализированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Рязанской области, в том числе финансового обеспечения, формирования средств для такого ремонта.
Согласно пункту 1.1 Устава Фонда региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Постановлением Правительства Рязанской области от 12.02.2014 № 26 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Постановлением Правительства Рязанской области от 12.07.2022 № 254 утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2023 - 2025 годы.
В судебном заседании установлено, материалами дела и объяснениями представителя ответчика подтверждено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденной постановлением Правительства области от 12.02.2014 №, и региональным краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2023-2025 годы, утвержденным постановлением Правительства области от 12.07.2022 № 254, в 2023 году предусмотрен капитальный ремонт водоснабжения многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком и <данные изъяты> заключен договор №<данные изъяты> на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, по условиям которого подрядчик в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ должен произвести капитальный ремонт системы водоотведения многоквартирного дома, расположенного по адресу: по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Фонда от МОМВД России «Михайловский» направлен запрос о предоставлении информации в связи с расследованием уголовного дела № по предоставлению документов.
Как указывает ответчик, оригинал протокола № 5 внеочередного общего собрания собственников помещений МКД о переносе срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, а также оригинал протокола № 5 листа голосования собственников помещений по повестке дня общего голосования общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от <данные изъяты>, в адрес Фонда не поступали, данные документы не были учтены в работе.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Фонда от Прокуратуры Михайловского района Рязанской области, направлен запрос на предоставление информации о причинах невыполнения работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах.
ДД.ММ.ГГГГ прокурору Михайловского района ФИО2 направлен ответ № с указанием причин невыполненных работ, сведения по установленным срокам проведения капитального ремонта, а также сведения по завершенным работам с актами приемки.
В судебном заседании представитель ответчика не оспаривал, что в настоящее время работы по капитальному ремонту в названном многоквартирном доме не проведены, краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в установленные сроки не выполнен. Суду пояснил, что в соответствии с направленным ответом на запрос от 08.02.2024 года (№) по актуализации Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области, работы капитальному ремонту системы водоотведения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, запланированы на 2026-2028 г.
Принимая во внимание, что на ответчика в силу положений действующего законодательства возложена обязанность по организации и проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в сроки, установленные региональной программой, однако, как установлено судом, соответствующая обязанность ответчиком не исполнена, что в свою очередь, нарушает права неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
Кроме того, суд не может согласиться с доводом ответчика о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению ввиду исключения из краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку ответчиком не представлено доказательств, указыващие на то, что Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области исполняет возложенные на него законом обязанности по обеспечению выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес>.
Удовлетворяя требование о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого решение должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо выполнить ответчику, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда в течение десяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Михайловского района Рязанской области к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области о понуждении к совершению действий, - удовлетворить.
Обязать Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области (ОГРН <данные изъяты>) в течение 10 (десяти) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить проведение работ по ремонту системы водоснабждения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Рязани.
Судья О.В. Скорая