Дело <номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
01 сентября 2021 года <адрес обезличен>
Судья Ленинского районного суда <адрес обезличен> края
Крикун А.Д. рассмотрев жалобу должностного лица – генерального директора ООО «МДМ» Сляднева А.Е. на постановление Главного государственного инспектора отдела государственного ветеринарного надзора по <адрес обезличен> Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору <адрес обезличен> и Карачаево-Черкесской Республике Чеверда И.А. от <дата обезличена> о привлечении должностного лица к административной ответственности по ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением <номер обезличен> от <дата обезличена> главного государственного инспектора отдела государственного ветеринарного надзора по СК Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес обезличен> и Карачаево- Черкесской Республике -генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «МДМ» Сляднев А.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного по ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 23000 рублей.
Генеральный директор ООО «МДМ» Сляднев А.Е. не согласился с вынесенным постановлением и предъявил в суд жалобу, согласно которой указал, что сырье для производства продукции «Мясо тушки цыпленка бройлера (пласт) бескостное, замороженное», дата выработки <дата обезличена> в котором в результате отбора проб в ООО «МясБерри» был обнаружен ветеринарный препарат Диклазурил, было произведено Курским филиалом АО «Куриное Царство» (<дата обезличена> и отгружено в ООО «МДМ» ООО «Торговый дом Черкизово» (ВСД <номер обезличен> от <дата обезличена>).
Согласно указанного ВСД, сырье (мясо куриное тушка ЦБ 1 сорта потрошеная охлажденная) было подвергнуто ветеринарно-санитарной экспертизе в полном объеме, никаких запрещенных препаратов в нем не было выявлено.
Прослеживаемость продукции «Мясо тушки цыпленка бройлера (пласт) бескостное замороженное», дата выработки ООО «МДМ» <дата обезличена>, от момента производства сырья Курским филиалом АО «КЦ» <дата обезличена> и отгрузки в ООО «МДМ» ООО «Торговый дом Черкизово» (ВСД <номер обезличен> от <дата обезличена>) до момента поставки в ООО «МясБерри» осуществляется через ФГИС «Меркурий».
В процессе переработки и заморозки полученного от ООО «Торговый дом Черкизово» сырья, ООО «МДМ» не имеет технологической и иной возможности добавить в него ветеринарный препарат «Диклазурил», так как данное антикокцидийное средство можно использовать только в птицеводстве при лечении или профилактике заболеваний птицы (до ее убоя), а не на стадии переработки. Таким образом, обнаруженный препарат «Диклазурил» мог попасть в изготовленную ООО «МДМ» продукцию только в результате применения его Курским филиалом АО «КЦ» при выращивании птицы.
Заказ <номер обезличен> для поставки данной партии в ООО «МДМ» выполнялся Курским филиалом АО «КЦ» с 17:02 час. <дата обезличена> по 03:56 час. <дата обезличена> В этот период забивались 2 птичника: 1) БЦ2 Горшеченский к4 накладная <номер обезличен> и 2) БЦ Новоникольский к 5 накладная <номер обезличен>. Однако, ООО «Торговый Дом Черкизово» предоставил сведения и документы (перечень применяемых ветеринарных препаратов при выращивании ЦБ (исх № 03/07-02-21 от
03.08.2020г. протокол расследования от <дата обезличена> БЦ «Новоникольский» АО «Куриное царство» Липецкий филиал по установлению причины обнаружения препарата Диклазурил в продукции мясопереработки, схемы лечебно- проф.мероприятий на корпуса <номер обезличен>, 23-56 в 148 тур 2020 г., журнал учета лечебной обработки птицы, протокол расследования от <дата обезличена> БЦ <номер обезличен> АО «Куриное царство» Курский филиал по установлению причины обнаружения препарата Диклазурил в продукции мясопереработки, расчет на 11 тур выращивания для БЦ <номер обезличен>, журнал учета лечебной обработки птицы БЦ <номер обезличен>, удостоверения качества на применяемые комбикорма, реестры ВСД к товарным накладным на комбикорма), подтверждающие, что указанный кокцидиостатик не применялся при выращивании птицы, поставленной для переработки в ООО «МДМ», в которой в результате отбора проб от <дата обезличена> был обнаружен диклазурил.
Следовательно, препарат диклазурил не может присутствовать в образце продукции «Мясо тушки цыпленка бройлера (пласт) бескостное, замороженное», дата выработки <дата обезличена>, а ООО «МДМ» произвело и выпустило в обращение продукцию, соответствующую требованиям ТР <номер обезличен>, и не создало угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, о чем было сообщено административному органу.
Дело было рассмотрено Управлением Россельхознадзора по СК и КЧР без назначения и проведения исследований контрольной пробы (хотя с данными ходатайством ООО «МДМ» обращалось туда <дата обезличена> до истечения срока хранения контрольных проб), а на момент рассмотрения дела неустранимые противоречия в доказательствах не были устранены.
Генеральный директор ООО «МДМ» полагает, он необоснованно привлечен к административной ответственности, его вина не доказана, на основании вышеизложенного, просит суд постановление <номер обезличен> от <дата обезличена> которым он, генеральный директор ООО «МДМ» Сляднев А.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить.
Генеральный директор ООО «МДМ» Сляднев А.Е., в судебное заседание не явился, о дате, месте, времени его проведения извещался надлежащим образом, сведений об уважительности причин не явки суду не сообщил.
Главный государственный инспектор отдела государственного ветеринарного надзора по <адрес обезличен> Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору <адрес обезличен> и Карачаево-Черкесской Республике Чеверда И.А. в судебное заседание не явился, о дате, месте, времени его проведения извещался надлежащим образом.
С учетом требований п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений.
Согласно п.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.
Из материалов дела следует, что ООО «МДМ» допустило выпуск в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», утв. Решением Комиссии Таможенного союза от <дата обезличена> <номер обезличен> (далее - ТР ТС «О безопасности пищевой продукции», ТР <номер обезличен>), а именно: в мясе тушки цыпленка-бройлера (пласт) бескостном, замороженном изготовитель ООО «МДМ», дата изготовления <дата обезличена>, срок годности <дата обезличена>) (акт отбора проб (образцов) от <дата обезличена> <номер обезличен>), выявлен (обнаружен) кокцидиостатик - диклазурил в количестве 1,9 мкг/кг, при нормативном значении - не допускается, что подтверждается протоколом испытаний от <дата обезличена> <номер обезличен>-В-20-4938-Г, выданным ФГБУ «Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов».
Отбор проб произведен по адресу: <адрес обезличен>, д.З стр.А (склад - холодильник ООО «МясБерри»).
Отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, экёйлуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации регулируются Федеральным законом от <дата обезличена> № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
По факту выявленного правонарушения управление составило протокол об административном правонарушении от <дата обезличена> N 02-22/27/624/1.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании, требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Согласно п.1 ст.36 Закона о техническом регулировании за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 2 ст. 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Диклазурил входит в состав лекарственных препаратов, обладающих кокцидиостатическим действием в отношении всех видов кокцидий, паразитирующих у птиц. Кокцидиостатики - лекарственные вещества, задерживающие развитие или убивающие кокцидий; все кокцидиостатики всасываются в желудочно-кишечном тракте животных и попадают в органы и ткани. Кокцидиостатики имеют широкий спектр негативных воздействий на здоровье человека, поэтому большинство антикокцидийных препаратов необходимо исключать из рациона животных и птиц за несколько дней до забоя.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от <дата обезличена> N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" установлено, что в обращении могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и прошедшие подтверждение соответствия таким требованиям.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ, не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют представленной информации, в том числе имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениям, и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения, информация о которых до потребителя не доведена, и (или) которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, материалов и изделий (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек, и (или) показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации.
Пищевые продукты, материалы и изделия, указанные в абзацах 2 и 3 пункта 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ, признаются опасными и утилизируются или уничтожаются без проведения экспертизы в случаях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 5 ТР <номер обезличен> пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии ТР <номер обезличен>, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Пунктом 4 статьи 5 ТР <номер обезличен> установлено, что пищевая продукция, не соответствующая требованиям ТР <номер обезличен> и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - участника Таможенного союза.
Статьей 4 ТР <номер обезличен> установлено, что изготовителем пищевой продукции является организация независимо от ее организационно-правовой формы, осуществляющая от своего имени производство (изготовление) пищевой продукции для реализации приобретателям (потребителям) и несущая ответственность за соответствие этой продукции требованиям технических регламентов.
Согласно пункту 1 статьи 10 ТР <номер обезличен> изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней ТР <номер обезличен> и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В силу пункта 1 статьи 7 ТР <номер обезличен> пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Пунктом 3 статьи 13 ТР <номер обезличен> установлено, что непереработанное продовольственное (пищевое) сырье животного происхождения должно быть получено от продуктивных животных, которые не подвергались воздействию натуральных и синтетических эстрогенных, гормональных веществ, тиреостатических препаратов (стимуляторов роста животных), антибиотиков и других лекарственных средств для ветеринарного применения, введенных перед убоем до истечения сроков их выведения из организмов таких животных.
Таким образом, производство обществом продукции, не соответствующей требованиям ТР <номер обезличен> по показателям диклазурила, представляет опасность и создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Согласно ТР <номер обезличен>Т/2011 наличие остатков диклазурила в спорной продукции на этапе обращения не допускается. Это требование направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, поэтому суд сделал обоснованный вывод о приоритетном применении этого законодательства.
В связи с вышеизложенным, суд признает законным привлечение общества к ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из того, что производство обществом продукции, не соответствующей требованиям ТР <номер обезличен> по показателям диклазурила представляет опасность и создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Доказательств невозможности соблюдения установленных законом правил и норм в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые общество не могло предусмотреть, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Объективную сторону указанного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок привлечения общества к административной ответственности не истек.
Более того, согласно общедоступным сведениям официального сайта Арбитражного суда <адрес обезличен> дело <номер обезличен>А-4396/2021, ООО «МДМ» обратилось с заявлением в Арбитражный суд <адрес обезличен> к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес обезличен> и КЧР о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес обезличен> и КЧР <номер обезличен> от <дата обезличена> о признании ООО «МДМ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2. ст. 14.43 КоАП РФ и наложении на него административного штрафа в размере 330 000 рублей.
ООО «МДМ» осуществило производство и выпуск в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», утв. Решением Комиссии Таможенного союза от <дата обезличена> <номер обезличен> (далее - ТР ТС «О безопасности пищевой продукции», ТР <номер обезличен>), а именно: - в мясе тушки цыпленка-бройлера (пласт) бескостном, замороженном, (дата изготовления <дата обезличена>, срок годности <дата обезличена>) (акт отбора проб (образцов) от <дата обезличена> <номер обезличен>), выявлен кокцидиостатик - диклазурил в количестве 1,9 мкг/кг, при
нормативном значении - не допускается (протокол испытаний от <дата обезличена> <номер обезличен>-В-20-4938-Г). Отбор проб произведен по адресу: <адрес обезличен> стр. А (склад - холодильник ООО «МясБерри»), суд в части требований о прекращении производства по делу о привлечении ООО «МДМ» к административной ответственности по ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ, производство по делу – прекратил, в остальной части заявленные требования оставил без удовлетворения, постановление от <дата обезличена> оставлено без изменения.
Постановление Шестнадцатого Арбитражного суда от <дата обезличена> решение Арбитражного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> по делу № А63-4396/2021 оставлено без изменения.
Поскольку ч. 3 ст. 2.1. КоАП РФ не исключает, что при выявлении в деятельности юридического лица события правонарушения к административной ответственности одновременно могут быть привлечены сразу несколько лиц: само юридическое лицо, его руководитель и (или) иные работники, то есть по смыслу данной нормы привлечение должностного лица к административной ответственности является производным и зависит от выявления административного правонарушения в действии (бездействии) юридического лица, постановление <номер обезличен> от <дата обезличена> главного государственного инспектора отдела государственного ветеринарного надзора по СК Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес обезличен> и Карачаево- Черкесской Республике о привлечении генерального директора ООО «МДМ» Сляднева А.Е. к административной ответственности по ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 23000 рублей, суд находит законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление <номер обезличен> от <дата обезличена> главного государственного инспектора отдела государственного ветеринарного надзора по СК Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес обезличен> и Карачаево- Черкесской Республике о привлечении генерального директора ООО «МДМ» Сляднева А.Е. к административной ответственности по ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 23000 рублей - оставить без изменения.
Жалобу генерального директора ООО «МДМ» Сляднева А.Е. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.Д. Крикун