Решение по делу № 2-1/2020 от 13.11.2019

Дело № 2-1/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Мороковой О.В.

при секретаре Лихачевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

15 января 2020 года гражданское дело по исковому заявлению Коканиной Е.И., Паникаровских В.А, Паникаровских С.Ю., Паникаровских Г.Н., Ивановой Н.И., Смолевой Н.Ю., Акимовой О.Н., Чуркина С.Ф., Мусановой О.В., Коковкиной О.С., Коковкина П.В., Дымова А.А., Шехонина А.Ю., Десятниковой И.П., Ложкиной М.А., Груздковой А.П., Парфеновой М.С., Парфенова Б.В., Ложкина П.М., Дегтярева Ю.В. к администрации муниципального образования муниципального района «Прилузский» об обязании организовать водоснабжение, водоотведение, устройство автомобильной дороги местного значения

установил:

Коканина Е.И., Паникаровских В.А., Паникаровских С.Ю., Паникаровских Г.Н., Иванова Н.И., Смолева Н.Ю., Акимова О.Н., Чуркин С.Ф., Мусанова О.В., Коковкина О.С., Коковкин П.В., Дымов А.А., Шехонин А.Ю., Десятникова И.П., Ложкина М.А., Груздкова А.П., Парфенова М.С., Парфенов Б.В., Ложкин П.М., Дегтярев Ю.В. обратились в суд с коллективным исковым заявлением к администрации муниципального района «Прилузский» об организации водоснабжения, водоотведения, устройства автомобильной дороги местного значения в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда. Требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками земельных участков и домов, расположенных по адресу Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес> и <адрес>. Земельные участки предоставлены истцам бесплатно в силу закона, для ведения личного подсобного хозяйства, для целей индивидуального строительства, в т.ч. молодым семьям, многодетным семьям, переселенцам с районов Крайнего Севера. При этом, земельные участки предоставлены в границах с. Объячево, на которых отсутствуют сети инженерно-технического обеспечения, а также автомобильные дороги местного значения. Исполнение обязанности по обеспечению вышеуказанными объектами инфраструктуры лежит на администрации МР «Прилузский». Вместе с тем, истцы неоднократно обращались к ответчику с требованием обеспечить земельные участки необходимой инфраструктурой, однако, ответчик ссылается на отсутствие финансирования. На основании изложенного, истцы обратились в суд с настоящим иском, в котором просят обязать АМР «Прилузский» организовать водоснабжение, водоотведение, устройство автомобильной дороги местного значения по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес> в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда.

На основании определения Прилузского районного суда от 04.12.2019 года судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация СП «Объячево» и АО «Коммунальник».

В судебном заседании истцы Коканина Е.И., Паникаровских Г.Н., Иванова Н.И., Смолева Н.Ю., Мусанова О.В., Коковкин П.В., Коковкина О.С., Дымов А.А., Шехонин А.Ю., Ложкина М.А., Парфенов Б.В., Ложкин П.М. на удовлетворении исковых требований настаивают в полном объеме.

Истцы Чуркин С.Ф., Груздкова А.П., Дегтярев Ю.В., Парфенова М.С. в суд не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрении дела.

Истцы Паникаровских С.Ю., Паникаровских В.А., Десятникова И.А., Акимова О.Н. в суде не присутствуют, судебные документы о дате и времени судебного заседания направлялись судом в их адрес. Согласно треков срок хранения почтовых отправлений истек 08.01.2020 и они будут возвращены отправителю.

В силу положений п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, риск неполучения корреспонденции в соответствии со ст. 165.1 ГК РФ лежит именно на ответчике.

Согласно ч. 2 ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

Представитель ответчика администрации МР «Прилузский» Туголуков Н.В., действующий на основании доверенности от 15.04.2019 года, в суде с коллективным иском согласен частично, а именно в части организации работ по водоотведению, в остальной части иск не признает.

Представитель АО «Коммунальник», в суде не присутствует, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в прошлом судебном заседании представитель третьего лица коллективный иск поддержала.

Представитель администрации СП «Объячево» в суде не присутствует, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав правовую позицию сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Статья 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Исходя из части 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Указанные положения корреспондируют с положениями федерального законодательства в области водоснабжения, водоотведения, дорожной деятельности.

Так, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от своих обязательств.

В силу пункта 2 статьи 2, пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Таким образом, организация в границах сельского поселения отведения сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, обеспечивающих предотвращение попадания таких вод на рельеф местности на территории сельского поселения, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения сельского поселения, решение которого осуществляется органами местного самоуправления в пределах своих полномочий,

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пп. 6 ч. 1 ст. 13 этого Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

На основании ст. 9.2 Устава администрации МР «Прилузский» к вопросам местного значения, решаемых на территории сельских поселений, расположенных в границах муниципального района, органами местного самоуправления муниципального района относятся: организация в границах поселения электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Таким образом, действующим законодательством и уставными документами предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории района вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Исходя из ответа Дорожного агентства Республики Коми от 03.10.2015, по информации, представленной администрацией МР «Прилузский», строительство автомобильной дороги по данному направлению в 2016 году не предусматривается. В случае оформления грунтового проекта на строительство автомобильной дороги через ТОС, администрация района готова рассмотреть вопрос предоставления гранта на вышеуказанный проект.

В ответе Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 23.05.2016 указано, что по информации администрации МР «Прилузский» выделение финансовых средств на строительство водопровода и обустройству дороги в с. Объячево по <адрес> и <адрес> не представляется возможным в виду дефицита бюджета. При условии подачи администрацией МР «Прилузский» заявки с приложением необходимых документов в рамках программ субсидирования могут быть выделены средства на софинансирование строительства водопровода и обустройства дороги в с. Объячево по <адрес> в 2017-2018 годах.

Постановлением Правительства РК от 31.12.2008 N 396 (ред. от 24.01.2018) "Об отборе муниципальных образований в Республике Коми в целях предоставления из республиканского бюджета Республики Коми субсидий местным бюджетам на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению новых земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой в целях жилищного строительства, на формирование земельных участков, расположенных на территориях муниципальных образований муниципальных районов и городских округов, для последующего предоставления в целях индивидуального жилищного строительства и для последующей реализации их в целях индивидуального жилищного строительства" предусмотрено, что органы местного самоуправления для получения из республиканского бюджета на очередной финансовый год субсидий местным бюджетам на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению новых земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой в целях жилищного строительства могут подавать в Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми до 1 ноября (включительно) года, предшествующего очередному финансовому году, заявку (с приложением необходимых документов) на участие в отборе муниципальных образований в Республике Коми в целях предоставления указанных субсидий.

Постановлением Правительства РК от 28.09.2012 N 413 "О Государственной программе Республики Коми "Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности" предусмотрена программа развития строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережения и повышения энергоэффективности. В рамках указанной программы органы местного самоуправления вправе подать заявки ответственному органу для получения субсидий на строительство и реконструкцию объектов водоснабжения, водоотведения, а также на обустройство дороги.

При этом, в перечне земельных участков на территории Республики Коми, которые планируется обеспечить инженерной инфраструктурой и автодорогами (строительство наружных сетей водопровода, строительство автодороги) в период с 2011 года по 2015 год, указаны микрорайоны «Морковное поле» «Пашкинская».

Между тем, как установлено судом и следует из материалов дела до настоящего времени администрацией МР «Прилузский» не предприняты какие-либо меры по обеспечению возможности подключения выделенных земельных участков к сетям инженерно-технического обеспечения, организации транспортной инфраструктуры, по разработке и утверждению проекта об обеспечении инженерной инфраструктурой земельных участков по адресу с. Объячево, <адрес> и <адрес>.

Из объяснений представителя ответчика следует, что каких-либо проектов планировки территории, проектно-сметной документации по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков по <адрес> и <адрес> с. Объячево не разработаны в связи с отсутствием финансирования. В республиканскую программу получения субсидий на строительство и реконструкцию объектов водоснабжения, водоотведения, а также на обустройство дороги по <адрес>, <адрес> с. Объячево администрация МР «Прилузский» не включена; в местном бюджете имеется небольшая часть денежных средств на реализацию данного проекта в размере около 70 000 рублей.

Постановлением администрации МР «Прилузский» от 07.10.2019 № 917 «Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории МО МР «Прилузский» на территории СП «Объячево» определена гарантирующая организация – АО «Коммунальник».

Как пояснила в судебном заседании представитель АО «Коммунальник», в границах вышеуказанных участков источники и сети водоснабжения для осуществления подачи холодного водоснабжения отсутствуют, скважина имеется лишь по <адрес>, т.е. на довольно большом расстоянии от улиц Поселковая и Нагорная. Однако, при положительном решении вопроса возможно обустройство водоотведения на этих улицах.

Отсутствие дорожного сообщения с выделенными под индивидуальную жилищное строительство земельными участками подтверждается пояснениями истцов, не оспаривается представителем ответчика, указавшим, что дорога, соединяющая указанные улицы с другими муниципальными дорогами, администрацией не возводилась, какие-либо документы на обустройство такой дороги в администрацию не передавались, действующей автомобильной дороги к улицам <адрес> и <адрес> в перечне муниципальных дорог также не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу, что администрацией МР «Прилузский» как органом местного самоуправления, уполномоченным на организацию коммунального обслуживания населения, водоснабжения населения, водоотведения, дорожной деятельности, не были осуществлены в полном объеме действия по организации инженерной и транспортной инфраструктуры в виде налаживания устойчивого и скоординированного функционирования объектов, осуществляющих производство и поставку потребителям водных ресурсов, с тем, чтобы гражданам, осуществляющим строительство домов на предоставленных им земельных участках, обеспечивалась возможность ведения строительства и беспрепятственного подключения возводимых жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности.

При таких обстоятельствах, суд полагает требования истцов законными и обоснованными, поскольку в данном случае является очевидным нарушение прав истцов на достойные условия проживания, учитывая, что земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов предоставлялись истцам в качестве улучшения их жилищных условий, государство в лице субъекта реализовало таким образом свою обязанность по оказанию гражданам мер социальной поддержки.

В тоже время, предоставление земельного участка при невозможности подключения построенного дома к инженерным сетям и отсутствии транспортной инфраструктуры, по мнению суда, не может являться улучшением жилищных условий.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о ненадлежащем исполнении ответчиком вопроса организации обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой.

С учетом изложенного, суд полагает возможным требования истцов об обязании ответчика организовать водоснабжение, водоотведение, устройство автомобильной дороги местного значения удовлетворить.

Доводы стороны ответчика о том, что имеется постановление главы администрации Прилузского района от 08.04.1999 № 73 «О среднем уровне благоустроенности жилищного фонда РФ, согласно которого в средний уровень благоустроенности не входит водоответедение, суд не может принять во внимание поскольку, как было указано ранее наделение органов местного самоуправления вопросами по организации водоотведения населения закреплено на законодательном уровне. Более того, в силу приведенных выше норм права на органе местного самоуправления муниципального района лежит безусловная обязанность по обеспечению бесперебойным и качественным водоотведением населения на подконтрольной территории, в том числе по организации мероприятий, направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоотведения.

Ссылка стороны ответчика об имеющемся решении суда от 06.06.2018 года, которым на администрацию МР «Прилузский» уже возложена обязанность по устранению разрушения дорожной одежды в виде выбоин, просадок, неровностей на проезжей части улиц Поселковая и Нагорная с. Объячево не могут быть приняты во внимание, поскольку требования истцов о обязании устройства автомобильной дороги местного значения не аналогичны. Как указали в суде истцы на улицах <адрес> и <адрес> не имеется вообще никакой дороги, в связи с чем они и обратились в суд с настоящим иском.

В то же время, удовлетворяя требование истцов о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Как указали в судебном заседании представители ответчика в срок, указанный в иске, невозможно будет в полном объеме исполнить решение суда, поскольку для его исполнения требуется провести большой объем работы, а именно разработать проект межевания земельного участка, проект перепланировки территории, градостроительный план, получить разрешение на строительство. Кроме того, для размещения водозаборной башни необходимо заключить соглашение с физическим лицом об изъятии у него земельного участка с предоставление иного участка, провести кадастровые работы по постановке участка на кадастровый учет, далее осуществить строительство объекта. В то же время, представитель администрации в суде пояснил, что работы по водоснабжению администрация готова выполнить в срок до 31.12.2020 года.

С учетом положений части 2 статьи 206 ГПК РФ суд, исходя из требований разумности и объема необходимых работ, полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения возложенных решением суда обязанностей по организации водоснабжение до 31.12.2020 года, по организации водоотведения и устройства автомобильной дороги местного значения - до 01 июля 2022 года.

Отсюда, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ

решил:

Исковое заявление Коканиной Е.И., Паникаровских В.А, Паникаровских С.Ю., Паникаровских Г.Н., Ивановой Н.И., Смолевой Н.Ю., Акимовой О.Н., Чуркина С.Ф., Мусановой О.В., Коковкиной О.С., Коковкина П.В., Дымова А.А., Шехонина А.Ю., Десятниковой И.П., Ложкиной М.А., Груздковой А.П., Парфеновой М.С., Парфенова Б.В., Ложкина П.М., Дегтярева Ю.В. к администрации муниципального образования муниципального района «Прилузский» об обязании организовать водоснабжение, водоотведение, устройство автомобильной дороги местного значения – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Прилузский» в срок до 31 декабря 2020 года организовать водоснабжение по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес> и <адрес>.

Обязать администрацию муниципального района «Прилузский» в срок до 01 июля 2022 года организовать водоотведение и устройство автомобильной дороги местного значения по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес> и <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба через Прилузский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Председательствующий

26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.03.2020Предварительное судебное заседание
05.12.2019Судебное заседание
23.12.2019Судебное заседание
15.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее