дело № 2а-4932/2019
56RS0042-01-2019-006572-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2019 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга Оренбургской области в составе председательствующего, судьи Чувашаевой Р.Т.
при секретаре Мустакимовой В.А.,
с участием представителя административного истца – Смолягина А.А.,
административного ответчика – Калиева Б.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга к Калиеву Б.Е. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга обратилась в суд с административным иском к Калиеву Б.Е. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени, указав, что административный ответчик в силу ст. ст. 357, 358 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) является налогоплательщиком транспортного налога, в связи с чем ему было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2017 год. Поскольку в установленный срок сумма налога уплачена не была, то в соответствии со ст. 75 НК РФ Калиеву Б.Е. начислена пеня в сумме 211 рублей 45 копеек. По заявлению ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга 30 мая 2019 года мировым судьей судебного участка № 6 Центрального района г. Оренбурга вынесен судебный приказ о взыскании с Калиева Б.Е. суммы транспортного налога и пени за 2017 год в размере 11 975 рублей 45 копеек, который впоследствии определением от 01 июля 2019 года был отменен. Поскольку до настоящего времени сумма транспортного налога за 2017 год и пени административным ответчиком не уплачена, просит взыскать с Калиева Б.Е. недоимку по транспортному налогу за 2017 год в сумме 11 764 рублей и пени в сумме 777 рублей 40 копеек.
В судебном заседании представитель административного истца Смолягин А.А., действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал, и просил иск удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснил, что данные о том, что Калиев Б.Е. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником транспортных средств <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № и <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, и по настоящее время указанные транспортные средства с регистрационного учета не сняты, представлены органами ГИБДД. В связи с этим административному ответчику обоснованно начислена сумма транспортного налога за 2017 год за данные транспортные средства.
Административный ответчик Калиев Б.Е. в судебном заседании административный иск не признал и просил в удовлетворении требований ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга отказать в полном объеме. Указал, что вышеуказанные транспортные средства были приобретены им в 2006 году для нужд завода ООО «ЖБК», владельцем которого он являлся. В ходе рейдерского захвата ООО «ЖБК» в 2008 году, указанные транспортные средства были похищены. Его обращения в РОВД о хищении транспортных средств оставлены без удовлетворения, в возбуждении уголовного дела было отказано. Кроме того, на данные автомобили судебными приставами-исполнителями был наложен запрет на регистрационные действия, в связи с чем снять с регистрационного учета транспортные средства он не мог. Поскольку судебные приставы не сообщили ему о снятии запрета на регистрационные действия на указанные автомобили, то он не мог своевременно снять автомобили с учета, в связи с чем не обязан уплачивать транспортный налог за 2017 год.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 286 КАС РФ предусматривает, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Обязанность по уплате транспортного налога предусмотрена главной 28 Налогового Кодекса РФ.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", которым предусмотрено, что к органам, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, относятся подразделения ГИБДД МВД РФ. На них в соответствии с п. 4 ст. 85 и п. 4 ст. 362 Налогового кодекса РФ возложена обязанность сообщать в налоговые органы сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
По смыслу вышеупомянутых положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в ИФНС Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств.
В силу ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта) определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя (ст. 361 НК РФ).
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, подает заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Калиев Б.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником транспортного средства марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска. Мощность двигателя составляет <данные изъяты>.
Также Калиев Б.Е. в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником транспортного средства марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, VIN – №. Мощность двигателя составляет <данные изъяты>.
Указанные транспортные средства ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были сняты с регистрационного учета согласно ответу начальника РЭО ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» № от ДД.ММ.ГГГГ года
Таким образом, административный ответчик в 2017 году являлся плательщиком транспортного налога и обязан уплачивать транспортный налог.
В порядке ст. 52 НК РФ Калиеву Б.Е. был направлен расчет исчисленного транспортного налога за 2017 год в сумме 11764 рублей и налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку Калиевым Б.Е. обязательства по уплате транспортного налога не исполнены в предусмотренные законом сроки, то налоговым органом начислена пеня в размере 211 рублей 45 копеек.
В адрес административного ответчика было направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты недоимки по транспортному налогу за 2017 год и начисленной пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением обязанностей по уплате налога ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу за 2017 год.
Мировым судьей судебного участка № 6 Центрального района г. Оренбурга 30 мая 2019 года вынесен судебный приказ о взыскании с Калиева Б.Е. недоимки по транспортному налогу и пени за 2017 год, который впоследствии определением мирового судьи от 01 июля 2019 года был отменен.
11 сентября 2019 года, то есть в установленный законом срок, ИФНС по Центральному району обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Калиева Б.Е. недоимки по транспортному налогу и пени за 2017 год.
Как усматривается из материалов дела, Калиеву Б.Е. начислен транспортный налог за автомобиль марки <данные изъяты> за 2017 год в сумме 5780 рублей, исходя из мощности двигателя <данные изъяты>., и налоговой ставки 50 рублей за каждую лошадиную силу; за автомобиль марки <данные изъяты> за 2017 год - в сумме 5984 рублей, исходя из мощности двигателя <данные изъяты>. и налоговой ставки 40 рублей за каждую лошадиную силу. Кроме того, начислена пеня за неуплату налога в установленный законом срок в размере 777 рублей 40 копеек.
Законом Оренбургской области от 16.11.2002 года № 322/66-III-ОЗ «О транспортном налоге» налоговая ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. установлена в размере 40 рублей с каждой лошадиной силы, свыше 150 л.с. установлена в размере 50 рублей с каждой лошадиной силы.
Доказательств того, что Калиевым Б.Е. произведена уплата начисленного налога, в рамках рассмотрения спора суду не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что расчет налога произведен неверно.
Поскольку размер транспортного налога исчислен верно, до настоящего времени уплата налога налогоплательщиком не произведена, сроки для обращения в суд с иском о принудительном взыскании налога инспекцией соблюдены, суд находит требования ИФНС по Центральному району г. Оренбурга о взыскании недоимки обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе пеней.
Согласно пункту 1 статьи 75 настоящего Кодекса, пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75).
Пункт 1 настоящей статьи устанавливает, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Из изложенных норм права следует, что пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При этом, основанием для прекращения начисления пени является уплата налога.
Судом установлено, что Калиев Б.Е., являясь собственником транспортных средств, в установленный законодательством срок обязанности по уплате налога за 2017 год не исполнил, в связи с чем налогоплательщику произведено начисление пени по транспортному налогу в размере 777 рублей 40 копеек.
Доказательств того, что размер пени является иным, или пеня погашена, суду не представлено.
Таким образом, с Калиева Б.Е. в пользу ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга подлежит взысканию сумма недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 11764 рублей, и сумма пени за несвоевременное исполнение налогоплательщиком возложенных на него обязанностей по уплате налога в размере 777 рублей 40 копеек.
Доводы административного ответчика Калиева Б.Е. о том, что у него отсутствует обязанность по уплате транспортного налога за 2017 года в связи с кражей в 2008 году транспортных средств, не могут быть приняты во внимание.
Согласно пункту 5 "Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).
В соответствии с пунктами 7, 8, 8.2 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России, утвержденных Приказом МВД России от 26 июня 2018 г. N 399, прекращение регистрации транспортного средства в подразделении Госавтоинспекции осуществляется по заявлению владельца транспортного средства либо по инициативе регистрационного подразделения Госавтоинспекции. Регистрация транспортного средства прекращается по заявлению владельца, в том числе, в случае прекращения права собственности на транспортное средство.
Согласно ответу начальника РЭО ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ, в 2017 году Калиев Б.Е. в регистрационные подразделения Госавтоинспекции с заявлением о снятии с учета транспортных средств <данные изъяты> не обращался. На указанные транспортные средства в 2017 году имелись запреты на регистрационные действия, которые были сняты в 2018 году.
Доказательств того, что Калиев Б.Е. в 2017 году обращался в органы ГИБДД с заявлением о снятии транспортный средств с регистрационного учета, суду не представлено. Следовательно, обязанность по уплате транспортного налога за административным ответчиком сохранилась.
Поскольку административный истец от уплаты государственной пошлины освобожден в соответствии с положениями ст. 333.36 НК РФ, то с Калиева Б.Е. в бюджет муниципального образования «город Оренбург» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 501 рубля 66 копеек.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга к Калиеву Б.Е. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени – удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Калиева Б.Е., проживающего: <адрес>, в пользу ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга недоимку по транспортному налогу за 2017 года в сумме 11 764 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 777 рублей 40 копеек, а всего в размере 12541 рублей 40 копеек.
Взыскать с Калиева Б.Е. в бюджет муниципального образования «город Оренбург» государственную пошлину в размере 501 рубля 66 копеек.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 21 ноября 2019 года
Судья Р.Т. Чувашаева