66RS0№-77
Дело № 2-789/2020
Мотивированное решение составлено в окончательной форме 16.11.2020 года.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2020 года г. Артемовский
Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Пимурзиной К.А., при секретаре Плехановой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Закирова Е.В. к Администрации Артемовского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа об обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Закиров Е.В. обратился в суд с иском к Администрации АГО об обязании предоставить вне очереди ему благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма в границах города Артемовского Свердловской области в виде отдельной однокомнатной квартиры, отвечающее санитарным и техническим требованиям не менее 22,4 кв.м.
В обосновании заявленных требований истец указал, что 06 октября 2016 года между Закировым К.В. и Администрацией Артемовского городского округа был заключен договор социального найма жилого помещения (в порядке переоформления) № согласно которому Администрация Артемовского городского округа (Наймодатель) передает Закирову Е.В. (Наниматель) в бессрочное владение и пользование жилое помещение - <адрес>, находящуюся в муниципальной собственности Артемовского городского округа общей площадью 22,4 кв.м, по адресу: <адрес>, для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг: в соответствии со степенью благоустройства жилого дома. Указанное жилое помещение находится в собственности Артемовского городского округа, что подтверждается Выпиской из реестра объектов муниципальной собственности Артемовского городского округа от 25.09.2020 № и закреплено за Управлением по городскому хозяйству и жилью Администрации Артемовского городского округа на основании договора о закреплении имущества на праве оперативного управления от 01.11.2012 №.
Распоряжением Администрации Артемовского городского округа от 08.11.2016 №-РА жилое помещение - <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, признали непригодной для проживания. В настоящее время другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям действующего жилищного законодательства, взамен признанного непригодного для проживания жилого помещения №, расположенного по адресу: <адрес>, Администрацией Артемовского городского округа Закирову Е.В. не представлено. Просит суд удовлетворить исковые требования (л.д.3-5).
Истец Закиров Е.В. о слушании дела извещен надлежащим образом, в суд не явился без указания причин (л.д.20).
Представитель ответчика – Администрации АГО, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил в материалы письменные возражения, из которых следует, что Закиров Е.В. является нанимателем жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 22,4 квадратных метра.
Распоряжением главы Артемовского городского округа от 08.11.2016 №-РА жилое помещение №, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания. В связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания Закиров Е.В. обратился в Администрацию Артемовского городского округа с заявлением от 08.11.2016 года о принятии на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Постановлением Администрации Артемовского городского округа от 18.11.2016 №-ПА Закиров Е.В. с составом семьи 1 человек принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, а также включен и во внеочередной список.
По состоянию на 01.04.2020 очередность Закирова Е.В.:
- в сводном списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по Артемовскому городскому округу - № 638;
- в сводном списке малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по Артемовскому городскому округу - № 319;
- в сводном списке малоимущих граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, по Артемовскому городскому округу - № 20.
Администрацией Артемовского городского округа ежегодно проводятся мероприятия по обеспечению жилыми помещениями малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по предоставлению жилых помещений малоимущим гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений, по отселению граждан из муниципальных жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания.
Администрацией Артемовского городского округа ежегодно направляются предложения по приобретению жилых помещений в целях исполнения вступивших в законную силу судебных актов Артемовского городского суда Свердловской области об обеспечении граждан жилыми помещениями, а также в целях обеспечения жилыми помещениями малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещений, в том числе имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений на условиях социального найма, в уполномоченный орган местного самоуправления - Комитет по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа.
Предложения по приобретению жилых помещений в 2020-2021 году направлены Управлением по городскому хозяйству и жилью Администрацией Артемовского городского округа в Комитет по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа письмом от 12.02.2020 №. До настоящего времени сведения о приобретенных жилых помещениях в Администрацию Артемовского городского округа не поступали.
В настоящее время свободных жилых помещений для обеспечения Закирова Е.В. жилым помещением на условиях социального найма, с соблюдением требований статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, не имеется. На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении исковых требований (л.д.27-28, 29-31).
Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа, привлеченный к участию в деле на основания определения суда от 05.10.25020 года, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил в материалы дела письменный отзыв, из которого следует, что спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности Артемовского городского округа и закреплено за Управлением по городскому хозяйству и жилью Администрации Артемовского городского округа на основании договора о закреплении имущества на праве оперативного управления от 01.11.2012 №. Распоряжением Администрации Артемовского городского округа от 08.11.2016 №- РА жилое помещение - <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, признали непригодной для проживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Таким образом, Администрация Артемовского городского округа обязана предоставить другое благоустроенное жилое помещение. Комитет по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа полагает, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
В соответствии со ст.ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
В силу положений ст. 40 Конституции Российской Федерации конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, в исключении случаев произвольного лишения граждан жилища.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту, реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 37 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при разрешении споров о предоставлении жилого помещения в порядке ч.2 ст. 57 ЖК РФ применяются нормы, регламентирующие порядок выселения из жилых домов, подлежащих сносу.
Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания регламентирован ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В соответствии со статьями 16- 18, 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Решение вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления, органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, структура органов местного самоуправления, порядок их формирования, полномочия, срок полномочий, вопросы организации и деятельности указанных органов определяются Уставом муниципального образования, финансовые обязательства, возникшие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с Уставом Артемовского городского округа к полномочиям Администрации Артемовского городского округа относится, в том числе:
-учет муниципального жилищного фонда; ведение в установленном законом Свердловской области порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (подпункт 10 части 1 статьи 31);
-предоставление в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущим гражданам, признанных таковыми в установленном законом Свердловской области порядке, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (подпункт 11 части 1 статьи 31).
Из совокупности представленных и исследованных в судебном заседании письменных материалов установлено, что нанимателем жилого помещения – <адрес> по адресу: <адрес>, общей площадью 22,4 кв.м., является Закиров Е.В., также зарегистрирован по данному адресу с 12.07.2003 года (л.д.8-9, 12).
На основании распоряжения Администрации Артемовского городского округа от 08.11.2016 года №-РА жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признана непригодной для проживания (л.д.10).
В связи с признанием жилого дома непригодным для проживания Закиров Е.В. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях постановлением Администрации Артемовского городского округа от 18.11.2016 №-ПА «О постановке граждан на учет и снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
Списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по Артемовскому городскому округу, на 2020 год утверждены постановлением Администрации Артемовского городского округа от 29.04.2020 №-ПА по состоянию на 01.04.2020 год, Закиров Е.В. (состав семьи 1 человек) включен:
- в сводный список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по Артемовскому городскому округу, очередность по состоянию на 01.04.2020 - № (всего в списке учтено 838 семей);
- в сводный список малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по Артемовскому городскому округу, очередность по состоянию на 01.04.2020 - № (всего в списке учтена 451 семья).
Кроме того, Закиров Е.В. учтен в сводном списке граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, по Артемовскому городскому округу, очередность по состоянию на 01.04.2020 - № (всего в списке учтено 29 семей) (л.д.32).
В соответствии с уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.11.2016 года (л.д. 48), справкой Филиала СОГУП «Артемовское бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» от 04.10.2016 года (л.д.38), следует, что сведения о наличии зарегистрированных на Закирова Е.В., прав на недвижимое имущество отсутствуют, сведения приобретенного жилого помещения в порядке приватизации отсутствуют.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Из содержания приведенных законоположений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, дома - подлежащим сносу другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Аналогичная позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2018).
Статус истца, как малоимущего, проверен, ответчиками и не оспаривался.
Судом установлено, что истцу другое благоустроенное жилое помещение, взамен ставшего непригодным для проживания указанного жилого помещения, равнозначного по площади ранее занимаемому, ответчиком не предоставлено.
Жилое помещение, предоставленное истцу на условиях социального найма жилого помещения, в котором истец зарегистрирован, расположено на территории г. Артемовского, таковое признано непригодным для проживания, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на Администрацию АГО.
Как следует из договора социального найма №, жилое помещение, составляет 22.4 кв.м. общей площади, состоит из одной комнаты.
Из разъяснений п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
В связи с чем, истец подлежит обеспечению жильем, равнозначным ранее занимаемому жилью, т.е., общей площадью не менее 22,4 кв.м.
Часть 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, а отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди.
Отсутствие свободного жилого фонда и недостаток финансирования на строительство нового жилья не могут служить основанием для непредставления истцам жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.
При таких обстоятельствах, с учетом указанных положений закона, в связи с признанием жилого помещения, в котором проживает на условиях социального найма и зарегистрирован истец, непригодным для проживания, у Администрации Артемовского городского округа возникла обязанность по вне очередному предоставлению истцу жилого помещения во внеочередном порядке, по договору социального найма с учетом положений ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью не менее 22,4 кв.м., отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
При таких обстоятельствах, исковые требования Закирова Е.В. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Закирова Е.В. удовлетворить.
Обязать Администрацию Артемовского городского округа предоставить вне очереди Закирову Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры, соответствующее условиям г. Артемовский Свердловской области и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению (по адресу: <адрес>), то есть общей площадью не менее 22,4 кв.м..
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Артемовский городской суд Свердловской области.
Судья: К.А.Пимурзина