ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-5363/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 24 марта 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лавник М.В.,
судей Новожиловой И.А., Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-289/2021 (УИД 22RS0023-01-2021-000289-65) по иску прокурора Калманского района Алтайского края в интересах муниципального образования Калманский район Алтайского края к главе Калманского района Алтайского края Бунету Сергею Федоровичу о признании распоряжений незаконными, взыскании суммы полученных премиальных выплат,
по кассационной жалобе главы Калманского района Алтайского края Бунета Сергея Федоровича на решение Калманского районного суда Алтайского края от 9 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 октября 2021 г.,
по кассационной жалобе администрации Калманского района Алтайского края на решение Калманского районного суда Алтайского края от 9 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В., пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г. об отсутствии оснований для удовлетворения кассационных жалоб,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Калманского района Алтайского края в интересах муниципального образования Калманский район Алтайского края обратился в суд с иском к главе Калманского района Алтайского края Бунету Сергею Федоровичу (далее – Бунет С.Ф.) о признании распоряжений незаконными, взыскании суммы полученных премиальных выплат.
В обоснование требований указывал на то, что распоряжением главы Калманского района Алтайского края Бунета С.Ф. от 19 февраля 2020 г. № 27-л Бунету С.Ф. выплачена премия за добросовестное выполнение должностных обязанностей в размере 3 000 руб.
Кроме того, на основании распоряжения главы района от 23 декабря 2020 г. № 306-Л Бунету С.Ф. произведена выплата премии по итогам 2020 года в размере 76 603,97 руб. за счет дополнительного финансирования сверх установленного фонда оплаты труда в период коронавирусной пандемии.
На основании распоряжения главы района от 23 декабря 2020 г. № 307-л Бунету С.Ф. выплачена премия по итогам 2020 года в размере 30 003 руб. за счет экономии фонда оплаты труда без принятия решения о поощрении главы муниципального образования компетентным органом - районным Собранием депутатов Калманского района.
Издание вышеуказанных распоряжений противоречит нормам Положения об оплате труда главы Калманского района.
В силу Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, при этом письменные обращения в районное Собрание депутатов Калманского района о возникновении личной заинтересованности в связи с получением премий в 2020 году - 2021 году от Бунета С.Ф. не поступали.
Прокурор Калманского района Алтайского края в интересах муниципального образования Калманский район Алтайского края просил суд признать незаконными распоряжения главы Калманского района Алтайского края Бунета С.Ф. от 19 февраля 2020 г. № 27-л, от 23 декабря 2020 г. № 306-л, от 23 декабря 2020 г. № 307-л о выплате главе Калманского района Бунету С.Ф. премий; взыскать с Бунета С.Ф. незаконно полученные премиальные выплаты в размере 95 347,97 руб.
Решением Калманского районного суда Алтайского края от 9 августа 2021 г. исковые требования прокурора Калманского района Алтайского края в интересах муниципального образования Калманский район Алтайского края удовлетворены. Признаны незаконными распоряжения главы Калманского района Алтайского края Бунета С.Ф. от 19 февраля 2020 г. №27-л, от 23 декабря 2020 г. №306-л, от 23 декабря 2020 г.№307-л о выплате главе Калманского района Бунету С.Ф. премий. С Бунета С.Ф. в пользу бюджета муниципального образования Калманский район Алтайского края взыскано неосновательное обогащение в размере 95 347, 97 руб., а также государственная пошлина в размере 3 060, 44 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 октября 2021 г. решение Калманского районного суда Алтайского края от 9 августа 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационных жалобах глава Калманского района Алтайского края Бунет С.Ф., администрация Калманского района Алтайского края просят об отмене судебных актов как незаконных.
Прокуратурой Алтайского края поданы возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационных жалоб судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением Районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края от 6 декабря 2017 г. № 74 на должность главы муниципального образования Калманский район Алтайского края по результатам тайного голосования избран Бунет С.Ф.
19 февраля 2020 г. главой администрации Калманского района Алтайского края издано распоряжение № 27-л о премировании главы Калманского района Бунета С.Ф. за добросовестное выполнение должностных обязанностей в размере 3 000 руб. с учетом районного коэффициента.
30 ноября 2020 г. главой Калманского района Алтайского края Бунетом С.Ф. председателю комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Чугузовой Т.А. поданы ходатайства:
об увеличении плановых назначений на 2020 год в сумме 30 675,49 руб. для выплаты главе Калманского района Алтайского края премии по результатам работы за год в размере 3 должностных окладов за счет уменьшения плановых назначений по центральному аппарату местного самоуправления за счет сложившейся экономии;
о корректировке плановых назначений на 2020 год для выплаты главе Калманского района Алтайского края премии по результатам работы за год в размере 3 должностных окладов.
16 декабря 2020 г. главой Калманского района Алтайского края Бунетом С.Ф. председателю комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Чугузовой Т.А. подано ходатайство об увеличении плановых назначений на 2020 год в сумме 1 628 990 руб., в том числе для главы муниципального образования - 97 520 руб.
23 декабря 2020 г. главой администрации Калманского района Алтайского края издано распоряжение № 306-л о премировании главы Калманского района Алтайского края Бунета С.Ф. по итогам 2020 года в размере 76 603, 97 руб. за счет дополнительного финансирования сверх установленного фонда оплаты труда в период коронавирусной пандемии.
23 декабря 2020 г. главой администрации Калманского района Алтайского края издано распоряжение № 307-л о премировании главы Калманского района Алтайского края Бунета С.Ф. по итогам 2020 года в размере 30 003 руб. за счет экономии фонда оплаты труда.
19 марта 2021 г. решением № 22 районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края утвержден отчет главы Калманского района Алтайского края о результатах своей деятельности и деятельности администрации района за 2020 год.
16 июня 2021 г. решением № 29 районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края утвержден отчет главы Калманского района Алтайского края об исполнении бюджета за 2020 год (т.2 л.д.150-162).
Между тем, по решению районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края от 8 ноября 2017 г. № 65 утверждено Положение об оплате труда главы Калманского района Алтайского края (в редакции от 20 февраля 2019 г. № 8, далее - Положение), которым определено, что оплата труда главы района производится в виде денежного содержания, состоящего из ежемесячного денежного вознаграждения, ежемесячного денежного поощрения, дополнительных выплат (пункт 1.2 Положения).
Размер ежемесячного денежного вознаграждения главы района определяется в зависимости от численности населения (по группам муниципальных районов) и составляет 32 771 руб. (пункт 2.1. Положения). Размер ежемесячного денежного поощрения главы района устанавливается до 10 % денежного вознаграждения (пункт 3.3 Положения). В качестве дополнительных предусмотрен ряд выплат (пунктами 4,1-4.7 Положения), в том числе при наличии экономии фонда оплаты труда главе района может выплачиваться премия по результатам работы за год, но не более 8 должностных окладов по соответствующей должности муниципальной службы (главы администрации района) в год. Предельный фонд оплаты труда, предельный размер денежного вознаграждения, количество денежных вознаграждений в расчете на год устанавливаются Правительством Алтайского края (пункт 5.1 Положения).
В Акте № 12-2021 Проверки законности использования бюджетных средств муниципального образования Калманский район Алтайского края, направленных на содержание высшего должностного лица муниципального образования Калманский район Алтайского края в 2018-2020 годах, в приложении 2 к Постановлению № 45 установлено, что предельный фонд оплаты труда, количество денежных вознаграждений в расчете на год для выборной должности - глава района - составляет 20,2 оклада в год. С учетом количества жителей Калманского района Алтайского края, а также постановлений администрации Калманского района Алтайского края от 20 июня 2019 года № 329 денежное содержание (оклад) увеличено и с 1 января 2019 г. и составило 39 195 руб.; постановлением от 21 августа 2020 г. № 346 денежное содержание (оклад) увеличено и с 1 октября 2020 г. составило 40 371 руб. в месяц.
При этом 20 декабря 2019 г. районным Собранием депутатов принято решение № 54 «О районном бюджете муниципального образования Калманский район Алтайского края на 2020 год и плановый период на 2021 и 2022 годы» (далее решение о бюджете на 2020 год), разделе 01 «Общегосударственные вопросы подраздела 02 «Функционирование высшего должностного лица... муниципального образования», согласно которому на 2020 год приняты бюджетные ассигнования в объёме 1 187 300 руб.
Решением районного Собрания депутатов Калманского района от 25 июня 2020 г. № 17 в решение о бюджете на 2020 год внесены изменения - увеличены бюджетные ассигнования на 151 000 руб. Решением районного Собрания депутатов Калманского района от 14 декабря 2020 г. № 25 в решение о бюджете на 2020 год были внесены изменения - увеличены бюджетные ассигнования на 45 410 руб. Решением районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края от 23 декабря 2020 г. № 34 в решение о бюджете на 2020 год были внесены изменения - увеличены бюджетные ассигнования на 97 520 руб.
Разность между максимально допустимым денежным содержанием главы Калманского района, установленным Постановлением № 45 и бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в бюджете Калманского района на содержание главы района в 2020 году, составила 442 642,8 руб.
Также согласно Акту № 12-2021 проверкой выявлено нарушение в необоснованной выплате главе района премий «за добросовестное выполнение обязанностей» и «По итогам 2020 года за счет дополнительного финансирования сверх установлении фонда оплаты труда в период коронавирусной пандемии», как не предусмотренных Положением об оплате труда главы Калманского района Алтайского края, поскольку не установлены критерии оценки деятельности главы Калманского района, не установлено должностное лицо или орган, правомочный принять решение о данном виде поощрения при отсутствии других локальный актов, регулирующих выплату надбавок стимулирующего характера, в том числе, вышеуказанной премии.
Проверкой установлено, что премия «По итогам 2020 года за счет фонда экономии труда» в размере 30 003 руб. выплачена неправомерно, так как распоряжение о премировании главы Калманского района подписано самим главой Калманского района Бунетом С.Ф., не имеющим полномочий по оценке своей деятельности, учитывая, что данные полномочия закреплены за районным Собранием депутатов Калманского района Уставом Калманского района. В случае наличия экономии фонда оплаты труда и соответствующей оценки деятельности главы за 2020 год должностным лицом или органом местного самоуправления, имеющим на это полномочия, максимально возможная премия главе района не могла быть более чем 80 008 руб. (пункт 4.6 Положения). Как следует из табелей учета рабочего времени, квартальных отчетов об исполнении бюджета за 2020 год, экономия фонда оплаты труда за 2020 год не сформировалась, имеет место перерасход бюджетных средств, а не экономия фонда оплаты труда главы района.
Разрешая спор и удовлетворяя требование прокурора о признании распоряжений незаконными, взыскании незаконно полученных премиальных выплат, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исходил из того, что премия по результатам работы за год, предусмотренная для главы муниципального образования Положением об оплате труда, является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от объективной оценки результатов его деятельности районным Собранием депутатов Калманского района Алтайского края. Учитывая, что районное Собрание депутатов муниципального образования Калманский район решение о премировании главы района не принимало, экономии фонда оплаты труда главы района не имелось, основания для вынесения распоряжений о премировании у ответчика отсутствовали.
Кроме того, судом первой инстанции указано на то, что в действиях Бунета С.Ф. при получении им премий имеет место недобросовестность, поскольку он, будучи главой Калманского района Алтайского края, вопросы о своем премировании на разрешение районного Собрания депутатов не выносил, единолично издавал соответствующие распоряжения за рамками полномочий, регламентированных законом и Уставом муниципального образования Калманский район Алтайского края, Положением об оплате труда, что указывает на коррупционное правонарушение и является основанием для взыскания неосновательного обогащения
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационных жалоб не опровергаются.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.
Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 21 Устава муниципального образования Калманский район Алтайского края, принятого решением районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края 23 июня 2016 года № 38 (далее - Устав) районное Собрание депутатов является постоянно действующим представительным органом муниципального района.
При этом, к исключительной компетенции районного Собрания депутатов муниципального образования Калманский район Алтайского края в числе прочего отнесено: утверждение районного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального района; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 5, 8 9 статьи 24 Устава).
Глава муниципального образования Калманский район Алтайского края является высшим должностным лицом муниципального образования. Глава района возглавляет администрацию района, руководит ее деятельностью на принципах единоначалия и несет полную ответственность за осуществление ее полномочий. Глава района предоставляет районному Собранию депутатов ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, деятельности администрации района и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных районным Собранием депутатов. Он должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273 ФЗ «О противодействии коррупции» (часть 1, 7, 8 10 статьи 36 Устава).
Глава района, в том числе, представляет без доверенности муниципальный район, администрацию района; обеспечивает составление проекта районного бюджета, планов и программ социально-экономического развития муниципального района, обеспечивает их исполнение; вносит в районное Собрание депутатов проект районного бюджета и необходимыми документами и материалами, представляет отчет о его исполнении на утверждение районного Собрания депутатов; заключает договоры и соглашения от имени администрации района; представляет районному Собранию депутатов ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности администрации района, в том числе о решении вопросов, поставленных районным Собранием депутатов (пункты 1,4, 5, 8, 13 статьи 38 Устава).
Из приведенного правового регулирования следует, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - Собрания депутатов Калманского района, которому подконтролен и подотчетен глава муниципального образования Калманский район Алтайского края.
Премия по результатам работы за год, в том числе и «по итогам 2020 года», главе муниципального образования Калманский район, предусмотренная Положением об оплате труда главы Калманского района Алтайского края, включена в число дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы муниципального образования Калманский район представительным органом муниципального образования - районным Собранием депутатов Калманского района Алтайского края.
Соответственно, принятие решения о поощрении главы муниципального образования, по итогам 2020 года, относится к компетенции районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края.
Учитывая, что премия главе муниципального образования, предусмотренная Положением, включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы Калманского района Собранием депутатов Калманского района Алтайского края, то принятие решения о поощрении главы муниципального образования в виде премирования относится к компетенции Собрания депутатов муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Вопреки доводам кассационных жалоб суды на основании оценки собранных по делу доказательств во взаимосвязи с приведенными нормами материального права пришли к правильному выводу, что в действиях Бунет С.Ф. при получении им премий имеет место недобросовестность, поскольку он, вопросы о своем премировании на разрешение Совета депутатов не выносил, единолично издавал соответствующие распоряжения за рамками соответствующих полномочий, регламентированных законом, без обсуждения и одобрения данной премии Советом депутатов.
Доводы заявителей о том, что премия входит в состав денежного содержания, выплачена в пределах лимитов и бюджета, оценка деятельности Бунет С.Ф. по итогам 2020 года признана Собранием депутатов удовлетворительной, распоряжения о премировании изданы в пределах предоставленных ему полномочий, признаков недобросовестности в действиях Бунет С.Ф. не имелось, являлись предметом исследования судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку, направлены на оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах и исследованных доказательств, поэтому судом кассационной инстанции отклоняются.
Делая вывод о том, что премия за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей входит в состав денежного довольствия главы муниципального района, в связи с чем Бунет С.Ф. как глава Калманского района Алтайского края был вправе принимать решения о выплате самому себе премий за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей в пределах и на условиях, установленных Положением, ответчики не учли, что это не означает, что разрешение данного вопроса относится к компетенции самого главы, который подотчетен и подконтролен Собранию депутатов Калманского района Алтайского края.
Ответчики не учли, что для установления наличия или отсутствия правовых оснований для выплаты главе района премии за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей необходима объективная оценка его деятельности и результатов его работы, которая в силу части 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, статьи 21 вышеназванных Уставов входит в компетенцию Собрания депутатов Калманского района Алтайского края.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу норм статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационного суда общей юрисдикции не входит.
Доводы кассационных жалоб не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Вопреки доводам кассационных жалоб, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калманского районного суда Алтайского края от 9 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу главы Калманского района Алтайского края Бунета Сергея Федоровича, кассационную жалобу администрации Калманского района Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Т.В. Леонтьева