Дело № 2-272/2024
47RS0002-01-2024-000084-52
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Волосово 01 апреля 2024 года
Волосовский районный суд Ленинградской области в составе:
судьи Ревчук Т.В.,
при секретаре Житниковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Волосовского района Ленинградской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к МОУ «Изварская СОШ», администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Волосовского района Ленинградской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МОУ «Изварская СОШ», администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области об обязании МОУ «Изварская СОШ» установить индукционную петлю в актовом зале образовательного учреждения в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обязании администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области профинансировать работы по установке индукционной петли в актовом зале образовательного учреждения в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что прокуратурой Волосовского района Ленинградской области проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите прав инвалидов, прав несовершеннолетних в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях и муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях.
В соответствии со статьями 14, 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информаций знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Подпунктом «г» пункта 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, установлено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Проверкой установлено, что в помещении МОУ «Изварская СОШ», используемом для проведения массовых мероприятий (актовый зал), отсутствуют индукционные петли.
В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района внесено представление, которое рассмотрено, нарушения не устранены.
В результате неоснащения актового зала образовательного учреждения индукционными петлями нарушаются права граждан, в том числе несовершеннолетних, а также инвалидов, создается угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, а также вероятность возникновения иных неблагоприятных последствий, что является недопустимым.
Прокурор Аланкин А.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика МОУ «Изварская СОШ» Калинин Ю.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, в которых указал, что в соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. С момента образования Министерства просвещения Российской Федерации нормативно-правовое регулирование в сфере общего образования осуществляется указанным Министерством. В рамках исполнения данных функций Минпросвещения России издан Приказ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», раздел III которого определяет особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья и не содержит требования о необходимости наличия в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры. Полагает, что в связи с изданием профильным Министерством нормативно-правового акта, установившего порядок организации и осуществления образовательной деятельности подведомственных ему образовательных организаций, применение иного Порядка, утвержденного ранее, является незаконным. В образовательное учреждение, в соответствии с согласованными паспортами безопасности, не может быть свободного доступа, осуществляется круглосуточная охрана. Среди обучающихся слабослышащих нет. В актовом зале не проводятся уроки (занятия), что опровергает утверждение прокурора о нарушении прав обучающихся.
Представитель ответчика администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области Калинина Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в представленных ранее письменных возражениях, в которых также указала, что применению к спорным правоотношениям подлежит изданный Министерством просвещения России, являющимся профильным Министерством, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере общего образования, Приказ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», который не содержит требования о необходимости наличия в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры. Применение иного Порядка, утвержденного ранее и несуществующим на данный момент органом, является незаконным.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, социальное обеспечение относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с пунктами 1, 5, 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 №181 государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определено, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно пунктам 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона №181 Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 №1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее –Порядок).
Согласно подпункту «г» пункта 4 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе, наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
МОУ «Изварская СОШ» является образовательным учреждением, где обучаются и воспитываются несовершеннолетние, а также реализуется образовательная деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проведенной прокуратурой района проверкой, установлено, что в помещении МОУ «Изварская СОШ», используемом для проведения массовых мероприятий (актовый зал), отсутствуют индукционные петли.
В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Волосовского района Ленинградской области внесено представление, по результатам рассмотрения которого МОУ «Изварская СОШ» требования признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению, приобретение индукционной петли поставлено в план материально-хозяйственной деятельности на ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ответом МОУ «Изварская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из протокола № педагогического совета от ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Данный факт ответчиками не оспаривается.
Согласно п.п. 3 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, в том числе по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, применительно к вышеназванным нормам, исполнение требований нормативных правовых актов по соблюдению прав инвалидов является обязанностью образовательного учреждения и органа местного самоуправления.
Обязанность по финансированию оснащения МОУ «Изварская СОШ» индукционными петлями возложена на администрацию МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области, как на орган, отвечающий за финансирование соответствующей деятельности образовательного учреждения.
Иск прокурора в соответствии со ст.12 ГК РФ направлен на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц в будущем.
Отсутствие в образовательном учреждении учеников-инвалидов по слуху не освобождает ответчика от обязанности исполнения в своей деятельности приведенных нормативных требований, поскольку требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничения их жизнедеятельности являются императивными, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент обозначенной категорией лиц.
Утверждения представителей ответчиков о недопустимости применения Приказа Минобрнауки от 09.11.2015 №1309 ввиду издания Приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» суд считает несостоятельным, поскольку в соответствии с абз. 2 п. 28 раздела III «Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья» Приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 №115 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов специальных технических средств коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания Организации, а также иные условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ. Правила доступности Организаций, реализующих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, определяются порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденным, согласно сноске, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что факт нарушения МОУ «Изварская СОШ» законодательства в сфере защиты прав лиц с ограниченными возможностями нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, до настоящего времени нарушение не устранено, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора, заявленные в рамках полномочий, представленных ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, а также ФЗ от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Испрашиваемый прокурором срок для устранения допущенных нарушений является разумным, исполнимым, обстоятельств, требующих увеличения срока, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Волосовского района Ленинградской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать МОУ «Изварская СОШ» в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить индукционную петлю в актовом зале образовательного учреждения.
Обязать администрацию МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области профинансировать работы по установке индукционной петли в актовом зале образовательного учреждения в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волосовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья:
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.