Дело № 33-6069/2023
(номер дела, присвоенный в суде первой инстанции №2-6624/2022
УИД 72RS0025-01-2022-005965-30)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень | 13 ноября 2023 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи: | Пуминовой Т.Н., |
судей: при секретаре: | Малининой Л.Б., Фёдоровой И.И., Матвеевой О.А., |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента социального развития Тюменской области на решение Центрального районного суда города Тюмени от 18 октября 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования Янкина А.А. к Правительству Тюменской области, Департаменту социального развития Тюменской области, Администрации г. Тюмени о предоставлении жилого помещения, заключении договора удовлетворить.
Обязать Департамент социального развития Тюменской области включить Янкина А.А., <.......> года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Тюмени.
Обязать Правительство Тюменской области предоставить Янкину А.А., <.......> года рождения, жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории города Тюмени, общей площадью не менее 18 кв.м.
Обязать Администрацию города Тюмени заключить с Янкиным А.А., <.......> года рождения, договор найма специализированного жилого помещения после исполнения Правительством Тюменской области обязанности по предоставлению Янкину А.А., <.......> года рождения, жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории города Тюмени, общей площадью не менее 18 кв.м.».
Дополнительным решением Центрального районного суда города Тюмени от 04 сентября 2023 года, постановлено:
«Исковые требования Янкина А.А. к Правительству Тюменской области, Департаменту социального развития Тюменской области, Администрации г. Тюмени удовлетворить
Признать незаконным приказ Департамента социального развития Тюменской области, Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района <.......>-п от <.......>.
Восстановить срок для постановки на учет Янкина А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Тюмени».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Малининой Л.Б., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Янкин А.А. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Тюменской области, Администрации г. Тюмени, Правительству Тюменской области, в котором просил:
-признать незаконным приказ Департамента социального развития Тюменской области <.......>-п от <.......>;
- восстановить срок для постановки на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23-х лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г. Тюмени;
- возложить обязанность на Департамент социального развития Тюменской области включить Янкина А.А., <.......> года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Тюмени,
- возложить обязанность на Правительство Тюменской области предоставить Янкину А.А., <.......> года рождения, жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории города Тюмени, общей площадью не менее 18 кв.м.;
- возложить обязанность на Администрацию города Тюмени заключить с Янкиным А.А., <.......> года рождения, договор найма специализированного жилого помещения после исполнения Правительством Тюменской области обязанности по предоставлению Янкину А.А., <.......> года рождения, жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории города Тюмени, общей площадью не менее 18 кв.м.
Исковые требования мотивированы тем, что Янкин А.А обратился в Департамент социального развития Тюменской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не ниже, установленных норм предоставления, как лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако истцу было отказано в постановке на учет в связи с достижением 23-х лет. С данным отказом истец не согласен, на основании вступившего в законную силу решения суда был установлен факт утраты истцом попечения родителей. Истец сменил фамилию 03 июня 2010 года. Указывает, что по достижении истцом совершеннолетия ему не было предложено заключить договор найма специализированного жилого помещения органами опеки и попечительства. Он сам, до наступления совершеннолетия не знал и не мог знать в силу своего возраста того, что ему необходимо обращаться в органы опеки для постановки его на учет в качестве ребенка – сироты, не обеспеченного жилым помещением. Как установлено судом, факт опеки им был утрачен. Ему не было разъяснено, что он должен обратиться с заявлением о постановке на учет до достижения им возраста 23-х лет. До настоящего времени истец не обеспечен жилым помещением.
Истец Янкин А.А. в суд первой инстанции не явился при надлежащем извещении, его представитель Сахнов Е.Е. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители ответчиков Правительства Тюменской области, Департамента социального развития Тюменской области Воронцова И.О., Полянская Я.С. в судебном заседании суда первой инстанции возражали против удовлетворения исковых требований.
Представитель Администрации г. Тюмени в суд первой инстанции не явился при надлежащем извещении.
Судом постановлено вышеуказанное решение, не согласившись с которым, ответчик Департамент социального развития Тюменской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое.
Указывает, что в списках лиц, нуждающихся в жилых помещениях, переданных Департаменту органами местного самоуправления Тюменской области Янкин А.А. не значится. Отмечает, что включение в список носит заявительный характер, между тем, истец до достижения возраста 23 лет (до <.......>) в уполномоченный орган с целью постановки на учет для получения жилого помещения по категории «дети (лица)» не обращался.
Обращает внимание, что уважительных причин, препятствующих своевременному обращению с таким заявлением не установлено, истцом таких доказательств суду не представлено. Кроме того, отмечает, что мотивировочная часть решения также не содержит обоснования причин, по которым исковые требования Янкина А.А., достигшего возраста 23 лет, удовлетворены.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда oblsud.tom.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»).
Представитель ответчика Департамента социального развития Тюменской области Полянская Я.С. в судебном заседании в суде апелляционной инстанции жалобу поддержала.
Представитель истца Сахнов Е.Е. в судебном заседании в суде апелляционной инстанции просил оставить решение суда без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Иные лица участвующие в деле в суд апелляционной инстанции не явились при надлежащем извещении, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали в связи с чем, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, родителями Янкина А.А. (Мамедова) являются ФИО22 оглы и ФИО1.
Решением Слободо-Туринского районного суда Слободо-Туринского района Свердловской области от 27 ноября 1995 года мать заявителя- ФИО1 была лишена родительских прав (л.д. 70).
На основании постановления главы Администрации Слободо-Туринского района от 06.12.1995 <.......> ФИО9 была назначена опекуном Мамедова А.А. (л.д.68).
Попечительство над Янкиным А.А. (Мамедовым) было снято ФИО9 с 01 июля 2004 года.
Мамедов А.А. обучался в <.......> общеобразовательной школе, затем проходил обучение в <.......>» с 01 апреля 2002 года и находился на неполном государственном обеспечении, откуда был отчислен на основании приказа от 16 января 2004 года.
Между Мамедовым А.А. и Янкиной Н.А. был заключен брак, Мамедову присвоена фамилия Янкин. Брак расторгнут <.......> (л.д. 14).
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 27 июля 2021 года удовлетворено заявление Янкина А.А. об установлении факта утраты попечения родителей. Установлен факт утраты Янкиным А.А., <.......> года рождения попечения родителей до достижения восемнадцати лет. Решение вступило в законную силу 04.09.2021 (л.д. 49-53).
Согласно сведениям ГБУ ТО «Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации», недвижимое имущество в собственности Янкина А.А. отсутствует (л.д. 15)
14.01.2022 года Янкин А.А. обратился в Департамент социального развития Тюменской области с заявлением во включении в список детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей (л.д. 45-46).
Приказом Департамента социального развития Тюменской области от 27.02.2022 г. №2827-п «Об отказе во включении в список» истцу отказано во включении в список детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей в связи с достижением 23 лет (л.д. 32).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствуясь ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 14,50,52,57,100,109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Тюменской области от 07.10.1999г. №137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», Постановлением Правительства Тюменской области от 31.01.2020 N 35-п «О мерах по обеспечению реализации гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилые помещения и об утрате силы некоторых нормативных правовых актов», исходил из того, что поскольку Янкин А.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет в собственности жилое помещение, до наступления совершеннолетия истец не знал и не мог знать в силу своего возраста, что ему необходимо обратиться в органы опеки и попечительства для постановки его на учет в качестве ребенка-сироты не обеспеченного жилым помещением, не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по указанной категории и не был обеспечен жильём, и пришел к выводу, что истец имеет право на постановку на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения для дальнейшего получения вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Разрешая заявленные требования истца о восстановлении ему срока для постановки на учет в получении жилого помещения, возложении обязанности включить его в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения, предоставлении жилого помещения и заключении с ним договора найма специализированного жилого помещения, судом был учтен факт отсутствия жилого помещения у истца, факт отсутствия родительского попечения в отношении истца до 27.07.2021 установлен не был.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.1).
Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное (ч.2).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2013), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 01 января 2013) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет), у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
После 01 января 2013 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. ст. 92, 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утв. Постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2019 N 397 подлежат применению в совокупности с вышеназванными нормами Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку приняты во исполнение данного Федерального закона.
К уважительным причинам несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на учет нуждающихся в жилом помещении, могут быть отнесены следующие: незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Между тем истцом не представлены доказательства, препятствующие постановке на учет для предоставления жилья.
Судом апелляционной инстанции было предложено стороне истца представить доказательства уважительности пропуска срока обращения, а также доказательства, препятствующие своевременному обращению в соответствующие органы с заявлением о включении Янкина А.А. в список детей-сирот, после достижения совершеннолетия и до 23-летнего возраста.
Обстоятельств, свидетельствующие о наличии уважительных причин, по которым истец был лишен возможности обратиться в компетентный орган по вопросу постановки на учет после достижения совершеннолетия и до 23-летнего возраста, не установлено.
Доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо объективных обстоятельств, препятствовавших истцу своевременно реализовать свои жилищные права, не представлено.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 27 июля 2021 года установлен факт утраты Янкиным А.А., <.......> года рождения попечения родителей до достижения восемнадцати лет.
14.01.2022 года Янкин А.А. в возрасте 35 лет обратился в Департамент социального развития Тюменской области с заявлением во включении в список детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей (л.д. 45-46).
Доказательств того, что обращение в уполномоченный орган имело место до достижения истцом возраста 23 лет, и им приняты меры к получению необходимых документов до достижения указанного возраста, в деле не имеется.
Исходя из того, что по достижении возраста 23 лет истец утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а, соответственно, и право на обеспечение жилым помещением по основаниям, предусмотренными Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, с иском в суд обратился только в возрасте 35 лет, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований полагать наличие у истца права на восстановление срока для постановки на учет указанной категории лиц, достигших возраста 23 лет и подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а также на включение в список указанной категории лиц в целях получения жилья по договору специализированного найма, не имеется.
Внесенные Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изменения в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ указывают, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения жилыми помещениями.
Судебная коллегия полагает, что лицо из вышеуказанной категории до достижения возраста 23 лет должно заявить о своем намерении получить гарантированную государством меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем, а ее реализация в виде фактического обеспечения может произойти и после достижения указанного в законе возраста.
В суд апелляционной инстанции не представлено и в материалах дела не имеется сведений о том, что истец с момента достижения совершеннолетия был лишен или ограничен в возможности самостоятельно защищать свои жилищные права, имелись какие-либо уважительные причины, по которым истец своевременно не обратился с заявлением о постановке на учет на обеспечение жилым помещением, в связи с чем пропустил срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При изложенных обстоятельствах заслуживают внимание доводы апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, в связи с чем оспариваемое решение суда, как постановленное при неправильном применении норм материального права, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Янкина А.А. к Департаменту социального развития Тюменской области, Администрации г. Тюмени, Правительству Тюменской области в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Тюмени от 18 октября 2022 года с учетом дополнительного решения Центрального районного суда города Тюмени от 04 сентября 2023 года отменить, вынести новое решение, которым
В удовлетворении исковых требований Янкина А.А. к Департаменту социального развития Тюменской области, Администрации г. Тюмени, Правительству Тюменской области, отказать в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 20.11.2023 г.