77/2147/2024
КАССАЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва 6 августа 2024 года
Второй кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Корлыханова А.В.,
при ведении протокола помощником судьи Сайдуллаевым Р.С.,
с участием прокурора Беспаловой Т.И.,
адвоката Исаенко С.С. в защиту интересов осужденного Комарова А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационное представление заместителя прокурора Костромской области Чернова А.А. на приговор мирового судьи судебного участка № 15 Димитровского судебного района г. Костромы от 14 февраля 2023 года в отношении ФИО1.
Заслушав доклад судьи ФИО7 об обстоятельствах дела и принятых судебных решениях, доводах кассационного представления, выступления прокурора ФИО3 об изменении приговора суда и смягчении назначенного наказания, адвоката ФИО4 в интересах осужденного ФИО1, поддержавшего доводы прокурора о смягчении назначенного наказания, суд
УСТАНОВИЛ:
приговором мирового судьи судебного участка № 15 Димитровского судебного района г. Костромы от 14 февраля 2023 года
ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, судимый:
- 28 июня 2017 года приговором Димитровского районного суда г. Костромы по ч. 3 ст. 30, п.п. «а», «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года условно с испытательным сроком 2 года; постановлением Димитровского районного суда г. Костромы от 26 января 2018 года условное осуждение отменено, направлен для отбывания наказания на срок 2 года в исправительную колонию строгого режима;
- 14 июня 2018 года приговором Свердловского районного суда г. Костромы по п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ, с применением ч. 5 ст. 69 УК РФ, к окончательному наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, освободившийся 27 июля 2020 года по отбытии срока наказания;
- 13 декабря 2021 года приговором Нейского районного суда Костромской области по ч. 1 ст. 226, ч. 1 ст. 222 УК РФ, ч. 3 ст. 69 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 3 года 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима;
осужденный 22 июня 2022 года приговором Свердловского районного суда г. Костромы (с последующим изменением от 19 сентября 2022 года) по п. «а» ч. 3 ст. 111 УК РФ, п.п. «в», «г» ч. 2 ст. 115 УК РФ, с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 5 лет 10 месяцев, на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ к окончательному наказанию в виде лишения свободы на срок 6 лет 3 месяца, с отбыванием в исправительной колонии строгого режима;
осужден по ст. 308 УК РФ к наказанию в виде исправительных работ на срок 5 месяцев с удержанием в доход государства 5% из заработной платы;
на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказания, назначенного данным приговором, и наказания, назначенного по приговору Свердловского районного суда г. Костромы от 22 июня 2022 года, окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 6 лет 7 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Разрешены вопросы о мере пресечения и исчислении срока наказания.
Зачтено в срок лишения свободы наказание отбытое Комаровым А.А. по приговору Свердловского районного суда г. Костромы от 22 июня 2022 года, с 19 июля 2021 года до дня, предшествующего дню вступления приговора в законную силу, из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима;
В апелляционном порядке приговор не обжаловался и вступил в законную силу 2 марта 2023 года.
Приговором суда Комаров А.А. признан виновным в отказе свидетеля от дачи показаний.
Данное преступление совершено Комаровым А.А. в марте 2022 года в
Костромской области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационном представлении заместитель прокурора Костромской области Чернов А.А., не оспаривая фактические обстоятельства дела, правильность квалификации действий виновного, выражает несогласие с приговором суда, считая его незаконным и необоснованным, поскольку суд первой инстанции, назначая Комарову наказание в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, за предусмотренное ст. 308 УК РФ по настоящему приговору, с наказанием, назначенным по приговору Свердловского районного суда г. Костромы от 22 июня 2022 года, необоснованно не учел, что приговор Свердловского районного суда г. Костромы от 22 июня 2022 года был изменен апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Костромского областного суда от 19 сентября 2022 года. Назначенное наказание было сокращено до 6 лет 3 месяцев лишения свободы, что привело к назначению необоснованно сурового окончательного наказания, с нарушением требований п. «в» ч. 1 ст. 71, ч. 5 ст. 69 УК РФ. Просит приговор изменить и смягчить назначенное Комарову окончательное наказание правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ, принимая во внимание указанное апелляционное определение.
Изучив состоявшиеся судебные решения, проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационного представления и выслушав участников судебного заседания, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании Комаров согласился с предъявленным обвинением, после консультации с защитником заявил ходатайство о рассмотрении дела без проведения судебного разбирательства, при этом государственный обвинитель не возражал против рассмотрения дела в особом порядке.Суд убедился в том, что обвинение, с которым согласился Комаров, является обоснованным и подтверждается собранными по делу доказательствами, и что последний осознает последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства.
Требования главы 40 УПК РФ в отношении Комарова судом соблюдены.
Обвинительный приговор соответствует требованиям ч. 8 ст. 316
УПК РФ, его описательно-мотивировочная часть содержит описание преступного деяния, а также выводы суда о соблюдении условий постановления приговора без проведения судебного разбирательства.
Действия Комарова судом квалифицированы правильно по ст. 308 УК РФ в соответствии с установленными фактическими обстоятельствами дела и автором представления не оспариваются.
Наказание ему назначено с соблюдением требований ч. 7 ст. 316 УПК РФ, в пределах санкции статьи закона, по которому он признан виновным, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о его личности, наличия отягчающего наказание обстоятельства – рецидива преступления и смягчающих наказание обстоятельств.
Вместе с тем по делу допущены существенные нарушения уголовного закона, повлиявшие на исход дела, что в соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ являются основанием для изменения приговора.
Согласно ст. 297 УПК РФ приговор должен быть законным, обоснованным и справедливым, постановленным в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и основанным на правильном применении уголовного закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 УК РФ лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части УК РФ, и с учетом положений Общей части УК РФ.
Согласно требованиям ч. 3 и 5 ст. 69 УК РФ при назначении окончательного наказания по совокупности преступлений суд должен исходить как из размера назначенного наказания по последнему приговору, так и из размера наказания, назначенного по предыдущему приговору.
Данные требования по уголовному делу в отношении Комарова в полной мере не соблюдены.
Как следует из материалов уголовного дела, назначая Комарову наказание в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказания, назначенного за совершенное им преступление, предусмотренное ст. 308 УК РФ, с наказанием, назначенным по приговору Свердловского районного суда г. Костромы от 22 июня 2022 года, суд не учел, что данный приговор был изменен апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Костромского областного суда от 19 сентября 2022 года, которым назначенное Комарову наказание было смягчено с 6 лет 6 месяцев до 6 лет 3 месяцев лишения свободы.
Данное обстоятельство привело к назначению Комарову А.А. по настоящему приговору от 14 февраля 2023 года окончательного наказания в виде 6 лет 7 месяцев лишения свободы, то есть с нарушением требований п. «в» ч. 1 ст. 71, ч. 5 ст. 69 УК РФ, что ухудшило его положение.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении судом норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, в том числе положений ст. 60, ст. 297 УК РФ ст. 307 и ст. 308 УПК РФ, которые повлияли на исход уголовного дела, в частности на назначение судом окончательного наказания, исказили саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, что является основанием для изменения состоявшегося приговора в части назначения окончательного наказания, назначенного по совокупности преступлений, в силу ст. 401.15 УПК РФ.
Следовательно, приговор мирового судьи судебного участка № 15 Димитровского судебного района г. Костромы от 14 февраля 2023 года подлежит изменению по доводам кассационного представления, со смягчением назначенного Комарову окончательного наказания по совокупности преступлений.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 401.14, ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 15 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░. 5 ░░. 69 ░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░. «░» ░. 1 ░░. 71 ░░ ░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 308 ░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ 6 ░░░ 4 ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░