Судья Рогалев Е.В. Дело № 7-21-700
РЕШЕНИЕ
14 сентября 2020года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Кубатова О.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу заместителя руководителя - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю Ни А.В. на решение судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 14 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица государственного заказчика – заместителя главного врача по лечебной работе КГБУЗ «Уссурийская Центральная городская больница» Петтай С.И.,
установила:
постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю № от 13 мая 2020 года должностное лицо государственного заказчика – заместитель главного врача по лечебной работе КГБУЗ «Уссурийская ЦГБ» Петтай С.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10890 рублей.
Решением судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 14 июля 2020 года данное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях заместителя главного врача по лечебной работе КГБУЗ «Уссурийская ЦГБ» Петтай С.И. состава административного правонарушения.
Не согласившись с решением судьи, заместитель руководителя - начальник отдела контроля торгов УФАС по Приморскому краю Ни А.В. подал жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи, как незаконного.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав возражения защитника Петтай С.И. Атаманчук М.В., прихожу к следующему выводу.
Ответственность по части 4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения жалобы ООО «Торговый дом «ВИАЛ» на действие заказчика – КГБУЗ «Уссурийская ЦГБ» при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата МНН – Гемцитабин (извещение №) было установлено, что заказчик допустил нарушение части 3 статьи 64 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в документации об аукционе неправомерно установил требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в виде части видов работ (услуг), а именно, оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения, хранение лекарственных средств для медицинского применения, перевозка лекарственных средств для медицинского применения или лицензия на производство лекарственных препаратов.
Документация о проведении электронного аукциона утверждена заместителем главного врача КГБУЗ «Уссурийская ЦГБ» Петтай С.И.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения заместителя главного врача КГБУЗ «Уссурийская ЦГБ» Петтай С.И. к административной ответственности по части 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя постановление должностного лица административного органа и прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя главного врача по лечебной работе КГБУЗ «Уссурийская ЦГБ» Петтай С.И. на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к выводу о том, что если эти виды работ, как оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения, хранение, перевозка и производство лекарственных препаратов включены по умолчанию в фармацевтическую лицензию, то их указание в аукционной документации не противоречит Закону о контрактной системе в сфере закупок и не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, если эти виды работ (услуг), как хранение и перевозка, не подлежат автоматическому включению в виды разрешительной деятельности при выдаче фармацевтической лицензии, то тем более их включение (видов разрешительных работ) в аукционную документацию является соответствующим требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Указанные выводы судьи следует признать преждевременными.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закон.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ установлено, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Закон об обращении лекарственных средств) фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление, лекарственных препаратов.
Согласно пункту 34 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств, организация оптовой торговли лекарственными средствами - организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями Закона об обращении лекарственных средств.
Частью 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств установлено, что фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии со статьей 54 Закона об обращении лекарственных средств оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам надлежащей дистрибьюторской практики и правилам надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 7 Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 декабря 2010 года № 1222н, действующих на момент совершения правонарушения, оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность (с указанием «оптовая торговля лекарственными средствами»), выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Также в силу статьи 53 Закона об обращении лекарственных средств оптовая торговля лекарственными средствами предполагает продажу или передачу лекарственных средств иным организациям, перечисленным в пунктах 1 - 7 названной статьи.
Таким образом, в случае, если объектом закупки является поставка лекарственных средств, заказчику необходимо установить требование к участникам закупки о соответствии законодательству Российской Федерации, а именно, если участник закупки не является производителем лекарственных средств, о наличии у организации оптовой торговли лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием «оптовая торговля лекарственными средствами». Розничный продавец, не имея лицензию на фармацевтическую деятельность с указанием «оптовая торговля лекарственными средствами», не может быть участником закупки и поставщиком лекарственных средств по государственному контракту.
Если участником вышеуказанной закупки является производитель лекарственных средств, то участник закупки в составе своей заявки предоставляет лицензию на осуществление деятельности по производству лекарственных средств, выданную в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06 июля 2012 года № 686 «Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств».
Вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях заместителя главного врача по лечебной работе КГБУЗ «Уссурийская ЦГБ» Петтай С.И. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сделан без учета вышеуказанных обстоятельств и не основан на материалах дела.
В нарушение требований статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении судьей районного суда жалобы Петтай С.И. собранные по делу доказательства не получили должной оценки в их совокупности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В нарушение статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях судьей районного суда не в полной мере исследованы все доказательства в их совокупности, не установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Представленное в материалы дела защитником Петтай С.И. решение Арбитражного суда Приморского края от 27 августа 2020 года, которым признано незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 13 декабря 2019 года, не может быть принято во внимание, поскольку не вступило в законную силу.
Кроме того, судьей районного суда оставлено без внимания, что в материалах дела отсутствует протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица государственного заказчика – заместителя главного врача по лечебной работе КГБУЗ «Уссурийская ЦГБ» Петтай С.И. №.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вышеуказанные процессуальные нарушения являются существенными и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, в связи с чем, учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности не истек, решение судьи подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Уссурийский районный суд Приморского края.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 14 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица государственного заказчика – заместителя главного врача по лечебной работе КГБУЗ «Уссурийская ЦГБ» Петтай С.И. отменить.
Дело направить в Уссурийский районный суд Приморского края на новое рассмотрение.
Судья О.А. Кубатова