ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ФИО3
Дело № председательствующий судья суда первой инстанции ФИО5
91RS0№-75
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи О.Р. Морозко
судей Т.С. Готовкиной Р.В. Новикова
при секретаре Т.Г. Подвезной
рассмотрела 10 июля 2023 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабабюк Джафера Закировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии, обязании совершить действия,
по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым О.Р. Морозко, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Хабабюк Д.З. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, с учетом уточнения исковых требований просил суд признать незаконным решение ГУ-ОПФ РФ по РК от 01.09.2022 года №720 об отказе в установлении страховой пенсии, обязать пенсионный орган включить в страховой стаж истца периоды работы с 07.09.1978 года по 17.10.1978 года в должности лаборанта лаборатории №2 отдела теплофизики Академии наук Узбекской ССР, с 20.11.1980 года по 29.08.1983 года в должности техника по х/д 37/80 в Ташкентском Государственном Университете им. В.И. Ленина, с 02.01.1984 года по 01.07.1986 года в должности техника на 0,5 ставки Ташкентском Государственном Университете им. В.И. Ленина, с 11.09.1986 года по 08.10.1991 года в должности старшего инженера в НИИ прикладной физики ТашГУ и назначить истцу страховую пенсию по старости со дня подачи заявления - с 23.05.2022 года.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик формально и необоснованно исключил спорные периоды из стажа истца со ссылкой на то, что трудовая книжка в нарушение порядка ее заполнения, заполнена работодателем предыдущего места работы в следующий период трудовой деятельности, что повлекло отказ истцу в назначении страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью величины ИПК. Полагая данное решение незаконным, Хабабюк Д.З. обратился с иском в суд.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 апреля 2023 года иск Хабабюк Д.З. удовлетворен.
Не согласившись с указанным решением, представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как постановленное с нарушением норм материального права, однако конкретных оснований несогласия с постановленным судебным решением жалоба не содержит, повторяя позицию, изложенную ответчиком в оспариваемом истцом решении и в возражении на иск.
Представитель апеллянта в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал и просит ее удовлетворить.
Истец Хабабюк Д.З. в судебном заседании участия не принимал, был уведомлен надлежащим образом, его представитель в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Заслушав судью–докладчика, проверив в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Судом установлено, что 23.05.2022 года Хабабюк Д.З. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Согласно решению ответчика №720 от 01.09.2022 года истцу отказано в установлении пенсии ввиду отсутствия необходимой величины ИПК.
Из решения следует, что предоставленную Хабабюк Д.З. учесть не представляется возможным поскольку она заполнена работодателем предыдущего места работы в период следующего периода трудовой деятельности у иного работодателя и необходима уточняющая справка с первого места работы, учебы. Заявителем справка не предоставлена.
При этом, в решении указано на то, что по предоставленным документам истцу учтены в стаж периоды работы:
- с 16.12.1991 по 16.10.1995 в должности рабочего отделения №4;
- с 17.10.1995 по 18.07.2003 – в должности сторожа;
- с 27.04.2004 по 23.07.2004 – в должности рабочего отделения №3;
- с 07.09.2004 по 31.01.2005 – период получения пособия по безработице.
Также в общий стаж учтен период прохождения воинской службы с 26.10.1978 по 28.10.1980.
Таким образом, оспариваемым решением установлено наличие у Хабабюк Д.З. 14 лет 02 месяцев 29 дней страхового стажа (при требуемых 13 годах) и ИПК - 17,505 (при требуемых 23,4). Следовательно, основанием к отказу в назначении истцу пенсии послужила недостаточность ИПК на дату обращения за назначением пенсии.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" предусмотрено, что лицам, которым в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года исполнится 60 и 55 лет соответственно, пенсия может быть назначена на 6 месяцев ранее достижения возраста, с учетом переходных периодов, установленных приложением 6 к настоящему Федеральному закону.
Названным Федеральным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.
В соответствии с п.3 ст.3 Федерального Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Закона №400-ФЗ необходимая величина ИПК и продолжительность страхового стажа при назначении пенсии определяется на день достижения пенсионного возраста.
Таким образом, с 1 января 2015 г. право на страховую пенсию может быть реализовано гражданами при выполнении следующих требований: достижение общеустановленного пенсионного возраста; наличие необходимого страхового стажа; наличие необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее – ИПК).
Так, согласно приложению 6 к Федеральному закону N 400-ФЗ должны быть соблюдены необходимые условия для назначения пенсии: в 2022 году, мужчине 1960 года рождения необходимо достигнуть возраста 61,6 лет, страхового стажа не менее 13 лет, ИПК не ниже 23,4.
Как регламентировано ч.8 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно п.2 ст.30 ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях РФ» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно пунктов 10, 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил (п. 10 Правил). Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 11 Правил).
Согласно п.п.2.3.,2.5.,2.7.,4.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР № 162 от 20.06.1974 г., действовавшей на момент заполнения трудовой книжки и в дальнейшем, все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
В случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу и др. исправление производится администрацией того предприятия, где была внесена соответствующая запись. Администрация по новому месту работы обязана оказать работнику в этом необходимую помощь. Если предприятие, внесшее неправильную или неточную запись, ликвидировано, исправления вносятся правопреемником, а при его отсутствии - вышестоящей организацией, которой было подчинено ликвидированное предприятие.
При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Согласно п.18 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих» ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и ведению трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трут книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и вы; трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а предусмотренных законом случаях иную ответственность.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В силу ч.1 ст.28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч.3 ст.2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Статьей 11 ГПК РФ предусмотрено, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора.
Статьей 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», сторонами которого являются, в частности Российская Федерация и Республика Узбекистан, предусмотрено, что назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии со ст.1 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст.5 настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.
В ст.11 Соглашения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
В Письме Минсоцзащиты РФ от 31 января 1994 г. N 1-369-18 О порядке пенсионного обеспечения граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР, разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года.
Согласно п.5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года №99р, - для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно п.2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, - для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу п.п. 6, 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Как установлено п.22 Правил N 884н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Проанализировав фактические обстоятельства и доказательства, представленные сторонами, суд учитывает, что ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек возлагается на работодателя.
Как следует из записей, содержащихся в трудовой книжке серии ГТ-I №, заполненной 01.12.1980, Хабабюк Д.З. работал с 07.09.1978 г. по 17.10.1978 г. в должности лаборанта лаборатории № 2 отдела теплофизики Академии наук Узбекской ССР, с 20.11.1980 года по 29.08.1983 года в должности техника по х/д 37/80 в Ташкентском Государственном Университете им. В.И. Ленина, с 02.01.1984 года по 01.07.1986 года в должности техника на 0,5 ставки Ташкентском Государственном Университете им. В.И. Ленина, с 11.09.1986 года по 08.10.1991 года в должности инженера х/д 29/86, с 01.10.1986 - старшего инженера х/д 29/86 в НИИ прикладной физики ТашГУ (л.д.19-24).
При исследовании трудовой книжки серии ГТ-1 № установлено, что она была заполнена работодателем 01.12.1980 года, то есть после даты увольнения 17.10.1978 года из отдела теплофизики Академии наук Узбекской ССР. В тоже время трудовая книжки была оформлена именно учреждением, где истец начал свою трудовую деятельность.
Все вышеуказанные спорные периоды работы подтверждены записями в трудовой книжке, правомерность внесения данных записей в трудовую книжку серии ГТ-I №, заполненную на имя истца 01.12.1980, сомнений не вызывает, поскольку имеется совпадение данных в трудовой книжке с данными истца в паспорте гражданина Российской Федерации, принадлежность которых истцу сомнений не вызывает. Записи в трудовой книжке выполнены последовательно, скреплены соответствующими печатями работодателей.
Доказательств того, что истец в указанные периоды не работал не предоставлено, вина истца в указанном допущенном работодателями нарушении при заполнении трудовой книжки отсутствует, истец не может нести ответственность за действия должностных лиц организаций, допустивших небрежность при заполнении трудовой книжки.
Оформление работнику трудовой книжки после даты увольнения и в период последующего трудоустройства у иного работодателя свидетельствует лишь о несоблюдении работодателями сроков, установленных Инструкцией по заполнению и выдаче трудовых книжек.
В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Отказ в назначении пенсии в связи утратой документов или по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.
При этом, действия работодателя по несвоевременному заполнению трудовых книжек не должны препятствовать реализации законных прав граждан на пенсию. Ненадлежащее исполнение в указанной части работодателем требований трудового законодательства не должно повлечь за собой отрицательные последствия для истца.
Таким образом, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований истца о включении в его стаж спорных периодов работы.
С учетом того, что на дату подачи заявления – 23.05.2022 у истца имелись необходимая продолжительность стажа 26 лет 08 месяцев 21 день при требуемых 13 годах и размер ИПК 27,908 при требуемых 23,4, а также то, что истец достиг пенсионного возраста ране даты обращения за назначением пенсии более чем на 1 месяц, коллегия также соглашается с выводом суда о наличии оснований для назначения истцу пенсии с даты обращения за ее назначением.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим в остальной части решение суда отмене либо изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий О.Р. Морозко
Судьи Т.С. Готовкина
Р.В. Новиков