Решение по делу № 3а-46/2019 от 29.01.2019

Дело №3а-46/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Владимир                         26 апреля 2019 года        

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Астровко Е.П.,

при секретаре Кротковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Игнатьевой Е. В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости,

установил:

Игнатьева Е.В., через представителя Колесову Ю.И., обратилась во Владимирский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.

В обоснование требований указано, что Игнатьева Е.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования – для производственных целей, с кадастровой стоимостью 21 436 585 руб. 30 коп., по состоянию на 01 января 2016 года.

Согласно отчету об оценке ООО «Центр по проведению специальных экспертиз» **** от 21 ноября 2018 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** составляет 10 750 350 руб. по состоянию на 01 января 2016 года.

    Ссылаясь в качестве правового обоснования, в том числе на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с указанным кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости в размере 10 750 350 руб. по состоянию на 01 января 2016 года.

Административный истец Игнатьева Е.В. в судебное заседание не явилась, ее представитель по доверенности Колесова Ю.И., представила заявление, в котором требования поддержала и с учетом проведенной по делу судебной экспертизы просила об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере 9 695 847 руб. 20 коп., по состоянию на ****.

Административные ответчики Администрация Александровского района Владимирской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Владимирской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области), заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Управление Росреестра по Владимирской области) надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направили. Представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, указывая, что право административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости не оспаривают, а также правильность заключения эксперта ООО АЦ «РОК» и размер определенной ими рыночной стоимости земельного участка.

В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.

С учетом изложенного суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей, поскольку их явка не признана судом обязательной.

    Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

    Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

    Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

    В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Игнатьева Е.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м, расположенного по адресу: ****, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего разрешенный вид использования – для производственных целей, с кадастровой стоимостью 21 436 585 руб. 30 коп. по состоянию на 01 января 2016 года.

Земельный участок является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет 23 сентября 2015 года.

Кадастровая стоимость участка установлена постановлением администрации Александровского района Владимирской области № 1982 от 18.11.2016г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Александровского района Владимирской области, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области» в размере 21 436 585 руб. 30 коп. по состоянию на 01 января 2016 года.

Поскольку размер земельного налога, уплачиваемого Игнатьевой Е.В. за земельный участок с кадастровым номером **** исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о том, что определение в отношении указанного земельного участка кадастровой стоимости в размере рыночной, влияет на обязанность административного истца по уплате налоговых платежей и у него имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствие с рыночной стоимостью.

    В обоснование требований административный истец представил в суд отчет ООО «Центр по проведению специальных экспертиз» **** от **** в котором рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** определена по состоянию на 01 января 2016 года в размере 10 750 350 руб. (т.1 л.д.21-86).

22 ноября 2018 года Игнатьева Е.В., полагая, что кадастровая стоимость указанного земельного участка является завышенной и не соответствует его рыночной стоимости, нарушает ее права, как плательщика земельного налога, обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную на основании приказа Росреестра от 25 июля 2012 года №Р/322 во Владимирской области при территориальном органе – Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. Решением Комиссии от 13 декабря 2018 года № 1020 заявление отклонено (т.1 л.д. 88-90).

29 января 2019 года Игнатьева Е.В. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением (т.1 л.д.1-3).

    В ходе рассмотрения дела судом была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости указанного земельного участка по состоянию на 01 января 2016 года и проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (т.1 л.д.146-148).

    Согласно заключению эксперта ООО АЦ «РОК» Щербаковой Е.А. №02/2019 от 05 апреля 2019 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на **** составляет 9 695 847 рублей 20 копеек.

Относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности в заключении эксперта указано, что при подготовке отчета №**** от **** об оценке земельного участка с кадастровым номером ****, оценщиком ООО «Центр по проведению специальных экспертиз» были нарушены требования федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, и допущены иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости. Факторы, влияющие на стоимость указанного объекта недвижимости, определены верно. Ошибки при выполнении математических действий не допускались. Информация, использованная оценщиком, не является достоверной, достаточной и проверяемой (т.2 л.д.2-67).

    Проанализировав и оценив заключение эксперта в совокупности с другими доказательствами суд приходит к следующему.

    Экспертное заключение №02/2019 от 05 апреля 2019 года подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями, а также правом на проведение подобного рода исследований, а именно сотрудником общества с ограниченной ответственностью Аналитический центр «Региональная оценочная компания» Щербаковой Е.А., имеющей соответствующее образование, стаж работы в оценочной деятельности с 2010года, стаж работы судебного эксперта с 2018 года, предупрежденной об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

    Заключение эксперта №02/2019 от 05 апреля 2019 года соответствует требованиям, предъявляемым статьей 82 Кодекса административного и судопроизводства Российской Федерации, требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, Федерального стандарта оценки (ФСО-7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года №611, Федерального стандарта оценки (ФСО-1), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297, Федерального стандарта оценки (ФСО-2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №298, Федерального стандарта оценки (ФСО-3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №299, содержит полное описание объекта оценки и произведенного расчета его рыночной стоимости, методов оценки, сведений об источниках цен, подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, в том числе относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также расписки экспертов о том, что они предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    Правильность заключения эксперта, отвечающего требованиям статей 49,77,79,82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, другими участниками в ходе рассмотрения дела под сомнение не ставилась, само заключение оспорено не было, возражений относительно установленной экспертами рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2016 года, а также формы и содержания экспертного заключения не поступало.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов эксперта, поскольку экспертное заключение №02/2019 от 05 апреля 2019 года мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертами обстоятельствами и не содержат противоречий. Указанное заключение эксперта соответствует требованиям, предъявляемым к отчету об оценке недвижимого имущества законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Исходя из положений ст. 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и норм Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд признает заключение эксперта ООО АЦ «РОК» №02/2019 от 05 апреля 2019 года надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером **** определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.

    В связи с изложенным, представленный в материалы дела отчет об оценке рыночной стоимости №**** от **** года, составленный ООО «Центр по проведению специальных экспертиз» суд не принимает в качестве доказательства по данному делу.

В п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **** **** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» содержатся разъяснения, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования – для производственных целей в размере его рыночной стоимости 9 695 847 руб. 20 коп. по состоянию на ****.

В связи с чем, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

В силу разъяснений, содержащихся в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления, а в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 указанного Федерального закона).

С учетом изложенного датой подачи заявления Игнатьевой Е.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:17:000710:534 в размере его рыночной следует считать 22 ноября 2018 года, то есть дату ее обращения в Комиссию.

Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

    Таким образом, данное решение в силу прямого указания закона является основанием для внесения сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в Единый государственный реестр недвижимости.

    Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Игнатьевой Е. В. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** площадью **** расположенного по адресу: **** относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования – для производственных целей по состоянию на 01 января 2016 года в размере его рыночной стоимости 9 695 847 (девять миллионов шестьсот девяносто пять тысяч восемьсот сорок семь) рублей 20 копеек.

Считать датой подачи административного искового заявления Игнатьевой Е. В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости 22 ноября 2018 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Владимирского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья

Владимирского областного суда Е.П. Астровко

Мотивированное решение изготовлено 26 апреля 2019 года.

3а-46/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Игнатьева Елена Викторовна
Игнатьева Е.В.
Ответчики
Администрация александровского района Владимирской области
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области
Управление Росреестра по Владимирской области
Суд
Владимирский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.wld.sudrf.ru
29.01.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
29.01.2019[Адм.] Передача материалов судье
30.01.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
30.01.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2019[Адм.] Судебное заседание
29.01.2019Регистрация административного искового заявления
29.01.2019Передача материалов судье
30.01.2019Решение вопроса о принятии к производству
30.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.02.2019Судебное заседание
15.04.2019Производство по делу возобновлено
26.04.2019Судебное заседание
26.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2020Регистрация административного искового заявления
20.07.2020Передача материалов судье
20.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2020Судебное заседание
20.07.2020Производство по делу возобновлено
20.07.2020Судебное заседание
20.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2020Регистрация административного искового заявления
10.08.2020Передача материалов судье
10.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2020Судебное заседание
10.08.2020Производство по делу возобновлено
10.08.2020Судебное заседание
10.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2020Регистрация административного искового заявления
15.08.2020Передача материалов судье
15.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2020Судебное заседание
15.08.2020Производство по делу возобновлено
15.08.2020Судебное заседание
15.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее