Дело №2-279/2022
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Любинский 22 марта 2022 года
Любинский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Акуловой О.В.,
при секретаре судебного заседания Носковой О.Л.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Ахтырских Ю.В.,
с участием старшего помощника прокурора Любинского района Макарова Д.С.,
представителя третьего лица Управления образования Администрации Любинского муниципального района ПРЕДСТАВИТЕЛЬ №1,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Любинского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Пролетарская СОШ» Любинского муниципального района Омской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Любинского района Омской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц несовершеннолетних с исковым заявлением к МБОУ «Пролетарская СОШ», Управлению образования администрации Любинского муниципального района Омской области о возложении обязанности организовать, предусмотренный законодательством комплекс мер профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде в образовательной организации. В обоснование указав, что проверкой установлено, что на территории района зафиксирован рост несовершеннолетних, употребляющих наркотические вещества. В МБОУ «Пролетарская СОШ» в нарушение требований законодательства внутришкольный наркологический пост не организован, члены такого наркологического поста не определены, положение о внутришкольном наркологическом посте не утверждено. Просит возложить обязанность на МБОУ «Пролетарская СОШ» Любинского муниципального района Омской области, организовать предусмотренный законодательством комплекс мер профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде в образовательной организации, в том числе, путем решения вопроса организации деятельности внутришкольного наркологического поста до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор Макаров Д.С. заявленные исковые требования уточнил, а именно просил возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пролетарская СОШ» Любинского муниципального района Омской области обязанность организовать предусмотренный законодательством комплекс мер профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде в образовательной организации, путем создания в срок до ДД.ММ.ГГГГ организационно-практических условий, необходимых и достаточных для организации и проведения ежегодного тестирования на основании акта руководителя образовательной организации, в том числе: путем организации получения от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информационных согласий; утверждения поименных списков обучающихся, составленных по итогам получения от обучающихся либо от их родителей (иных законных представителей) информационных согласий; создания комиссии, обеспечивающей организационно-техническое сопровождение тестирования, и утверждения ее состава численностью не менее трех работников образовательной организации, проводящей тестирование, включая лиц, ответственных за оказание социально-педагогической и (или) психологической помощи обучающимся; утверждения расписания тестирования по классам (группам) и кабинетам (аудиториям); обеспечения соблюдения конфиденциальности при проведении тестирования и хранении результатов тестирования.
Представитель ответчика МБОУ «Пролетарская СОШ» участия в судебном заседании не принимала. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие. С заявленными требованиями согласилась.
Представитель третьего лица Управления образования Любинского муниципального района ПРЕДСТАВИТЕЛЬ №1 полагала требования обоснованными. По поступлению денежных средств эта работа будет проведена. Просила суд снизить размер госпошлины в связи с тяжелым финансовым положением ответчика.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Обеспечение защиты детства, в том числе охрана здоровья детей, находящихся в образовательных учреждениях возлагается на образовательные учреждения (ч. 2 ст. 41 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2021 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ) образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пунктом 1 ст. 41 Федерального закона №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя профилактику и запрещение курения табака или потребления никотиносодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсов и аналогов и других одурманивающих веществ.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 41 Федерального закона №273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от 23.06.2016 №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №182-ФЗ) профилактика правонарушений - совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Федеральный закон №120-ФЗ) основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
В силу ст. 14 Федерального закона №120-ФЗ органы, осуществляющие управление в сфере образования, в пределах своей компетенции, в том числе, обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования. В силу ст. 14 Федерального закона №120-ФЗ органы, осуществляющие управление в сфере образования, в пределах своей компетенции: ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях; разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. В соответствии с со ст. 1 Федерального закона от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании – совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании.
Основные цели и направления государственной антинаркотической политики определены в Концепции государственной антинаркотической политики Российской Федерации, утвержденной ФСКН России 16.10.2009 (далее – Концепция).
Пунктом 3.2 Концепции установлено, что организацией и проведением мероприятий по профилактике незаконного наркопотребления и наркомании должны заниматься, в том числе учреждения образования.
Приказом Минобразования Российской Федерации от 28.02.2000 №619 утверждена концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (далее – Приказ №619).
Пунктом 3.1 Приложения №2 к Приказу №619 предусмотрена организация внутришкольного наркопоста при школьном медицинском кабинете, включая следующие формы работы: учет обучающихся с «риском» наркотизации и проблемами наркозависимости, методическое обеспечение просветительской антинаркотической работы в образовательном учреждении; проведение при информированном согласии обучающихся тестовой доврачебной диагностики наркотизации; консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с наркотизирующимся ребенком.
Кроме того, в настоящее время действует Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде на период до 2025 года, утвержденная Министерством просвещения Российской Федерации 15.06.2021, разработанная во исполнение Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2023 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.11.2020 №733, Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотиносодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 года и дальнейшую перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.11.2019 №2732-р, в части профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения, содержащие аналогичные положения.
По информации прокуратуры Любинского района за ДД.ММ.ГГГГ год комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Любинского муниципального района рассмотрено 5 материалов по факту употребления наркотических, психотропных веществ несовершеннолетними.
Также, за 12 месяцев 2021 года на территории района зафиксировано 16 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, в том числе, со сбытом наркотических средств – 8.
Судом установлено, что в ходе проведенной проверки прокуратурой района в МБОУ «Пролетарская СОШ» выявлены нарушения законодательства: внутришкольный наркологический пост не организован, члены такого наркологического поста не определены, положение о внутришкольном наркологическом посте не утверждено.
По данному факту прокуратурой района ранее вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства, однако, необходимых и достаточных мер к реальному устранению допущенных нарушений до настоящего времени образовательной организацией не принято.
Принимая во внимание, что в МБОУ «Пролетарская СОШ» нарушения требований федерального законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе соблюдения законодательства, направленного на профилактику потребления учащимися образовательных учреждений Любинского района наркотических средств, до настоящего времени в полной мере не устранены, суд полагает необходимым исковые требования прокурора Любинского района удовлетворить.
Исходя из характера выявленных нарушений, объема работ, необходимых для устранения нарушения, суд считает необходимым возложить на МБОУ «Пролетарская СОШ» обязанность организовать предусмотренный законодательством комплекс мер профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде в образовательной организации, путем создания в срок до ДД.ММ.ГГГГ организационно-практических условий, необходимых и достаточных для организации и проведения ежегодного тестирования на основании акта руководителя образовательной организации, в том числе: путем организации получения от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информационных согласий; утверждения поименных списков обучающихся, составленных по итогам получения от обучающихся либо от их родителей (иных законных представителей) информационных согласий; создания комиссии, обеспечивающей организационно-техническое сопровождение тестирования, и утверждения ее состава численностью не менее трех работников образовательной организации, проводящей тестирование, включая лиц, ответственных за оказание социально-педагогической и (или) психологической помощи обучающимся; утверждения расписания тестирования по классам (группам) и кабинетам (аудиториям); обеспечения соблюдения конфиденциальности при проведении тестирования и хранении результатов тестирования.
В соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика МБОУ «Пролетарская СОШ» подлежит взысканию госпошлина в размере 6000 рублей, однако с учетом сложного финансового положения учреждения, а также учитывая, что образовательное учреждение предпринимательской деятельностью не занимается, собственных денежных средств не имеет, суд считает возможным снизить размер госпошлины до 100 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Любинского района Омской области удовлетворить.
Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пролетарская СОШ» Любинского муниципального района Омской области обязанность организовать предусмотренный законодательством комплекс мер профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде в образовательной организации, путем создания в срок до ДД.ММ.ГГГГ организационно-практических условий, необходимых и достаточных для организации и проведения ежегодного тестирования на основании акта руководителя образовательной организации, в том числе: путем организации получения от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информационных согласий; утверждения поименных списков обучающихся, составленных по итогам получения от обучающихся либо от их родителей (иных законных представителей) информационных согласий; создания комиссии, обеспечивающей организационно-техническое сопровождение тестирования, и утверждения ее состава численностью не менее трех работников образовательной организации, проводящей тестирование, включая лиц, ответственных за оказание социально-педагогической и (или) психологической помощи обучающимся; утверждения расписания тестирования по классам (группам) и кабинетам (аудиториям); обеспечения соблюдения конфиденциальности при проведении тестирования и хранении результатов тестирования.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Пролетарская СОШ» Любинского муниципального района Омской области государственную пошлину в размере 100 рублей в доход бюджета Любинского муниципального района Омской области.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья О.В. Акулова
Мотивированное решение изготовлено 29.03.2022 года.