Решение по делу № 33-1085/2023 от 16.03.2023

Судья Шилова И.С. № 33-1085/2023

№ 2-1843/2022

67RS0003-01-2022-002531-80

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 апреля 2023 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего - Шнытко С.М.,

судей - Филенковой С.В., Коженовой Т.В.,

при секретаре (помощнике судьи) - Скорубской Г.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г. Смоленска на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 28 октября 2022 г.

Заслушав доклад судьи Шнытко С.М., возражения прокурора Старовойтовой Н.Н. и представителя СОГБУ «Дормостстрой» Ярмак С.И., относительно доводов жалобы,

установила:

Заместитель прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах Гришановой Ж.В., уточнив требования, обратился в суд с иском к МБУ «Дормостстрой» и Администрации г. Смоленска о взыскании заработной платы и возложении на МБУ «Дормостстрой» обязанности произвести окончательный расчет недополученной работником заработной платы за период с 01.01.2020 по дату вступления решения суда в законную силу, учитывая необходимость расчета отчислений в Пенсионный фонд РФ, УФНС по г. Смоленску, ФСС РФ, перерасчета ежегодных основных оплачиваемых отпусков и листков нетрудоспособности за указанный период; взыскании с МБУ «Дормостстрой» задолженности по заработной плате в размере 770495,96 руб., рассчитанной на основании Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г.; возложении на МБУ «Дормостстрой» обязанности произвести уплату налога, пенсионных отчислений, а также отчислений в ФСС РФ; возложении на Администрацию г. Смоленска обязанности внести изменения в локальные нормативные акты МБУ «Дормостстрой», регулирующие систему оплаты труда на предприятии, приведя их в соответствие с требованиями действующего трудового законодательства, учитывая положения Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г.; возложении на МБУ «Дормостстрой» обязанности осуществить начисление и выплату заработной платы работникам учреждения с учетом положения Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г.; возложении на Администрацию г. Смоленска обязанности выделить денежные средства МБУ «Дормостстрой» для произведения выплат, в соответствии с п. 1, 2, 3, 5 искового заявления.

В обоснование исковых требований указано, что Гришанова Ж.В. осуществляет трудовую деятельность в МБУ «Дормостстрой» <данные изъяты> с 01.01.2017 по настоящее время. Заработная плата ей установлена в виде оклада в размере 46225,08 руб. Между тем, на федеральном уровне социального партнерства заключено Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г. между Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Федеральным дорожным агентством, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами. Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. В письме Минтруда России от 11.03.2020 № 14-4/10/В-1851 указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования, работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения не будет представлен мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этого работодателя. Указанное отраслевое соглашение регулирует социально-трудовые отношения, устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организации дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности. В соответствии с Уставом МБУ «Дормостстрой», утвержденных муниципальных заданий, предприятие приняло на себя обязанность обеспечить выполнение работ по ремонту и содержанию улично-дорожной сети г. Смоленска. В процессе своей деятельности МБУ «Дормостстрой не отказывалось от присоединения к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству РФ на 2020-2022 г.г., соответственно автоматически присоединилось к указанному Отраслевому соглашению. Постановлением Администрации г. Смоленска от 01.11.2018 № 2893-адм утверждено Положение об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала МБУ «Дормостстрой», которое разработано в соответствии с ТК РФ, постановлением Администрации г. Смоленска от 05.11.2008 № 1821-фдм «О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений г. Смоленска», Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 г.г. Считал, что применяемое при регулировании системы оплаты труда в МБУ «Дормостстрой» Отраслевое соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ не соответствует виду экономической деятельности учреждения - «дорожное хозяйство», нормы Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г. при регулировании системы оплаты труда в учреждении не применяются, в связи с чем, в нарушение ст.ст. 21, 129, 45 ТК РФ, Отраслевого соглашения расчет заработной платы работникам МБУ «Дормостстрой» в 2020-2022 г.г. произведен неправильно и перед работником за указанный период имеется задолженность по заработной плате.

Гришанова Ж.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в ее интересах выступила помощник прокурора Промышленного района г. Смоленска Божкова Т.А., которая в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить. Полагала, что пропущенный процессуальный срок исковой давности, о применении которого заявлено представителя ответчика Администрации г. Смоленска, подлежит восстановлению.

Представители ответчика МБУ «Дормостстрой» Ярмак С.И., Огурцова М.В. в судебном заседании заявленные требования не признали.

Представители ответчика Администрации г. Смоленска Власенкова К.О., Кутейников Е.Э. в судебных заседаниях возражали относительно заявленных требований. Заявили о применении к спорным правоотношениям срока исковой давности.

Представитель третьего лица Государственного учреждения - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской федерации Молоков В.Е. в судебном заседании разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Смоленской областной организации «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» Кулешов В.В. в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.

Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 28.10.2022 исковые требования исковые требования удовлетворены частично: с МБУ «Дормостстрой» в пользу Гришановой Ж.В. взыскана недополученная работником за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 заработная плата, исчисленная без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 486414,06 руб., с возложением на МБУ «Дормостстрой» обязанности, начиная с 01.10.2022 производить начисление и выплату заработной платы с учетом положений абзацев 1 и 5 пункта 3.1 и применительно к Приложению №1 Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г. по 13-му тарифному разряду и до приведения локальных нормативных правовых актов МБУ «Дормостстрой» в соответствие с требованиями Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г. В случае отсутствия у МБУ «Дормостстрой» самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств, привлечь Администрацию г. Смоленска к субсидиарной ответственности по исполнению настоящего решения суда, а в целях реализации возможности по повышенной оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения, начиная с 01.10.2022, на Администрацию г. Смоленска возложена обязанность выделить МБУ «Дормостстрой» соответствующие денежные средства. На МБУ «Дормостстрой» возложена обязанность произвести необходимые дополнительные отчисления по страховым взносам и взносам на обязательное медицинское страхование в Пенсионный фонд РФ, налогам и сборам в ИНФС России по г. Смоленску, подать уточненный электронный реестр в ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ. На Администрацию г. Смоленска и МБУ «Дормостстрой» возложена обязанность внести изменения в локальные нормативные акты Муниципального бюджетного учреждения «Дормостстрой», регулирующие систему оплаты труда в организации, приведя положения существующих документов в соответствие с требованиями действующего законодательства в части оплаты труда работников дорожной отрасли, внести и согласовать необходимые изменения в штатные расписания Учреждения на 2022 год с учетом требований Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г. и ЕТКС основных профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих дорожного хозяйства. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Администрация г. Смоленска просит отменить решение и принять новое - об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, поступивших возражений, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.

Положения действующего трудового законодательства относят трудовые отношения к отношениям возмездного характера, основанным на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя (ст. 15 ТК РФ).

Трудовые отношения согласно абз. 1 ст. 16 ТК РФ возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Условия о размере и порядке выплаты заработной платы устанавливаются соглашением сторон трудового договора и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а именно, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 56 ТК РФ).

Анализ данных законоположений свидетельствует о том, что регулирование вопросов оплаты труда может выходить из плоскости правоотношений, возникающих между работником и конкретным работодателем, попадая в сферу нормативной деятельности объединений работников и работодателей, уполномоченных на подписание соглашений на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании трудового договора от 01.01.2017 № 00001 Гришанова Ж.В. с 01.01.2017 принята в МБУ «Дормостстрой» <данные изъяты> с окладом 45270 руб.

Дополнительным соглашением от 01.10.2020 работнику с 01.10.2020 установлен оклад в соответствии со штатным расписанием в размере 46225,08 руб.

В п. 1.2 заключенного с работником трудового договора указано, что работник обязуется выполнять все работы, обуславливаемые должностью, на которую он принимается, а также трудовыми обязанностями и конкретными заданиями (поручениями), устанавливаемыми работодателем, и должностной инструкций в случае ее наличия.

В соответствии с должностной <данные изъяты> в трудовые функции входит: составление и представление финансовой отчетности организации, а именно составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций, налоговое планирование, проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками; Руководство работниками бухгалтерии.

...

...

Указанный Квалификационный справочник не устанавливает разряды для данной должности, в то время как «Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы» требует определение разрядов по должности для исчисления оплаты труда.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал, что работодателем при начислении заработной платы не применялось Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г.

<данные изъяты>

Вопреки доводам апелляционной жалобы, совокупность представленных доказательств указывает, что фактической деятельностью МБУ «Дормостстрой» является деятельность по содержанию автомобильных дорог местного значения.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Администрация г. Смоленска не обязана исполнять условия федерального отраслевого соглашения, участия в принятии и подписании которого, не принимала, были предметом исследования суда первой инстанции и признаны правомерно несостоятельными.

Так, согласно положениям ст. 45 ТК РФ, соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Статьей 48 ТК РФ определено, что соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой указанной статьи.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

При несогласии с установленным в трудовом договоре размером оплаты труда работник, реализуя гарантированное каждому статьей 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту, в рамках индивидуального трудового спора вправе обратиться в суд с иском к работодателю о взыскании невыплаченной ему в полном объеме заработной платы. При этом суд, как орган по разрешению трудовых споров, обязан разрешить такой спор на основании подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права исходя из предмета и основания заявленных работником исковых требований.

Инициируя настоящий спор, истец настаивал на необходимости применения данного Отраслевого соглашения, полагая, что положения такового распространяются на работников муниципального бюджетного учреждения, осуществляющего свою деятельность в сфере дорожного хозяйства муниципального образования г. Смоленск.

В соответствии с Уставом МБУ «Дормостстрой», утвержденного постановлением Главы г. Смоленска 02.12.2016, Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Смоленска, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, а также благоустройства. По своему типу Учреждение является муниципальным бюджетным учреждением (п. 1.4 Устава).

В выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности указан код 42.11 -Строительство автомобильных дорог и автомагистралей.

Статья 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 15.04.2022) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дает понятие дорожной деятельности, определяя таковую, как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Таким образом, суд пришел к выводу, что МБУ «Дормостстрой» относится к учреждению, осуществляющему деятельность по организации дорожного хозяйства, данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.

11.12.2019 подписано, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (per. № 17/20-22) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 г.г., утвержденное Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Росавтодором, Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном, хозяйстве «АСПОР», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» 11.12.2019.

Настоящее Отраслевое соглашение заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства, регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.

Положения Соглашения распространяются также на работодателей -индивидуальных предпринимателей (п. 1.1. Отраслевого Соглашения).

Пунктом 1.2. документа определено, что Сторонами Соглашения являются: работники учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства (далее - организации) в лице их представителя - Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» (далее - Профсоюз) в соответствии с Уставом Профсоюза; работодатели в лице их представителей:

Федеральное дорожное агентство (представитель федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий дорожного хозяйства, подведомственных агентству);

Союз работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» (представитель работодателей - организаций, входящих в состав Союза работодателей «АСПОР», и уполномочивших «АСПОР» заключить Соглашение от их имени);

Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» (представитель работодателей, уполномочивших «РАДОР» на заключение настоящего Соглашения от их имени).

Указанное Отраслевое Соглашение вступает в силу с 01.01.2020 и действует по 31.12.2022 включительно.

Ни одна из сторон Соглашения не может в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств (п. 1.4).

Следствием оценки норм данного Соглашения, является вывод суда об отнесении такового к категории отраслевого, заключенного на федеральном уровне социального партнерства при непосредственном участии Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», выступающего со стороны работодателей.

Российская Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» образована в мае 1993 г. и является некоммерческой профессиональной организацией, объединяющей на добровольных началах органы управления автомобильными дорогами общего пользования 82 субъектов Российской Федерации,

В своей профессиональной деятельности Ассоциация «РАДОР» руководствуется нормами российского законодательства и положениями Устава Ассоциации «РАДОР».

Согласно Устава Ассоциации «РАДОР», членами Ассоциации «могут быть только признающие настоящий Устав территориальные органы управления автомобильными дорогами, которым официально передано право ответственности за автомобильные дороги общего пользования на территории республики, входящей в состав Российской Федерации, края, области или автономной области (округа), а также другие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства и разделяющие положения настоящего Устава».

Прием в члены осуществляется на основе заявления, в котором вступающий указывает свое желание вступить в Ассоциацию, вид членства и обязательство выполнять его Устав. Действительными членами Ассоциации являются юридические лица территориальных органов управления автомобильными дорогами. Члены, обладающие правом совещательного голоса (ассоциированные члены), представляют прочие государственные местные и федеральные структуры, негосударственные и коммерческие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства. Они могут посещать собрания, участвовать в работе органов управления и комиссиях Ассоциации, но не обладают правом голоса.

Решением Совета Директоров Ассоциации «РАДОР» (протокол № 39 от 05.06.2019) Управление дорожного хозяйства и строительств г. Смоленска принято в ассоциированные члены Ассоциации «РАДОР».

Устав предписывает Ассоциации «РАДОР» представлять и осуществлять защиту прав и интересов ее членов по их поручениям в любых организациях и учреждениях в соответствии с действующим законодательством.

Будучи надлежащим образом проинформированным о разработке проекта и заключении отраслевого соглашения, Управление дорожного хозяйства и строительства г. Смоленска не вносило предложений по проекту Соглашения и не уполномочивало Ассоциацию «РАДОР» участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение от его имени, что сторонами не оспаривалось.

Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 48 ТК РФ пришел к обоснованному выводу о том, что при заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне допускается возможность их распространения на всех работодателей соответствующей отрасли по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда. Такое правило предусмотрено в целях унификации условий труда работников отрасли, установления единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях. Механизм распространения действия отраслевого соглашения основан на принципе добровольности, о чем свидетельствует законодательно предусмотренная возможность отказа того или иного работодателя от присоединения к нему.

При этом, обязательным условием допущения такого распространения является информированность потенциального работодателя о принятии отраслевого Соглашения.

Письмом Минтруда России от 11.03.2020 № 14-4/10/В-1851 «О присоединении к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 г.г.» работодателям дорожного хозяйства, не участвовавшим в заключении соглашения, было сообщено о принятии Соглашения и предложено присоединиться к нему.

Дополнительно сообщено, что Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020, регистрационный № 17/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rosmintrud.ru).

Обращено внимание работодателей на положения ст. 48 ТК РФ, предусматривающие, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ч. 9 ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.

В материалы дела представлена информация о том, что 06.04.2021 Управлением дорожного хозяйства и строительства администрации г. Смоленска в адрес МБУ «Дормостстрой» направлено письмо, в котором в срок до 08.04.2021 просило предоставить плановую потребность фонда оплаты труда на 2021 г. в соответствии с Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 г.г. (утв. Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Росавтодором, Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» 11.12.2019) и отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 г.г. в касающейся части.

08.04.2021 МБУ «Дормостстрой» направило соответствующую информацию, а именно: плановую потребность фонда оплаты труда на 2021 г., рассчитанную в соответствии с Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 г.г. в части касающейся учреждения и Положением об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, рабочих МБУ «Дормостстрой», утвержденным постановлением администрации г. Смоленска от 01.11.2018 № 2893-адм, Положением об оплате труда руководителей, главных бухгалтеров муниципальных бюджетных учреждений г. Смоленска «Дормостстрой», «СпецАвто», утвержденным Постановлением администрации г. Смоленска от 01.11.2018 № 2981-адм, составляет 108086189,28 руб., в том числе ФОТ работников учреждения - 83015506,36 руб., взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников учреждения - 25070682,92 руб.

Указанное свидетельствует о надлежащем информировании Администрации г. Смоленска о принятом на федеральном уровне отраслевом Соглашении по дорожному хозяйству, которая, мотивированного отказа от присоединения к нему в установленном законом порядке в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не направила, следствием чего является вывод о распространении данного Соглашения на ответчиков.

Вместе с тем, суд указал, что Администрация г. Смоленска, будучи ассоциированным членом Ассоциации «РАДОР», обладающим правом совещательного голоса, своевременно проинформированным об осуществлении процедуры разработки проекта Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020 - 2022 г.г., предложений по проекту Соглашения не внесла, своей позиции по вопросу присоединения к соглашению не озвучила, в коллективных переговорах участия не принимала, а в дальнейшем проигнорировала процедуру отказа от присоединения к нему.

С учетом положений ст.ст. 45, 47 ТК РФ суд пришел к правомерному выводу о том, что на Администрацию г. Смоленска, МБУ «Дормостстрой» и работников данной организации распространяются положения отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г., условия которого работодателем не исполнялись.

Разрешая требования истца о взыскании в его пользу недополученной за период действия соглашения заработной платы, суд, восстановив срок исковой давности за период с 01.03.2021 по 31.03.2021, исходил из того, что расчет заработной платы истца следует производить в соответствии с Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г. из минимального разряда предусмотренного для должности «главного бухгалтера», а именно по 13-му разряду, проверив представленные суду МБУ «Дормострой» расчеты недополученного заработка истца, взыскал недополученную заработную плату в размере 486414,06 руб.

При этом, суд также исходил из того, что анализ системы оплаты труда рабочих МБУ не свидетельствует об осуществлении таковой в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 г.г., как то установлено Положением об оплате труда МБУ «Дормостстрой», так как минимальная тарифная ставка, повышаемая отраслевым Соглашением ежегодно, работникам, начиная с 2019 г. не начислялась, рекомендованные к применению отраслевым Соглашением межразрядные тарифные коэффициенты не устанавливались, в силу чего оплата по ним не производилась.

Поскольку работодатель выплачивал работнику заработную плату не в полном объеме, указанные отчисления также производились не полностью, что свидетельствует о невыполнении работодателем возложенных на него обязанностей, предусмотренных ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», суд возложил на МБУ «Дормостстрой» обязанность по перечислению в указанные органы дополнительных налогов и взносов, указав, что следствием исполнения данного решения будет восстановление потенциальных пенсионных прав работника, а также осуществление ГУ - Смоленское региональное отделение ФСС Российской Федерации перерасчета оплаты временной нетрудоспособности истцов.

Ссылка в апелляционной жалобе на неправильность произведенного судом расчета недополученного заработка истца судебной коллегией отклоняется, поскольку ничем не подтверждена, контррасчет в суд не представлен.

Удовлетворяя требования об обязании Администрации г. Смоленска и МБУ «Дормостстрой» внести изменения в локальные нормативные акты Учреждения, регулирующие систему оплаты труда в организации, приведя положения существующих документов в соответствие с требованиями действующего законодательства, внести и согласовать необходимые изменения в штатные расписания Учреждения на 2020-2022 г.г. с учетом требований Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству и ЕТКС основных профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих дорожного хозяйства, суд правомерно исходил из того, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Доводы апелляционной жалобы Администрации г. Смоленска, по сути, повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, несогласие которого с выводами суда основано на собственной оценке приведенных выше юридически значимых обстоятельств, что не является основанием к отмене судебного решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену данного решения, вопреки доводам жалобы, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 28 октября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Смоленска - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.04.2023.

Судья Шилова И.С. № 33-1085/2023

№ 2-1843/2022

67RS0003-01-2022-002531-80

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 апреля 2023 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего - Шнытко С.М.,

судей - Филенковой С.В., Коженовой Т.В.,

при секретаре (помощнике судьи) - Скорубской Г.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г. Смоленска на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 28 октября 2022 г.

Заслушав доклад судьи Шнытко С.М., возражения прокурора Старовойтовой Н.Н. и представителя СОГБУ «Дормостстрой» Ярмак С.И., относительно доводов жалобы,

установила:

Заместитель прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах Гришановой Ж.В., уточнив требования, обратился в суд с иском к МБУ «Дормостстрой» и Администрации г. Смоленска о взыскании заработной платы и возложении на МБУ «Дормостстрой» обязанности произвести окончательный расчет недополученной работником заработной платы за период с 01.01.2020 по дату вступления решения суда в законную силу, учитывая необходимость расчета отчислений в Пенсионный фонд РФ, УФНС по г. Смоленску, ФСС РФ, перерасчета ежегодных основных оплачиваемых отпусков и листков нетрудоспособности за указанный период; взыскании с МБУ «Дормостстрой» задолженности по заработной плате в размере 770495,96 руб., рассчитанной на основании Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г.; возложении на МБУ «Дормостстрой» обязанности произвести уплату налога, пенсионных отчислений, а также отчислений в ФСС РФ; возложении на Администрацию г. Смоленска обязанности внести изменения в локальные нормативные акты МБУ «Дормостстрой», регулирующие систему оплаты труда на предприятии, приведя их в соответствие с требованиями действующего трудового законодательства, учитывая положения Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г.; возложении на МБУ «Дормостстрой» обязанности осуществить начисление и выплату заработной платы работникам учреждения с учетом положения Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г.; возложении на Администрацию г. Смоленска обязанности выделить денежные средства МБУ «Дормостстрой» для произведения выплат, в соответствии с п. 1, 2, 3, 5 искового заявления.

В обоснование исковых требований указано, что Гришанова Ж.В. осуществляет трудовую деятельность в МБУ «Дормостстрой» <данные изъяты> с 01.01.2017 по настоящее время. Заработная плата ей установлена в виде оклада в размере 46225,08 руб. Между тем, на федеральном уровне социального партнерства заключено Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г. между Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Федеральным дорожным агентством, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами. Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. В письме Минтруда России от 11.03.2020 № 14-4/10/В-1851 указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования, работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения не будет представлен мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этого работодателя. Указанное отраслевое соглашение регулирует социально-трудовые отношения, устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организации дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности. В соответствии с Уставом МБУ «Дормостстрой», утвержденных муниципальных заданий, предприятие приняло на себя обязанность обеспечить выполнение работ по ремонту и содержанию улично-дорожной сети г. Смоленска. В процессе своей деятельности МБУ «Дормостстрой не отказывалось от присоединения к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству РФ на 2020-2022 г.г., соответственно автоматически присоединилось к указанному Отраслевому соглашению. Постановлением Администрации г. Смоленска от 01.11.2018 № 2893-адм утверждено Положение об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала МБУ «Дормостстрой», которое разработано в соответствии с ТК РФ, постановлением Администрации г. Смоленска от 05.11.2008 № 1821-фдм «О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений г. Смоленска», Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 г.г. Считал, что применяемое при регулировании системы оплаты труда в МБУ «Дормостстрой» Отраслевое соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ не соответствует виду экономической деятельности учреждения - «дорожное хозяйство», нормы Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г. при регулировании системы оплаты труда в учреждении не применяются, в связи с чем, в нарушение ст.ст. 21, 129, 45 ТК РФ, Отраслевого соглашения расчет заработной платы работникам МБУ «Дормостстрой» в 2020-2022 г.г. произведен неправильно и перед работником за указанный период имеется задолженность по заработной плате.

Гришанова Ж.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в ее интересах выступила помощник прокурора Промышленного района г. Смоленска Божкова Т.А., которая в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить. Полагала, что пропущенный процессуальный срок исковой давности, о применении которого заявлено представителя ответчика Администрации г. Смоленска, подлежит восстановлению.

Представители ответчика МБУ «Дормостстрой» Ярмак С.И., Огурцова М.В. в судебном заседании заявленные требования не признали.

Представители ответчика Администрации г. Смоленска Власенкова К.О., Кутейников Е.Э. в судебных заседаниях возражали относительно заявленных требований. Заявили о применении к спорным правоотношениям срока исковой давности.

Представитель третьего лица Государственного учреждения - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской федерации Молоков В.Е. в судебном заседании разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Смоленской областной организации «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» Кулешов В.В. в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.

Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 28.10.2022 исковые требования исковые требования удовлетворены частично: с МБУ «Дормостстрой» в пользу Гришановой Ж.В. взыскана недополученная работником за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 заработная плата, исчисленная без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 486414,06 руб., с возложением на МБУ «Дормостстрой» обязанности, начиная с 01.10.2022 производить начисление и выплату заработной платы с учетом положений абзацев 1 и 5 пункта 3.1 и применительно к Приложению №1 Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г. по 13-му тарифному разряду и до приведения локальных нормативных правовых актов МБУ «Дормостстрой» в соответствие с требованиями Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г. В случае отсутствия у МБУ «Дормостстрой» самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств, привлечь Администрацию г. Смоленска к субсидиарной ответственности по исполнению настоящего решения суда, а в целях реализации возможности по повышенной оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения, начиная с 01.10.2022, на Администрацию г. Смоленска возложена обязанность выделить МБУ «Дормостстрой» соответствующие денежные средства. На МБУ «Дормостстрой» возложена обязанность произвести необходимые дополнительные отчисления по страховым взносам и взносам на обязательное медицинское страхование в Пенсионный фонд РФ, налогам и сборам в ИНФС России по г. Смоленску, подать уточненный электронный реестр в ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ. На Администрацию г. Смоленска и МБУ «Дормостстрой» возложена обязанность внести изменения в локальные нормативные акты Муниципального бюджетного учреждения «Дормостстрой», регулирующие систему оплаты труда в организации, приведя положения существующих документов в соответствие с требованиями действующего законодательства в части оплаты труда работников дорожной отрасли, внести и согласовать необходимые изменения в штатные расписания Учреждения на 2022 год с учетом требований Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г. и ЕТКС основных профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих дорожного хозяйства. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Администрация г. Смоленска просит отменить решение и принять новое - об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, поступивших возражений, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.

Положения действующего трудового законодательства относят трудовые отношения к отношениям возмездного характера, основанным на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя (ст. 15 ТК РФ).

Трудовые отношения согласно абз. 1 ст. 16 ТК РФ возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Условия о размере и порядке выплаты заработной платы устанавливаются соглашением сторон трудового договора и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а именно, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 56 ТК РФ).

Анализ данных законоположений свидетельствует о том, что регулирование вопросов оплаты труда может выходить из плоскости правоотношений, возникающих между работником и конкретным работодателем, попадая в сферу нормативной деятельности объединений работников и работодателей, уполномоченных на подписание соглашений на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании трудового договора от 01.01.2017 № 00001 Гришанова Ж.В. с 01.01.2017 принята в МБУ «Дормостстрой» <данные изъяты> с окладом 45270 руб.

Дополнительным соглашением от 01.10.2020 работнику с 01.10.2020 установлен оклад в соответствии со штатным расписанием в размере 46225,08 руб.

В п. 1.2 заключенного с работником трудового договора указано, что работник обязуется выполнять все работы, обуславливаемые должностью, на которую он принимается, а также трудовыми обязанностями и конкретными заданиями (поручениями), устанавливаемыми работодателем, и должностной инструкций в случае ее наличия.

В соответствии с должностной <данные изъяты> в трудовые функции входит: составление и представление финансовой отчетности организации, а именно составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций, налоговое планирование, проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками; Руководство работниками бухгалтерии.

...

...

Указанный Квалификационный справочник не устанавливает разряды для данной должности, в то время как «Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы» требует определение разрядов по должности для исчисления оплаты труда.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал, что работодателем при начислении заработной платы не применялось Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г.

<данные изъяты>

Вопреки доводам апелляционной жалобы, совокупность представленных доказательств указывает, что фактической деятельностью МБУ «Дормостстрой» является деятельность по содержанию автомобильных дорог местного значения.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Администрация г. Смоленска не обязана исполнять условия федерального отраслевого соглашения, участия в принятии и подписании которого, не принимала, были предметом исследования суда первой инстанции и признаны правомерно несостоятельными.

Так, согласно положениям ст. 45 ТК РФ, соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Статьей 48 ТК РФ определено, что соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой указанной статьи.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

При несогласии с установленным в трудовом договоре размером оплаты труда работник, реализуя гарантированное каждому статьей 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту, в рамках индивидуального трудового спора вправе обратиться в суд с иском к работодателю о взыскании невыплаченной ему в полном объеме заработной платы. При этом суд, как орган по разрешению трудовых споров, обязан разрешить такой спор на основании подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права исходя из предмета и основания заявленных работником исковых требований.

Инициируя настоящий спор, истец настаивал на необходимости применения данного Отраслевого соглашения, полагая, что положения такового распространяются на работников муниципального бюджетного учреждения, осуществляющего свою деятельность в сфере дорожного хозяйства муниципального образования г. Смоленск.

В соответствии с Уставом МБУ «Дормостстрой», утвержденного постановлением Главы г. Смоленска 02.12.2016, Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Смоленска, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, а также благоустройства. По своему типу Учреждение является муниципальным бюджетным учреждением (п. 1.4 Устава).

В выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности указан код 42.11 -Строительство автомобильных дорог и автомагистралей.

Статья 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 15.04.2022) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дает понятие дорожной деятельности, определяя таковую, как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Таким образом, суд пришел к выводу, что МБУ «Дормостстрой» относится к учреждению, осуществляющему деятельность по организации дорожного хозяйства, данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.

11.12.2019 подписано, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (per. № 17/20-22) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 г.г., утвержденное Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Росавтодором, Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном, хозяйстве «АСПОР», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» 11.12.2019.

Настоящее Отраслевое соглашение заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства, регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.

Положения Соглашения распространяются также на работодателей -индивидуальных предпринимателей (п. 1.1. Отраслевого Соглашения).

Пунктом 1.2. документа определено, что Сторонами Соглашения являются: работники учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства (далее - организации) в лице их представителя - Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» (далее - Профсоюз) в соответствии с Уставом Профсоюза; работодатели в лице их представителей:

Федеральное дорожное агентство (представитель федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий дорожного хозяйства, подведомственных агентству);

Союз работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» (представитель работодателей - организаций, входящих в состав Союза работодателей «АСПОР», и уполномочивших «АСПОР» заключить Соглашение от их имени);

Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» (представитель работодателей, уполномочивших «РАДОР» на заключение настоящего Соглашения от их имени).

Указанное Отраслевое Соглашение вступает в силу с 01.01.2020 и действует по 31.12.2022 включительно.

Ни одна из сторон Соглашения не может в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств (п. 1.4).

Следствием оценки норм данного Соглашения, является вывод суда об отнесении такового к категории отраслевого, заключенного на федеральном уровне социального партнерства при непосредственном участии Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», выступающего со стороны работодателей.

Российская Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» образована в мае 1993 г. и является некоммерческой профессиональной организацией, объединяющей на добровольных началах органы управления автомобильными дорогами общего пользования 82 субъектов Российской Федерации,

В своей профессиональной деятельности Ассоциация «РАДОР» руководствуется нормами российского законодательства и положениями Устава Ассоциации «РАДОР».

Согласно Устава Ассоциации «РАДОР», членами Ассоциации «могут быть только признающие настоящий Устав территориальные органы управления автомобильными дорогами, которым официально передано право ответственности за автомобильные дороги общего пользования на территории республики, входящей в состав Российской Федерации, края, области или автономной области (округа), а также другие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства и разделяющие положения настоящего Устава».

Прием в члены осуществляется на основе заявления, в котором вступающий указывает свое желание вступить в Ассоциацию, вид членства и обязательство выполнять его Устав. Действительными членами Ассоциации являются юридические лица территориальных органов управления автомобильными дорогами. Члены, обладающие правом совещательного голоса (ассоциированные члены), представляют прочие государственные местные и федеральные структуры, негосударственные и коммерческие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства. Они могут посещать собрания, участвовать в работе органов управления и комиссиях Ассоциации, но не обладают правом голоса.

Решением Совета Директоров Ассоциации «РАДОР» (протокол № 39 от 05.06.2019) Управление дорожного хозяйства и строительств г. Смоленска принято в ассоциированные члены Ассоциации «РАДОР».

Устав предписывает Ассоциации «РАДОР» представлять и осуществлять защиту прав и интересов ее членов по их поручениям в любых организациях и учреждениях в соответствии с действующим законодательством.

Будучи надлежащим образом проинформированным о разработке проекта и заключении отраслевого соглашения, Управление дорожного хозяйства и строительства г. Смоленска не вносило предложений по проекту Соглашения и не уполномочивало Ассоциацию «РАДОР» участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение от его имени, что сторонами не оспаривалось.

Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 48 ТК РФ пришел к обоснованному выводу о том, что при заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне допускается возможность их распространения на всех работодателей соответствующей отрасли по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда. Такое правило предусмотрено в целях унификации условий труда работников отрасли, установления единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях. Механизм распространения действия отраслевого соглашения основан на принципе добровольности, о чем свидетельствует законодательно предусмотренная возможность отказа того или иного работодателя от присоединения к нему.

При этом, обязательным условием допущения такого распространения является информированность потенциального работодателя о принятии отраслевого Соглашения.

Письмом Минтруда России от 11.03.2020 № 14-4/10/В-1851 «О присоединении к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 г.г.» работодателям дорожного хозяйства, не участвовавшим в заключении соглашения, было сообщено о принятии Соглашения и предложено присоединиться к нему.

Дополнительно сообщено, что Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020, регистрационный № 17/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rosmintrud.ru).

Обращено внимание работодателей на положения ст. 48 ТК РФ, предусматривающие, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ч. 9 ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.

В материалы дела представлена информация о том, что 06.04.2021 Управлением дорожного хозяйства и строительства администрации г. Смоленска в адрес МБУ «Дормостстрой» направлено письмо, в котором в срок до 08.04.2021 просило предоставить плановую потребность фонда оплаты труда на 2021 г. в соответствии с Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 г.г. (утв. Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Росавтодором, Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» 11.12.2019) и отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 г.г. в касающейся части.

08.04.2021 МБУ «Дормостстрой» направило соответствующую информацию, а именно: плановую потребность фонда оплаты труда на 2021 г., рассчитанную в соответствии с Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 г.г. в части касающейся учреждения и Положением об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, рабочих МБУ «Дормостстрой», утвержденным постановлением администрации г. Смоленска от 01.11.2018 № 2893-адм, Положением об оплате труда руководителей, главных бухгалтеров муниципальных бюджетных учреждений г. Смоленска «Дормостстрой», «СпецАвто», утвержденным Постановлением администрации г. Смоленска от 01.11.2018 № 2981-адм, составляет 108086189,28 руб., в том числе ФОТ работников учреждения - 83015506,36 руб., взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников учреждения - 25070682,92 руб.

Указанное свидетельствует о надлежащем информировании Администрации г. Смоленска о принятом на федеральном уровне отраслевом Соглашении по дорожному хозяйству, которая, мотивированного отказа от присоединения к нему в установленном законом порядке в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не направила, следствием чего является вывод о распространении данного Соглашения на ответчиков.

Вместе с тем, суд указал, что Администрация г. Смоленска, будучи ассоциированным членом Ассоциации «РАДОР», обладающим правом совещательного голоса, своевременно проинформированным об осуществлении процедуры разработки проекта Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020 - 2022 г.г., предложений по проекту Соглашения не внесла, своей позиции по вопросу присоединения к соглашению не озвучила, в коллективных переговорах участия не принимала, а в дальнейшем проигнорировала процедуру отказа от присоединения к нему.

С учетом положений ст.ст. 45, 47 ТК РФ суд пришел к правомерному выводу о том, что на Администрацию г. Смоленска, МБУ «Дормостстрой» и работников данной организации распространяются положения отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г., условия которого работодателем не исполнялись.

Разрешая требования истца о взыскании в его пользу недополученной за период действия соглашения заработной платы, суд, восстановив срок исковой давности за период с 01.03.2021 по 31.03.2021, исходил из того, что расчет заработной платы истца следует производить в соответствии с Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г. из минимального разряда предусмотренного для должности «главного бухгалтера», а именно по 13-му разряду, проверив представленные суду МБУ «Дормострой» расчеты недополученного заработка истца, взыскал недополученную заработную плату в размере 486414,06 руб.

При этом, суд также исходил из того, что анализ системы оплаты труда рабочих МБУ не свидетельствует об осуществлении таковой в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 г.г., как то установлено Положением об оплате труда МБУ «Дормостстрой», так как минимальная тарифная ставка, повышаемая отраслевым Соглашением ежегодно, работникам, начиная с 2019 г. не начислялась, рекомендованные к применению отраслевым Соглашением межразрядные тарифные коэффициенты не устанавливались, в силу чего оплата по ним не производилась.

Поскольку работодатель выплачивал работнику заработную плату не в полном объеме, указанные отчисления также производились не полностью, что свидетельствует о невыполнении работодателем возложенных на него обязанностей, предусмотренных ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», суд возложил на МБУ «Дормостстрой» обязанность по перечислению в указанные органы дополнительных налогов и взносов, указав, что следствием исполнения данного решения будет восстановление потенциальных пенсионных прав работника, а также осуществление ГУ - Смоленское региональное отделение ФСС Российской Федерации перерасчета оплаты временной нетрудоспособности истцов.

Ссылка в апелляционной жалобе на неправильность произведенного судом расчета недополученного заработка истца судебной коллегией отклоняется, поскольку ничем не подтверждена, контррасчет в суд не представлен.

Удовлетворяя требования об обязании Администрации г. Смоленска и МБУ «Дормостстрой» внести изменения в локальные нормативные акты Учреждения, регулирующие систему оплаты труда в организации, приведя положения существующих документов в соответствие с требованиями действующего законодательства, внести и согласовать необходимые изменения в штатные расписания Учреждения на 2020-2022 г.г. с учетом требований Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству и ЕТКС основных профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих дорожного хозяйства, суд правомерно исходил из того, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Доводы апелляционной жалобы Администрации г. Смоленска, по сути, повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, несогласие которого с выводами суда основано на собственной оценке приведенных выше юридически значимых обстоятельств, что не является основанием к отмене судебного решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену данного решения, вопреки доводам жалобы, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 28 октября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Смоленска - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.04.2023.

33-1085/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Гришанова Жанна Васильевна
заместитель прокурора Промышленного района г. Смоленска
Ответчики
Администрация г.Смоленска
МБУ Дормостстрой
Другие
Смоленская областная организация общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства
Государственное учреждение - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Шнытко Светлана Михайловна
Дело на сайте суда
oblsud.sml.sudrf.ru
17.03.2023Передача дела судье
20.04.2023Судебное заседание
28.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2023Передано в экспедицию
20.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее