Дело № 2-1281/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 августа 2019 года город Елец Липецкой области
Елецкий городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего Стрельцова С.Н.,
при секретаре Мисриевой А.В.,
с участием:
представителя истца – помощника прокурора Федотовой О.Г.,
представителя ответчика- Ивановой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Елецкого района, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ОГУП «Елецводоканал» о возложении обязанности разработать проекты организации зон санитарной охраны подземных источников питьевого водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Елецкого района, действующий в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОГУП «Елецводоканал» о возложении обязанности разработать проекты организации зон санитарной охраны подземных источников питьевого водоснабжения, мотивируя тем, что в результате проведенной прокуратурой района проверки по заданию прокуратуры области установлено, что с 01 июля 2018 года ОГУП «Елецводоканал» осуществляет обслуживание объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Елецкого района Липецкой области. Одним из основных видов деятельности ОГУП «Елецводоканал» является забор, очистка и распределение воды. В нарушении требований законодательства ОГУП «Елецводоканал» зона санитарной охраны эксплуатируемого источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенного на территории сельского поселения Колосовский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области в д. Поповка, ул. Дальняя (номер скважины по ГВК 42205299), и в д. Поповка, ул. Центральная (номер скважины по ГВК 42201609) надлежащим образом не организована, режим ограничения ее использования не соблюден. Неисполнение ОГУП «Елецводоканал» возложенных законом обязанностей по организации и соблюдению режима зон санитарной охраны нарушает интересы Российской Федерации как собственника недр, включая содержащиеся в них природные ресурсы, на рациональное использование и охрану месторождения подземных вод от вредных природных и антропогенных факторов, снижающих их качество, степень пригодности и безопасности. Кроме того, бездействие ответчика нарушает гарантированное право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду и среду обитания, на ее защиту от негативного воздействия хозяйственной деятельности, на стабильное и качественное удовлетворение жизненно-важных потребностей в питьевой воде. Просит в течение 18 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обязать разработать проект организации зоны санитарной охраны подземного источника питьевого водоснабжения, эксплуатируемого скважиной, расположенной на территории сельского поселения Колосовский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области в д. Поповка, ул. Дальняя (номер скважины по ГВК 42201609) и в д. Поповка, ул. Центральная (номер скважины по ГВК 42201609).
Явившийся в судебное заседание помощник прокурора Федотова О.Г. исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Иванова Н.И. в судебном заседании исковые требования не признала. Объяснила, что обслуживание скважины ОГУП «Елецводоканал» осуществляет с 01 июля 2018 года. ОГУП «Елецводоканал» не является застройщиком либо заказчиком строительства скважин. Согласно санитарным нормам зона санитарной защиты скважины предусматривает три зоны ее защиты. Разработка зон санитарной защиты осуществляется на стадии выбора площадки для строительства водозабора. Ранее обслуживающая скважину организация проект санитарной зоны не разрабатывала. Денежные средства для оборудования скважин выделяются из бюджета администрации Липецкой области. Земельные участки, на которых расположены скважины, администрацией Елецкого муниципального района Липецкой области переданы не были. Для проектирования санитарно-защитной зоны необходимо осуществление контроля качества воды в течение трех лет. Такой контроль, ранее эксплуатирующей скважину организацией не осуществлялся. Таким образом, ОГУП «Елецводоканал» не имеет возможности исполнить заявленные истцом требования, поэтому решение не будет исполнимым.
Представители третьих лиц администрации Елецкого муниципального района Липецкой области и администрации Липецкой области в судебное заседание не явились. Третьи лица надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела.
От администрации Елецкого муниципального района поступило письменный отзыв на иск, в котором она указала, что ответчик не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка для организации зоны санитарной охраны, а также просила рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Суд с учетом мнения сторон счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит заявленные прокурором Елецкого района требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ).
В силу ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Аналогичные гарантии установлены ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно ч. 1 ст. 7.1 Водного кодекса РФ, водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10, утверждены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Настоящие СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. (п. п. 1.2, 1.3).
В соответствии с пунктом 1.4 Правил, ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно пункту 1.5 Правил, ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В силу п. 1.6 Правил, организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (пункт 1.11 Правил).
В соответствии с пунктом 1.12 Правил в состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
Пунктом 1.13 Правил установлено, что Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В пункте 2.2.1.1. Правил указано, что водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.
Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Такие мероприятия в первом поясе ЗСО предусмотрены пунктом 3.2.1.1 СанПиН, согласно которому территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений. (пункт 3.2.1.2. СанПиН).
Мероприятия по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника питьевого водоснабжения по второму и третьему поясам перечислены в пункте 3.2.2. СанПиН.
Аналогичный режим использования и охраны подземных водных объектов устанавливает законодательство о недрах.
Согласно статье 23 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:
1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;
3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении отходов I - V классов опасности, сбросе сточных вод, размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд;
9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;
11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения.
В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
В судебном заседании установлено, что областное государственное унитарное предприятие «Елецводоканал» зарегистрировано в качестве юридического лица 04 сентября 1992 года и является действующим юридическим лицом, одним из основных видов деятельности которого является забор, очистка и распределение воды, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.06.2019.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Елецкого района в связи с поступившим заданием прокуратуры Липецкой области была проведена проверка природоохранного законодательства, в ходе которой было установлено, что с 01.07.2018 ОГУП «Елецводоканал» осуществляет обслуживание объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Елецкого района Липецкой области. На территории Елецкого района Липецкой области размещены 123 действующие артезианские скважины, которые переданы ОГУП «Липецкий областной водоканал», в отношении 5 из них имеются проекты зоны санитарной охраны. Однако в нарушение требований законодательства ОГУП «Елецводоканал» зоны санитарной охраны эксплуатируемых источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения Колосовский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области в д. Поповка по ул. Дальняя (номер скважины по ГВК 42201609) и в д. Поповка по ул. Центральная (номер скважины по ГВК 42201609) надлежащим образом не организованы, режим ограничения их использования не соблюден, а именно: не разработаны проекты организации зон санитарной охраны подземных источников питьевого водоснабжения.
Указанные обстоятельства подтверждаются списком эксплуатационных скважин Елецкого района, находящихся в ведении ОГУП «Елецводоканал» по состоянию на 01.09.2018; списком водозаборных скважин Елецкого муниципального района, находящихся в ведении ОГУП «Елецводоканал» по состоянию на 01.02.2019; решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области №273 от 28.04.2018; актом приема-передачи государственного имущества от 28.04.2018; сообщением территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г. Ельце, Долгоруковском, Елецком, Измалковском, Становлянском районах от 01.08.2019.
Ответчик не представил суду доказательств разработки проектов организации зон санитарной охраны подземных источников питьевого водоснабжения, эксплуатируемых скважинами, расположенными на территории сельского поселения Колосовский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области в д. Поповка по ул. Дальняя (номер скважины по ГВК 42205824) и в д. Поповка по ул. Центральная (номер скважины по ГВК 42201609).
Суд приходит к выводу о том, что ответчиком в материалы дела не представлены достоверные и достаточные доказательства невозможности разработки проектов зон санитарной охраны на указанные выше скважины.
Так, п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусматривает необходимость разработки проектов ЗСО, в том числе для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны.
Ответчиком не оспаривался тот факт, что указанные выше скважины являются действующими.
Согласно п. 1.12 в состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованны с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями. Текстовая часть должна содержать анализы качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами.
При этом ссылка представителей ответчика на отсутствие сведений о качестве воды за последние три года, предусмотренные абз. 3 п. 2.1 приложения 1 СанПиН 2.1.4.1074-01, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Так, п. 2.1.1 приложения 1 СанПиН 2.1.4.1074-01 предусматривает выбор показателей, характеризующих химический состав питьевой воды, для проведения расширенных исследований, а не для организации проекта зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения.
Довод ответчика о невозможности выделения земельного участка для организации ЗСО основан на предположениях, поскольку из объяснений представителя администрации Елецкого муниципального района Липецкой области следует, что ответчик с заявлением о предоставлении земельного участка для обслуживания указанных в иске источников питьевого водоснабжения и организации зоны санитарной охраны не обращался.
Бездействие ответчика нарушает гарантированные статьей 42 Конституции РФ, статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" право граждан РФ (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду и среду обитания, на ее защиту от негативного воздействия хозяйственной деятельности, на стабильное и качественное удовлетворение жизненно-важных потребностей в питьевой воде.
На основании изложенного, суд находит исковые требования прокурора Елецкого района Липецкой области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При установлении конкретного срока для разработки проектов организации зон санитарной охраны подземных источников питьевого водоснабжения, суд исходит из объема работ, который следует совершить ответчику в целях устранения в полном объеме допущенных нарушений природоохранного законодательства, мнения помощника прокурора Елецкого района, объяснений представителя ответчика, поэтому для исполнения решения суда устанавливает срок 18 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Прокурор при подаче иска согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты государственной пошлины, размер которой на момент подачи иска следовало определять в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ как при подаче заявления неимущественного характера для физических лиц в размере 600 рублей (по двум заявленным требованиям), поскольку направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц, то есть физических лиц.
Таким образом, взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования городской округ город Елец Липецкой области подлежит государственная пошлина в размере 600 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать областное государственное унитарное предприятие «Елецводоканал» в течение восемнадцати месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать проекты организации зон санитарной охраны подземных источников питьевого водоснабжения, эксплуатируемых скважинами, расположенными на территории сельского поселения Колосовский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области в д. Поповка по ул. Дальняя (номер скважины по ГВК 42205299) и в д. Поповка по ул. Центральная (номер скважины по ГВК 42201609).
Взыскать с областного государственного унитарного предприятия «Елецводоканал» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ город Елец Липецкой области в сумме 600 (шестьсот) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий С.Н. Стрельцов
Решение в окончательной форме изготовлено 12 августа 2019 года.